Технологическая карта урока физики в 9 классе «Реактивное движение» с применением ЭОР

5
0
Материал опубликован 10 May 2021 в группе

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭОР

(ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР см. в Приложении)


«Реактивное движение»


1

Предмет

Физика

2

Класс

9 класс

3

Тема и номер урока в теме

«Реактивное движение». Урок №2 в теме «Импульс тела»

4

Базовый учебник

А.В. Перышкин, Е.М. Гутник, «Физика.9класс»



5. Цель урока: добиться усвоения учащимися понятия «реактивное движение» и познакомить их с примерами реактивного движения в природе и технике.

6. Задачи:

- обучающие:

- обеспечить актуализацию знаний учащихся по теме «Закон сохранения импульса»;

- подготовить учащихся к усвоению новой темы - «реактивное движение»

- ввести понятие реактивного движения;

- объяснить реактивное движение на основе закона сохранения импульса;

- познакомить учащихся с примерами реактивного движения в природе и технике.

-развивающие:

- развивать познавательный интерес к физике через создание проблемной ситуации; через демонстрацию явлений; через показание практической значимости темы;

- развивать умение сопоставлять наблюдаемые явления, анализировать и делать выводы;

- развивать культуру речи учащихся через выступления в режиме презентации.

-воспитательные:

- Содействовать формированию научного мировоззрения, представления о роли физики в жизни общества и его технических достижений;

- воспитывать эстетическое восприятие мира через демонстрацию и наглядность;

- воспитывать чувство патриотизма через яркие примеры из истории отечественной физики и техники.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, индивидуальная, обсуждение, выступления учащихся в режиме презентации, групповая работа.

Необходимое оборудование:

- ПК на рабочем месте учителя -1

- интерактивная доска

- мультимедиа проектор

- резиновый шарик для надувания

- штатив

- модель «сегнерово колесо» на длинных нитях

- пробирка с пробкой на длинных нитях

- спиртовка и спички




Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап урока, время этапа урока (мин)

Универсальные учебные действия, предметные учебные действия

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Методы и приемы


1

Организационный момент

2 мин

Определение активности и эмоционального состояния. Включение учащихся в урок. Настрой на получение новых знаний.


Проявление интереса к изучаемому материалу.


Готовность контакта с учителем, учащимся.


Определение значимости изучаемого предмета.


Приветствует учащихся

Приветствуют учителя

Словесный метод

2

Актуализация знаний учащихся по теме «Закон сохранения импульса»


3 мин

Целеполагание как способность соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще не известно.



Учет позиции других людей, включаемость в коллективное обсуждение вопросов.


Развитие познавательных интересов и мотивов.

Актуализация знаний по теме: «Закон сохранения импульса» Осознает личную ответственность за будущий результат, понимание своих сильных и слабых сторон.

Формулирует вопросы:

1) Какая система тел называется замкнутой?

2) Изменяется ли суммарный импульс тел в замкнутой системе при их взаимодействии?

3) Сформулируйте закон сохранения импульса.

4) Запишите формулу закона сохранения импульса.

5) Объясните в формуле закона сохранения импульса значения входящих в нее величин – mt1620653752aa.gif , mt1620653752ab.gif , vt1620653752aa.gif , vt1620653752ab.gif , mt1620653752aa.gif vt1620653752aa.gif , mt1620653752ab.gif vt1620653752ab.gif , t1620653752ac.gif ,t1620653752ad.gif , mt1620653752aa.gift1620653752ac.gif , mt1620653752ab.gift1620653752ae.gif












Отвечают на вопросы учителя.

Беседа


Актуализация знаний учащихся по теме.

4 мин


Демонстрирует ЭОР № 1. Дает задание: решить предложенную в ресурсе задачу. Корректирует ход решения, подводит итог выполнению задания.

Один учащийся решает задачу у доски, остальные дополняют его ответ и записывают решение в тетради. Анализируют результат.


3

Мотивация



2 мин


Предлагает учащемуся надуть шарик и отпустить его.Формулирует вопрос:

-t1620653752af.gif за счет чего движется шарик?


Наблюдают за ходом демонстрации.

Отвечают на вопрос учителя: за счет того, что из него выходит воздух.


4


Введение новой информации


1 мин

Умение строить логическую цепь размышлений, умение устанавливать причинно-следственные связи, вести поиск, умение выделять необходимую информацию. Самостоятельное формулирование познавательной цели.



Умение осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми и взрослыми, слушать, слышать, отслеживать действия партнера, сотрудничать с партнерами.


Умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, умение владеть навыками процессуального и прогностического самоконтроля, умение определять последовательность действий, способность к волевому усилию.


Осознает личную ответственность за будущий результат. Проявление интереса к изучению темы

Умение пользоваться формулой для расчета закона сохранения импульса

Объясняет учащимся движение шарика с помощью закона сохранения импульса и сообщает, что движение шарика в результате отделения воздуха является примером реактивного движения.

Учащиеся формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь: «Реактивное движение»

Объяснение, опрос, наглядность, рассказ


Введение новой информации

2 мин


Демонстрирует учащимся ЭОР №2

Фt1620653752ag.gift1620653752ah.gift1620653752ai.gift1620653752aj.gif ормулирует задание: просмотрите другиепримеры реактивного движения и ответьте на вопрос – что общего между полетом шарика и всеми просмотренными вами примерами реактивного движения?

Просматривают ресурс и отвечают на вопрос: все тела приходят в движение в результате того, что от них что-то отделилось (вода от шланга, ядро от пушки, струя воды от тела моллюска, газы от ракеты).



Введение новой информации


2 мин


Предлагает учащимся сформулировать определение реактивного движения и записать его в тетрадь.

Формулируют определение: «Реактивным движением называют движение тела, возникающее при отделении от него с какой либо скоростью некоторой его части».

Записывают определение в тетрадь.



Введение новой информации

1 мин


Формулирует вопрос: а как можно изменить направление движения тела при реактивном движении?

Вносят предположения: изменить направление движения отделяющейся части.



Введение новой информации




3 мин


Для подтверждения правильности предположений демонстрируется опыт: демонстрирует изменение направления движения сегнерова колеса при изменении направления истекающей вt1620653752ak.gif оды.


Учащиеся наблюдают, делают вывод и записывают в тетрадь особенность реактивного движения: «Для того, чтобы тело при реактивном движении изменило направление своего движения, необходимо изменить направление движения отделяющейся от тела части».



Введение новой информации

2 мин


Формулирует вопрос: «А возможно ли реактивное движение в вакууме? Шарик летал в воздухе, моллюски плавают в воде, а если среда будет отсутствовать, возможно ли реактивное движение?»

Для ответа на вопрос демонстрирует опыт:

t1620653752al.gif

Наблюдают опыт.



Введение новой информации



3 мин


Задает наводящий вопрос: Что изменилось бы, если бы этот опыт был проведён в космическом пространстве?

Отвечают на вопрос: процесс сгорания топлива без кислорода происходить не будет. На остальное отсутствие атмосферы существенно не влияет.

Делают вывод:

и реактивное движение резинового шарика, и другие примеры реактивного движения могли бы происходить в вакууме.
Записывают в тетрадь еще одну особенность реактивного движения: «Для реактивного движения не нужна никакая среда, оно возможно и в вакууме».



Введение новой информации

3 мин


Сообщает учащимся, что принцип реактивного движения находит практическое применение в авиации и космонавтике. Рассматривает вопрос об устройстве и запуске ракет-носителей и многоступенчатых ракет. Демонстрирует ЭОР №3

Воспринимают информацию и записывают в тетрадь основные части ракеты.



Введение новой информации


3 мин


Предлагает прослушать доклад учащегося, который заранее подготовил сообщение о примерах реактивного движения в природе в форме презентации.

Один учащийся делает сообщение в режиме презентации «Примеры реактивного движения в природе»

Остальные учащиеся воспринимают информацию.


5

Закрепление нового материала


5 мин

Анализ собственной работы, анализ эмоционального состояния. Оценить степень достижения цели.


Воспроизведение по памяти информации полученной на уроке. Приведение примеров.


Оформление высказываний в соответствие с требованиями полного четкого ответа на поставленный вопрос


Проявление интереса к изучению темы

Умение пользоваться формулой для расчета закона сохранения импульса

Демонстрирует ЭОР № 4

Дает учащимся задание: с помощью закона сохранения импульса решить задачу на реактивное движение ракеты, наблюдает за ходом решения в группах.

Если сильные учащиеся быстро справляются с задачей, им можно предложить решить задачу следующего сюжета данного ЭОР.

Учащиеся работают над решением задачи на местах в парах. Чья пара первой решает правильно, та пишет решение на доске и объясняет классу ход решения.

Все учащиеся записывают решение задачи в тетрадь.

Фронтальный опрос

6

Домашнее задание



2 мин

Формирование навыков анализа и сопоставления


Добывать недостающую информацию с помощью вопросов

Задает домашнее задание:

параграф учебника - 23

Упр. 22 (1, 3)

Дополнительно для желающих учащихся:

а) ЭОР № 5 - для теоретиков

б) ЭОР № 6 - для практиков


Учащиеся записывают домашнее задание.


7

Рефлексия. Подведение итогов



2 мин

Умение оценивать свои достижения, степень самостоятельности, причины неудачи, умение выражать доброжелательную и эмоционально – нравственную отзывчивость


Умение осуществлять итоговый контроль


Умение познавать цель и результат


Умение проявлять активность в деятельности

Подводит итоги урока, просит оценить свою работу по листу самооценки, выставляет оценки учащимся, сообщает об окончании урока

Вместе с учителем подводят итог урока, анализируют свою деятельность с помощью листа самооценки, Подают дневники на оценки. Прощаются с учителем.

Беседа


Приложение к технологической карте урока

«Реактивное движение»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Тест к уроку "Импульс тела. Закон сохранения импульса"

Практический

IIуровень

Фрагмент теста - текст задачи для решения с возможностью самопроверки

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc771-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

2

Реактивное движение, сюжет №1

Информационный

II уровень

Иллюстрация, модель

http://fcior.edu.ru/card/6758/reaktivnoe-dvizhenie.htm

3

Законы движения и взаимодействия тел. Реактивное движение. Ракеты. Сюжет №4 - №8

Информационный

IIуровень

Текст, иллюстрация, модель

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc799-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/1_17.swf

4

Тест к уроку «Реактивное движение»

Практический

III уровень

Задание с возможностью проверки правильного ответа

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669bc772-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html

5

«А так ли хорошо знакомо вам реактивное движение?» Калейдоскоп Кванта

Информационный

Iуровень


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a292763-4034-6199-f5f5 7d6122f6ee9d/2007_05_A_tak_li_horosho_znakomo_vam_reaktivnoje_dvizhenije.pdf


6

Реактивное движение

Практический

III уровень


http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/62297756-4222-e523-c925-f7e26ddad069/00144675468921678.htm


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации