Технологическая карта урока № 3 математика Деление с остатком закрепление
Тема: Деление с остатком. Закрепление.
Паспорт урока
Тема урока: | Деление с остатком. Закрепление |
Учитель | Иванова Юлия Александровна |
Школа | МАОУ «СОШ № 28» г.Сыктывкар |
Образовательная цель | Закрепить вычислительные навыки и умение выполнять деление с остатком; решать задачи на деление с остатком. |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: Личностные результаты: Объясняет, обосновывает ценность и значимость умения делить с остатком для каждого человека и для себя лично. Проявляет устойчивый интерес к выполнению заданий на уроке. Познавательные УД: Анализирует полученную информацию, сравнивает и делает обоснованные выводы. Воспроизводит новое понятие по памяти. Выполняет задания с применением предъявляемых требований. Коммуникативные УД: Выполняет задание в сотрудничестве с одноклассниками. Проявляет ответственность и инициативность в достижении результата работы в паре. Регулятивные УД: Участвует в постановке учебной задачи урока. Дает обоснованную оценку результатов своей деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты: Знает и применяет алгоритмом деления с остатком, решает и составляет задачи на деление с остатком. Применяет навыки владения приёмами табличного и внетабличного умножения и деления. |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Деление с остатком» | Ученик научится: выполнять деление с остатком и моделировать этот вычислительный прием с помощью предметов и схематических рисунков, решать задачи изученных видов; работать в парах, группах; выполнять задания творческого и поискового характера. Ученик получит возможность научиться: Разъяснять смысл деления с остатком и его проверку. |
Программное содержание | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком |
План закрепления учебного материала | 1.Проверка Д/З. Актуализация опорных знаний и способов действий. 2. Комплексное применение и систематизация знаний. 3.Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности. 4.Информация о домашнем задании. 5.Рефлексия учебной деятельности. |
Основные понятия | Остаток. Деление с остатком. |
Тип урока | Закрепление. |
Форма урока | Урок – игра. |
Образовательная технология | Игровые технологии |
Оснащение урока | Раздаточный дидактический материал (Приложение). Мультимедийная техника (проектор). Учебник «Математика 3 кл, часть 2». Автор: М.И.Моро и др. 2019 г. Электронное приложение к учебнику математики. |
Домашнее задание | Д/з с.28 №5,6. или творческое задание – сделать карточку для соседа по теме «Деление с остатком» 10 выражений. |
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент – 1-2 мин)
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Организационный этап.
Итак, друзья, внимание-
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее-
Начнём скорей урок
Глаза смотрят и всё видят.
Уши слушают и всё слышат.
Сначала думаю, а потом говорю.
Помню, что в классе я не один,
Умею слушать мнения других.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1 ЭТАП - Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | ||||||||
1. Приветствует учащихся, наблюдает за организацией учащимися рабочего места. 2. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | | | Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме | планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; уметь оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. | выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. | Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку. | ||
| | | | | | |
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
- Проверим д/з. Быстро проверьте себя. Посмотрите на Слайд. Сравнивают с правильным ответом.
- Какие знания и умения помогли вам выполнить домашнее задание?
- Какие затруднения у вас возникли?
- Над чем нужно поработать, чтобы этих ошибок больше не было. (Больше работать, учить таблицу умножения)
- С такими критериями вы согласны?
Ставят соответствующую оценку (Приём «Проверка по образцу»).
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||
2.Проверка Д/З. | |||||||||
Организует проверку д/з по образцу. Организует фиксацию учащимися затруднений и выявление ошибок. | Проверка д/з, сравнение с образцом, выявление ошибок | использовать знаково-символические средства, проводить сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать. | Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме. | уметь слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; | Проверяют задания, соотносят с образцом, самооценивание. | контролировать процесс и результат деятельности; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникшие трудности искать способы их преодоления; |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Над какой темой мы работали на прошлых уроках? (Деление с остатком)
-А чтобы узнать тему сегодняшнего урока, нужно выполнить задание.
- Посмотрите на записи, как мы их называем? (выражения)
- Какое задание можно с ними выполнить?(разделить на группы, найти значения выражения).
- Найдите значения выражения, ответы расставьте в порядке убывания, числа соотнести с буквами.
6 примеров (запись на доске):
72:6 16*4 88:44 90:18 29*0 52:4
(Ученики решают по 1 примеру на доске, остальные - записывают в тетрадь.)
На доске:
12 | 5 | 64 | 0 | 13 | 2 |
Е | Л | З | Е | К | Н |
З . К . Е . Л . Н . Е
- Каждому ответу соответствует буква, но некоторые буквы пропущены. Посмотрите, какое слово получится. (При необходимости написать какую-либо пропущенную букву). (Закрепление).
- Верно. Тема нашего урока: «Закрепление» (открывается тема урока).
- Ребята, а какой же мы будем закреплять материал? Какая цель нашего урока? (Закреплять умение выполнять деление с остатком и делать проверку)
- Отгадайте загадку и узнаете с чем будет связан наш урок.
Болеть мне некогда, друзья,
В футбол, хоккей играю я.
И очень я собою горд,
Что дарит мне здоровье … (Cпорт)
- Я знаю, что многие из вас любят заниматься спортом? Посещают разные спортивные кружки и секции. Сегодня мы с вами будем спортсменами и попробуем себя в разных видах спорта.
- Каким спортивным предметом вы больше всего любите играть?(мячом)
- Сегодня у вас будет возможность собрать свой мяч. Мяч будете собирать из частей – секторов (5 частей). Чтобы собрать мяч, нужно выполнить задания или сделать новое открытие
- Посмотрите на мяч.
- Сколько частей?(5)
-Столько и этапов работы на уроке. После каждого этапа будете себя оценивать – закрашивать сектор мяча:
- красным цветом, если было трудно и много ошибок
- оранжевым, если было трудно, но ошибок немного
- зеленым, если было легко и все выполнено правильно.
- в конце урока посмотрим, у кого какой мяч получился.
Оцените свою работу на данном этапе - Закрасьте сектор мяча.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | ||||
3. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | |||||||||
1. Дает задания на актуализацию знаний и способов деятельности и мыслительных операций. 2.Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. | Актуализация знаний - внетабличные случаи умножения и деления, - Тренировка вычислительных навыков. - выполняют у доски с комментированием | отрабатывать вычислительные навыки, развивать логическое мышление; структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. | Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме. Объясняют свои действия у доски. | Слушать понимать речь учителя и других. Строить монологическое высказывание. Использовать речь для регуляции своего действия. | Отвечают на вопросы о шагах учебной деятельности. Оценивают результаты своей деятельности. | принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; уметь формулировать тему урока, целеполагание. |
4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые)
- Отгадайте загадку и узнаете первый вид спорта.
Зеленый луг,
100 скамеек вокруг.
От ворот до ворот
Бойко бегает народ.
На воротах этих –
Рыбацкие сети. /футбол/ .
- Итак, ребята сейчас поиграем в «Математический футбол». Футбол - спортивная игра, на травяном поле, от 6 до 11 человек в каждой команде.
В 2021-м году летом проводился чемпионат Европы по футболу. Чемпионат Европы проходил в 11 городах разных стран.
А вы ребята готовы к нашей игре «Математический футбол». Тогда начнем наш матч.
- Итак, первый тайм. Игра «Математический футбол»
- Ваши руки – это ворота. Локти стоят на столе. Я буду вам забивать «голы» из математических примеров. Если в частном есть остаток, то вы закрываете ворота, опуская правую руку на парту. Проверим, кто из вас лучший вратарь – математик.
21 : 7 =
16 : 5 =
45 : 8 =
36: 9 =
31 : 5 =
72 : 8 =
56 : 7 =
42 : 8 =
18 : 2 =
65 : 8 =
19 : 3 =
13 : 3 = и т.д
- Что вам помогло справиться с заданием? (знание таблицы умножения и алгоритма деления с остатком)
-Давайте вспомним алгоритм деления с остатком. Закончите предложения.
1. Определи…
2. Если внетабличный…
3.Данное число… делим на делитель. Это есть частное.
4.Вычитаем …
5. Остаток …
Оцените свою работу на данном этапе - Закрасьте сектор мяча:
Давайте, отдохнем, футболисты - ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
| Выполняют движения | Регулятивные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении. |
- А тем, временем мы начинаем второй тайм!
Во втором тайме голы забиваете вы, надо вставить пропущенные цифры, чтобы запись была верной. Письменно. Работа в парах.
- Как выполните, готовность покажите жестом «Мы готовы» («домик»)
2__ : 3 = 7(ост.2)
4 ___ : 7 =____ (ост.5)
77 : ___ =____ (ост.5)
5__: 9 = 6 (ост.3)
65 : __= 8 (ост.1)
17 : __=___(ост. 2)
Проверка по эталону. (Приём «Проверка по эталону»)
- Что вам помогло справиться с этим заданием? (знание таблицы умножения и алгоритма проверки деления с остатком)
- Вспомним алгоритм проверки деления с остатком. 1 ученик возле доски – работа с карточками, остальные на листочках(Приложение 2). Проверяем вместе. (Приём «Коллективная проверка»)
Алгоритм проверки деления с остатком
1. Сравни делитель и остаток (остаток должен быть меньше делителя)
2. Делитель умножь на частное.
3. К полученному результату прибавь остаток.
4. Сделай вывод.
- Повторим все хором.
Оцените свою работу на данном этапе - Закрасьте сектор мяча :
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
4 ЭТАП - Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) | ||||||||||
1. Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. 2.Организует коллективную проверку задания. 3.Помогает сформулировать правило. 4.Контролирует процесс составления алгоритма. 5.Направляет учащихся на верный путь решения. | применяют изученные способы при выполнении заданий; выполняют работу, анализируют. Проговаривают алгоритм работы при решении примеров. | Устанавливать аналогии. Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы друг друга. Дополняют. | Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении. | Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контролируют, корректируют, Оценивают результаты своей деятельности, сравнивают с эталоном. | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок. |
в изменённой ситуации (конструктивные)
- В футбол поиграли, голы забили, а сейчас следующий вид спорта отгадайте.
Ему бассейн так приглянулся –
Он тут же в воду бултыхнулся,
Помчался стилем баттерфляй,
Теперь спортсмена отгадай… (Пловец)
- Как называется вид спорта? (плавание)
- Все вы любите плавать и ходить в бассейн. А вы знали что, плавание – красивый вид спорта, который очень благотворно действует на весь организм. Плавание улучшает кровообмен, стимулирует сердечную деятельность, укрепляет дыхательную систему, костную ткань, позвоночник, формирует осанку, улучшает общее самочувствие. Это один из самых доступных видов спорта, поскольку плаванию можно научить даже маленького ребенка, который благодаря нему физически быстро окрепнет.
- Посмотрите на запись, как она называется? (задача)
- Вспомните и назовите из чего состоит задача. (условие, вопрос).
- прочитайте:
Задача.
К соревнованиям по плаванию готовились 13 спортсменов. Им надо разбиться на тройки. Сколько получится троек? Сколько спортсменов не войдет в тройку?
- Можно ли сделать рисунок к задаче? (Да)
- Представьте себя пловцами, запишите решение и ответ задачи самостоятельно.
- Поменяйтесь тетрадками, проверим задачу.
(Приём «Взаимопроверка»)
Оцените свою работу на данном этапе - Закрасьте сектор мяча :
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
закрепление в измененной ситуации (конструктивные). | ||||||||||
1.Организует самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2.Организует сопоставление работы с эталоном для взаимопроверки. | отрабатывают вычислительные навыки; решают задачу | извлекать необходимую информацию из текстов; использовать знаково-символические средства; владеть способами выполнения заданий поискового характера | Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы друг друга. Дополняют, осваивают навыки сотрудничества в учебной деятельности; | применять изученные правила общения, уметь работать в паре, коллективе уважать мнения других участников образовательного процесса; формулировать и аргументировать свою позицию относительно обсуждаемой проблемы; уметь слушать, вести диалог. | Работают по выведенному алгоритму самостоятельно Анализируют и решают задачу Осуществляют само- и взаимоконтроль. | Принимать и сохранять учебную задачу. осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата; контроль, коррекция, оценка; волевая саморегуляция в ситуации затруднения Адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. |
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
- Послушайте про следующий вид спорта:
Гоняют клюшками по льду
Её у нас всех на виду.
Она в ворота залетит,
И кто-то точно победит. (Хоккей)
- Хоккей – такая командная спортивная игра, которая помогает приобрести силу и выносливость. Хоккей на траве возник в индейских племенах в Канаде более ста лет назад. Сначала это была игра только для мужчин, а с 1998 года в неё играют и женщины.
- Кем вы будете на этом этапе?(хоккеистами) Выполните практическое задание в командах. (Приложение 4). Посчитайте, сколько коробок для шайб понадобится. (Работа в группах)
- По готовности – жест «Домик»
Практическая работа в группах.
Шайбы упакованы в коробки по 5 штук. Сколько коробок понадобится для шайб. А сколько не уместится?
Шайбы | Коробки | Остаток |
11 | | |
16 | | |
8 | | |
13 | | |
27 | | |
34 | | |
43 | | |
- Проверка по эталону. (Приём «Проверка по эталону»)
- Оцените свою работу на данном этапе - Закрасьте сектор мяча.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
6 ЭТАП - Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. | ||||||||||
Формулирует задание, наблюдает за выполнением задания | применяют изученный способ; выполняют работу в группах, анализируют, контролируют и оценивают результат | уметь проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию; извлекать необходимую информацию из текстов; использовать знаково-символические средства; владеть способами выполнения заданий поискового характера, базовыми предметными понятиями. | Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме. Взаимодействуют друг с другом в группах. Применяют правила поведения в группах. | уметь слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; уметь работать в группе, | Работают по выведенному алгоритму. Оценивают результаты деятельности гуппы, сравнивают с эталоном. | Адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок. |
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Д/з с.28 №5,6. или творческое задание – сделать карточку для соседа по теме «Деление с остатком» 10 выражений.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
6 ЭТАП - Домашняя работа | ||||||||||
Обеспечивает понимание выполнения домашнего задания | Записывают задание, | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. | Отвечают на вопросы учителя. Дополняют. | Слушать и понимать речь учителя . | Оценивают результаты своей деятельности, сравнивают с эталоном. | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Какая была тема урока? Мы достигли целей урока, которые ставили в начале урока?
- Чем интересен был сегодняшний урок?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы думайте, где пригодятся наши сегодняшние знания?
- Кто доволен своими успехами?
- Посмотрите на мячи. Проанализируйте свою работу на уроке. Самоанализ. Выставим оценки.
| | | - «5» |
| | |
- «4» |
| | | - «3» |
- А теперь нарисуйте на мячах ваше настроение на уроке.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||||
8 ЭТАП - Рефлексия деятельности. | ||||||||||
Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей. | Подводят итог под руководством учителя | Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы друг друга. Дополняют. | Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении. | Отвечают на вопросы учителя. Осуществлять самоконтроль. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
- Урок окончен. Спасибо за урок.