Технологическая карта урока по физике «Сила упругости» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 30 October 2019 в группе

Технологическая карта урока по физике «Сила упругости»


Предмет

Физика

Класс

7 А

УМК

Перышкин «Физика 7 класс»

Тема

Сила упругости

Тип урока по целеполаганию

Урок открытия новых знаний

Цели

выяснить природу силы упругости, сформулировать закон Гука

Планируемые результаты


Предметные: выяснить, что является причиной появления силы упругости, от чего зависит сила упругости

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные:

общеучебные – использовать общие приёмы решения задач;

предметные – знать, что сила тяжести может уравновешиваться силой упругости, деформация характеризуется силой упругости.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество – проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: самоопределение уметь различать виды деформации, присущие окружающим объектам и телу человека.

Формы работы

Работа в парах, фронтальная и самостоятельная работа

Оборудование

Доска, мультимедийный проектор, компьютер, штативы, динамометры, мячи, пластилиновые шары

Ресурсы:

-литература

-дидактические материалы

Презентация, рабочий лист










Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Самоопределение к деятельности.







Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости.






(настрой на работу)

Личностные:

имеют желание учиться;

сориентированы на участие в делах.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи



- С какой силой мы познакомились на прошлом уроке?

-Куда направлена сила тяжести?


-Сила тяжести действует на все тела, находящиеся на нашей планете?

-Ребята, внимание, посмотрите на установку

t1572446358aa.jpg

-Почему груз не падает?


-Сила тяжести.


-Вниз, перпендикулярно поверхности Земли.

- Да











(Ответы детей)


Познавательные:

умеют ориентироваться в своей системе знаний; формулировать учебную задачу. Регулятивные:

умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

умеют оформлять свои мысли в устной форме.

Учебно-познавательная деятельность. Совместное «открытие» новых знаний

-Итак, предположим, что сила тяжести уравновешивается какой-то другой силой. Что же это за сила и как она возникает?

-Чтобы ответить на вопросы проведем опыт. Перед вами лежит мяч и шар из пластилина. Что произойдет с телом, если мы подействуем на него с силой? Надавите пальцем на тело.

- Как называется явление, при котором тело меняет размер или форму?

-Какие виды деформации бывают, вы узнаете, прочитав текст в рабочем листе и заполнив схему в задании 1.

(Демонстрирует все виды демонстрации на приборе)

-Ребята, какой вид деформации присутствовал у мяча, у пластилина?

-Что заставило мяч принять прежнюю форму?

-Что в мяче заставляет появиться силу упругости?

t1572446358aa.jpg

-Что не дает грузу упасть?

-Тема нашего урока……

-Заполните окошко «тема» на рабочем листе

-Сформулируем определение силе упругости




-Запишем определение в рабочий лист

- От чего зависит сила упругости? Чтобы ответить на данный вопрос вам нужно провести опыт. Задание 2 в рабочем листе.

Выполняя каждый шаг, результаты записывайте в листы. В конце опыта сделаем вывод.

-Какой результат вы получили?


- Внимание, посмотрите на установку, две пружины, подвесим на них одинаковые грузы, что происходит с пружинами?

-Каждая пружинка характеризуется величиной называемой коэффициент жесткости. Зависимость силы упругости от удлинения тела и коэффициента жесткости была установлена Робертом Гуком. Данная зависимость носит название закон Гука и имеет математическую запись Fупр = k ∙ Δl

где Δl – удлинение [м], k – коэффициент жесткости [H/м]

t1572446358ab.jpg





- Надавливая пальцем на мяч и пластилин, изменяем форму тел



-Деформация


(Читают текст, заполняют схему, зачитывают полученный результат)




-У мяча упругая деформация, у пластилина неупругая (пластичная)

-Сила упругости

-Силы взаимного притяжения и отталкивания молекул









-Сила упругости.

-Сила упругости

(записывают тему)

- Сила, возникающая в теле в результате его деформации, и стремящаяся вернуть тело в исходное положение называется силой упругости.

(Записывают в окошке «определение»)


(заполняют рабочий лист)





- Чем больше сила, действующая на пружинку, тем больше она удлиняется

-Пружинки растянутся неодинаково.



(Записывают в рабочий лист.)

Познавательные:

- умеют преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); - умеют осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.

Регулятивные:

- умеют слушать в соответствии с целевой установкой; - умеют планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные:

- умеют участвовать в учебном диалоге при обсуждении;

- умеют учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- умеют осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

Физминутка

Физминутка будет тематическая, покажем виды упругой деформации на своем теле

(Называют вид деформации и показывают упражнение)



Усвоения знаний учащимися

Применим знания, полученные на уроке при решении задач.

Задача 1.Расставить силы, действующие на тело.

t1572446358aa.jpg

Задача 2 (ЕГЭ 2017)

На рисунке представлен график зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины. Какова жёсткость пружины? (Ответ дайте в Н/м.)

 

t1572446358ac.png

Задача 3

Найдите силу упругости бытовых весов, если удлинение пружины равно 1 см, коэффициент жесткости 100 Н/м .

Задача 4

На сколько сантиметров изменилась длина пружины под действием силы 200Н, если коэффициент жесткости 10000Н/м?

(решают задачи)

Регулятивные УУД:- умеют принимать учебную задачу и следовать инструкции;

- умеют планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя.

Личностные:

- умеют анализировать свои действия и управлять ими

Домашнее задание

Параграф 26, выучить закон Гука, выполнить задачу 3, 4 в рабочем листе



Подведение итогов урока

-Какие виды деформации существуют?

-Где в жизни встречается деформация?


-Упругие, неупругие

(Примеры детей)


Рефлексия учебной деятельности


-В сцепном устройстве поездов применяют шарнирную сцепку, в которой присутствует упругая деформация. Пальцы шарнирной сцепки держатся друг за друга наподобие того, как пальцы одной руки могут захватить и сцепиться с пальцами другой руки. Давайте узнаем как же крепки наши знания, полученные на уроке. Перед вами вагоны трех цветов, выберите тот цвет, который характеризует вашу деятельность на уроке. Если у вас на уроке все получилось - возьмите вагон красного цвета, если у вас были затруднения –оранжевый вагон, а если ничего не получилось – возьмите синий.



Определяют результаты уровня усвоения материала на уроке .

Выражают удовлетворенность совместной учебной деятельностью и мотивацию к ее дальнейшему продолжению.


Личностные:

- понимают значение знаний для человека

Регулятивные:

-озвучивают личностные результаты уровня усвоения изучаемого материала


























Приложение 1.

Рабочий лист

Тема урока___________________________________________________________

Деформация

Деформация — изменение формы и размеров тела. Причина деформации заключается в том, что различные части тела совершают неодинаковые перемещения при действии на тело внешних сил. Деформации, которые полностью исчезают после прекращения действия силы —  упругие, которые не исчезают — пластические.
Упругие деформации бывают различных видов: растяжения и сжатия, сдвига, изгиба, кручения. При упругих деформациях происходит изменение расстояния между частицами тела. Этому изменению противодействуют силы взаимодействия между частицами тела, удерживающие эти частицы на определенном расстоянии друг от друга. Поэтому при любом виде упругой деформации в теле возникают внутренние силы, препятствующие его деформации.

​​​​​​​image.png

Определение____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Измерить длину нерастянутой пружинки l0. _ l0=____________

Подвесить к пружинке один груз.

Измерить длину растянутой пружинки l1. l1=_______________

Найти разность Δl1 = l1 - l0. Δl1=____________________

Подвесить к пружинке второй груз.

Измерить длину растянутой пружинки l2. l2=_______________________

Найти разность Δl2 = l2 - l0. Δl1=____________________

Сделайте вывод. Вывод_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закон_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Задача 1.Расставить силы, действующие на тело.

t1572446358aa.jpg

Задача 2 (ЕГЭ 2017)

На рисунке представлен график зависимости модуля силы упругости от удлинения пружины. Какова жёсткость пружины? (Ответ дайте в Н/м.)

 

t1572446358ac.pngt1572446358ak.gif

Задача 3

Найдите силу упругости бытовых весов, если удлинение пружины равно 1 см, коэффициент жесткости 100 Н/м.

t1572446358al.gif

Задача 4

На сколько сантиметров изменилась длина пружины под действием силы 200Н, если коэффициент жесткости 10000Н/м?


t1572446358al.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.