Технологическая карта урока «Дифференциация свистящих и шипящих согласных» (Русский язык, 2 класс)

4
1
Материал опубликован 28 May 2023

Технологическая карта урока письма и развития речи во 2 классе

Раздел: «Шипящие и свистящие»

Тема: Дифференциация свистящих и шипящих согласных


Ход занятия


п/п

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Методы и приемы работы

БУД

1.

Орг. момент.


Приветствует обучающихся

Настраивает на работу

-Сегодня у нас на уроке гости. Не волнуйтесь и покажите, как хорошо вы умеете работать. При необходимости я вам помогу. Я желаю вам удачи.

- Сядет тот, кто назовет букву. Очень внимательно слушайте ответы одноклассников и запоминайте их. (элементы букв Ш, З, С).

- Давайте по памяти повторим эти буквы.

- Ребята, сегодня мы будем очень много писать и отвечать. А для того, чтобы правильно писать надо правильно говорить.

Давайте подготовим наш язык и губы: Артикуляционная гимнастика

(Слайды 1 – 3)

t1685244651aa.gift1685244651ab.gift1685244651ac.gif

Дыхательная гимнастика

- Вдох через нос, на выдохе произносим З

- Вдох через нос, на выдохе произносим Ж

Работа над просодической стороной речи

- Язычок и губы мы подготовили, а теперь подготовим голос и глаза.

Я называю слог, а вы находите слог с той же гласной и читаете оба слога парами: 1 слог громко, 2 слог тихо. Читаем четко и обращаем внимание на положение языка.

чи – си (сама) жу – зу

цо – шо са – ща

Слушают задания отвечают на вопросы учителя


выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику


читают

демонстрация наглядных пособий


мнемический прием


практические задания



регулятивные

коммуникативные

2.

Актуализация ранее усвоенных знаний

Создает условия для положительной мотивации учащихся через введение сказочного персонажа

- Ребята, сегодня к нам на урок пришел еще один гость. А как зовут этого гостя, вы узнаете, если выполните задание.

Дает задание

- Возьмите каждый свой конверт. (Конверты с частью имени ребенка: Виталик – лик, Слава – Сла, Саша – Са, Карина – на, Никита – та ).

- Внимательно посмотрите на рисунок (СЛАЙД 4).

t1685244651ad.gif

Задает вопросы

- Из каких геометрических фигур он состоит?

- Запомните последовательность цветов.

- Откройте конверты и разложите на парте круги в той же последовательности. (Красный, зеленый, синий и желтый).

- Проверьте, правильно ли вы запомнили (проверяют с образцом).

- Вспомните, где можно встретить три из этих цветов? (светофор). Какой первый звук в слове Светофор? (Звук с) Выйти к доске и найти букву с.

- Переверните круги и вы узнаете имя гостя. (Женя). Какая первая буква? (буква Ж). А почему буква Ж большая? (Имена людей пишутся с большой буквы). (Слайд 5)

t1685244651ae.gif

- А это мальчик или девочка? На этот вопрос вы сможете ответить, если вспомните из какого мультфильма эти слова: Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север через юг, возвращайся, сделав круг. (Можно элемент сказки в записи) (Цветик - семицветик).

- Какой первый звук в названии мультфильма? (звук Ц). Выйти к доске и найти букву ц.

- Так это девочка или мальчик? (Девочка).

- В какое время года происходило действие в мультфильме? (лето). А какое время года уже наступило? (Зима). Какой первый звук в слове зима? (звук З). Выйти к доске и найти букву з.

- Запомните эти буквы. День – ночь (добавляю букву Ш.) Что изменилось?

- А какая буква лишняя? (Лишняя буква ш, потому что она обозначает шипящий звук, а все остальные обозначают свистящие звуки)

- Оцените свою работу на этом этапе

работают с раздаточным материалом


рассматривают рисунок


прослушивают аудиозапись из м/ф


отвечают на вопросы учителя


выполняют задания






вступительная беседа


дифференциация демонстрация

слайдов


анализ


синтез


дидактическая игра







самопроверка





























прием самооценки

« Лесенка»

коммуникативные


познавательные


регулятивные

3.

Постановка цели и задач урока


Подводит к теме урока, называет цели и задачи урока

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Для чего мы наблюдали за положением языка? (Шипящие и свистящие). (Слайд 6)

- Сегодня на уроке мы будем различать шипящие и свистящие звуки в словах на слух и в произношении и правильно обозначать их на письме.

формулируют тему урока

слушают учителя

беседа


демонстрация слайдов



познавательные


коммуникативные

4.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Мотивирует на работу, дает задание

- А Женя пришла к нам не одна. С ней пришел щенок, который утащил все баранки. И они принесли очень много заданий. Хотите узнать какие? (Да).

- Ротик и глазки мы подготовили, а теперь подготовим пальчики.

Упражнение для пальцев

Карандаш в руках верчу,

Между пальчиков кручу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Минутка чистописания

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- И первое задание от Жени. Посмотрите внимательно на буквы на доске и вспомните, элементы каких букв я показывала вам в начале урока. (называют буквы З, С, Ш). Запишите эти буквы в тетради. (строчные)

- Подумайте и скажите: какая из этих букв лишняя? (Ш). Почему? (Звук ш – шипящий). Объясните почему (когда произносим, слышим шипение и язык поднимаем вверх)

Вывод: Какие буквы записывали? (Буквы, которые обозначают шипящие и свистящие звуки).

- За правильно выполненное задание Женя дает вам приз (1 баранка).

выполняют пальчиковую гимнастику


пишут


отвечают на вопросы


формулируют выводы

практические задания


мнемический прием


частично-поисковый прием

познавательные


коммуникативные


регулятивные

5.

Обобщение и систематизация знаний

а)Подготовка учащихся к обобщенной деятельности


Просит выделить отличительные признаки шипящих и свистящих

- Назовите шипящие звуки (Ж, Ш, Ч, Щ). Почему называем их шипящими? (когда произносим, слышим шипение и язычок поднимаем вверх)

- Назовите свистящие звуки (З, С, Ц). Почему называем их свистящими? (когда произносим, слышим свист и язычок опускаем вниз).

дифференцируют


артикулируют

анализ


сравнение



регулятивные


коммуникативные


б)Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).


Дает задания по отработке навыка правильного написания словарных слов

- А Женя уже дает вам следующее задание.

- Вспомните словарные слова, в которых есть шипящие или свистящие звуки. Назовите их. (Собака, капуста, Москва, мороз, улица) (По ходу называния слов дети сразу называют шипящий или свистящий звук, встречающийся в данном словарном слове).

- Повторите еще раз эти слова.

- Запишите эти слова в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните безударные гласные.

- Проверьте написание словарных слов у соседа и по образцу. (Слайд 7)

- Оцените свою работу

Вывод: Вспоминали и записывали словарные слова со свистящими и шипящими. (2 баранка)

Дифференциация звуков на письме

- А Женя подготовила для вас еще одно задание. Она принесла вам ребусы. Покажем, как мы умеем разгадывать ребусы? (Да)

(Миска) – поменять с на ш, роза – поменять з на щ)

-А что такое роща? (Редкий лес лиственных деревьев)

(Ученик выходит к доске и записывает: миска с – ш мишка,

роза з – щ роща (3 баранка)

Работа с учебником

- А следующее задание от Жени вы найдете в учебнике. Откройте учебники на 60 странице. Посмотрите 1 упражнение. Прочитать задание.

- Записывать в столбик только первые слова. (Дети по одному выходят к доске и записывают слова в столбик. Так же они подчеркивают букву, которая меняется и называют на какую букву она меняется – по образцу предыдущего задания).

- Кто смог справиться с заданием без помощи?

-Оцените свою работу

работают со словарными словами













дифференцируют звуки










работают с учебником

анализ


частично-поисковой прием


демонстрация слайдов


ребусы


практические задания

прием самооценки

« Лесенка»









коллективное выполнение задания и коллективная проверка








прием самооценки

« Лесенка»

познавательные


регулятивные


коммуникативные

6.

Динамическая пауза

Работа с мнемотаблицей Демонстрирует изображение

Поросенок вымыл спинку,

Причесал свою щетинку,

Пятачок помыл и уши

И пошел валяться в луже. (5 баранка)

Вспоминают и «читают» стихотворение с помощью схематичных картинок

практическое задание

регулятивные



7.

Применение знаний и умений в новой ситуации

Письмо по памяти

- Ребята, мы с вами говорили, что Женя пришла к нам зимой из летней сказки. Именно поэтому она так тепло одета. И она приготовила для вас сюрприз. Только где он, я никак не могу найти. Посмотрите, может быть, он у вас в парте? Как вы думаете, почему Женя принесла свисток и змею? (Работаем с шипящими и свистящими звуками).

- Посмотрите внимательно и назовите слова, в которых есть шипящие и свистящие звуки. Запоминайте слова, которые называют ребята (Дети называют по одному слову и меняются игрушками). (шуба – ш, шапка – ш, коса – с, сапоги - с, снег – с, зима – з, цветок – ц, Женя – ж, щенок – щ, мяч – ч).

- Запишите слова, которые называли, в два столбика. В первый столбик слова с буквами, которые обозначают шипящие звуки, а во второй столбик слова, в которых есть буквы, обозначающие свистящие звуки. Подчеркните буквы, которые обозначают шипящие и свистящие звуки. (обучающимися, относящимся к III и IV группам по обучаемости, данная работа выполняется по индивидуальным карточкам с пропущенными свистящими и шипящими буквами). (Слайд 9). (6 баранка).

- Оцените свою работу

отвечают на вопросы


рассматривают наглядность


выписывают

сюрпризный момент


демонстрация наглядности


сравнение


дифференциация












сверка с написанным образцом

прием самооценки

« Лесенка»


познавательные


регулятивные


коммуникативные

8.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


Дает устную инструкцию для самостоятельного выполнения работы

- У каждого из вас на парте лежат карточки. С новой строчки вы записываете слово, подчеркиваете букву, которая обозначает шипящий или свистящий звук и меняетесь карточками с теми ребятами, которые выполнили задание своей карточки одновременно с вами. (воло_ы, гла_а, _ивот, о_ки, ко_ынка) (Слайд 10) (7 баранка)

- Оцените работу товарища

- Оцените свою работу

Выполняют задание по инструкции





взаимопроверка, взаимооценивание (в тетради)

индивидуальная работа


работа в парах

взаимопроверка




прием самооценки

« Лесенка»


регулятивные


личностные

9.

Подведение итогов урока

Задает вопросы

- С какими звуками мы работали на уроке? (Шипящие и свистящие)

- Назовите шипящие звуки…..

- Назовите свистящие звуки……

- Как отличить шипящие от свистящих?

- Какие задания выполняли?

- Что понравилось делать?

- Что было трудно?

- Вы справились, а это значит, что вы будете грамотно писать.

- А теперь давайте посмотрим, что Женя скажет про вашу работу. (Переворачиваются бублики и дети читают «Молодцы») Назовите букву, которой обозначается шипящий или свистящий звук. (Ц)

формируют выводы по изученному материалу













анализ


беседа


рефлексия

регулятивные

личностные

коммуникативные

10.

Оценивание

- Оцените свою работу за весь урок.

- Аргументируйте свой выбор

Оценивают на основе «Лесенки» (по количеству ступенек)

анализ


беседа


рефлексия

регулятивные

личностные

коммуникативные



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации