Технологическая карта урока физики с применением ЭОР «Реактивное движение» (9 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭОР
(ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР см. в Приложении)
«Реактивное движение»
1 |
Предмет |
Физика |
2 |
Класс |
9 класс |
3 |
Тема и номер урока в теме |
«Реактивное движение». Урок №2 в теме «Импульс тела» |
4 |
Базовый учебник |
А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, «Физика.9класс»
|
5. Цель урока: добиться усвоения учащимися понятия «реактивное движение» и познакомить их с примерами реактивного движения в природе и технике.
6. Задачи:
- обучающие:
- обеспечить актуализацию знаний учащихся по теме «Закон сохранения импульса»;
- подготовить учащихся к усвоению новой темы - «реактивное движение»
- ввести понятие реактивного движения;
- объяснить реактивное движение на основе закона сохранения импульса;
- познакомить учащихся с примерами реактивного движения в природе и технике.
-развивающие:
- развивать познавательный интерес к физике через создание проблемной ситуации; через демонстрацию явлений; через показание практической значимости темы;
- развивать умение сопоставлять наблюдаемые явления, анализировать и делать выводы;
- развивать культуру речи учащихся через выступления в режиме презентации.
-воспитательные:
- Содействовать формированию научного мировоззрения, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений;
- воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;
- воспитывать чувство патриотизма через яркие примеры из истории отечественной физики и техники.
Тип урока: Урок изучения нового материала
Формы работы учащихся: фронтальный опрос, индивидуальная, обсуждение, выступления учащихся в режиме презентации, групповая работа.
Необходимое оборудование:
- ПК на рабочем месте учителя -1
- интерактивная доска
- мультимедиа проектор
- резиновый шарик для надувания
- штатив
- модель «сегнерово колесо» на длинных нитях
- пробирка с пробкой на длинных нитях
- спиртовка и спички
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ |
Этап урока, время этапа урока (мин) |
Универсальные учебные действия, предметные учебные действия |
Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) |
Деятельность ученика |
Методы и приемы
|
1 |
Организационный момент 2 мин |
Определение активности и эмоционального состояния. Включение учащихся в урок. Настрой на получение новых знаний.
Проявление интереса к изучаемому материалу.
Готовность контакта с учителем, учащимся.
Определение значимости изучаемого предмета.
|
Приветствует учащихся |
Приветствуют учителя |
Словесный метод |
2 |
Актуализация знаний учащихся по теме «Закон сохранения импульса»
3 мин |
Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще не известно.
Учет позиции других людей, включаемость в коллективное обсуждение вопросов.
Развитие познавательных интересов и мотивов. Актуализация знаний по теме: «Закон сохранения импульса» Осознает личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон. |
Формулирует вопросы: 1) Какая система тел называется замкнутой? 2) Изменяется ли суммарный импульс тел в замкнутой системе при их взаимодействии? 3) Сформулируйте закон сохранения импульса. 4) Запишите формулу закона сохранения импульса. 5) Объясните в формуле закона сохранения импульса значения входящих в нее величин – m , m , v , v , m v , m v , , , m , m
|
Отвечают на вопросы учителя. |
Беседа |
|
Актуализация знаний учащихся по теме. 4 мин |
|
Демонстрирует ЭОР № 1. Дает задание: решить предложенную в ресурсе задачу. Корректирует ход решения, подводит итог выполнению задания. |
Один учащийся решает задачу у доски, остальные дополняют его ответ и записывают решение в тетради. Анализируют результат. |
|
3 |
Мотивация
2 мин |
|
Предлагает учащемуся надуть шарик и отпустить его.Формулирует вопрос: - за счет чего движется шарик?
|
Наблюдают за ходом демонстрации. Отвечают на вопрос учителя: за счет того, что из него выходит воздух. |
|
4
|
Введение новой информации
1 мин |
Умение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию. Самостоятельное формулирование познавательной цели.
Умение осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнера, сотрудничать с партнерами.
Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию.
Осознает личную ответственность за будущий результат. Проявление интереса к изучению темы Умение пользоваться формулой для расчета закона сохранения импульса |
Объясняет учащимся движение шарика с помощью закона сохранения импульса и сообщает, что движение шарика в результате отделения воздуха является примером реактивного движения. |
Учащиеся формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь: «Реактивное движение» |
Объяснение, опрос, наглядность, рассказ |
|
Введение новой информации 2 мин |
|
Демонстрирует учащимся ЭОР №2 Ф ормулирует задание: просмотрите другиепримеры реактивного движения и ответьте на вопрос – что общего между полетом шарика и всеми просмотренными вами примерами реактивного движения? |
Просматривают ресурс и отвечают на вопрос: все тела приходят в движение в результате того, что от них что-то отделилось (вода от шланга, ядро от пушки, струя воды от тела моллюска, газы от ракеты). |
|
|
Введение новой информации
2 мин |
|
Предлагает учащимся сформулировать определение реактивного движения и записать его в тетрадь. |
Формулируют определение: «Реактивным движением называют движение тела, возникающее при отделении от него с какой либо скоростью некоторой его части». Записывают определение в тетрадь. |
|
|
Введение новой информации 1 мин |
|
Формулирует вопрос: а как можно изменить направление движения тела при реактивном движении? |
Вносят предположения: изменить направление движения отделяющейся части. |
|
|
Введение новой информации
3 мин |
|
Для подтверждения правильности предположений демонстрируется опыт: демонстрирует изменение направления движения сегнерова колеса при изменении направления истекающей в оды.
|
Учащиеся наблюдают, делают вывод и записывают в тетрадь особенность реактивного движения: «Для того, чтобы тело при реактивном движении изменило направление своего движения, необходимо изменить направление движения отделяющейся от тела части». |
|
|
Введение новой информации 2 мин |
|
Формулирует вопрос: «А возможно ли реактивное движение в вакууме? Шарик летал в воздухе, моллюски плавают в воде, а если среда будет отсутствовать, возможно ли реактивное движение?» Для ответа на вопрос демонстрирует опыт: |
Наблюдают опыт. |
|
|
Введение новой информации
3 мин |
|
Задает наводящий вопрос: Что изменилось бы, если бы этот опыт был проведён в космическом пространстве? |
Отвечают на вопрос: процесс сгорания топлива без кислорода происходить не будет. На остальное отсутствие атмосферы существенно не влияет. Делают вывод: и реактивное движение резинового шарика, и другие примеры реактивного движения могли бы происходить в вакууме. |
|
|
Введение новой информации 3 мин |
|
Сообщает учащимся, что принцип реактивного движения находит практическое применение в авиации и космонавтике. Рассматривает вопрос об устройстве и запуске ракет-носителей и многоступенчатых ракет. Демонстрирует ЭОР №3 |
Воспринимают информацию и записывают в тетрадь основные части ракеты. |
|
|
Введение новой информации
3 мин |
|
Предлагает прослушать доклад учащегося, который заранее подготовил сообщение о примерах реактивного движения в природе в форме презентации. |
Один учащийся делает сообщение в режиме презентации «Примеры реактивного движения в природе» Остальные учащиеся воспринимают информацию. |
|
5 |
Закрепление нового материала
5 мин |
Анализ собственной работы, анализ эмоционального состояния. Оценить степень достижения цели.
Воспроизведение по памяти информации полученной на уроке. Приведение примеров.
Оформление высказываний в соответствие с требованиями полного четкого ответа на поставленный вопрос
Проявление интереса к изучению темы Умение пользоваться формулой для расчета закона сохранения импульса |
Демонстрирует ЭОР № 4 Дает учащимся задание: с помощью закона сохранения импульса решить задачу на реактивное движение ракеты, наблюдает за ходом решения в группах. Если сильные учащиеся быстро справляются с задачей, им можно предложить решить задачу следующего сюжета данного ЭОР. |
Учащиеся работают над решением задачи на местах в парах. Чья пара первой решает правильно, та пишет решение на доске и объясняет классу ход решения. Все учащиеся записывают решение задачи в тетрадь. |
Фронтальный опрос |
6 |
Домашнее задание
2 мин |
Формирование навыков анализа и сопоставления
Добывать недостающую информацию с помощью вопросов |
Задает домашнее задание: параграф учебника - 23 Упр. 22 (1, 3) Дополнительно для желающих учащихся: а) ЭОР № 5 - для теоретиков б) ЭОР № 6 - для практиков |
Учащиеся записывают домашнее задание. |
|
7 |
Рефлексия. Подведение итогов
2 мин |
Умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально – нравственную отзывчивость
Умение осуществлять итоговый контроль
Умение познавать цель и результат
Умение проявлять активность в деятельности |
Подводит итоги урока, просит оценить свою работу по листу самооценки, выставляет оценки учащимся, сообщает об окончании урока |
Вместе с учителем подводят итог урока, анализируют свою деятельность с помощью листа самооценки, Подают дневники на оценки. Прощаются с учителем. |
Беседа |
Приложение к технологической карте урока
«Реактивное движение»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ |
Название ресурса |
Тип, вид ресурса |
Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 |
Тест к уроку "Импульс тела. Закон сохранения импульса" |
Практический IIуровень |
Фрагмент теста - текст задачи для решения с возможностью самопроверки |
|
2 |
Реактивное движение, сюжет №1 |
Информационный II уровень |
Иллюстрация, модель |
|
3 |
Законы движения и взаимодействия тел. Реактивное движение. Ракеты. Сюжет №4 - №8 |
Информационный IIуровень |
Текст, иллюстрация, модель |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc799-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_17.swf |
4 |
Тест к уроку «Реактивное движение» |
Практический III уровень |
Задание с возможностью проверки правильного ответа |
|
5 |
«А так ли хорошо знакомо вам реактивное движение?» Калейдоскоп Кванта |
Информационный Iуровень |
|
|
6 |
Реактивное движение |
Практический III уровень |
|