Технологическая карта урока по химии «Признаки и условия возникновения химических реакций» (9 класс)
Технологическая карта урока.
Темербаева Любовь Анатольевна, учитель химии, МБОУ Лицей №103 «Гармония», г. Железногорск, Красноярский край.
Тема урока: Признаки и условия возникновения химических реакций
Класс 8
Учебник О.С.Габриелян Химия 8 класс , Москва.
Цели урока:
Предметные результаты: выявлять признаки и условия, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта, называть признаки и условия протекания химических реакций
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД выделять общий признак, объяснять и строить рассуждения на основе сравнения явлений, выделяя при этом общие признаки
Регулятивные УУД анализировать, систематизировать
Коммуникативные УУД высказывать и обосновывать мнение (суждение), строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности
Личностные УУД способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Воспитательные задачи: Мотивировать на учебную деятельность.
Тип урока - открытие новых знаний
Оборудование:
Растворы: сульфата меди (II), гидроксида натрия, карбоната калия, соляной кислоты, роданида калия, хлорида железа (III). Лучинка, кусочек сахара, спиртовка, спички, пробирки.
Задания к уроку и ответы учащихся.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Достигнутый результат |
Мотивационный |
Демонстрирует два опыта: добавление в воду соли и активного металла. Вопрос: Предположите, получили ли мы новое вещество в том и другом опыте? Над чем мы будет думать сегодня? |
Наблюдают за ходом эксперимента, обсуждают результаты, выдвигают предположения. Кто- то отвечает "да" , кто-то "нет". Формулируют ответ на вопрос, думать будем над условиями и внешними изменениями , происходящими при взаимодействии веществ. |
Столкновение разного мнения учащихся и создание проблемной ситуации. Сформулирована тема урока. «Признаки и условия химических реакций». |
Этап организации и проведения |
Предлагает: 1. вспомнить правила ТБ. 2. провести лабораторные опыты в парах, на выявления признаков и условий хим. реакций: сульфат меди + гидроксид натрия, карбонат калия + соляная кислота, роданид калия + хлорид железа (III), нагревание лучинки, гидроксид меди (II) + соляная кислота, нагревание кусочка сахара. 3. оформить результаты в рабочей тетради (таблица) |
1. Вспоминают и озвучивают правила ТБ. 2. Проводят лабораторные опыты. 3.Записывают результаты в рабочей тетради. |
Выявляют признаки и условия, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта |
Организует обсуждение результатов эксперимента. Организует обсуждение, почему спиртовка не горит, пока её не подожжешь. |
Обсуждают и формулируют признаки и условия протекания химических реакций. Выпадение осадка, выделение газа, изменение цвета, выделение света и тепла, изменение запаха, растворение осадка. Условие – измельчение и соприкосновение реагирующих веществ. Если не реагируют вещества, их нужно нагреть до температуры воспламенения. |
Называют признаки и условия протекания химических реакций |
|
Рефлексивный этап |
Предлагает учащимся ответить на вопросы: Какова была тема урока? Какие цели были поставлены и достигнуты ли они? Над чем еще предстоит работать? Организует самооценку деятельности на уроке. Предлагает домашние задание. |
Отвечают на вопросы. Проводят самооценку. Записывают домашнее задание. |
Достигли поставленной цели: выявили признаки и условия протекания химических реакций. |
Самооценка на уроке происходит при сравнении своих записей с эталоном ответа, который формулируется при обсуждении результатов опытов и выводов.
На уроке в рабочей тетради учащиеся делают отчёт в форме таблицы
Опыт |
Что делали? |
Что наблюдали? |
1. |
Смешали растворы сульфата меди + гидроксида натрия в пробирке. |
Образовался осадок синего цвета. |
Вывод: признаки химических реакций - выпадение осадка, выделение газа, изменение цвета, выделение света и тепла, изменение запаха, растворение осадка.
Литература.
Солянкина Н.Л., Голубева Л.М. Проектирование уроков в контексте системно – деятельностного подхода: учебно-методическое пособие. – Красноярск: ККИПКиППРО, 2016. 96 с.
Ковель М.И. О применении логического приёма сравнения// Химия в школе, 2016, – № 7 – С.35–39.