Технологическая карта урока № 1 математики Деление с остатком ОНЗ 3 класс
Паспорт урока математики в 3 классе
Тема урока: | Деление с остатком, урок № 1 |
Учитель | Иванова Юлия Александровна |
Школа | МАОУ «СОШ № 28» г.Сыктывкар |
Образовательная цель | Формирование познавательной культуры личности, развитие теоретического мышления третьеклассников на основе осмысления способа деления с остатком. |
Планируемые образовательные результаты | По окончании изучения темы ученик: Личностные результаты: Объясняет, обосновывает ценность и значимость умения делить с остатком для каждого человека и для себя лично. Проявляет устойчивый интерес к выполнению заданий на уроке. Познавательные УД: Анализирует полученную информацию, сравнивает и делает обоснованные выводы. Воспроизводит новое понятие по памяти. Выполняет задания с применением предъявляемых требований. Коммуникативные УД: Выполняет задание в сотрудничестве с одноклассниками. Проявляет ответственность и инициативность в достижении результата работы в паре. Регулятивные УД: Участвует в постановке учебной задачи урока. Дает обоснованную оценку результатов своей деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты: Объясняет решение примеров с остатком с использованием схематического рисунка. Использует разные виды записи примеров на деление с остатком. Понимает, что такое остаток. |
Программные требования к образовательным результатам раздела «Деление с остатком» | Ученик научится: выполнять деление с остатком и моделировать этот вычислительный прием с помощью предметов и схематических рисунков. Ученик получит возможность научиться: Разъяснять смысл деления с остатком и его проверку. |
Программное содержание | Числа от 1 до 100. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком |
План изучения учебного материала | 1.Понятие «остаток». 2. Алгоритм деления с остатком. |
Основные понятия | Остаток. Деление с остатком. |
Тип урока | Изучение нового материала. |
Форма урока | Урок – исследование. |
Образовательная технология | Технология проблемного обучения |
Оснащение урока | Раздаточный дидактический материал (Приложение 2). Мультимедийная техника (проектор). Учебник «Математика 3 кл, часть 2». Автор: М.И.Моро и др. 2019 г. Электронное приложение к учебнику математики. |
Домашнее задание | Повторить таблицу умножения, стр. 26 № 2(применяя алгоритм) или выполнить творческое задание |
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент - 3 мин)
Цель: Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
- Здравствуйте, ребята!
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.
- Проверьте, всё ли готово к уроку. Улыбнитесь. Начинаем работать.
- Эпиграфом к нашему уроку я выбрала такие строки:
Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.
- Как вы понимаете эти строки?(ответы детей)
- Ребята, на каждом уроке мы стараемся сделать для себя открытие, получить новые знания. Сегодняшний урок не исключение. На уроке постараемся расширить свои математические знания. Я желаю вам удачи в открытии нового.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
1 ЭТАП - Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | ||||||||
1. Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку 2. Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. 3. Просит высказать мнение об эпиграфе урока | | | Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме | Слушать учителя. Строить монологическое высказывание | выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. | уметь осуществлять действие по инструкции учителя, слушать, когда говорят другие. | ||
| | | | | | |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (10-12 мин).
Игра « Молчанка» (только сигнальные карточки с ответами)
«Весёлые примеры».
Бабушке 54 года, а внук в 9 раз младше. Сколько лет внуку?
(54 : 9 = 6)
Число 50 разделите на Любимую оценку ученика, то получим самое маленькое двузначное число. (50: 5 = 10)
Продолжительность урока уменьшить в число дней недели без выходных. (45: 5 = 8)
Делимое 44, делитель 4, найдите частное. (44: 4=11)
Уменьшите 21 в 3 раза. (21:3 =7)
Самое большое двузначное число разделите на 3. (99 : 3=33)
Сумму чисел 50 и 25 разделите на 5. (15)
Какое математическое действие было во всех заданиях? ( Деление)
Оцените свою работу в оценочных листах с помощью кружочков (Приложение 1).
На доске (Приём «Цветная оценка»):
- если всё получилось (без ошибок),
- если есть сомнения (1 и 2 ошибки);
- если нужна помощь (> 2 неправильных ответов)
- Снова задание на деление. Работа в группах (Приложение 2).
(У нас 6 групп. Каждая получает карточку со своим заданием.
Затем представители групп так же выходят и озвучивают свои результаты.
Класс проверяет и дополняет. Приём «Коллективная проверка»).
- Оцените свою работу в оценочных листах.
Постановка проблемы. Выполняя это задание, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся, назовите тему урока? (ДЕЛЕНИЕ) Но мы не полностью открыли тему урока!!!- Расскажите, что вы знаете о делении?
Молодцы, значит, вы легко найдете значения этих частных: Продолжаем работать в группах.
35:7 45:9 24:8 36:3 42: 14 15:2
2 ЭТАП - Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | ||||||
Дает задания на актулизацию знаний и способов деятельности и мыслительных операций. Задает вопрос по цели заданий и шагам учебной деятельности. Дает задание на пробное действие. Организует фиксацию учащимися затруднения в выполнении пробного действия или его обоснования | Называют эталоны. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков. Устанавливать причинноследственные связи в числовой последовательности. Проводить классификацию по самостоятельно сформулированному признаку. | Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме. Объясняют свои действия у доски. | Слушать понимать речь учителя и других. Строить монологическое высказывание. Использовать речь для регуляции своего действия. Совместно договариваться о правилах поведения и общения в группах и следовать им. | Отвечают на вопросы о шагах учебной деятельности. Выполняют пробное действие и фиксируют затруднение. | Контролировать этапы учебной деятельности. Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. |
3. Выявление места и причины затруднения. Формулирование темы и постановка цели (10 мин)
Проверяем - прикрепите ваши листочки на доску, посмотрим, что у вас получилось. (Приём «Коллективная проверка»)
- Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет)
- Почему? В чём было затруднение? (15:2)
Чем вы пытались воспользоваться? (Знанием таблицы умножения и деления)
В чем возникло затруднение? (в примере 15:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое)
- Почему же возникло затруднение? У нас нет правила такого внетабличного деления.
(Если кто-нибудь из учащихся предложит правильный ответ, затруднение фиксируется так:
Назови правило, которым ты пользовался.
Что ты не можешь сделать? (-Я не могу обосновать свой ответ.)
- Какой следующий шаг на уроке? (Разобраться, в чем у нас затруднение)
-А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.(Работа в парах)
-К нам обратились за помощью два симпатичных зайчика. Они просят нас помочь им разделить поровну между ними 15 морковок. Поможем? (Да).
-Тогда, я предлагаю вам на несколько минут превратиться в этих зайчиков, и в парах и поделить между собой 15 морковок.
Шаблоны морковок лежат у вас на столах. Дети раскладывают 15 морковок поровну на две кучки.
- Разделили морковку? (Да).
- Делаем вывод.
- Сколько получил каждый зайчик? (по 7)
- Все ли морковки разделили? (нет)
- Почему оставшаяся морковка никому не досталась? (потому что делили поровну)
- Сколько осталось? (1) Как мы назовём оставшуюся морковку? (остаток)
- Как вы думаете, какая тема урока?
Открыть вторую часть темы ДЕЛЕНИЕ С……………………….)
На доске высвечивается тема урока:
Деление с остатком
Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)
ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ: (Учебную задачу)
Научится выполнять действие деление с …………..
Поставьте себе оценку в оценочный лист на этом этапе.
3 ЭТАП - Выявление места и причины затруднения. Формулирование темы и постановка цели | ||||||
Задает вопросы, направленные на анализ учащимися пробного действия. Обеспечивает фиксацию учащимися места и причины затруднения. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. | Восстанавливают алгоритм рассуждения при пробном действии. Умение проводить сравнения по заданным критериям. | Анализируют выполнение пробного действия. | Взаимодействуют с учителем в фронтальном режиме. Описывают шаги при решении пробного действия. | Слушать и понимать речь учителя и учеников. Строить монологическое высказывание. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить | Определять причины затруднения. Постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу, уметь формулировать тему урока, целеполагание. |
физминутка
Создаёт условия для снятия утомляемости учащихся, их релаксации | Выполняют движения | Регулятивные УУД: установка на здоровый образ жизни и её реализация в реальном поведении. |
Реализация построенного проекта и открытие нового знания()
- Мы выполнили практическую работу. Запишем это примером.
Учитель записывает на доске выражение:
15 : 2 =
Как называются компоненты деления, записанные на доске? (делимое и делитель)
Какие два числа получились в ответе? 7 и 1
- Что они означают? 7 – это количество поровну разделенных тетрадей, и 1 – сколько тетрадей осталось.
Верно, то есть число 7 показывает, сколько «полных» раз по 2 содержится в 15. Как назвать это число? (Частное)
Учитель дописывает пример на доске и под числом вешает соответствующую карточку:
А число 1 показывает, сколько тетрадей осталось. Как бы вы назвали это число?(остаток)
Учитель дописывает пример на доске и под числом вешает соответствующую карточку:
- Какие же компоненты при делении с остатком даны, а какие надо найти? (Даны: делимое и делитель, а найти надо частное и остаток.)
В чём же смысл деления с остатком? Учащиеся предлагают свои варианты.
Итак, разделить с остатком одно число на другое – это, значит, найти, сколько «полных» раз делитель содержится в делимом и сколько останется.
- Назовите, как называются числа при делении с остатком.
- В некоторых случаях деление поровну выполнить невозможно и в этом случае часть остаётся, поэтому такое деление называется с остатком.
Ребята, для того чтобы мы могли делить правильно число с остатком, надо составить алгоритм.
Работа в группах:
Перед вами карточки – помощники, нужно подумать, посовещаться и расположить их в нужном порядке. Приложение 3
●Составление алгоритма
(результат на доску вывешивает каждая группа)
-Давайте сравним, одинаковый ли у всех групп алгоритм? (сравнивают алгоритм)
-А теперь сравним ваши алгоритмы с эталоном (Приём «Сверка с написанным образцом»).
- Поставьте себе оценку в оценочный лист на этом этапе.
- Давайте решим пример 32 : 5 (на доске) по алгоритму с проговариванием.
4 ЭТАП - Построение проекта выхода из затруднения | ||||||
1. Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. 2.Организует коллективную проверку задания. 3.Помогает сформулировать правило. 4.Контролирует процесс составления алгоритма. 5.Направляет учащихся на верный путь решения. | Восстанавливают алгоритм, который будут уточнять. Классифицировать объекты. | Устанавливать аналогии. Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы друг друга. Дополняют. | Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают результаты своей деятельности, сравнивают с эталоном. | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
5.Первичное закрепление.
Пользуясь алгоритмом, решаем с проговариванием 13: 6=; 11 : 5=; 19 : 3= и т.д. (у доски цепочкой)
5 ЭТАП - Первичное закрепление. | ||||||
Проверяет понимание способа действия. | Проговаривают алгоритм работы при решении примеров. | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы друг друга. Дополняют. | Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание. участвовать в коллективном обсуждении. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают результаты своей деятельности, сравнивают с эталоном. | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.
Сейчас вы будете работать самостоятельно. Выберите уровень сложности.
есть карточки трёх цветов: это «красная», «голубая» и «зелёная» (Приложение 4).
«Красная » - сложное задание;
«Голубая» - средней сложности задание;
«Зеленая » – легкое задание.
- Выберите задание по силам.
- Проверьте по эталону (Приём «Сравнение с эталоном»). Как вы выполнили задание? Поставьте себе оценку в оценочный лист на этом этапе.
- Кто справился с работой встаньте? Молодцы. Кто допустил 1 ошибку встаньте, 2 ошибки?
Почему допустили ошибки? (возможно плохо знают табл.умножения, надо потренироваться в решении примеров на деление с остатком).
6 ЭТАП - Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой. | ||||||
Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся | применяют новый способ; выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. | Способность к самооценке, самоконтролю, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи | Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание, участвовать в коллективном обсуждении. | Работают по выведенному алгоритму. Оценивают результаты своей деятельности, сравнивают с эталоном. | Адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершение на основе учёта ошибок. |
7.Домашняя работа
Повторить таблицу умножения, стр. 26 № 2(применяя алгоритм) или выполнить творческое задание (Слайд 5)
7 ЭТАП - Домашняя работа | ||||||
Обеспечивает понимание выполнения домашнего задания | Записывают задание, | Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. | Отвечают на вопросы учителя. Дополняют. | Слушать и понимать речь учителя . | Оценивают результаты своей деятельности, сравнивают с эталоном. | Принимать и сохранять учебную задачу. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
8.Рефлексия деятельности.
Чему на уроке мы учились?
-Кто испытывал затруднения? В чем?
Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?
Помогло вам открытие в выполнении задания?
Можешь ли ты объяснить товарищу, как выполняется деление с остатком?
- Давайте поставим отметки за работу на уроке.
« 5» - если за все этапы работы
« 4» - если за этапы работы
« 4» - если за этапы работы
« 3» - если за этапы работы
Оценка урока по «Методу пяти пальцев».
М (мизинец) – Какое математическое открытие я сделал на уроке? (остаток меньше делителя)
Б (безымянный) – Чему я научился? (выполнять деление с остатком)
С (средний) – Пригодятся ли мне эти знания в жизни? Где?
У (указательный) – Кому я сегодня помог?
Б (большой) – Какое у меня настроение? (У меня такое – показываю большой палец)
Показываю свою руку с раскрытыми пальцами и говорю:
- Вот сколько добрых дел мы сегодня сделали!
-Понравился ли вам урок? Почему?
Молодцы! Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за урок
8 ЭТАП - Рефлексия деятельности. | ||||||
Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей. | Подводят итог под руководством учителя | Устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. | Отвечают на вопросы учителя. Слушают ответы друг друга. Дополняют. | Слушать учителя и учеников. Строить монологическое высказывание. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, контролировать действия партнёра, участвовать в коллективном обсуждении. | Отвечают на вопросы учителя. Осуществлять самоконтроль. | Выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |