Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7 классе на тему «Забавная машинка»
Азбаева Гульнара Юрьевна учитель физики МАОУ №5 «Гимназия» г. Мегион, ХМАО-Югра
Технологическая карта урока по учебному предмету «Физика» в 7 классе
на тему «Забавная машинка»
Тип урока |
Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Дидактические цели: урок применения знаний и умений (урок закрепления). |
Авторы УМК |
Пёрышкин А.В. |
Цели урока |
Систематизировать знания по теме: сила трения, виды трения, способы увеличения и уменьшения силы трения. Показать практическое значение физического явления – трение. |
Задачи урока |
Общеучебные: повторить понятие силы трения, способы увеличения и уменьшения силы трения. Обучающие: - применить знания о способах увеличения и уменьшения силы трения во время проведения практической работы в группах. - продолжить работу над формированием умений анализировать и обобщить знания способах уменьшения и увеличения силы трения. -сформировать умения анализировать результаты опытов и на их основе формулировать логические выводы. Развивающие: - развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. - развить приемы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, сравнение). - развить умения использовать полученные знания в повседневной жизни. Воспитывающие: - стимулировать познавательный интерес обучающихся (познавательные УУД). - воспитать уважительное отношение друг к другу при работе в группах (коммуникативные УУД). - развивать уверенность в собственных силах (личностные УУД). |
Метод обучения |
Проблемно-поисковый с применением элементов технологий дифференцированного обучения. Системно – деятельностный подход. |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: оценивание практического результата. Предметные: способы увеличения и уменьшения силы трения. Метапредметные: изготовление забавной машинки, используя необходимые материалы и ресурсы. Познавательные: умение работать с различными источниками информации. Коммуникативные: развитие навыков общения во время проведения практической работы в группах. Регулятивные: определение темы урока, цели урока, поиск ответа, сравнение и оценивание. |
Оборудование |
Мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска, доска, комплект приборов для проведения эксперимента в группах (катушка из-под ниток, пуговица, резинка, спичка, клей). |
Средства обучения |
катушка из-под ниток, пуговица, резинка, спичка, клей |
Образовательные ресурсы |
1. Пёрышкин А.В. Физика 7 класс. Москва. Издательский дом «Дрофа», 2013 г 2. Фестиваль педагогических идей «Первое сентября» «Открытый урок», 2012 г 3. М.М. Балашов «О природе» М.: Просвещение, 1991г. |
Требования к знаниям учащихся |
Требования к базовому уровню: изготовить «забавную машинку» для изучения способов увеличения и уменьшения силы трения. Требования к повышенному уровню подготовки: использовать способы увеличения и уменьшения силы трения в конструкции забавной машинки. |
Компетенции |
учебно-познавательная, коммуникативная, социально-трудовая, ценностно-смысловая. |
Принципы обучения |
1) Принцип деятельности: ученик добывает знания сам при изготовлении забавной машинки для изучения силы трения. 2) Принцип непрерывности: от простого к сложному. 3) Принцип целостности: значимость понятия сила трения, способы увеличения и уменьшения силы трения в технике. 4) Принцип минимакса: соблюдение требований стандартов образования и расширение области знаний. 5) Принцип психологической комфортности: работа в группах, смена динамической позы, смена вида деятельности, физическая зарядка. 6) Принцип вариативности: выбор учеником вариантов, способов работы. 7) Принцип творчества: творческая работа на уроке. |
Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) по физике
на тему «Забавная машинка» 7 класс
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||
Организационный этап (1 мин) |
Здравствуйте, ребята!!! На уроке присутствуют гости! Вспомним заповеди урока: Приступая к делу! …Соберись с духом!!! Смотри!!! … В корень!!! Глядя на мир!!! … Нельзя не удивляться!!! |
||||||||||||||||
2) Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний (3мин) |
- Ребята, продолжим ряд объектом из мира техники Скорость, пройденный путь, сила тяги, руль, двигатель - (слайд с колесами) Обратите внимание на слайд. Эти картинки объединяет одно из величайших изобретений человечества. - Назовите его… - Есть машина … И колесо машины - Используя числовой код, сформулируйте тему урока
- Запишите тему урока в рабочей тетради… - Предлагаю вашему вниманию прослушать аудиозапись: (Звук визга тормозов машины при резком нажатии на педаль) -Что вы услышали в этом фрагменте? - (Демонстрация слайда+аудиозаписи …) - В одной из газет я прочитала о том, что: - Звуки визга тормозов машины, свиста шин при движении, – одна из основных проблем больших городов. Огромные средства тратятся ежегодно на установку звукопоглощающих барьеров. -Какая сила возникает при движении автомобиля и его торможении? - Назовите виды трения … - Какой вид трения имеет место при движении автомобиля по дороге? - Какой вид силы трения помогает тормозить и начинать движение? – Ребята, почему возникает неприятный шум при торможении и движении машины? - По мнению специалистов, шум проезжающих машин может возникать по нескольким причинам: неисправность тормозных колодок колеса автомобиля или отлипание резиновой шины от дороги - Смоделируем ситуацию (ладони: колесо+тормозные колодки: рабочее состояние-остановка) - Как меняется сила трения? - Можно уменьшить вредное проявление трения в работе тормозной системы? - Отрывок из стихотворения: Ну, а все автомашины, быстро снашивают шины … - Возникает пробуксовка … - Как можно увеличить силу сцепления резины с асфальтом? |
Автомобиль, машина Колесо Забавная машинка Звук визга тормозов машины Скрип шин при движении Сила трения Качения, скольжения, покоя Трение качения Когда в дело вступает сила сцепления резины с асфальтом - сила трения покоя Увеличивается Смазка Шероховатость, специальные материалы |
|||||||||||||||
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (5 мин) |
- Это одно из главных деталей машины - колесо, которое поможет лучше разобраться с трением!!! - В качестве модели колеса возьмем деревянную катушку из-под ниток!!! - Вернемся к проблеме: «О чем поют шины?», которые знакомы с трением … - Запишем цель урока … - Перед вами список пословиц о трении…. - Выполним задание: «Я беру с собой» пословицу «Как сыр в масле катается» … - Как изменяется сила трения в этой пословице? - В тетради записать номера пословиц по общему признаку - уменьшение силы трения … Как сыр в масле катается Баба с воза, кобыле легче Сухая ложка рот дерет Не подмажешь, не поедешь Скрипит, как несмазанная телега Колодезная веревка сруб перетирает Угря в руке не удержишь Против шерсти не гладят Коси коса, пока роса: роса долой, и мы домой - Назовите основной признак тех пословиц, которые не выбрали … - Какие способы изменения силы трения можно выделить в последней пословице? - Как видите, для одного и того же объекта, можно и увеличивать, и уменьшать силу трения!!! - Вернемся к цели урока… - Поставим перед собой задачи, возвращаясь к проблеме шума проезжающих авто … |
Изготовить забавную машинку, учитывая в ней уменьшение и увеличение силы трения Уменьшается 1, 2, 4, 7,9 Увеличивается сила трения 3, 5, 6, 8, 9 Сконструировать «забавную машинку», увеличивая и уменьшая силу трения в ее конструкциях Понять, как поможет уменьшение и увеличение силы трения в машинке, избежать шумы при движении настоящих авто |
|||||||||||||||
4) Первичное закрепление а) в знакомой ситуации (типовые) б) в изменённой ситуации (конструктивные) (10 мин) |
- Инженеры конструкторского бюро города обращаются к вам за профессиональной помощью: при изготовлении забавной машинки учесть способы увеличения и уменьшения силы трения в колесе автомобиля, для устранения свиста шин и скрипа тормозов реальных автомобилей. - В группе-мастерской есть капитан, он же докладчик, секретарь, хронометрист и лаборанты - Перед вами набор необходимых ресурсов для изготовления «забавной машинки», учитывая трение, и эскиз ее модели!!! - Прочитайте задачу: Задача: Хотите окончательно разобраться с трением, полезным и вредным в технике, сконструируйте «забавную машинку». Чтобы машинка не прыгала на месте, чтобы не проскальзывали колеса, а рычаг хорошо скользил и по столу, и по катушке, вам придется повозиться, где-то уменьшить трение, где-то увеличить. Потрудитесь. Затем поставьте машинку на стол, она побежит, отталкиваясь от стола рычагом. Устроим креативное соревнование. 1) АРИЗ: Анализ условия … - Какой объект в задаче основной? - Из каких частей или элементов он состоит? - С какими элементами или частями объект взаимодействует? 2) Генерирование идей по увеличению и уменьшению силы трения в знакомой вам ситуации, из быта, спорта (1 мин) 3) Анализ идей (что-то рациональное) 4) Применение идей в конкретной ситуации, используя ресурсы (2-3 мин) 5) Практическое предложение - решение от докладчика (на доске) (2-3 мин) - Прием «Мозговой штурм». 1 – катушка из-под ниток 2 – петля из резинки 3 – гладкая пуговица 4 – обломок спички, продетый в петлю (можно приклеить к катушке) 5 – рычаг (спичка) - Секретари зафиксируйте способы увеличения и уменьшения силы трения на самой конструкции машины красным и синим цветом |
Выступление докладчиков от групп на доске |
|||||||||||||||
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (решение проблемного задания) (15 мин) |
- Творческие мастерские! Переходим к следующему пункту:.6) Практической реализации своего решения (лаборанты) 7) Презентация продукта (лаборанты+докладчики) 8) Анализ решения задачи (насколько сложно обошлась реализация идеи, какие использовались ресурсы, нежелательные эффекты, их устранение) Секретари фиксируйте анализ решения задачи |
творческая работа в группах |
|||||||||||||||
6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (презентация продукта) (10 мин) |
Отчет работы в группах по решению ИЗ (на доске): креативное соревнование - Вернемся к цели урока, задачи… - Как вы считаете, ваши практические результаты помогут в вопросе уменьшения шума, проезжающих авто? - Ребята, можно эти способы увеличения и уменьшения силы трения использовать в других областях жизни? - Как видите, они универсальны!!! |
||||||||||||||||
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) (5 мин) |
Составьте буриме, используя ключевые слова: сила, есть, не счесть, дано, нечетное число) |
У всех у нас забот не счесть, Стремленье их исполнить есть. И сила нам для этого дана, Нечетному числу она равна |
|||||||||||||||
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин) |
Вся наша жизнь - открытая задача. И от того, насколько успешно ты ее решаешь, Зависит ваше настоящее и будущее!!! |
Технологическая карта урока комплексного применения знаний и умений физики
на тему «Забавная машинка» 7 класс
№ п/п |
Этап урока |
Методы, реализуемые на уроке |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД (с указанием вида: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
1 |
Организационный момент урока. |
Метод стимулирования установки на обеспечение порядка на рабочем месте |
Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. |
Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. |
УУД оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики. (Коммуникативные вид УУД) |
2 |
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. |
Прием «Ассоциативный ряд» |
Демонстрирует словесный и графический ассоциативный ряд на интерактивной доске |
Выполняют задания на декодирование информации и установление ассоциативного ряда. Ученик отвечает на вопрос «Сила трения. Виды трения». |
Контроль и самоконтроль (Регулятивные УУД) |
3 |
Мотивация учебной деятельности. |
Метод стимулирования положительной самооценки перспектив включения в учебную деятельность |
Обращается к учащимся со словами: успехи в любой сфере деятельности определяются умением пользоваться различными приемами и способами организации своего труда. К числу таких приемов относятся приёмы выполнения контрольно-оценочных действий - прием «Возьми меня с собой». Принимает версии учащихся, отмечает, что они не называют еще один прием, распространенный не только среди учащихся, но и в сфере самых революционных исследований в физике, в частности такой прием, как сверка с результатами одноклассников по работе. Вызывает интерес у учащихся к этому приему. Помогает сделать предположения, открывающие им путь к самостоятельному обнаружению этого приема. |
Высказывают различные точки зрения на роль способностей. Принимают уточнение учителя, вспоминают, что полученные в таких исследованиях результаты, как правило, передаются в другие исследовательские центры и сверяются с их результатами. Выражают желание провести какое-нибудь доступное им «революционное исследование», в котором применение этого приема станет очевидным. |
УУД ценностного отношения к осваиваемому на уроке приему учебной деятельности. (Личностные) |
4 |
Целеполагание. |
Метод самоопределения в целях по аналогии с уже известным и усвоенным учащимися. |
Демонстрирует видео- и аудиозаписи вопросы |
Отвечают на вопросы. Определяют тему урока «Забавная машинка». Соглашаются с необходимостью разделить данную формулировку на тему и цель ее изучения. |
УУД постановки новой цели урока. (Регулятивный вид УУД) |
Помогает сделать необходимые уточнения формулировки темы и цели УД. Тема: Забавная машинка. Цель: использование приёма ТРИЗ-технологии – алгоритм решения изобретательской задачи |
А теперь давайте назовем тему нашего урока: Формулируют тему урока: «Забавная машинка». Определяют, что предстоит сделать на уроке (цели УД): - «определить основные действия, составляющие АРИЗ; -научиться его использовать при выполнении работы в группах; - уметь объяснять результат работы в группах и формулировать выводы |
УУД постановки новой цели урока. (Регулятивный вид УУД) |
|||
5. |
Первичное закрепление а) в знакомой ситуации (типовые) б) в изменённой ситуации (конструктивные) |
метод ТРИЗ – технологии: прием мозговой атаки и прием АРИЗ |
Задача: Хотите окончательно разобраться с трением, полезным и вредным в технике, сконструируйте «забавную машинку». Чтобы машинка не прыгала на месте, чтобы не проскальзывали колеса, а рычаг хорошо скользил и по столу, и по катушке, вам придется повозиться, где-то уменьшить трение, где-то увеличить. Потрудитесь. Затем поставьте машинку на стол, она побежит, отталкиваясь от стола рычагом! 1 – катушка из-под ниток 2 – петля из резинки 3 – гладкая пуговица 4 – обломок спички, продетый в петлю (можно приклеить к катушке) 5 – рычаг (спичка) |
Прием «Мозговой штурм». Прием АРИЗ. 1) Анализ условия … - Какой объект в задаче основной? - Из каких частей или элементов он состоит? - С какими элементами или частями объект взаимодействует? 2) Генерирование идей по увеличению и уменьшению силы трения в знакомой вам ситуации, из быта, спорта (1 мин) 3) Анализ идей (что-то рациональное) 4) Применение идей в конкретной ситуации, используя ресурсы (2-3 мин) 5) Практическое предложение - решение от докладчика (на доске) (2-3 мин) |
УУД самооценки и контроля. Освоенный навык сравнения требуемых и достигнутых результатов. (Регулятивный вид УУД) Регулятивные УУД: оценивание степени успешности, как индивидуальной деятельности, так и деятельности каждого члена коллектива; понимание причины успеха или неуспеха; в случае неуспеха находить способы выхода из ситуации; оценивание своего психофизического состояния. Коммуникативные УУД: работать в коллективе; с достаточной точностью выражать свои мысли; аргументировано отстаивать свою точку зрения, оперируя фактами; критично относиться к собственному мнению, признавать свои ошибки и корректировать их. |
6 |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (решение проблемного задания). |
Метод – «Творческая мастерская» |
Организация работы в группах по Практической реализации своего решения Анализ решения задачи (насколько сложно обошлась реализация идеи, какие использовались ресурсы, нежелательные эффекты, их устранение) |
Работа в группах |
УУД принятия и координации решений при совместной работе в группах (знакомая учащимся модель работы). (Коммуникативный вид УУД). |
7 |
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (презентация продукта). |
Координирует работу учащихся в группах. Делает при необходимости подсказки. Обращает внимание учащихся на необходимость конструктивной (обоснованной) оценки полученных результатов. Вызывает учащихся для отчёта и защиты работы в группах по решению ИЗ |
Презентация продукта решения изобретательской задачи по плану Сравнивают результаты своего экспериментального исследования с результатами товарищей. Креативное соревнование |
УУД принятия и координации решений при совместной работе в паре (знакомая учащимся модель работы). (Коммуникативный вид УУД). УУД аргументирования своей точки зрения и отстаивания своей позиции (правила сравнения содержания обсуждаемого высказывания с результатами исследования и правило выведения следствия из факта или понятия.. (Коммуникативный вид УУД) УУД дедуктивного умозаключения используют имеющийся у учащихся навык выведения следствия из факта и навык выполнения действия подведения выявленного факта (объекта) под известное понятие или способ действия. (Регулятивный вид УУД) |
|
8 |
Рефлексия (подведение итогов занятия). |
Прием: буриме |
Составить буриме, используя ключевые слова: сила, есть, не счесть, дано, нечетное число) |
Работа в парах по составлению буриме |
Регулятивные УУД: использование установленных правил в контроле способа решения |
9 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. |
Прием: синквейн |
Вся наша жизнь - открытая задача. И от того, насколько успешно ты ее решаешь, Зависит ваше настоящее и будущее!!! |
Записывают ключевые слова: Трение |
Познавательные УУД: применение полученных знания и умения для решения широкого спектра практических задач в повседневной жизни. |