Технологическая карта урока чтения в 4 классе по теме «Кир Булычев "Путешествие Алисы". Авторское отношение»
Урок литературного чтения в 4 «А» классе (УМК «Школа России») | |
Тема | Кир Булычев «Путешествие Алисы» авторское отношение |
Педагогическая цель | Познакомить учащихся с повестью К.Булычева «Путешествие Алисы» |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые результаты (предметные) | Анализируют повесть, составляют характеристику главной героины – Алисы Селезневой, развивают навык чтения вслух и про себя; развивают память, внимание; проявляют интерес к чтению. |
Личностные результаты | Воспитывать интерес к литературе и культуре общения, любовь к животным, интерес к чтению, умение слушать и слышать других. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция. Познавательные: уметь ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт; осмысленное чтение. Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беду на уроке. |
Методы и формы обучения | Частично-поисковый, словесный, практический, наглядный; индивидуальная, фронтальная, технология критического мышления. |
Основные понятия и термины | Характеристика, главная героиня. |
Образовательные ресурсы | Презентация, учебник «Литературное чтение» 2 часть В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова. |
Этапы урока | Виды работы | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. | 1.Приветствие учащихся 2.Эмоциональный настрой учащихся, 3. Проверка готовности | -Здравствуйте, ребята! Добрый день, добрый час! Рад я всех увидеть вас. С вами время не теряем, Все работать начинаем! - Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока: учебник литературного чтения. | Проверяет готовность класса и оборудования, обеспечивает быстрое включение учащихся в деловой ритм. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место, включаются в деловой ритм. |
II.Речевая разминка Цель: подготовить речевой аппарат к чтению. | 1. Работа со скороговоркой. | - Прежде чем начать работу, нужно подготовиться к ней (слайд 1) Не хочет косой Косить косой. Говорит: «Коса, коса». - Прочитайте скороговорку медленно, в полголоса. - Прочитайте скороговорку быстрее на выдохе. - Прочитайте скороговорку с радостным настроением. - Прочитайте скороговорку, чтобы выразить грусть. | Следит за правильностью произношения. | -Выполняют упражнения на отработку техники чтения: дыхание, голос, дикция. |
III.Проверка домашнего задания. | 1. Кир Булычев «Путешествие Алисы» | И так, проверим домашнее задание. Что вам было задано? Проверим, прочтет выразительно, с интонациями… (3-4 человека). | | |
IV. Целеполагание Цель: подготовить учащихся к восприятию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. | 1. Сообщение темы, целей. | Цель нашего урока звучит так: подготовиться к пересказу. Скажите ребята, чтобы грамотно и последовательно пересказать, что нам нужно? (составить план). Верно, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? - Верно, сегодня на уроке мы с вами составим план повести «Приключения Алисы» для того, чтобы пересказать ее. | Подводит учащихся к самостоятельной формулировке задач урока. | Самостоятельно формулируют задачи и тему урока. |
V.Изучение нового материала. Цель: усвоение новых знаний и способов действий; первичная проверка понимания. | 1. Подготовка к восприятию 2. Чтение повести «Приключения Алисы» по ролям | Ребята, что вы запомнили про автора? Кир Булычёв (наст. имя Игорь Всеволодович Можейко; 18 октября 1934 — 5 сентября 2003) — один из известнейших советских писателей-фантастов. «Кирилл Булычёв» — псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо — «Кир», а потом сократили и точку, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». За его годы жизни им было написано более ста рассказов и повестей. Сегодня мы еще раз обратимся к повести «Приключения Алисы». В каком разделе мы с вами изучаем эту повесть? (страна фантазий). Что в ней фантастического? (События, происходящие в ней, нереальны на данный момент). А именно? И так ребята, какие герои нам встретились в этой повести? ( Алиса, профессор Селезнев, Зеленый). Сейчас мы еще раз прочтем с вами приключения Алисы по одному абзацу, а в ы в это время карандашиком поделите текст на части. | -Рассказывает детям об особенностях произведений автора. -Контролирует чтение, направляет к формированию правильного толкования слов. | -Воспринимают на слух особенности произведений автора. - Читают слова, объясняют их значение. |
Вспомним, какую цель мы ставили перед собой на уроке? ( Составить план повести «Приключения Алисы». ) Мы сейчас не много отдохнем и продолжим работать. Работать мы будем следующим образом, будем читать по одной части, затем мы обсудим ее содержание, и тогда только будем озаглавливать ее. 1. Цветы появились на корабле. 2. Пение цветов. 3. Сражение с цветами. 4. Находчивость Алисы. А теперь, попробуем пересказать по частям…Еще раз внимательно пробегитесь глазами по тексту. Начнем…. | - Обеспечивает осмысление полученной информации. - Корректирует неправильные ответы детей. - Обеспечивает правильное усвоение материала. | -Осознанно высказываются. - Извлекают из текста необходимую информацию. | ||
3.Составление плана повести «Приключения Алисы» | ||||
4.Физминутка для глаз | - От такого чтения ваши глаза могли устать. Давайте немного отдохнем и расслабим глаза. 1) Посмотреть влево, вправо (2 раза); вверх, вниз (2 раза). 2) Крепко зажмурить глаза (считая до трех), открыть глаза, посмотреть вдаль (считая до пяти). | - Обеспечивает снятие зрительного напряжения. | - Выполняют заданный алгоритм действий. | |
5. Полный пересказ повести «Приключения Алисы» | Назовем еще раз план. Кто сможет полностью пересказать текст? Молодцы ребята. | - Проводит аналитическую беседу по всему прочитанному тексту. - Корректирует и дополняет ответы детей. | - Ориентируются в тексте произведения. - Планируют логические высказывания. | |
VI. Закрепление изученного. Цель: закрепление знаний и способов действий, контроль и самопроверка знаний. | 1. Просмотр мультфильма 2. Беседа по содержанию | А теперь мы с вами начнем смотреть мультфильм, в основе которого лежит повесть «Приключения Алисы». Знаете ли вы, как он называется? (Тайна третей планеты). Какую художник изобразил Алису? Какую цель преследовал профессор Селезнев? Как выглядел механик Зеленый? | - Задает направляющие вопросы для составления плана рассказа. | Ориентируясь по сюжетным картинкам, пересказывают прочитанный рассказ. |
VII. Итог урока. Цель: обобщение и систематизация знаний, подведение итогов занятия. | 1.Обобщающая беседа | Подведем итог урока. Механик Зелёный посчитал своё путешествие неудачным, а для Алисы оно было удачным – много новых впечатлений и друзей. А что вы думаете об уроке? Приобрели ли вы новые знания? Захотелось ли прочитать другие истории о приключениях Алисы? Какой нам представилась Алиса? Профессор Селезнев? Механик Зеленый? | - Формирует целостную систему ведущих знаний по теме урока. - Дает анализ и оценку успешности достижения цели. | - Осуществляют активную деятельность по обобщению пройденного на уроке материала. |
2. Рефлексия | А теперь, вы самостоятельно оцените свою работу на уроке. Кто считает, что работал на пять и у него все получалось, поднимает треугольник вверх. У кого что то не получалось, поднимает квадрат | - Обеспечивает усвоение принципов саморегуляции. | - Соотносят цель урока и ее результаты. | |
3.Домашнее задание | Дома вам нужно подготовить пересказ «Приключения Алисы». | Проводит инструктаж | Запоминают порядок действий |
Учитель: ________________