Технологическая карта урока № 2 математик Деление с остатком 3 класс в технологии тркм
Паспорт урока математики в 3 классе
Тема урока: | Деление с остатком. Урок № 2. |
Учитель | Иванова Юлия Александровна |
Школа | МАОУ «СОШ № 28» г.Сыктывкар |
Образовательная цель | Формирование познавательной культуры личности, развитие теоретического мышления третьеклассников на основе осмысления способа деления с остатком. |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: Личностные результаты: Объясняет, обосновывает ценность и значимость умения делить с остатком для каждого человека и для себя лично. Проявляет устойчивый интерес к выполнению заданий на уроке. Познавательные УД: Анализирует полученную информацию, сравнивает и делает обоснованные выводы. Воспроизводит новое понятие по памяти. Выполняет задания с применением предъявляемых требований. Коммуникативные УД: Выполняет задание в сотрудничестве с одноклассниками. Проявляет ответственность и инициативность в достижении результата работы в паре. Регулятивные УД: Участвует в постановке учебной задачи урока. Дает обоснованную оценку результатов своей деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты: Объясняет решение примеров с остатком с использованием схематического рисунка. Использует разные виды записи примеров на деление с остатком. Понимает, что такое остаток. |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Деление с остатком» | Ученик научится: выполнять деление с остатком и моделировать этот вычислительный прием с помощью предметов и схематических рисунков. Ученик получит возможность научиться: Разъяснять смысл деления с остатком и его проверку. |
Программное содержание | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком |
План изучения учебного материала | 1. Повтор алгоритма деления с остатком. 2. Правило - Остаток должен быть меньше делителя. |
Основные понятия | Деление с остатком. Остаток всегда меньше делителя. |
Тип урока | ОНЗ – открытие новых знаний |
Форма урока | Урок – исследование. |
Образовательная технология | Технология развития критического мышления. |
Оснащение урока | Раздаточный дидактический материал (Приложение). Мультимедийная техника (проектор). Учебник «Математика 3 кл, часть 2». Автор: М.И.Моро и др. 2019 г. Электронное приложение к учебнику математики. |
Домашнее задание | запомнить правило стр. 27; стр.27 № 4 или творческое задание – раскраска (приложение 1) |
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент - 3 мин)
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
-Прозвенел звонок,
Начался урок!
Проверим все ли в порядке
Книжки, ручки и тетрадки.
Ребята, я желаю, чтобы урок вам принес радость. Для этого я приготовила много интересного!
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1 ЭТАП - Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | ||||||||
1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку 2. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | | | Взаимодействовать с учителем в фронтальном режиме | Слушать учителя. Строить монологическое высказывание | Оценивать свою готовность, настрой на работу. Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. | уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие. | ||
| | | | | | |
Стадия вызова.
Отгадайте загадки:
Меж друзьями поделить
Знак поможет ….(разделить).
Не все в этом действии гладко
То – целиком, то – с остатком.
В несколько раз уменьшение
Выполнит вам - ….(деление)
Если меньше стало быть,
Числа будем мы ….(делить).
- О каком математическом действии были отгадки?(деление)
На доске: 15:2=7(ост.1)
- Как называется эта запись? (деление с остатком)
- Какая тема нашего урока? (деление с остатком - на доске)
Это новая тема? (Нет, на прошлом уроке начали знакомство).
- Как вы думаете, вы уже всё узнали про деление с остатком? (нет)
- Хотите открыть новые знания? (да)
- Какие цели поставим перед собой? (на доске)
ХОЧУ
НАДО
МОГУ (хором – я хочу все знать)
(например: Мне надо научиться считать примеры и задачи на деление с остатком. Я хочу открыть новые знания о делении с остатком, )
а. «Толстые – тонкие вопросы»
- Какое действие обратное делению?
- Что такое частное?
- Верно ли, что если 35 : 7, получится 5?
- Как называются компоненты при делении с остатком?
- Как найти неизвестное делимое? (Надо делитель умножить на частное).
- А как найти неизвестный делитель? (Надо делимое разделить на частное.)
- Что, значит, разделить одно число на другое с остатком? (Это, значит, найти, сколько «полных» раз делитель содержится в делимом и сколько останется.)
- Что мы должны знать, чтобы правильно выполнить деление с остатком? (алгоритм).
- Посмотрим, как вы запомнили алгоритм. Работа в парах. Составить алгоритм из карточек.
1. Определи табличный ли это случай,
2. Если внетабличный, найди самое большое число, которое содержится в делимом и
делится на делитель без остатка.
3.Данное число делим на делитель. Это есть частное.
4.Вычитаем из делимого наибольшее число – получаем остаток.
- Оцените свою работу в паре с помощью цветных кружочков
(Приём «Зажигаем огоньки»)
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||
2 ЭТАП – Стадия вызова. | |||||||||
Дает задания на актулизацию знаний и способов деятельности и мыслительных операций. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. Контролирует процесс составления алгоритма. | Актуализация знаний - о табличных случаях деления, - названии компонентов при делении, связи между компонентами деления. - об алгоритме деления с остатком. Тренировка вычислительных навыков. Восстанавливают алгоритм, который будут уточнять. | -обеспечить восприятия устного приёма деления с остатком; - создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. - организовать постановку цели урока, -установить тематические рамки; | Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме, отвечают на вопросы учителя. Работают с информацией, выполняют задания в парах, проговаривая правила. | Слушать понимать речь учителя и других. Строить монологическое высказывание. Использовать речь для регуляции своего действия. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах и следовать им. | Формулируют тему и цель урока. | Контролировать этапы учебной деятельности. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. |
3. Стадия «Осмысление»
«Мозговой штурм», работа в группах.
- Ребята, Знайка и Незнайка решали примеры и на одном примере возник спор, не могут определить, кто решил верно (слайд 13:4=2 (ост.5) и 13:4=3 (ост.1)
-У них одинаковые выражения, а результаты разные.
- Чтобы выяснить, кто прав, вы сейчас проведёте мини-исследование. Выберете свой способ решения и сделайте вывод. Потом мы заслушаем ваши выводы. Будете работать в группах.
- Вспомним правила работы в группах.
На столе у каждой группы эталон.
Задание группам: Проведите мини-исследование: «При решении примеров на деление с остатком каким должен быть остаток?», для исследования можете использовать полоски.
(У каждой группы инструкция и лист для доказательства) 13:4=
Измерьте и узнайте сколько раз по 4 см содержится в этой полоске?
- Чему равна длина полоски?
- сколько раз по 4 содержится в 13?
- А сколько см осталось?
- Какое решение запишем?
- что в записи означает 13? 4? 3? 1? Прочитайте выражение по-разному.
Выберите правильный ответ и докажите всем.
1) остаток должен быть равен делителю.
2) остаток должен быть больше делителя.
3) остаток должен быть меньше делителя.
Мозговая гимнастика - физминутка
а) Ленивые восьмерки (Упражнения активизируют структуру головного мозга, повышают устойчивость внимания).
б) Уронить голову, дышать глубоко. Расслабить плечи.
Голова медленно качается. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию
(Упражнения стимулируют мыслительные процессы)
Создаёт условия для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Выполняют движения | Регулятивные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении. |
Дети обосновывают свои выводы поочерёдно. Приводят доказательства.
На доске выводы групп.
- К какому общему выводу пришли?
Вывод: Остаток должен быть меньше делителя.
- Откроем учебник на стр.27 и сравним наш вывод с правилом .(Работа с учебником)
- Этот вывод добавим в алгоритм 5 пунктом – «Проверяем, остаток должен быть < делителя».
- Кто же решил верно? (Знайка)
-Оцените свою работу с помощью волшебных линеечек. У каждого из вас карточка, на которой две линеечки. С помощью первой оцените свою работу, насколько каждый из вас был полезен своей группе при решении задачи. С помощью второй линеечки оцените работу своей группы. Насколько дружно и слаженно работала ваша группа.
Приём «Волшебная линеечка» (При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше).
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
3 ЭТАП – Стадия осмысления | ||||||||||
1. Создает положительную мотивацию самостоятельного изучения материала по теме. 2. Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. 3. Помогает сформулировать правило. | Осуществляют логические действия; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Строят логическую цепь рассуждений, доказательство; используют математическую терминологию. | Анализируют выполнение пробного действия. Умение проводить сравнения по заданным критериям. | Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме. Описывают шаги при решении пробного действия. Решают в группах и представляют решение с последующей проверкой | Слушать и понимать речь учителя и учеников. Строить монологическое высказывание. Работать в группе; уважать мнение других участников образовательного процесса. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. | Ориентироваться в учебнике; контролировать учебные действия; осознавать правило контроля и успешно использовать его в решении учебной задачи. Постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание. |
Физминутка
- Мы проделали очень важную работу. Предлагаю немного отдохнуть.
Создаёт условия для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Выполняют движения | Регулятивные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении. |
– Закрепим полученные знания. Работа в парах.
Задание: - Ещё раз проговорите друг другу алгоритм деления с остатком. (Приём «Взаимопроверка»)
- Пользуясь алгоритмом, помогите Незнайке. Нужно проверить его работу (Приём «Найди ошибку»).
12 : 5 = 2 (ост.2)
23 : 3 = 7 (ост.2)
33 : 4 = 8 (ост.3)
17 : 7 = 3 (ост.3)
Неверно выполненные задания решить в тетради, быть готовыми объяснить правильное решение
Работают с данным заданием. Учащиеся высказывают, какие ошибки заметили в работе Незнайки, находят и исправляют ошибки. Объясняют, сравнивают решение с одноклассниками.
- Оцените свою работу на данном этапе урока солнышком (Приём «Солнышко»).
Если всё правильно – улыбающееся
Если допущены 1-2 ошибки – то серьёзное
Если допущено больше 2 ошибок – грустное солнышко.
- Встаньте, кто нарисовал улыбающееся солнышко.
- А теперь, кто серьёзное солнышко.
- Молодцы.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
Проверяет понимание способа действия. Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. | Проговаривают алгоритм деления с остатком. Используют полученные знания при выполнении задания. | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. | Слушают друг друга. Дополняют. Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме. Описывают шаги при выполнении задания. | Строить речевое высказывание в устной форме, обмениваться мнениями, уважать мнение других, могут работать в паре. Участвовать в коллективном обсуждении. | Отвечают на вопросы учителя. Адекватно проводят оценку результатов своей учебной деятельности. | Принимать и сохранять учебную задачу. Контролировать действия партнёра Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
4. Стадия рефлексии.
Решение задачи № 2 стр.29.
- Прочитайте задачу.
-Назовите общее количество самолётов.
-По сколько их надо разделить?
- Сделаем схематический рисунок.
- Сколько троек самолётов поднялось в небо?(6).
- Сколько самолётов осталось? (2).
- Запишите решение задачи выражением. (20 : 3 = 6 (ост.2)
- Каким еще способом можно узнать, сколько троек в 20 самолетах? (вспомнить наибольшее число до 20, которое делится на 3).
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
Первичное закрепление. | ||||||||||
Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Направляет учащихся на верный путь решения. | Проговаривают алгоритм работы при решении примеров. | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. | Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме. Описывают шаги при решении задачи. Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы друг друга. Дополняют. | Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание. участвовать в коллективном обсуждении. | Работают по выведенному алгоритму. Отвечают на вопросы учителя. Оценивают результаты своей деятельности. | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
Самостоятельная работа.
А теперь выполните задание «Верные и неверные высказывания»
Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, они ставят знак +, если нет – знак -.
Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя(+).
23:3=6 (ост.5)(-)
Чтобы найти остаток, надо из делителя вычесть частное.(-)
При делении на 3 могут получиться остатки 0, 1, 2(+).
Разложили 11 помидоров в 3 тарелки поровну, получили на каждой тарелке по 4 помидора и еще 2 осталось. (-)
-Поменяйтесь друг с другом и проверьте по эталону. (Приём «Взаимопроверка по эталону»)
- Оцените свою работу на данном этапе урока солнышком (Приём «Солнышко»).
Если всё правильно и нет вопросов – улыбающееся
Если допущены 1-2 ошибки, есть вопросы – то серьёзное
Если допущено больше 2 ошибок, есть вопросы – грустное солнышко.
- Встаньте, кто нарисовал улыбающееся солнышко.
- А теперь, кто серьёзное солнышко.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
Самостоятельная работа с взаимопроверкой и самооценкой. | ||||||||||
Формулирует задание. Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Проверяет понимание способа действия. | применяют новый способ; выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. | Способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи | Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание, участвовать в коллективном обсуждении. | Работают по выведенному алгоритму. Оценивают результаты деятельности друг у друга – взаимооценка и взаимоконтроль. Оценивают результаты своей деятельности, сравнивают с эталоном. | Адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок. Контролировать действия партнёра |
Рефлексия деятельности.
Итак, наш урок подходит к концу. А сейчас давайте с вами вернёмся к цели нашего урока.
- Как вы, считаете, мы, достигли цели? (Да).
- Докажите (Мы открыли новое знание про деление с остатком).
- Какие правило должны помнить, решая примеры на деление с остатком? (Остаток должен быть меньше делителя)
- А сейчас возьмите магнитик и поставьте у тех слов, которые вам больше подходят к окончанию урока (Приём «Зажигаем огоньки»).
Урок полезен, всё понятно….
Лишь кое-что чуть-чуть неясно…
Ещё придётся потрудиться….
Да, трудно всё-таки учиться…..
Домашнее задание запомнить правило стр. 27; стр.27 № 4 или творческое задание – раскраска по теме «Деление с остатком»(приложение 1)
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
ЭТАП – Рефлексия деятельности. Домашняя работа | ||||||||||
Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей Обеспечивает понимание выполнения домашнего задания | Подводят итог под руководством учителя Ориентируются в своей системе знаний. Записывают задание, | Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. | Отвечают на вопросы учителя. Дополняют. | Слушать и понимать речь учителя. | Оценивают собственную деятельность на уроке. Осуществляют самооценку. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |