Технологическая карта урока географии в 6 классе по теме «Движение вод Мирового Океана»
«Технологическая карта урока географии в 6 классе
по теме «Движение вод Мирового Океана»
Столбова Елена Николаевна,
учитель географии МАОУ Лицей «ВЕКТОРиЯ»
г. Лысьва Пермский край
Технологическая карта урока в 6 классе по теме: «Движение вод Мирового Океана»
Тип урока: изучение нового материала
Цели:
Предметные: Сформировать у учащихся представление о разных видах движения вод в Мировом Океане и их причинах
Метапредметные: формирование умения преобразовывать один вид информации в другой.
Задачи:
Предметные:
Сформировать у учащихся представление о волнах, приливах и отливах, океанических течениях, цунами.
Выявить причины возникновения волн, приливов и отливов, океанических течений, цунами
Определить крупнейшие океанические течения и их виды, анализируя физическую карту атласа.
Метапредметные:
1. Формирование умения проводить классификацию объектов Мирового океана, самостоятельно выбирая критерий
2. Преобразовывать текстовую информацию о приливах и отливах в табличную
3. Осуществлять поиск информации о строении волны по картинке.
4. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи движения вод мирового океана
5. Вырабатывать выводы из эксперимента и наблюдения при выявлении причин разной высоты ветровых волн
6. Осуществлять поиск информации о течениях на физической карте
Ведущие понятия урока: приливы и отливы, океанические течения, волны, цунами
Географическая номенклатура: Течение Западных ветров, Гольфстрим, Перуанское, Северо-Атлантическое, Куросио, залив Фанди, Атлантический океан.
Оборудование и дидактический материал: физическая карта материков и океанов, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, тарелка с водой.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||
1. Мотивация | Предлагает учащимся отгадать ребусы (течения, волны, цунами, приливы и отливы) Приложение 1 | Отгадывают ребусы | Преобразовывать информацию из одного вида в другой | ||||||
| Задает вопрос: Где все это происходит? Что общего у всех отгадок: приливы, цунами, волны, течения? | Отвечают на вопросы, формулируют тему урока «Движение вод Мирового Океана» | Умение находить общий признак | ||||||
2. Актуализация (пробное действие) | Предлагает выполнить задание Приложение№2 Сгруппируйте объекты | Выполняют задание, озвучивают признак, по которому выполнили классификацию и какие объекты сгруппировали | Умение классифицировать, самостоятельно выбирая критерии и основания. | ||||||
| Предлагает заполнить пустую схему Виды движения вод в Мировом океане Приложение№3 | Выполняют пробное действие, в котором затрудняются | Умение выявлять пробелы в информации | ||||||
| Задает вопрос: С какими трудностями вы столкнулись? Какая цель сегодняшнего урока? | Отвечают на вопрос, выдвигают предложения по цели урока. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | ||||||
3. Проект выхода из затруднения и его реализация | Учитель просит одного из учеников продемонстрировать опыт №1: предлагает тарелку с водой и просит подуть на нее. Задает вопрос: Какой вид движения воды в океане вы увидели? Что послужило его причиной? Учитель предлагает исследовать рисунок «Строение ветровой волны» и заполнить незаконченные предложения. Приложение №4 Предлагает учащемуся продолжить опыты и продемонстрировать опыты с разными условиями: - подул сильный ветер - ветер слабый - ветер дует продолжительное время - ветер дует короткое время - море глубокое - море неглубокое | Наблюдают за действиями одноклассника. Отвечают на вопрос, что это волны, а причиной послужил ветер. Работают по рисунку учебника, выполняют задание. Продолжают наблюдать за экспериментом. Делают выводы, от каких факторов зависит высота ветровых волн. Составляют схему в тетради. Приложение №5 | Устанавливать причинно-следственные связи, вести наблюдение, проводить эксперимент Преобразование информации из рисунка в текстовую Умение делать выводы на основе эксперимента и наблюдения | ||||||
| Предлагает проблемный вопрос: А как еще можно получить волны в тарелке (океане) без ветра? Что это за вид движения воды? Где он может возникнуть? В чем его опасность? | Выдвигают гипотезы, решают проблему. Приходят к выводу, что можно тарелку потрясти, т.е. движение воды может возникнуть от моретрясения. Отвечают на вопросы учителя. | Уметь, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | ||||||
| Демонстрирует картинку (Приложение №6) и задает вопрос: Что случилось с командой капитана Врунгеля? Почему они оказались на мели? Какой вид движения воды в океане оказался тому причиной? Предлагает задание на заполнение таблицы по рядам: 1 ряд – установить причину приливов и отливов и их периодичность 2 ряд – определить значение приливов и отливов для человека 3 ряд – выявить территории с самыми высокими приливами и отливами
| Анализируя картинку, приходят к выводу, что причиной послужили приливы и отливы воды в океане? Читают текст учебника, находят информацию, заполняют таблицу После заполнения таблицы делятся информацией друг с другом | Умение извлекать информацию из рисунка Умение осуществлять поиск информации Умение преобразовывать текстовую информацию в табличную. Умение обмениваться информацией | ||||||
| Задает вопрос: В 1784 г. пошёл ко дну японский корабль. Команда высадилась на коралловый риф в Тихом океане. Один из моряков, умирающий от истощения, написал на кусочке дерева историю своего путешествия, запечатал в бутылку и бросил в море. Через 150 лет эту бутылку выловили на берегу в родной деревне моряка. Как такое возможно? Предлагает открыть физическую карту атласа и найти вид движения воды, который перенес бутылку, в условных знаках карты Как данный вид движения изображен на карте? Какие виды течений бывают? Приведите примеры теплых и холодных океанических течений Почему Канарское течение с 24 градусами является холодным, тогда как Северо-Атлантическое с 15 градусами – теплым? В чем причина течений? | Выдвигают варианты решения проблемы. Исследуют условные знаки карты, приходят к выводу, что это океанические течения. Ищут условные знаки, которыми обозначены течения, определяют виды течений. Приводят примеры течений с карты. Выдвигают гипотезы. Смотрят видеосюжет, находят информацию на вопросы | Уметь, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Умение преобразовывать информацию с карты в словесную | ||||||
4. Самоконтроль | Учитель снова предлагает заполнить схему, которую не смогли заполнить вначале урока. Предлагает выполнить задание на заполнение таблицы( поставить + в нужном квадрате) Приложение №7 | Заполняют схему, проговаривают части схемы Заполняют таблицу. | Создавать схематические модели | ||||||
5. Самооценка | | Проверяют заполненную таблицу по эталону, выставляют себе оценку, исходя из критериев | Умение осуществлять контроль деятельности, оценивать правильность выполнения действия | ||||||
6. Рефлексия | Предлагает провести рефлексию деятельности по содержанию учебного материала | Выбирают одно из предложенных положений и заканчивают предложение сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось… | Умение осуществлять самоанализ |
Приложение №1 Мотивация
(ВОЛНЫ) (ЦУНАМИ)
(ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ)
(ТЕЧЕНИЯ)
Приложение №2 Актуализация
Составьте классификацию объектов, выбрав самостоятельно признак
1. Гибралтарский пролив; 2. Северный ледовитый океан 3. Остров Мадагаскар; 4. Бенгальский залив; 5. Остров Сахалин; 6. Индийский океан 7. Мексиканский залив, 8. Баренцево море; 9. Красное море; 10. Остров Великобритания; 11. Гавайские острова; 12. Скандинавский полуостров, 13. Атлантический океан,
14. Полуостров Индостан; 15. Тихий океан 16.Берингово море;
Приложение №3
Приложение №4
______________- самая высокая часть волны
______________- самая низка часть волны
______________- расстояние от подошвы до гребня волны
……………………………………– расстояние между двумя соседними гребнями
Приложение №5
Приложение №6 Что случилось с командой Врунгеля?
Приложение №7
Признаки | Цунами | Приливы и отливы | Ветровые волны | Течения |
1 Образуются под влиянием лунного притяжения |
|
|
|
|
2 Периодически повторяются 2 раза в сутки |
|
|
|
|
3 Образуются в результате подводных землетрясений |
|
|
|
|
4.Распространены в сейсмически активных зонах |
|
|
|
|
5 Обладают большой разрушительной силой |
|
|
|
|
6. Образуются под влиянием ветра |
|
|
|
|
7. Образуются под влиянием постоянного ветра |
|
|
|
|
8. Бывают теплые и холодные |
|
|
|
|
9. Используются человеком для получения энергии | | | | |
Эталон для проверки
Признаки | Цунами | Приливы и отливы | Ветровые волны | Течения |
1 Образуются под влиянием лунного притяжения | | + | | |
2 Периодически повторяются 2 раза в сутки | | + | | |
3 Образуются в результате подводных землетрясений | + | | | |
4.Распространены в сейсмически активных зонах | + | | | |
5 Обладают большой разрушительной силой | + | | | |
6. Образуются под влиянием ветра | | | + | |
7. Образуются под влиянием постоянного ветра | | | | + |
8. Бывают теплые и холодные | | | | + |
9. Используются человеком для получения энергии | | + | | |