Технологическая карта урока русского языка на тему «Понятие о союзе» (7 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс:7
Учебник (УМК): Русский язык. Практика.7 класс. Под редакцией С.Н.Пименовой.
Тема урока: Понятие о союзе
Тип урока: Изучение нового материала
Оборудование: Компьютер, проектор, слайдовая презентация, раздаточный материал.
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок
Учащиеся владеют :
• регулятивными УУД:
- умеют формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
• познавательными УУД:
умеют выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень); определять способы решения проблем под руководством учителя (1 уровень);
выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя (1 уровень);
формулировать новые знания совместными групповыми усилиями (2 уровень);
У учащихся недостаточно сформированы:
• личностные УУД:
проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу (1 уровень).
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень).
• коммуникативные УУД:
эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.
участвовать в коллективном обсуждении проблем (2 уровень);
Вид планируемых учебных действий |
Учебные действия |
Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УД |
• знают понятие «союз», используют его в собственной речи |
1 уровень — понимание, адекватное употребление в речи |
• знают роль союза в предложении, наблюдают за строением союзов |
2 уровень — воспроизведение |
|
• составляют предложения, работают с текстом |
3 уровень — реконструкция (преобразование) информации |
|
Регулятивные УУД |
• самостоятельно ставят новые учебные задачи путем постановки вопросов о неизвестном |
3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе усвоенного алгоритма действий |
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления |
3 уровень — самостоятельное действие учащихся на основе имеющихся знаний |
|
Познавательные УУД |
• извлекают необходимую информацию из параграфа учебника |
2 уровень — совместные (групповые), выполняемые под руководством учителя действия учащихся |
структурируют информацию в виде схемы |
2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
|
Коммуникативные УУД |
• готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции |
1 уровень — высказывать свою точку зрения по инициативе учителя 3 уровень – уметь использовать полученную информацию при создании собственных текстов ( в групповой работе) |
Личностные УУД |
• осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы |
2 уровень — выполнение учебного действия с использованием опорных слов |
проявляют устойчивый интерес к поиску решения проблемы
|
2 уровень – устойчивый познавательный интерес |
Этап урока, время этапа |
Задачи этапа |
Методы, приемы обучения |
Формы учебного взаимодей-ствия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивацион-но-целевой этап 10 минут |
• Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимися неполноты имеющихся знаний; • Вызвать познавательный интерес к проблеме; • Организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели |
Создание проблем-ной ситуации сомнения |
Фронтальная
Фронтальная
Индивиду-альная, фронтальная |
1. Сообщает детям, что речь на уроке пойдёт о семье. 2.Предлагает учащимся рассмотреть слайд, на котором изображён особняк семьи Самостоятельные и домик семьи Служебные и определить, верно или нет расселены «семьи». 3. Читает недописанную сказку собственного сочинения 4. Просит высказать мнение по поводу темы урока на основе прослушанной сказки. 5.Просит подобрать к слову «союз» слова - ассоциации
6. Предлагает дописать сказку.
7. Помогает в формулировке вопросов.
|
1 . Обдумывают информацию
2. Пытаются доказать своё мнение.
3. Слушают. Во время чтения помогают учителю, подсчитывая количество самостоятельных частей речи. 4. Высказывают мнения.
5. Подбирают к слову «союз» слова – ассоциации, создают кластер.
6. Учащиеся осознают неполноту своих знаний 7.Пытаются сформулировать вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы дописать сказку. |
Воспроизводить знания в устной и письменной форме Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное Личностные УУД: осознавать неполноту знаний, прояалять интерес к новому содержанию Регулятивные УУД: определять цели учебной деятельности Познавательные УУД: видеть проблему (осознавать возникшие трудности в решении задач при отсутствии необходимых знаний);
|
Ориентировоч-ный этап |
Организовать самостоятельное планирование и выбор методов исследования |
Беседа |
Фронтальная |
Задает вопрос о способах получения нового знания, необходимого для решения проблемы. Предлагает подумать, что может помочь в ответе на поставленные вопросы ( наблюдения; знания, полученные из разных источников информации, в частности, из учебника) |
Называют известные им методы исследования и определяют последовательность действий. |
Регулятивные УУД: планировать, т.е. составлять план действий с учетом конечного результата. Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в получении информации.
|
Поисково-исследователь-ский этап |
Организовать поиск решения проблемы |
Исследо-вание (сбор и анализ фактов, обобщение данных, формули-рование выводов |
Фронтальная
Фронтальная
Групповая
Фронтальная
Фронтальная
|
1.Предлагает провести лингвистический эксперимент. Составить схемы предложений, данных на доске, ( без предварительной записи) для определения роли союза в предложении. 2. Предлагает провести сопоставительный анализ
3. Предлагает самостоятельно добыть знания из учебника (работа в парах) 4.Спрашивает, что для детей оказалось известным, новым, противоречащим первоначальному мнению, интересным? 5.Сообщает о делении союзов в зависимости от употребления на одиночные, повторяющиеся, двойные |
1.Составляют схемы предложений, сверяются с доской, делают выводы.
2.Проводят сопоставительный анализ. Учащиеся осознают неполноту своих знаний 3.Читают параграф 148, делая пометки на полях учебника, заполняя таблицу (Инсерт) 4.Делают выводы по таблице.
Делают записи. |
Познавательные УУД: проводить эксперимент, структурировать знания, строить логическую цепь рассуждений ,обобщать полученные данные, делать выводы; Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Предметные УД: формулировать определение нового понятия; искать и выделять необходимую информацию; выборочно записывать необходимую информацию пересказывать текст;
Регулятивные УУД: проявлять способность к мобилизации сил и энергии для достижения поставленной цели.
|
Практический этап |
обеспечить применение полученных знаний |
Решение творческой задачи |
Групповая
Индивидуальная |
1.Предлагает составить правила семьи, работая в группах. Обязательно употребить в полученных предложениях союзы как простые, так и составные. 2. С целью проверки полученных знаний предлагает выполнить тест |
Работают в группах. 1.Составляют «Правила семьи».
2.Выполняют тест с последующей взаимопроверкой, сверяются с доской. |
Познавательные УУД: - подведение под понятия, выведение следствий. Предметные УД: - уметь употреблять союзы в речи, грамотно строить предложения с союзами, правильно их писать, различать в зависимости от строения и употребления. Коммуникативные УУД: -уметь работать в команде, уметь отобразить свои чувства, мысли в речевом высказывании |
Рефлексивно-оценочный этап |
осмысление процесса и результата деятельности |
Создание письмен-ного текста |
Фронтальная ,
Групповая, индивидуальная |
1. Предлагает вернуться к вопросам и оценить факт достижения цели урока. 2.Предлагает дописать сказку. 3. Оценить свою работу на |
1. Оценивают степень достижения цели 2. Пишут тексты, зачитывают их в группе, выбирают наиболее удачные, читают классу, слушают друг друга |
Регулятивные УУД: зафиксировать факт завершения действий Коммуникативные УУД: адекватное отображение своих чувств, мыслей в |
|
|
|
уроке |
3. Каждый оценивает свою работу сам. |
речевом высказывании |
Галина Меркулова