Технологическая карта урока «Дифференциация свистящих и шипящих согласных» (Русский язык, 2 класс)
Технологическая карта урока письма и развития речи во 2 классе
Раздел: «Шипящие и свистящие»
Тема: Дифференциация свистящих и шипящих согласных
Ход занятия
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Методы и приемы работы | БУД | |
1. | Орг. момент. | Приветствует обучающихся Настраивает на работу -Сегодня у нас на уроке гости. Не волнуйтесь и покажите, как хорошо вы умеете работать. При необходимости я вам помогу. Я желаю вам удачи. - Сядет тот, кто назовет букву. Очень внимательно слушайте ответы одноклассников и запоминайте их. (элементы букв Ш, З, С). - Давайте по памяти повторим эти буквы. - Ребята, сегодня мы будем очень много писать и отвечать. А для того, чтобы правильно писать надо правильно говорить. Давайте подготовим наш язык и губы: Артикуляционная гимнастика (Слайды 1 – 3) Дыхательная гимнастика - Вдох через нос, на выдохе произносим З - Вдох через нос, на выдохе произносим Ж Работа над просодической стороной речи - Язычок и губы мы подготовили, а теперь подготовим голос и глаза. Я называю слог, а вы находите слог с той же гласной и читаете оба слога парами: 1 слог громко, 2 слог тихо. Читаем четко и обращаем внимание на положение языка. чи – си (сама) жу – зу цо – шо са – ща | Слушают задания отвечают на вопросы учителя выполняют артикуляционную и дыхательную гимнастику читают | демонстрация наглядных пособий мнемический прием практические задания | регулятивные коммуникативные | |
2. | Актуализация ранее усвоенных знаний | Создает условия для положительной мотивации учащихся через введение сказочного персонажа - Ребята, сегодня к нам на урок пришел еще один гость. А как зовут этого гостя, вы узнаете, если выполните задание. Дает задание - Возьмите каждый свой конверт. (Конверты с частью имени ребенка: Виталик – лик, Слава – Сла, Саша – Са, Карина – на, Никита – та ). - Внимательно посмотрите на рисунок (СЛАЙД 4). Задает вопросы - Из каких геометрических фигур он состоит? - Запомните последовательность цветов. - Откройте конверты и разложите на парте круги в той же последовательности. (Красный, зеленый, синий и желтый). - Проверьте, правильно ли вы запомнили (проверяют с образцом). - Вспомните, где можно встретить три из этих цветов? (светофор). Какой первый звук в слове Светофор? (Звук с) Выйти к доске и найти букву с. - Переверните круги и вы узнаете имя гостя. (Женя). Какая первая буква? (буква Ж). А почему буква Ж большая? (Имена людей пишутся с большой буквы). (Слайд 5)
- А это мальчик или девочка? На этот вопрос вы сможете ответить, если вспомните из какого мультфильма эти слова: Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север через юг, возвращайся, сделав круг. (Можно элемент сказки в записи) (Цветик - семицветик). - Какой первый звук в названии мультфильма? (звук Ц). Выйти к доске и найти букву ц. - Так это девочка или мальчик? (Девочка). - В какое время года происходило действие в мультфильме? (лето). А какое время года уже наступило? (Зима). Какой первый звук в слове зима? (звук З). Выйти к доске и найти букву з. - Запомните эти буквы. День – ночь (добавляю букву Ш.) Что изменилось? - А какая буква лишняя? (Лишняя буква ш, потому что она обозначает шипящий звук, а все остальные обозначают свистящие звуки) - Оцените свою работу на этом этапе | работают с раздаточным материалом рассматривают рисунок прослушивают аудиозапись из м/ф отвечают на вопросы учителя выполняют задания | вступительная беседа дифференциация демонстрация слайдов анализ синтез дидактическая игра самопроверка прием самооценки « Лесенка» | коммуникативные познавательные регулятивные | |
3. | Постановка цели и задач урока | Подводит к теме урока, называет цели и задачи урока - Как вы думаете, какая тема нашего урока? Для чего мы наблюдали за положением языка? (Шипящие и свистящие). (Слайд 6) - Сегодня на уроке мы будем различать шипящие и свистящие звуки в словах на слух и в произношении и правильно обозначать их на письме. | формулируют тему урока слушают учителя | беседа демонстрация слайдов | познавательные коммуникативные | |
4. | Мотивация учебной деятельности учащихся | Мотивирует на работу, дает задание - А Женя пришла к нам не одна. С ней пришел щенок, который утащил все баранки. И они принесли очень много заданий. Хотите узнать какие? (Да). - Ротик и глазки мы подготовили, а теперь подготовим пальчики. Упражнение для пальцев Карандаш в руках верчу, Между пальчиков кручу, Непременно каждый пальчик Быть послушным научу. Минутка чистописания - Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - И первое задание от Жени. Посмотрите внимательно на буквы на доске и вспомните, элементы каких букв я показывала вам в начале урока. (называют буквы З, С, Ш). Запишите эти буквы в тетради. (строчные) - Подумайте и скажите: какая из этих букв лишняя? (Ш). Почему? (Звук ш – шипящий). Объясните почему (когда произносим, слышим шипение и язык поднимаем вверх) Вывод: Какие буквы записывали? (Буквы, которые обозначают шипящие и свистящие звуки). - За правильно выполненное задание Женя дает вам приз (1 баранка). | выполняют пальчиковую гимнастику пишут отвечают на вопросы формулируют выводы | практические задания мнемический прием частично-поисковый прием | познавательные коммуникативные регулятивные | |
5. | Обобщение и систематизация знаний а)Подготовка учащихся к обобщенной деятельности | Просит выделить отличительные признаки шипящих и свистящих - Назовите шипящие звуки (Ж, Ш, Ч, Щ). Почему называем их шипящими? (когда произносим, слышим шипение и язычок поднимаем вверх) - Назовите свистящие звуки (З, С, Ц). Почему называем их свистящими? (когда произносим, слышим свист и язычок опускаем вниз). | дифференцируют артикулируют | анализ сравнение | регулятивные коммуникативные | |
| б)Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). | Дает задания по отработке навыка правильного написания словарных слов - А Женя уже дает вам следующее задание. - Вспомните словарные слова, в которых есть шипящие или свистящие звуки. Назовите их. (Собака, капуста, Москва, мороз, улица) (По ходу называния слов дети сразу называют шипящий или свистящий звук, встречающийся в данном словарном слове). - Повторите еще раз эти слова. - Запишите эти слова в тетрадь. Поставьте ударение и подчеркните безударные гласные. - Проверьте написание словарных слов у соседа и по образцу. (Слайд 7) - Оцените свою работу Вывод: Вспоминали и записывали словарные слова со свистящими и шипящими. (2 баранка) Дифференциация звуков на письме - А Женя подготовила для вас еще одно задание. Она принесла вам ребусы. Покажем, как мы умеем разгадывать ребусы? (Да) (Миска) – поменять с на ш, роза – поменять з на щ) -А что такое роща? (Редкий лес лиственных деревьев) (Ученик выходит к доске и записывает: миска с – ш мишка, роза з – щ роща (3 баранка) Работа с учебником - А следующее задание от Жени вы найдете в учебнике. Откройте учебники на 60 странице. Посмотрите 1 упражнение. Прочитать задание. - Записывать в столбик только первые слова. (Дети по одному выходят к доске и записывают слова в столбик. Так же они подчеркивают букву, которая меняется и называют на какую букву она меняется – по образцу предыдущего задания). - Кто смог справиться с заданием без помощи? -Оцените свою работу | работают со словарными словами дифференцируют звуки работают с учебником | анализ частично-поисковой прием демонстрация слайдов ребусы практические задания прием самооценки « Лесенка» коллективное выполнение задания и коллективная проверка прием самооценки « Лесенка» | познавательные регулятивные коммуникативные | |
6. | Динамическая пауза | Работа с мнемотаблицей Демонстрирует изображение Поросенок вымыл спинку, Причесал свою щетинку, Пятачок помыл и уши И пошел валяться в луже. (5 баранка) | Вспоминают и «читают» стихотворение с помощью схематичных картинок | практическое задание | регулятивные | |
7. | Применение знаний и умений в новой ситуации | Письмо по памяти - Ребята, мы с вами говорили, что Женя пришла к нам зимой из летней сказки. Именно поэтому она так тепло одета. И она приготовила для вас сюрприз. Только где он, я никак не могу найти. Посмотрите, может быть, он у вас в парте? Как вы думаете, почему Женя принесла свисток и змею? (Работаем с шипящими и свистящими звуками). - Посмотрите внимательно и назовите слова, в которых есть шипящие и свистящие звуки. Запоминайте слова, которые называют ребята (Дети называют по одному слову и меняются игрушками). (шуба – ш, шапка – ш, коса – с, сапоги - с, снег – с, зима – з, цветок – ц, Женя – ж, щенок – щ, мяч – ч). - Запишите слова, которые называли, в два столбика. В первый столбик слова с буквами, которые обозначают шипящие звуки, а во второй столбик слова, в которых есть буквы, обозначающие свистящие звуки. Подчеркните буквы, которые обозначают шипящие и свистящие звуки. (обучающимися, относящимся к III и IV группам по обучаемости, данная работа выполняется по индивидуальным карточкам с пропущенными свистящими и шипящими буквами). (Слайд 9). (6 баранка). - Оцените свою работу | отвечают на вопросы рассматривают наглядность выписывают | сюрпризный момент демонстрация наглядности сравнение дифференциация сверка с написанным образцом прием самооценки « Лесенка» | познавательные регулятивные коммуникативные | |
8. | Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дает устную инструкцию для самостоятельного выполнения работы - У каждого из вас на парте лежат карточки. С новой строчки вы записываете слово, подчеркиваете букву, которая обозначает шипящий или свистящий звук и меняетесь карточками с теми ребятами, которые выполнили задание своей карточки одновременно с вами. (воло_ы, гла_а, _ивот, о_ки, ко_ынка) (Слайд 10) (7 баранка) - Оцените работу товарища - Оцените свою работу | Выполняют задание по инструкции взаимопроверка, взаимооценивание (в тетради) | индивидуальная работа работа в парах взаимопроверка прием самооценки « Лесенка» | регулятивные личностные | |
9. | Подведение итогов урока | Задает вопросы - С какими звуками мы работали на уроке? (Шипящие и свистящие) - Назовите шипящие звуки….. - Назовите свистящие звуки…… - Как отличить шипящие от свистящих? - Какие задания выполняли? - Что понравилось делать? - Что было трудно? - Вы справились, а это значит, что вы будете грамотно писать. - А теперь давайте посмотрим, что Женя скажет про вашу работу. (Переворачиваются бублики и дети читают «Молодцы») Назовите букву, которой обозначается шипящий или свистящий звук. (Ц) | формируют выводы по изученному материалу | анализ беседа рефлексия | регулятивные личностные коммуникативные | |
10. | Оценивание | - Оцените свою работу за весь урок. - Аргументируйте свой выбор | Оценивают на основе «Лесенки» (по количеству ступенек) | анализ беседа рефлексия | регулятивные личностные коммуникативные |
Надежда Алексеевна Паршукова