Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 7 классе «Файлы и файловая система»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «Файлы и файловая система»
Учитель: Клопова Елена Викторовна, учитель информатики МБОУ «Дохновичская СОШ»
Цели:
Образовательная:
познакомить с понятиями файл, файловая система, характеристиками файла.
Развивающая:
формирование умения составлять дерево файловой системы;
формирование умения отслеживать путь по файловой системе;
развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.
Воспитательная
воспитание информационной культуры.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с понятиями файл, файловая система, характеристиками файла, научить создавать файлы и папки.
Метапредметные: сформировать навыки обработки новой информации, навыки работы с определением.
Личностные: учащиеся способны оценивать свои поступки, находить мотивы совершаемым действиям.
На уроке должны формироваться следующие УУД:
Регулятивные: учащиеся самостоятельно определяют цель урока, действуют по плану, оценивают результаты совместной работы, работают в парах, в том числе и самостоятельно.
Познавательные: учащиеся находят информацию из предложенных источников, анализируют ее, сравнивают.
Коммуникативные: учащиеся четко формулируют свою позицию, способны к пониманию учителя, другого ученика, к сотрудничеству, участвуют в диалоге.
ТИП УРОКА: Урок усвоения новых знаний ( УУНЗ)
Методы: словесные (рассказ, объяснение, эвристическая беседа);наглядные методы (метод иллюстраций, работа с книгой);
практические методы (практическая работа за компьютером).
Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Карта урока
Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | Примечание |
1.Организационный этап | ||
Слова учителя - Здравствуйте! К Вам информатика пришла В мир знаний смело повела. Сегодня свой урок для Вас Елена Викторовна даст. Я рада нашей встречи с Вами, Надеюсь, будем мы друзьями. Друг другу смело помогайте В мир знаний смело Вы шагайте! | Слушают учителя | Эмоциональный настрой на урок |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | ||
Слова учителя. Я рада Вас видеть снова на уроке информатики. Сегодня мы познакомимся с важными объектами ОС Windows. Что это за объекты? Предлагаю Вам разгадать ребус. -Как Вы думаете, что мы будем делать на уроке? Что нового мы узнаем? | Разгадывают ребус Учащиеся отвечают на вопрос учителя | Слайд 1
Слайд 2
|
3. Изучение нового материала | ||
Посмотрите, что у меня в руках? (учитель показывает папку с файлами) Что включает в себя папка? Итак, давайте разберемся, что же такое файл? Учитель совместно с учениками проводит сравнение, анализ определения «файл» Сколько на компьютере файлов? Как же из этого множества мы найдем именно нужный нам файл? Нужно знать полное имя файла и где этот файл находится. Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. В названии файла могут быть буквы английского и русского языков, цифры, разные символы, кроме тех, которые Вы видите на доске. Расширение – это совокупность трех букв латинского алфавита, задается программой, в которой создан данный файл Давайте подведем итог вышесказанному, имя файла должно включать … Теперь давайте вспомним на Рабочем столе может находится один, два, десять файлов, а если у пользователя тысяча файлов. Как быть? Вот для этого и была создана файловая система. - Как Вы понимаете файловая система? - В чем разница папки и файла, может быть кто-то знает? В системе Windows создана иерархическая (древовидная) файловая система. Давайте сравним данную систему с любым деревом, например с новогодней елью. Ствол ели – это диск, на котором хранится вся информация компьютера (чаще всего его называют локальным диском С, D…). Ветви елки – это папки, которые находятся на локальном диске. А игрушки – это файлы, хранящиеся на компьютере. Древовидную файловую систему изображают различными способами. Один из таких способов представлен у Вас в учебнике с.64-65. Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят: логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл. Давайте составим полное имя файла. | Учащиеся слушают учителя отвечают на поставленные вопросы. Одному учащемуся предлагается найти определение в словаре Ожегова (ученик читает) Все остальные учащиеся – работают с учебником (с. 62) (ученик читает) Файл – это именованная область внешней памяти, предназначенная для хранения информации. учащиеся отвечают Учащиеся слушают Работа учащихся с таблицей учащиеся отвечают Учащиеся слушают и отвечают Работа с учебником Учащиеся составляют полное имя файлов. | Работа с текстом, учебником Работа с определением «файл» Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
|
4.Первичное закрепление (теоретический материал) | ||
Ну а теперь проверим, как Вы запомнили весь материал. Что должно иметь имя файла? В чем различие имени файла и папки? Итак, текстовые файлы имеют какие расширения? А графические файлы? Звуковые файлы имеют расширения… Подведем итог, чем отличается имя папки от файла? | Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, дают объяснение, исправляют ошибки Ответ учащихся. Имя файла должно обязательно включать название, расширение. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, дают объяснение, исправляют ошибки Учащиеся отвечают Задание 3 и 4 учащиеся выполняют по группам. Учащиеся отвечают Учащиеся отвечают | Организуется работа с презентацией, после каждого упражнения необходимо делать общий вывод. Слайд 8
Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 |
5. Физкультминутка | ||
Учитель организует физкультминутку. | | |
6. Первичное закрепление (практическая работа) | ||
Учитель предлагает учащимся выполнить практическую работу на компьютере, которая включает в себя: создание папок, файлов поиск документа по заданному полному имени файла | Учащиеся выполняют практическую работу | Текст практической работы (См. приложение) |
7. Контроль знаний учащихся | ||
Учитель предлагает выполнить тест на компьютере по изученному материалу. Проводится проверка теста, самооценка | Учащиеся выполняют тест. | Текст тестовой работы (См. приложение) |
8. Рефлексия ( подведение итогов занятия) | ||
Проводится рефлексия с открытками. На память о нашем уроке я Вам дарю файл с документом. До свидания! | Учащиеся отвечают Учащиеся получаю файл, в котором написан конспект урока и домашнее задание | Текст содержимого файла (См. приложение) |