Технологическая карта урока естествознания в 8 классе по теме «Птицы. Хищные птицы:серая сова, степной орел»
Класс: 8 класс для детей с умеренной умственной отсталостью
Предмет: Естествознание
Учитель: Нелюбина Любовь Леонидовна
Тема урока: Птицы. Хищные птицы: серая сова, степной орёл
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Дидактическая задача: создать условия для восприятия и первичного осознания нового учебного материала по теме « Хищные птицы»
Задачи урока:
1. Личностные
- формировать интерес к урокам естествознания, к изучению мира природы;
- развивать желание быть социально активным членом общества;
- воспитывать бережное отношение к природе;
2. Метапредметные
познавательные
- формировать умения извлекать информацию на слух, из иллюстративного материала и печатного текста;
- формировать умения классифицировать предметы по заданным признакам, обобщать, выделять главное, делать простые выводы;
- формировать умения работать с раздаточным материалом, заполнять таблицу с помощью карточек;
регулятивные
- формировать умение принимать учебную задачу, поставленную учителем;
коммуникативные
- формировать умения слушать учителя, участвовать в беседе;
- формировать умение строить понятное высказывание;
- формировать умение работать в паре;
3. Предметные
-познакомить с основными признаками хищных птиц;
-дать представление о внешнем виде, местах обитания, образе жизни, хищных птиц: серой совы и степного орла;
-показать значение хищных птиц в природе и необходимость проведения мероприятий по их охране.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная
Оборудование: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Никишов А.И., Теремов А.В., иллюстративный материал по теме «Птицы», карточки с заданиями для парной работы, картинки - символы для индивидуальной работы с Артемом М., аудиозапись «Звуки природы: крик совы, крик орла».
Работа по индивидуальному образовательному маршруту:
Артем М. Плохо развита речь. Мышление на низком уровне. Мотивации нет. Писать не может. Читать не умеет. Не ориентируется в учебнике. Работает только индивидуально с учителем. Осуществляется помощь в выборе слов, построении фраз, в виде повторения за учителем. При работе с картинками осуществляется направляющая помощь. Постоянное включение в урок.
Структура урока:
Организационное начало урока.
Подготовка к основному этапу. Целеполагание, мотивация.
Основной этап. Усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Подведение итогов. Рефлексия.
Информация о домашнем задании.
Структура урока (серия учебных ситуаций) |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Коррекционная работа (реализация индивидуального образовательного маршрута) |
Планируемые результаты |
||||
Организационное начало урока. |
||||||||
-Садитесь. Проверьте, правильно ли вы сидите. (показываю плакат «Сиди правильно») |
Садятся. |
Личностные: -принять образ «хорошего ученика»; |
||||||
Актуализация знаний. Целеполагание, мотивация. |
||||||||
- У нас урок естествознания. Скажите, какую тему мы изучаем? - Назовите существенный признак, который отличает птиц от других животных. -Назовите птиц (иллюстрации на доске). -На какие две группы можно разделить этих птиц? (вывешиваю карточки с названием групп) -Мне нужны два помощника. Кто желает поработать у доски? -Проверяем. Назови птиц леса. -Все ли верно? -Дополните этот список, назовите птиц леса.
-Назови птиц водоемов. -Все ли верно? -Дополните этот список.
-Молодцы. Сегодня мы познакомимся еще с одной группой птиц. Это хищные птицы. Откройте тетрадь и запишите тему урока. Сегодня нам понадобится таблица, давайте мы ее начертим сразу. |
-Мы изучаем тему «Птицы».
-Тело птиц покрыто перьями.
-Дятел, синица, утка, цапля. -Птицы леса и птицы пресных водоемов и болот. (выходят два ученика и разносят картинки птиц в два столбика) -Дятел, синица. (….выполнил задание правильно) -Сорока, соловей, снегирь, дрозд,…. -Утка, цапля. (…выполнил задание правильно) -Гусь, лебедь, кулик, чайка,…. (записывают тему урока, чертят таблицу) |
-Спрашиваю первым назвать птиц леса. |
Личностные: -наличие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Метапредметные: Познавательные: - уметь организовать рабочее место под руководством учителя; -уметь правильно сидеть за партой, слушать объяснения и указания учителя; - извлекать информацию из иллюстративного материала; -обобщать на основе распознавания объектов; -классифицировать по заданным признакам; Регулятивные: -принять учебную задачу, поставленную учителем; Коммуникативные: -понимать обращенную речь; -уметь слушать учителя и одноклассников; - участвовать в беседе; -с помощью учителя строить понятное высказывание; Предметные: -называть птиц определенной природной группы; |
|||||
Изучение нового материала. |
||||||||
Беседа с опорой на знания детей. |
-Каких хищных птиц вы знаете? Назовите. (по ходу называния вывешиваю картинки) -На самом деле хищных птиц много. Давайте определим, что объединяет этих птиц в одну группу. Что значит слово «хищные»? -Верно (вывешиваю на доску карточку).
-Давайте подумаем, что им помогает ловить животных? -Птица в полете, животное на земле.
-Чем ловят птицы зверьков? Чтобы поднять добычу и перенести, какими должны быть ноги? Чтобы не выпустить добычу? (показываю картинку - опору) (вывешиваю карточку)
-Что еще помогает схватить добычу? -Крепкий, загнутый вниз клюв. В народе говорят «клюв крючком». (вывешиваю карточку)
-Повторим. Что объединяет хищных птиц? (по - одному составляют полные предложения) |
- Орел, сова, филин, коршун, сокол, беркут.
-Они питаются другими животными.
-Хорошее зрение и слух.
-Сильные ноги, острые когти.
-Крепкий клюв.
-Хищные птицы питаются другими животными. -У хищных птиц хорошее зрение и слух. -У хищных птиц сильные ноги с острыми когтями. -У хищных птиц крепкий, загнутый вниз, клюв. |
Личностные: -положительно относиться к учебной деятельности, проявлять интерес к изучаемому материалу и желание участвовать в беседе; Метапредметные: Познавательные: -уметь поднимать руку при желании ответить; -анализировать, выделять существенное, делать выводы; Регулятивные: -адекватно воспринимать указания учителя по исправлению ошибок; Коммуникативные: -понимать обращенную речь; -проявлять интерес и потребность к общению с педагогом; -участвовать в диалоге с учителем; -строить понятное высказывание с помощью учителя; Предметные: -знать названия хищных птиц; -знать общие признаки хищных птиц как группы; |
|||||
Рассказ учителя. |
-Сегодня на уроке подробнее узнаем о двух птицах. Первая птица это героиня знаменитой английской сказки «Винни-Пух и все-все-все». (показываю иллюстрацию из сказки) -Вот так выглядела сова в этой сказке. А сейчас найдите изображение настоящей совы. -Это серая сова. Запишем в тетрадь «серая сова». Как вы думаете, почему она получила такое название? -Правильно окрас пера серый. -Я расскажу о сове, а вы внимательно слушайте и запоминайте. -Серая сова живет в лесах и старых парках. Гнездо устраивает в дупле дерева. Питается сова мышами, полёвками и мелкими птицами. У совы очень хороший слух. Она услышит как пробежит ящерица или мышь. У нее большие глаза, поэтому она видит даже в темноте и охотится, в основном ночью. У совы мягкие перья без твердого основания, поэтому она летает бесшумно. Еще сова умеет поворачивать голову на 270°, т.е. смотреть назад и вниз головой. Сова это полезная птица. Она уничтожает мышей-вредителей полей. За лето сова оберегает почти тонну зерна, это очень много. -А сейчас проверим, как вы внимательно слушали. Ответьте на вопросы. -Где живет сова? -Чем питается? -Где сова устраивает гнезда? -Что еще интересного узнали о сове? -А сейчас я предлагаю отправиться в лес и послушать, что же там происходит. Встаньте. Закройте глаза, представьте, что вы в лесу и слушайте. (включаю крик совы) -Откройте глаза. Что же вы слышали? А как она пролетела над вами не слышали? Почему? -А кто испугался, кому стало страшно? Многие люди, которые слышали крик совы, пугались, им становилось страшно. |
-Это сова. (один выходит к доске и выбирает картинку совы) (записывают в тетрадь)
-Она серого цвета.
-В лесах и старых парках. -Мышами и мелкими птицами. -В дуплах деревьев. -Летает бесшумно, хорошо видит ночью, поворачивает голову.
-Крик совы. -Нет. Она летает бесшумно. |
У Артёма набор картинок и лист, разделённый пополам. -Артёму даётся задание выбрать картинку совы и показать учителю. -Артем показывает картинку с изображением леса. -Картинка с изображением мыши и птицы. -Картинка с изображением дупла. -Спрашиваю: Артём, ты слышал крик совы? |
Личностные: -проявлять интерес к происходящему на уроке; Метапредметные: Познавательные: -уметь извлекать информацию из иллюстративного материала и материала, принятого на слух; Регулятивные: -выполнять задание под руководством учителя; Коммуникативные: -внимательно слушать учителя; -участвовать в беседе; -строить понятное высказывание с помощью учителя; Предметные: -узнавать и называть серую сову; -знать особенности внешнего вида, места обитания, повадки серой совы; |
||||
Работа с текстом. Физ. Пауза. Гимнастика для глаз. |
-И сейчас настало время познакомиться ещё с одной птицей. Вспомните уроки истории. Эта птица изображена на гербе Российской Федерации. (показываю изображение герба) -Верно. Так он выглядит на гербе. В чем особенность этого изображения? -Выберите изображение настоящего орла. -Это степной орел. Запишем в тетрадь. -Я предлагаю узнать об орле из учебника. Откройте, пожалуйста, 111 страницу. Мы будем читать цепочкой по одному предложению. Старайтесь запомнить, что читаете. Найдите предложение, которое начинается со слов «В отличие от совы….», поставьте пальчик на первое слово. Все готовы? Начинаем читать. (слежу за чтением, помогаю) -Сейчас проверим, кто внимательно читал. Ответьте на вопросы. -Где живет орел? -Чем он питается? -Где строит гнезда? -Какую пользу приносит орел?
-А сейчас я приглашаю отправиться в степь и послушать, что там происходит. Встаньте, закройте глаза. Представьте, что вы в степи, дует ветерок и слушайте. (включаю крик орла) -Что вы слышали? Пронзительный крик. Как он по степи разлетается. -Представьте, что прямо над вами летает орел, вы стоите неподвижно и следите за ним только глазками. Итак, глазки вверх, вниз, вправо, влево, вниз, вверх, влево, вправо, закройте, откройте. Орел улетел, возвращаемся на урок. Садитесь. -Итак. Осталось сделать вывод. Хотя это хищные птицы, они ещё какие? - Это полезные птицы. Если они полезные, что же нужно делать, чтобы они жили, не исчезли? |
-Это орел. -Он двуглавый. (один выходит к доске и выбирает картинку орла) (записывают в тетрадь)
(открывают учебник, ищут нужный текст) (читают цепочкой)
-Орел живет в степи. -Питается мышами, сусликами, зайцами. -Гнезда строит прямо на земле. -Он спасает поля от грызунов вредителей.
-Крик орла. (выполняют)
-Полезные. -Охранять птиц. Беречь природу. Соблюдать правила поведения в природе. |
-Показывает картинку орла. - Показывает картинку степи. - Показывает картинку мыши, суслика, зайца. - Показывает картинку гнезда на земле. -Спрашиваю, слышал ли крик орла? (выполняет задания) |
Личностные: -проявлять интерес к материалу учебника; Метапредметные: Познавательные: -внимательно слушать задание; - на основе анализа объектов делать выводы; -ориентироваться на странице учебника и в тексте; -читать текст вслух по предложениям, сохраняя очерёдность; Коммуникативные: -строить понятное высказывание; -участвовать в беседе; Предметные: -узнавать и называть степного орла; -знать особенности внешнего вида, места обитания, повадки степного орла; |
||||
Первичное закрепление |
||||||||
Работа в парах. |
- Сейчас вы будете работать в парах. Возьмите лист с таблицей. На листочках есть предложения. Вам нужно внимательно прочитать и определить, к какой птице это относится и соответственно положить в таблицу. Живет в лесу и в старых парках Живет в степи Питается мышами и мелкими птицами Питается мышами, сусликами, зайцами Гнездо строит в дупле дерева Гнездо строит на земле (Осуществляю контроль за выполнением задания).
-Проверяем. Прочитайте, что вы отнесли к сове. Прочитайте, что вы отнесли к орлу. Молодцы. -У нас осталась незаполненной таблица в тетради. Я думаю, что вы можете заполнить ее самостоятельно дома с помощью такой карточки. Вам нужно выбрать предложение и записать в нужный столбик. Справитесь? Конечно, я уверена. |
(Работают в парах). (отвечают сильные ученики) |
Работает индивидуально с учителем, используя картинки.
|
Личностные: -желание выполнить работу хорошо; -стремление получить одобрение и похвалу учителя; -доброжелательно относиться к товарищу при работе в паре; Метапредметные: Познавательные: -извлекать информацию из печатного текста; -представить информацию в виде таблицы; Регулятивные: -адекватно воспринимать указания учителя по исправлению ошибок; -исправлять ошибки с помощью учителя; Коммуникативные: -уметь работать в паре; -стремиться к сотрудничеству, оказывать взаимопомощь; - по необходимости уметь обратиться за помощью к учителю или товарищу; Предметные: -знать характерные особенности серой совы и степного орла; -уметь правильно заполнить таблицу; |
||||
Подведение итогов. Рефлексия. |
||||||||
-Над какой темой мы работали? -О каких хищных птицах узнали на уроке? -Какими новыми знаниями вы поделитесь с родителями? -Поднимите руку, кто сегодня узнал много нового на уроке, и кому было интересно. |
-Мы работали над темой «Хищные птицы». -Мы узнали о серой сове и степном орле. |
(оценивает себя) |
Метапредметные: Регулятивные: - оценить свою работу с помощью поднятой руки; - закончить урок организованно; Коммуникативные: - слушать учителя и одноклассника; |
|||||
Информация о домашнем задании. |
||||||||
-Молодцы, ребята. Осталось записать домашнее задание. Откройте дневники. С. 110-113, таблица. |
(записывают) |
(записываю задание в дневник) |
Дементьева Ирина Михайловна
Нелюбина Любовь Леонидовна