Технологическая карта урока № 1 математики Деление с остатком ОНЗ 3 класс

3
0
Материал опубликован 13 June

Паспорт урока математики в 3 классе


Тема урока:

Деление с остатком, урок № 1

Учитель

Иванова Юлия Александровна

Школа

МАОУ «СОШ № 28» г.Сыктывкар

Образовательная цель

Формирование познавательной культуры личности, развитие теоретического мышления третьеклассников на основе осмысления способа деления с остатком.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

Личностные результаты: Объясняет, обосновывает ценность и значимость умения делить с остатком для каждого человека и для себя лично. Проявляет устойчивый интерес к выполнению заданий на уроке.

Познавательные УД: Анализирует полученную информацию, сравнивает и делает обоснованные выводы. Воспроизводит новое понятие по памяти. Выполняет задания с применением предъявляемых требований.

Коммуникативные УД: Выполняет задание в сотрудничестве с одноклассниками. Проявляет ответственность и инициативность в достижении результата работы в паре.

Регулятивные УД: Участвует в постановке учебной задачи урока. Дает обоснованную оценку результатов своей деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты: Объясняет решение примеров с остатком с использованием схематического рисунка. Использует разные виды записи примеров на деление с остатком. Понимает, что такое остаток.

Программные требования к образовательным результатам раздела «Деление с остатком»

Ученик научится: выполнять деление с остатком и моделировать этот вычислительный прием с помощью предметов и схематических рисунков.

Ученик получит возможность научиться:

Разъяснять смысл деления с остатком и его проверку.

Программное содержание

Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком

План изучения учебного материала

1.Понятие «остаток».

2. Алгоритм деления с остатком.

Основные понятия

Остаток. Деление с остатком.

Тип урока

Изучение нового материала.

Форма урока

Урок – исследование.

Образовательная технология

Технология проблемного обучения

Оснащение урока

Раздаточный дидактический материал (Приложение 2). Мультимедийная техника (проектор). Учебник «Математика 3 кл, часть 2». Автор: М.И.Моро и др. 2019 г. Электронное приложение к учебнику математики.


Домашнее задание

Повторить таблицу умножения, стр. 26 № 2(применяя алгоритм) или выполнить творческое задание






1.Самоопределение к деятельности (орг.момент - 3 мин)

Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

- Здравствуйте, ребята!

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,

И делить, и умножать.

- Проверьте, всё ли готово к уроку. Улыбнитесь. Начинаем работать.

- Эпиграфом к нашему уроку я выбрала такие строки:

Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.

- Как вы понимаете эти строки?(ответы детей)

- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания. Я желаю вам удачи в открытии нового.


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые

действия



Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия



Формируемые

способы

деятельности

Осуществляемые

действия



Формируемые

способы

деятельности

1 ЭТАП - Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

2. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

3. Просит высказать мнение об эпиграфе урока



Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме

Слушать учителя. Строить монологическое высказывание

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.


уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие.













2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10-12 мин).

Игра « Молчанка» (только сигнальные карточки с ответами)

«Весёлые примеры».

Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?

(54 : 9 = 6)

Число 50 разделите на Любимую оценку ученика, то получим самое маленькое двузначное число. (50: 5 = 10)

Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (45: 5 = 8)

Делимое 44, делитель 4, найдите частное. (44: 4=11)

Уменьшите 21 в 3 раза. (21:3 =7)

Самое большое двузначное число разделите на 3. (99 : 3=33)

Сумму чисел 50 и 25 разделите на 5. (15)


Какое математическое действие было во всех заданиях? ( Деление)

Оцените свою работу в оценочных листах с помощью кружочков (Приложение 1).

На доске (Приём «Цветная оценка»):

t1718267533aa.gif - если всё получилось (без ошибок),

t1718267533ab.gif - если есть сомнения (1 и 2 ошибки);

t1718267533ac.gif - если нужна помощь (> 2 неправильных ответов)


- Снова задание на деление. Работа в группах (Приложение 2).

t1718267533ad.gif

















(У нас 6 групп. Каждая получает карточку со своим заданием.

Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.

Класс проверяет и дополняет. Приём «Коллективная проверка»).

- Оцените свою работу в оценочных листах.

Постановка проблемы. Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока? (ДЕЛЕНИЕ) Но мы не полностью открыли тему урока!!!

- Расскажите, что вы знаете о делении?

Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных: Продолжаем работать в группах.

35:7 45:9 24:8 36:3 42: 14 15:2


2 ЭТАП - Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Дает задания на актулизацию знаний и способов деятельности и мыслительных операций.

Задает вопрос по цели заданий и шагам учебной деятельности.

Дает задание на пробное действие.

Организует фиксацию учащимися затруднения в выполнении пробного действия или его обоснования

Называют эталоны.



Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Устанавливать причинно­следственные связи в числовой последовательности.

Проводить классификацию по самостоятельно сформулированному признаку.


Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме.

Объясняют свои действия у доски.



Слушать понимать речь учителя и других. Строить монологическое высказывание.

Использовать речь для регуляции своего действия. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им.

Отвечают на вопросы о шагах учебной деятельности.

Выполняют пробное действие и фиксируют затруднение.


Контролировать этапы учебной деятельности.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи.


3. Выявление места и причины затруднения. Формулирование темы и постановка цели (10 мин)

Проверяем - прикрепите ваши листочки на доску, посмотрим, что у вас получилось. (Приём «Коллективная проверка»)

- Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет)

- Почему? В чём было затруднение? (15:2)

Чем вы пытались воспользоваться? (Знанием таблицы умножения и деления)

В чем возникло затруднение? (в примере 15:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое)

- Почему же возникло затруднение? У нас нет правила такого внетабличного деления.


(Если кто-нибудь из учащихся предложит правильный ответ, затруднение фиксируется так:

Назови правило, которым ты пользовался.

Что ты не можешь сделать? (-Я не могу обосновать свой ответ.)

- Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение)


-А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.(Работа в парах)

-К нам обратились за помощью два симпатичных зайчика. Они просят нас помочь им разделить поровну между ними 15 морковок. Поможем? (Да).

-Тогда, я предлагаю вам на несколько минут превратиться в этих зайчиков, и в парах и поделить между собой 15 морковок.

Шаблоны морковок лежат у вас на столах. Дети раскладывают 15 морковок поровну на две кучки.

- Разделили морковку? (Да).

- Делаем вывод.

- Сколько получил каждый зайчик? (по 7)

- Все ли морковки разделили? (нет)

- Почему оставшаяся морковка никому не досталась? (потому что делили поровну)

- Сколько осталось? (1) Как мы назовём оставшуюся морковку? (остаток)

- Как вы думаете, какая тема урока?

Открыть вторую часть темы ДЕЛЕНИЕ С……………………….)

На доске высвечивается тема урока:

Деление с остатком

Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)

ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ: (Учебную задачу)

Научится выполнять действие деление с …………..

Поставьте себе оценку в оценочный лист на этом этапе.

3 ЭТАП - Выявление места и причины затруднения. Формулирование темы и постановка цели

Задает вопросы, направленные на анализ учащимися пробного действия.

Обеспечивает фиксацию учащимися места и причины затруднения.

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели.

Восстанавливают алгоритм рассуждения при пробном действии.

Умение проводить сравнения по заданным критериям.


Анализируют выполнение пробного действия.

Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме.

Описывают шаги при решении пробного действия.


Слушать и понимать речь учителя и учеников. Строить монологическое высказывание.


Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

Определять причины затруднения.

Постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание.



физминутка

Создаёт условия для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Выполняют движения

Регулятивные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении.


Реализация построенного проекта и открытие нового знания()


- Мы выполнили практическую работу. Запишем это примером.

Учитель записывает на доске выражение:

15 : 2 =



Как называются компоненты деления, записанные на доске? (делимое и делитель)

Какие два числа получились в ответе? 7 и 1

- Что они означают? 7 – это количество поровну разделенных тетрадей, и 1 – сколько тетрадей осталось.

Верно, то есть число 7 показывает, сколько «полных» раз по 2 содержится в 15. Как назвать это число? (Частное)

Учитель дописывает пример на доске и под числом вешает соответствующую карточку:

t1718267533ae.gif



А число 1 показывает, сколько тетрадей осталось. Как бы вы назвали это число?(остаток)

Учитель дописывает пример на доске и под числом вешает соответствующую карточку:

t1718267533af.gif


- Какие же компоненты при делении с остатком даны, а какие надо найти? (Даны: делимое и делитель, а найти надо частное и остаток.)

В чём же смысл деления с остатком? Учащиеся предлагают свои варианты.

Итак, разделить с остатком одно число на другое – это, значит, найти, сколько «полных» раз делитель содержится в делимом и сколько останется.

t1718267533ag.jpg

- Назовите, как называются числа при делении с остатком.

- В некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно и в этом случае часть остаётся, поэтому такое деление называется с остатком.

Ребята, для того чтобы мы могли делить правильно число с остатком, надо составить алгоритм.

Работа в группах:

Перед вами карточки – помощники, нужно подумать, посовещаться и расположить их в нужном порядке. Приложение 3

Составление алгоритма

(результат на доску вывешивает каждая группа)

-Давайте сравним, одинаковый ли у всех групп алгоритм? (сравнивают алгоритм)

-А теперь сравним ваши алгоритмы с эталоном (Приём «Сверка с написанным образцом»).

- Поставьте себе оценку в оценочный лист на этом этапе.

- Давайте решим пример 32 : 5 (на доске) по алгоритму с проговариванием.



4 ЭТАП - Построение проекта выхода из затруднения

1. Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. 2.Организует коллективную проверку задания. 3.Помогает сформулировать правило.

4.Контролирует процесс составления алгоритма. 5.Направляет учащихся на верный путь решения.



Восстанавливают алгоритм, который будут уточнять.

Классифицировать объекты.

Устанавливать аналогии.

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.


Отвечают на вопросы учителя.

Слушают ответы друг друга.

Дополняют.

Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.


Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают результаты своей деятельности, сравнивают с эталоном.


Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.



5.Первичное закрепление.

Пользуясь алгоритмом, решаем с проговариванием 13: 6=; 11 : 5=; 19 : 3= и т.д. (у доски цепочкой)

5 ЭТАП - Первичное закрепление.

Проверяет понимание способа действия.

Проговаривают алгоритм работы при решении примеров.

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.


Отвечают на вопросы учителя.

Слушают ответы друг друга.

Дополняют.

Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание.

участвовать в коллективном обсуждении.


Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают результаты своей деятельности, сравнивают с эталоном.


Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.




6.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

Сейчас вы будете работать самостоятельно. Выберите уровень сложности.

есть карточки трёх цветов: это «красная», «голубая» и «зелёная» (Приложение 4).

«Красная » - сложное задание;

«Голубая» -  средней сложности задание;

«Зеленая » – легкое задание.

- Выберите задание по силам.

- Проверьте по эталону (Приём «Сравнение с эталоном»). Как вы выполнили задание? Поставьте себе оценку в оценочный лист на этом этапе.

- Кто справился с работой встаньте? Молодцы. Кто допустил 1 ошибку встаньте, 2 ошибки?

Почему допустили ошибки? (возможно плохо знают табл.умножения, надо потренироваться в решении примеров на деление с остатком).


6 ЭТАП - Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.

Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся

применяют новый способ;

выполняют работу, анализируют,

контролируют и оценивают результат


Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.


Способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи


Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание, участвовать в коллективном обсуждении.


Работают по выведенному алгоритму.

Оценивают результаты своей деятельности, сравнивают с эталоном.


Адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок.



7.Домашняя работа

Повторить таблицу умножения, стр. 26 № 2(применяя алгоритм) или выполнить творческое задание (Слайд 5)

7 ЭТАП - Домашняя работа

Обеспечивает понимание выполнения домашнего задания

Записывают задание,

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.


Отвечают на вопросы учителя.

Дополняют.

Слушать и понимать речь учителя

.


Оценивают результаты своей деятельности, сравнивают с эталоном.


Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.


8.Рефлексия деятельности.

Чему на уроке мы учились?

-Кто испытывал затруднения? В чем?

Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?

Помогло вам открытие в выполнении задания?

Можешь ли ты объяснить товарищу, как выполняется деление с остатком?

- Давайте поставим отметки за работу на уроке.

«t1718267533aa.gif 5» - если за все этапы работы

«t1718267533aa.gift1718267533ab.gift1718267533ac.gif 4» - если за этапы работы

«t1718267533aa.gift1718267533ab.gif 4» - если за этапы работы

«t1718267533ab.gift1718267533ac.gif - если за этапы работы


Оценка урока по «Методу пяти пальцев».

М (мизинец) – Какое математическое открытие я сделал на уроке? (остаток меньше делителя)

Б (безымянный) – Чему я научился? (выполнять деление с остатком)

С (средний) – Пригодятся ли мне эти знания в жизни? Где?

У (указательный) – Кому я сегодня помог?

Б (большой) – Какое у меня настроение? (У меня такое – показываю большой палец)


Показываю свою руку с раскрытыми пальцами и говорю:

- Вот сколько добрых дел мы сегодня сделали!

-Понравился ли вам урок? Почему?

Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок


8 ЭТАП - Рефлексия деятельности.

Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей.

Подводят итог под руководством учителя

Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.


Отвечают на вопросы учителя.

Слушают ответы друг друга.

Дополняют.

Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание.

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении.


Отвечают на вопросы учителя.

Осуществлять самоконтроль.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.