Технологическая карта урока

3
0
Материал опубликован 13 December в группе

Технологическая карта урока


Учебный предмет

Учитель

Физическая культура

Голубева Людмила Михайловна

Класс


8 класс

Тип урока


Образовательно-тренировочный

Метод

Частично-поисковый, показ, инструктирование.

Проблемная ситуация


На каких дистанциях используется эстафетный бег?

Как правильно передавать эстафетную палочку?

Какова длина зоны передачи (коридора) эстафетной палочки? Для чего нужен коридор?


Тема урока


Овладение эстафетным бегом с передачей эстафетной палочки

Задача

Создать представление о технике эстафетного бега

Обучить передаче и приему эстафетной палочки

Обучить старту бегуна, принимающего эстафету

Обучить технике передачи эстафетной палочки на максимальной скорости в зоне передачи

Совершенствование техники эстафетного бега

Цель урока


Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

Методы обучения

Методы, направленные на совершенствование и развитие физических способностей учащихся:

Равномерный метод

Переменный метод

Повторный метод

Интервальный метод

Игровой метод

Соревновательный метод


Интересные факты

Говоря доступным языком, эстафетный бег  это передача эстафетной палочки от первого спринтера второму, от второго третьему, от третьего четвертому. Данный вид соревнований впервые был проведен еще в конце 19 века, а с начала 20 он официально включен в Олимпийскую программу.

Техника

Техника эстафетного бега не отличается от обычного спринтерского бега по дистанции. Наиболее совершенен способ передачи эстафетной палочки снизу без перекладывания палочки в другую руку. Бегун принимает старт на повороте, так же как и в беге на 200 м. Палочку он держит в правой руке тремя пальцами так, чтобы большой и указательный пальцы были свободны для опоры о землю. Палочка, направленная вперед, находится над стартовой линией.

Виды эстафетного бега

Эстафетный бег можно разделить на официальный спринтерский, который представлен на Олимпиадах, и любительский стайерский, который не имеет официального статуса, но уже приобрел большую популярность. Спринтерские эстафеты. Правила передачи эстафетной палочки Ст айерские эстафеты Спринтерские эстафеты. В олимпийскую программу входят две эстафетные дистанции: 4 по 100 и 4 по 400 метров.

Какой эстафетный бег не входит в программу Олимпийских игр?

К программам крупнейших легкоатлетических соревнований: Олимпийским играм, чемпионатам мира и первенствам континентов, включены два основных вида эстафетных дистанций: 4*100 м. 4*400 м. В связи с плотным графиком и неимоверной усталостью бегунов, иные виды эстафетных дистанций исключены из обязательной программы. Но всемирная легкоатлетическая федерация фиксировала рекорды в дисциплинах 4*200 м, 4*800 м. и 4*1500 м.


Планируемые результаты урока.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

Способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований;

 Способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

Способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

Понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,  психических и нравственных качеств;

Уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

Понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения;

Уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

Смыслообразование;

Аргументированное оценивание своих и чужих поступков в однозначных и неоднозначных ситуациях (вт.ч. учебных). Опираясь на общечеловеческие нравственные ценности);

Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности;

Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила техники безопасности.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы


Содержание педагогического взаимодействия


Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивация (самоопределение) к коррекционная деятельность (1-2 мин.)


Словесное приветствие.













Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

Обратить внимание на спортивную одежду, самочувствие, настроение обучающихся (1 мин.).

 Техника безопасности на уроке легкой атлетики.


"А знаете ли вы, что…!"

эстафетный бег  входит в программу Олимпийских игр?


Знакомство с темой и планом урока.

Что такое эстафета?

Какие виды эстафет вы знаете?


Разминка: СБУ и ОРУ:

Упражнения в ходьбе:

«Налево в обход шагом-МАРШ!»;

«Руки вверх, на носках –МАРШ!», «Без задания- МАРШ!»;

«Руки на пояс, на пятках –МАРШ!», «Без задания- МАРШ!»;

Руки на пояс, перекат с пытки на носок- МАРШ!», « Без задания- МАРШ!»;

Упражнения в беге:

«Правым боком скрестным шагом руки в стороны – МАРШ!», «Без задания- МАРШ!»;

«Левым боком скрестным шагом руки в стороны- МАРШ!» , «Без задания- МАРШ!»;

«Кру-ГОМ!»;

«Левым боком приставным шагом- МАРШ!», «Без задания- МАРШ!»;

«Правым боком приставным шагом- МАРШ!», «Без задания- МАРШ!»;

«Спиной вперёд- МАРШ!», «Без задания- МАРШ!»;

«Кру-ГОМ!»;

«Прыжками на левой-МАРШ!» «Без задания- МАРШ!»;

«Прыжками- МАРШ!» «Без задания-МАРШ!»;

«Прыжки на правой-МАРШ!» «Без задания-МАРШ!»

Специальные беговые упражнения ( 3 мин): 

с высоким подниманием бедра; 

с захлестыванием голени; 

приставным правым,

левым боком с хлопком над головой; 

на прямых ногах; 

спиной вперёд;

ускорение.

Деятельность учителя: организующая роль в выборе проводящего упражнения, корректировка выполнений упражнений.


Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.


Отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами.


Ответы на вопросы учителя (участие в диалоге).

1. Беговые упражнения необходимы для выработки правильной техники бега.

2. Цель эстафетного бега пронести эстафетную палочку по этапам и пересечь финишную прямую; Зона передачи эстафетной палочки = 20м.;

3. 4*100м, 4*400м, Шведская эстафета 800-400-200-100м.; Весёлые старты с элементами эстафеты.

4. Нельзя тыкать эстафетной палочкой. Соблюдать правильность передачи эстафетной палочки. Быть внимательным.



Сознательное выполнение упражнений






Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Метапредметные:

организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.






Определить последовательно-сть и приоритет разминки мышечных групп
















умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем (коммуникативные);

целеполагание;

коррекция.


Организовать детей.

Проверить готовность к уроку.


Создать позитивное настроение.








Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе, так и с учителем

II. Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (5-8 мин.)


Демонстрация образца

Решая эту задачу, необходимо: дать краткую характеристику эстафетному бегу; ознакомить занимающихся с историей эстафетного бега; рассказать правила соревнований; показать технику передачи эстафетной палочки различными способами; Методические указания: добиваться от занимающихся правильного представления об эстафетном беге; обращать внимание на главные моменты техники; убеждать занимающихся в значимости эстафетного бега для команды и как эффективного тренировочного средства.

Учащиеся внимательно слушают преподавателя. Задают вопросы.

По команде выполняют упражнения.

Корректируют себя во время выполнения. Соблюдение правил выполнения заданного двигательного действия, проявление  дисциплинированности.


Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:


Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

III. Локализация индивидуальных затруднений


Формулирование темы и целей урока (фронтально)

Технический аспект эстафеты ничем не отличается от спринтерского бега за исключением передачи палочки между участниками одной команды. В забеге принимают участие 4 спортсмена, которые распределяются по всей длине круга на расстоянии 100 метров между собой непосредственно перед стартом.

Участник, бегущий на первом этапе, занимает положение низкого старта. Эстафетная палочка находится в правой руке согласно правилам соревнований. По команде “на старт” спортсмен снимает тренировочный костюм и направляется на дорожку. Сигнал “внимание” звучит после того, как все бегуны первого отрезка зафиксируют положение тела. Сигнал “марш” выполняется выстрелом с пистона или махом флага.

Участники первого этапа бегут по виражу, поэтому после старта прижимаются к левой стороне дорожки, чтобы сократить длину дистанции. При этом наступать на левую линию дорожки запрещено.

Спортсмен на втором отрезке занимает положение высокого старта. Когда до участника второго этапа остается 20 метров, второй спортсмен начинает разбег. Сократив расстояние до нескольких метров 1 номер говорит “Оп” и выставляет правую руку с эстафетной палочкой вперед. Второй спортсмен отводит левую руку назад ладонью вверх. После передачи эстафеты спортсмен 1 этапа медленно останавливается и остается на своей дорожке. Получивший палочку бегун сокращает дистанцию до третьего спортсмена. Третий передает четвертому.

Когда четвертый участник команды получил эстафету, он начинает заключительный отрезок эстафеты. Ему не нужно передавать палочку, поэтому 4 отрезок показывает лучший результат. Как правило, на заключительный этап выставляется лидер, который обладает большей скоростью.

Финиширование в эстафете идентично бегу на короткие дистанции и производится тремя способами:

Пробеганием

Рывок грудью вперед

Финиш боком

После финиша легкоатлет постепенно снижает скорость, после чего переходит на ходьбу. Рекомендуется снижать скорость на протяжении 30-50 метров.


Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

Уметь договариваться в совместной  деятельности, взаимодействовать со сверстниками.

Находят адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.



Личностные:

проводят самооценивание, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Метапредметные:

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности.

Предметные:

повторяют понятия бег; старт; финиш;дорожка.


Создать проблемную ситуацию, подтолкнуть детей к осознанию необходимости в получении новых знаний.

IV. Построение проекта коррекции выявленных затруднений



организация проведения упражнений

Длина эстафетной палочки 28-30 см, окружность 12-13 см, а масса 50-150 грамм. Изготавливается из древесного, металлического или пластмассового материала в виде полой трубки. Цвет красный, желтый, оранжевый или любой другой, который будет легко различим для судей и болельщиков.


Эстафетная палочка должна находиться в руках участников команды от старта и до финиша. При этом существует правило, согласно которому передача осуществляется из правой руки в левую, а из левой в правую. Таким образом, с палочкой в правой руке бегут 1 и 3, а в левой 2 и 4 этапы.

Передача производится в 20-метровой зоне. Если эстафета была передана до или после указанной зоны команда дисквалифицируется. Палочка должна вкладываться в руку, т.е. ее нельзя бросать или перекатывать. Если палочка упала, то поднять ее разрешается спортсмену, который нес эстафету. В противном случае снимается вся команда.


Выполнение команд и заданий учителя.

восстанавливая дыхание. Развитие быстроты, ловкости, координации движений с помощью общеразвивающих упражнений.

умение интегрироваться в группу, строить взаимодействия, прогнозировать результат (коммуникативные).


умение правильно выполнять передачу эстафетной палочки

V. Реализация построенного проекта



Каждый спортсмен бежит по своей дорожке от 1 до 4 этапа. Каждый участник может бежать только один отрезок. Если эстафету пробежало 3 и менее человек, тогда команда снимается с эстафеты. Любое нарушение одного из спортсменов является поводом для дисквалификации всей команды.


умение воздействовать на организм в целях восстановления основных функциональных систем (личностные).


устранение типичных ошибок, при освоении техники двигательных действий.


умение оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность (личностные).


VI. Обобщение затруднений во внешней речи (4-5 мин.)


проверяет технику выполнения


Средства: передача и прием эстафетной палочки на месте с предварительной имитацией движений рук как при беге; то же, но на время; передача и прием эстафетной палочки в ходьбе; то же, но в медленном, а затем в быстром беге.

Методические указания: занимающиеся выстраиваются в две шеренги: первая - принимающая, вторая - передающая; расстояние между шеренгами 1,5 м, вторая шеренга смещена на корпус в левую или правую сторону в зависимости от того, в какой руке находится эстафетная палочка; занимающиеся выстраиваются по четыре человека в шахматном порядке на расстоянии 1,5 м друг от друга и передают эстафетную палочку; добиваться четкой передачи эстафетной палочки; следить за своевременным отведением руки назад; добиваться, чтобы передающий не протягивал руку с эстафетной палочкой вместе с сигналом «Хоп!».


Перекладывание эстафетной палочки с правой в левую руку на месте



Между забегами выполнение упражнений для восстановления дыхания.

Частная задача этапа: выполнить двигательные действия, развивать быстроту, ловкость.


умение правильно выполнять передачу эстафетной палочки

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4-5 мин.)


Деятельность учителя: фиксирует результаты, проверяет технику выполнения.


Средства: бег с высокого старта без опоры на руку и с опорой на руку; старт при выходе на прямую; старт при входе в поворот.

Методические указания: при овладении стартом на дорожке нужно добиться устойчивого и удобного положения на старте; научить принимающего эстафету бежать у внешней линии дорожки на втором и четвертом этапах и у внутренней - на третьем этапе; добиваться, чтобы не было перехода на другую дорожку.


Деятельность учащихся: Передача эстафетной палочки.


Методы: метод повторного упражнения.


УУД: умение правильно выполнять передачу эстафетной палочки (личностные).


VIII. Включение в систему знаний и повторение (7-8 мин.)


Объяснение и показ передачи и приема эстафетной палочки.


Средства: путем многократных пробежек на максимальной скорости установить расстояние от принимающего эстафету до контрольной отметки; передача эстафеты на максимальной скорости в зоне передачи.

Методические указания: многократное пробегание всей дистанции командой утомительно, поэтому передачу эстафеты лучше отрабатывать парами (связками - первый этап со вторым и третий этап с четвертым; на следующий день тренировать передачу второго с третьим этапом); тренировка в передаче всех вместе; последовательность тренировок можно менять.

Палочку держать за край, большая часть направлена вперед. Сигнал: «Хоп». Принимающий отводит выпрям.руку назад. Кисть опущена вниз, 4 пальца отведены наружу, большой палец в сторону бедра.

Упражнение №1

Передача эстафетной палочки из правой в левую руку на месте.

Упражнение №2

То же самое, но с имитацией бега, движение рук:

А) по команде учителя;

Б) по команде передающего.

Упражнение №3

То же самое, но с имитацией движений рук и ног при беге (на месте).

Упражнение №4

Передача эстафетной палочки правой рукой с одного шага.

Интервал между шеренгами 1-1,5 м.

Принимающие по команде отводят вниз– назад лев.руку. Когда рука зафиксирована, передающий снизу вкладывает в ладонь.

Упражнение №5

Передача и прием по сигналу учителя в ходьбе – парами.

Упражнение №6

То же, но сигнал дает передающий.

Упражнение №7: 2-3 колонны

Передача и прием в колоннах.

Упражнение №8

То же, но в ходьбе.

Упражнение №9 – в беге

Упражнение №10 – в медленном беге.


Деятельность учащихся: Передача эстафетной палочки.


Методы: метод повторного упражнения.


УУД: умение правильно выполнять передачу эстафетной палочки (личностные).


IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке


Деятельность учителя: организация диалога.

Деятельность учителя: постановка вопросов.

Частная задача этапа: устранение типичных ошибок, которые допускают учащиеся при освоении техники двигательных действий.


Сопоставление результатов и ответ на поставленный проблемный вопрос .

Частная задача этапа: сравнить эффективность техники передачи эстафетной палочки.

Вопросы:

Назовите самый интересный момент урока.

Назовите самый сложный момент урока.

Что вы считаете сложным элементом в эстафетном беге?



Домашнее задание.

Творческое задание. Ответ на вопросы: Для чего нужен эстафетный бег?



Деятельность учащихся: участие в диалоге.

Деятельность учащихся: ответы на вопросы.

УУД: умение оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность (личностные).


УУД: умение участвовать в диалоге, коллективно обсуждать поставленную задачу (коммуникативные).


Методы: словесный метод (диалог).


Самоанализ урока

Урок построен в соответствии с целями и задачами. Структура урока помогает решить цели и задачи урока. Все этапы урока построены в логике и обеспечивают их построение в соответствии с различными видами деятельности учащихся.

На первом организационном этапе была поставлена проблемная ситуация и выбраны средства для ее решения. Проведена психофизиологическая подготовка организма занимающихся к предстоящей нагрузке.

В основной части урока были проведены упражнения по закреплению низкого и высокого старта, контрольные забеги для сравнения эффективности разных видов старта и развития скоростно-силовых качеств.

Учащиеся показали качественное выполнение специальных упражнений. В контрольном забеге учащиеся показали стабильные и улучшенные результаты. В ходе опроса по сопоставлению различных видов старта учащиеся показали умение проанализировать эффективность различных видов старта.

В заключительной части для восстановления функциональных систем организма и приведения их в норму были проведены дыхательные и релаксационные упражнения.

В ходе рефлексии выявлен эмоциональный фон урока и трудные моменты для учащихся: хорошее настроение учащихся.

Самые большие трудности испытали учащиеся при выполнении низкого старта: постановка рук, ног, корпуса.

Оценивание проводилось по группам. Каждая группа дала оценку противоположной группе, а также анализировала свою деятельность в группе. Такое оценивание позволило увидеть результативность как в своей, так и в противоположной группе.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.