Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему «Великие географические открытия»

2
0
Материал опубликован 26 November 2020

«Технологическая карта урока»

Предмет: география Класс: 5 Учебник (УМК): И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин География: Начальный курс. 5 кл.- М.:Дрофа, 2015.

Тема урока: Великие географические открытия. Тип урока: урок открытия новых знаний

Оборудование: учебник И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин География: Начальный курс. 5 кл.- М.:Дрофа, 2015, проектор, контурная карта, индивидуальные карточки, иллюстрации.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок: В классе 20 обучающихся, по уровню сформированности УУД 6 - с высоким, 4 – выше среднего, 6 - со средним, 4 - ниже среднего, 1 ученица с диагнозом гиперактивного ребенка, 1 ученица с диагнозом шунтирования сосудов головного мозга, ученики не до конца научились слушать и слышать своих одноклассников, достаточно активные.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные

Знать имена путешественников, их вклад в науку и результаты путешествий;

Уметь показывать на карте маршруты путешествий мореплавателей эпохи Великих географических открытий.

На 5 – 6 человек

На 4 – 10 человек

На 3 – 4 человека


Регулятивные

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Осуществлять личностную рефлексию;

Планировать, составлять план действий.

На 5 – 4 человека

На 4 – 9 человек

На 3 – 7 человек


Познавательные

Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, на карте;


На 5 – 14 человек

На 4 – 6 человек

На 3 - -


Коммуникативные

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;

Оформлять свои мысли в устной форме.

На 5 – 18 человек

На 4 – 2 человека

На 3 - -


Личностные

Проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников.


На 5 – 19 человек

На 4 – 1 человек

На 3 - 0




Этап урока, время этап

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия


Деятельность учителя






Деятельность ученика


Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия

1 этап.

Мотивационно-целевой этап

(12 мин)


1) Орг.

момент.

(1 мин.)






2)Актуализация знаний (7 мин)

3) постановка темы и целей урока (4 мин)
















Включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне



Проверить знания по разделу


Выявить цель, задачи урока.


Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока









Словесный








Практический



Демонстративный, беседа


Проблемный диалог
















Фронтальная








Парная




Фронтальная,
























Дает настрой на урок








Дает инструкции


Проверка контурной карты, взаимооценивание

Правила работы с контурной картой.

1. Заполнено аккуратно и правильно.

2. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой.

3. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

4. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

5. Название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно.

6.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми.

7.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой.


Организует работу по определению темы урока


Предлагает сравнить 2 иллюстрации на слайде




Предлагает выяснить, что бы хотелось узнать нового?









Садятся, выполняют действия, сказанные учителем






Проверка и оценивание работы друга.



Слушают учителя

Предполагают








Предлагают разные варианты, доказывают свое мнение.










Регулятивные: нацеливать на плодотворную деятельность.







Личностные: развивать умение адекватно оценивать работу друга.


Регулятивные УУД

1)учить совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему и цель


Личностные УУД

Актуализировать личный опыт


Познавательные УУД

1)Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2 этап

Ориентировочный

(3 мин.)



Планировать деятельность по раскрытию нового материала, построить проект выхода из проблемной ситуации.



Частично - поисковый;

Фронтальная

Предлагает найти выход из проблемной ситуации

Одну из первых географических карт составил Гекатей (6-5 вв.д.н.э.). Она была не похожа на современную карту. Слайд 1

t1606419812aa.pngt1606419812ab.jpg

- Почему на карте Гекатея нет некоторых материков?

- Что способствовало тому, что эти материки позднее появились на карте мира?

- О чем будем говорить на уроке? Что хотим узнать?

Эпоха, с которой мы сегодня познакомимся относится к 15-16 векам и называется Средневековьем. Я предлагаю Вам познакомиться с этим замечательным временем. Помогут нам совершить такое необычное путешествие ваши товарищи.

- Почему стали возможны географические открытия?

1. Причины, послужившие для наступления эпохи великих географических открытий:

- стремление Европейских морских держав проникнуть к богатствам Индии и Китая;

- технические достижения – появление многомачтовых судов, способных идти под любым ветром (каравелла);

- появление новых карт и компасов для ориентирования в открытом море;

- появление огнестрельного оружия – главной силы в подчинении непокорных стран и народов.

- в 15 веке в Европе возобновляется интерес к науке.

- возникает идея поиска новых путей в богатые восточные страны, так как традиционный путь в связи с турецкими завоеваниями, становился всё более опасным.

- в Европе произошло возрождение античных идей о шарообразности Земли.

-благодаря развитию книгопечатания в Европе становится популярной “Книга Марко Поло” о странах Востока.

- величайшее географическое заблуждение средневековья – берега Азии удалены от Европы не более 4 тыс. км (вместо действительных 17).





Отвечают: в учебнике, в толковом словаре, в книгах, в компьютере, попросить помощи у учителя.



Регулятивные УУД

1) Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

2)учиться высказывать свое предположение


3 этап

Поисково-исследовательский

(20 мин)













Нахождение выхода из затруднения

Уметь выделять необходимую информацию для получения и новых знаний

Закрепить знания в процессе решения конкретно-практических задач


Поисковый

Проблемный диалог.
















Проблемный диалог

Групповая, индивидуальная

Групповая, индивидуальная

Дает задания каждой группе, распределяет задания

1 группа С. 30-31 Открытие Америки.

Прочитать текст в учебнике, подготовить пересказ

Работа с портретом мореплавателя (Опишите внешность путешественника, какими качествами характера вы бы наделили его, предположите дальнейшую судьбу человека).

Покажите маршрут путешествия мореплавателя

Вопреки расхожему мнению, Христофор Колумб отправился не в Индию, а в Японию и Китай. Именно эти страны должны были встретиться ему на пути согласно его расчетам. Три корабля — "Санта-Мария", "Пинта" и "Нинья" отправились навстречу неизвестности в начале августа 1492 года с испанского порта Палос. Экспедиция спустилась вдоль берегов Африки до 28 параллели. После недолгого ремонта на Канарских островах экспедиция двинулась на Запад. По пути открыли Саргассово море. Небольшой остров Багамского архипелага, названный Колумбом Сан-Сальвадор, стал первой сушей Америки, открытой европейцами во второй раз, после викингов. Увы, но никаких золотых россыпей на острове обнаружено не было. Колумб плывет дальше... Открыто побережье Кубы, Гаити. На этом 1 экспедиция мореплавателя завершилась.



Найдите новые для вас слова в тексте. Генуя- город,

Нарисуйте рисунок по описаниям самого мореплавателя.

t1606419812ac.jpg

Высадившись на землю, они увидели очень зеленые деревья и много воды и различные плоды. Мне показалось, что жители островов бедны [и нуждаются] во всем. Все они ходят нагие, в чем мать родила. Тела и лица у них были очень красивые, а волосы грубые, совсем как конские, и короткие. Волосы зачесывают они вниз, на брови, и только небольшая часть волос и притом длинных, никогда не подстригаемых, забрасывается назад. Некоторые разрисовывают себя черной краской (а кожа у них такого цвета, как у жителей Канарских островов, которые не черны и не белы), другие красной краской; иные тем, что попадается под руку, и одни из них разрисовывают лицо, другие же все тело, а есть и такие, у которых разрисованы только глаза или нос. Они не носят и не знают [железного] оружия: когда я показывал им шпаги, они хватались за лезвия и по неведенью обрезали себе пальцы. Никакого железа у них нет. Тварей никаких, кроме попугаев, я на острове не видел".

2 группа С. 31-32 Первое кругосветное плавание.

Прочитать текст в учебнике, подготовить пересказ

Работа с портретом мореплавателя (Опишите внешность путешественника, какими качествами характера вы бы наделили его, предположите дальнейшую судьбу человека).

t1606419812ad.jpg

Покажите маршрут путешествия мореплавателя.

Экспедиция Магеллана вышла из Португалии, открыла побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, обогнула континент, преодолела пролив, названный впоследствии именем мореплавателя, затем пересекла Тихий океан и достигла Филиппинских островов. На одном из них Магеллан был убит. После его смерти экспедицию возглавил Х.С.Элькано, благодаря которому единственный из кораблей («Виктория») и последние восемнадцать мореплавателей (из двухсот шестидесяти пяти членов команды) смогли достичь берегов Испании.

Найдите новые для вас слова в тексте: флотилия, цинга, бунт, слуга-малаец.

Нарисуйте рисунок по описаниям друга Магеллана Пигафетта.

Но в один прекрасный день к стоянке Магеллана все же приблизился необыкновенный индеец. «Этот человек отличался таким гигантским ростом, что мы едва достигали ему до пояса. Был он хорошо сложен, лицо у него было широкое, размалеванное красными полосами, вокруг глаз нарисованы желтые круги, а на щеках — два пятна в виде сердца. Короткие волосы выбелены, одежда состояла из искусно сшитых шкур», — вспоминал потом Пигафетта.


3 группа С. 32-33 Открытие Австралии.

Прочитать текст в учебнике, подготовить пересказ

Работа с портретом мореплавателя (Опишите внешность путешественника, какими качествами характера вы бы наделили его, предположите дальнейшую судьбу человека).

t1606419812ae.jpg

Покажите маршрут путешествия мореплавателя.

Отплытие состоялось английского города Плимута. Курс был взят на архипелаг Таити, от него корабль «Индевор» стал двигаться дальше на юг, где вскоре Кук открыл Новую Зеландию. Затем ему удалось подойти к восточному побережью Австралии. На этом его первая экспедиция закончилась. Вторая экспедиция завершилась пересечением

Южного полярного круга, открытием острова Новая КаледонияНорфолкЮжные Сэндвичевы острова, но из- за льдов найти Южный материк ему не удалось. И он пришел к выводу, что его не существует.

Найдите новые для вас слова в тексте: -

Нарисуйте рисунок по описаниям самого мореплавателя.

Кук впервые увидел «диковинное животное мышиного цвета, размером с гончую собаку и с длинным хвостом. И прыгало оно как заяц или олень».

 

4 группа С. 33 Открытие Антарктиды.

Прочитать текст в учебнике, подготовить пересказ

Работа с портретом мореплавателя (Опишите внешность путешественника, какими качествами характера вы бы наделили его, предположите дальнейшую судьбу человека).

t1606419812af.jpgt1606419812ag.jpg

Покажите маршрут путешествия мореплавателя.

Корабли «Восток» и «Мирный» снялись с якоря и покинули родной Кронштадт. Предстоял долгий путь в неведомые страны. В крупном английском порту Портсмуте Беллинсгаузен задержался почти на месяц, чтобы пополнить запасы провизии, приобрести разные мореходные инструменты. В начале осени, при попутном ветре, корабли взяли курс через Атлантический океан к берегам Бразилии. Открытие Антарктиды как материка осуществлено 28 января 1820 русской экспедицией Ф. Ф. Беллинсгаузена, которая на двух судах («Восток» , под командованием Беллинсгаузена, и «Мирный» М. П. Лазарева) прошла вдоль тихоокеанского побережья, открыв острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I.

4. Найдите новые для вас слова в тексте: континент, шлюпка

5. Нарисуйте рисунок по описаниям самого мореплавателя.

Лазарев писал «матерый (т. е. очень мощный, сплошной) лед чрезвычайной высоты», и «простирался оный так далеко, как могло только достигнуть зрение». Этот лед и был частью ледяного щита Антарктиды.



Предлагает выступить с результатами работы группы

Распределяют задания в группе. Находят необходимую информацию из учебника, текста, отвечают на вопросы, прокладывают маршрут на карте, работают с иллюстрацией.











Пересказывают новый материал, знакомят с новыми словами, прокладывают маршрут на карте, обсуждают, приходят к одному мнению

Познавательные УУД:

извлекать информацию из текстов, иллюстраций,

уметь делать выводы на основе обобщения знаний

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний


Коммуникативные УУД

1)уважительно относиться к позиции другого

2) формировать умение работать в паре и аргументировать свое мнение.


Регулятивные

Формировать умение определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем;

Предметные:

1)Знать имена путешественников, их вклад в науку и результаты путешествий;

2)Уметь показывать на карте маршруты путешествий мореплавателей эпохи Великих географических открытий.

5 этап

Рефлексивно-оценочный

(5 мин)

 


Подвести к осознанию учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей.

Словесный

Индивидуальная

Предлагает оценить работу на уроке,

самооценка степени достижения запланированного результата


Оцените свое настроение к концу урока. (Выяснение причин неудач)

- Все ли цели были достигнуты?

- На доске вывешены портреты великих людей, чьи имена вписаны золотыми буквами в науку географию, кто не жалея своих сил, здоровья и жизни стремился к новому и необъяснимому. Это были люди смелые, отважные, отчаянные и храбрые. Я уверена, вы тоже обладаете этими чертами характера либо выработаете их в течение своей жизни. Подумайте и приклейте свои компасы к портрету того мореплавателя, в чьей команде вы бы хотели оказаться.



Оценивают работу на оценочных листах.

Регулятивные: осознавать качество и уровень освоения и владения теми или иными учебными действиями; осуществлять итоговый контроль;

Коммуникативные отображать адекватно свои чувства, мысли




Адреса ссылок:

https://helperia.ru/a/otkrytije-antarktidy

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кук,_Джеймс

https://ru.wikipedia.org/wiki/Первое_кругосветное_плавание

https://www.litmir.me/br/?b=146739&p=18

https://ru.wikipedia.org/wiki/Колумб,_Христофор





































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации