Технологическая карта урока физики по теме «Сила реакции опоры. Вес» по ФГОС
Технологическая карта урока физики по теме «Сила реакции опоры. Вес» по ФГОС
УМК: Грачев А.В., Погожев В.А., Селиверстов А.В.
Тема: Сила реакции опоры. Вес
Тип урока: урок получения новых знаний с элементами обобщения ранее изученного.
Технология построения урока: проблемное обучение.
Цель урока: сформировать представление о силе веса тела и силе нормальной реакции опоры.
Задачи
Обучающие: познакомить учащихся с новыми понятиями: вес тела, сила нормальной реакции опоры, перегрузка, невесомость, коэффициент перегрузки, с графическим изображением веса тела и силы реакции опоры, описать явления перегрузки и невесомости; применять алгоритм решения задач при расчете силы нормальной реакции опоры и веса тела.
Развивающие: развитие навыков логического мышления, развитие умения высказывать и обосновывать свою точку зрения, умения делать выводы
Воспитательные: убеждать учащихся в познаваемости окружающего мира; формировать интерес к познанию законов природы и их применению; создавать позитивное отношение к предмету; воспитывать чувство уважения к собеседнику.
Планируемый результат:
Личностные УУД:
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
формирование коммуникативной компетентности;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.
Регулятивные УУД:
осуществление регулятивных действий самоконтроля и самооценки в процессе урока;
постановка учебной задачи на основе известного и неизвестного;
формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Коммуникативные УУД:
организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,
использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.
Познавательные УУД:
построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
формулирование проблемной задачи и поиск наиболее эффективных средств для ее решения.
Этапы урока, предполагаемый результат | Время, мин | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | 1 | Приветствует учеников. Проверяет готовность учеников к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места | |
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | 8 | Готовит учащихся к работе на уроке. Показывает демонстрации и формулирует вопросы, актуализирующие опорные знания: Демонстрация 1. Мячик, выпущенный из рук, падает вниз. Как движется мячик? Как направлено ускорение, с которым движется мячик? Почему он движется ускоренно? Сформулируйте второй закон Ньютона. Какая сила действует на мячик? Как направлена эта сила? По какой формуле ее можно рассчитать? Демонстрация 2. Тело подвешено на пружине. Почему оно находится в покое? Какие силы приложены к телу? Охарактеризуйте силу упругости, действующую на тело со стороны пружины (направление, величина). А что такое деформация? | Ученики отвечают на вопросы. | Регулятивные: самоконтроль и структурирование собственных знаний Познавательные: развитие умения проводить анализ и делать вывод, установление причинно-следственных связей Личностные: Самооценка имеющихся знаний Коммуникативные: развитие умения грамотно выражать свои мысли |
Постановка проблемных вопросов и выдвижение гипотез | 3 | Учитель предлагает ответить на следующие вопросы: 1. Почему книга, лежащая на столе, не движется ускоренно? С какими телами взаимодействует книга, лежащая на столе? Как называются силы, с которыми эти тела действуют на книгу? А с какой силой книга действует на стол? 2. Почему ненагруженная пружина, висящая на штативе, при присоединении к ней тела начинает деформироваться? | Отвечают на вопросы. Высказывают предположения, что на книгу действует сила упругости со стороны стола, т.к. она находится в покое относительно ИСО стола, а на пружину действует сила со стороны подвешенного тела. Формулируют тему урока, цель и задачи. Записывают тему урока в тетради. | Коммуникативные: развитие умения грамотно выражать свои мысли Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование Личностные: формирование познавательного интереса и понимание практической значимости выполняемой работы Регулятивные: постановка учебной задачи на основе известного и неизвестного. |
Решение проблемы | 20 | I. Учитель строит разъяснение, что сила упругости, действующая со стороны стола на книгу, называется силой нормальной реакции опоры, и характеризует ее по плану: 1. На какое тело действует сила? 2. Какое тело действует с этой силой? 3. Чему равен модуль силы? 4. Куда направлена сила? Обращает внимание, что ее величину можно определить из второго закона Ньютона для тела. II. Определение модуля силы веса тела, стоящего на опоре, в случае ускоренного движения опоры вверх. Пусть тело массой m лежит на полу лифта, ускорение которого направлено вертикально вверх. Определить вес тела. Учитель решает эту задачу на доске, приходит к ответу, что вес тела P = m(g+a). Учитель просит класс проанализировать полученный результат. После анализа вводит понятие перегрузки и коэффициента перегрузки. III. Учитель просит определить модуль силы веса тела, стоящего на опоре, в случае ускоренного движения опоры вниз. Вызывает учащегося к доске и оказывает помощь при решении задачи. Анализируют ответ P = m (g – a). Выслушивает ответ ученика, поправляет в случае необходимости и вводит понятие невесомости тела. | I. Записывают определения. Делают поясняющие рисунки в тетрадях II. Решают задачу вместе с учителем. Делают вывод, что вес тела, лежащего на опоре, движущейся ускоренно вверх, больше силы тяжести. III. Учащийся решает задачу у доски при помощи учителя. Анализирует полученный результат. Делает вывод, что вес тела, лежащего на опоре, движущейся ускоренно вниз, меньше силы тяжести и равен нулю при ускорении опоры, равном, ускорению свободного падения. | Коммуникативные: формулировать и аргументировать свою точку зрения. Познавательные: осмысление услышанной информации, построение логической цепочки рассуждений; знаково-символические действия (моделирование) |
Физкультминутка | 1 | Учитель читает стих: Шеей крутим осторожно — Голова кружиться может. Влево смотрим — раз, два, три. Так. И вправо посмотри. (Вращение головой вправо и влево.) Вверх потянемся, пройдёмся, (Потягивания —руки вверх, ходьба на месте.) И за парты вновь вернёмся. | Обучающиеся делают зарядку | Коммуникативные: выполнять общие действия в коллективе |
Первичная проверка усвоения полученных знаний | 5 | Ответьте на вопросы: 1. Что показывают весы: массу или вес тела? 2. Может ли тело, имея массу, не иметь веса? Если да, то при каком условии? 3. Что общего у веса тела и силы тяжести? Чем они различаются? 4. Придумайте примеры, когда вес тела равен силе тяжести, меньше силы тяжести, больше силы тяжести, равен нулю. | Обучающиеся отвечают на вопросы | Коммуникативные: формулировать и аргументировать свою точку зрения. Познавательные: построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний. |
Домашнее задание | 1 | §37, отв.на вопросы (с.168), упр. 1 – 3 (с.168) | Записывают домашнее задание | |
Рефлексия | 1 | Подводит итоги урока. Просит оценить учеников свою деятельность на уроке на листе самооценки. | Слушают учителя и проводят самооценку | Регулятивные: уметь соотносить цель и результат. |
Литература:
1. Грачев А.В. «Физика. 7 класс». Москва: Вентана-Граф, 2019 г.
2. Грачев А.В., Погожев В.А. и др. «Проектирование учебного курса: 7 класс. Методическое пособие», Москва: Вентана-Граф, 2014 г.
3. В.И. Коваленко «Школа физкультминуток», Москва: ВАКО, 2010 г.