Технологическая карта урока географии для 5–6 классов «Планы местности и их чтение»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по географии,
составленный по принципу системно-деятельностного подхода
Ф.И.О. Румбешт Роза Фидаиловна
Место работы: г. Усть-Лабинск
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 5 (6)
Тема урока: §16. «Планы местности и их чтение» (урок № 5 в теме «Географические модели Земли»)
Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.
Цель: сформировать представление о плане местности, как форме изображения Земли.
Задачи урока:
Образовательные: ввести новые понятия план местности, азимут, дать первоначальные сведения об условных знаках, ознакомить с алгоритмом определения азимута и расстояний ; показать практическую необходимость полученных знаний.
Развивающие: развивать умения работать в группе с учебником, топографической картой, дополнительной литературой. Способствовать формированию географической культуры. Развитие внимания, памяти, логики и интеллекта. Различать изученные географические объекты.
Воспитательные: осознание практической значимости географических знаний.
Планируемые результаты:
Личностные: знание географических особенностей своей местности.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.
Предметные: находить различия между географической картой и планом местности, решать задачи по определению абсолютной и относительной высоты точек, измерять расстояния и направления, пользуясь линейкой и транспортиром.
Универсальные учебные действия:
Личностные: необходимость изучения способов и форм описания земной поверхности, осознание практической значимости полученных знаний и умений.
Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям план местности. топографические знаки, стороны горизонта, азимут; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из текста учебника и карт атлас, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе: распределять роли в группе, договариваться друг с другом.
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся: групповая
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, персональный компьютер.
Методическое обеспечение: Презентация к уроку, карточки-задания.
Структура и ход урока.
№ |
Название этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время |
1 |
Организация на урок |
Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. |
1мин |
2 |
Актуализация темы |
Постановка проблемного вопроса, связующего предыдущий урок и новую тему. Объясните: Что общего у этих слов? (слайд1) Крупный масштаб, небольшая поверхность Земли, расстояния, измерение расстояний стороны горизонта, условные знаки, абсолютная высота, азимут Проверяет усвоение понятий. Предположите: Что объединяет эти слова? С какими понятиями вы еще не встречались? Проверяет усвоение понятий Выделяет новые понятия(азимут, измерение расстояний) |
Высказывают предположения на поставленные вопросы (П). Раскрывают полученные знания (понятия). Формулируют название темы урока (Р) |
4мин |
3 |
Изучение нового материала |
1. НАЙДИТЕ определение плана местности (учебник стр.58): -Что вы сегодня узнаете? Показывает топографическую карту и план местности на слайде. (слайд 3, 4) На карте атласа и в учебнике. Ставит задачу найти, что общего у географической карты и плана местности? Формулирует задания для учеников, корректирует их работу. Организует работу в группах по заполнению таблицы (слайд 5): -Выберите черты сходства и отличия - Спрашивает: в чем отличие карт и планов? Подводит к выводу об основных чертах сходства и различия. Проверяет заполнение таблицы, корректирует результаты и демонстрирует готовую таблицу (слайд 6,7) Задает проблемный вопрос. В каких случаях нам больше пригодится карта, а в каких – план местности? Подводит к выводу о практическом использовании планов местности во время путешествий, для измерения расстояний, знакомства с территорией. местности с заданиями). |
Работают с текстом учебника, анализируют предстоящую деятельность (П) Учащиеся разбиваются на две группы. Распределяют роли в группе. (К) Работают в группах, составляют систематизирующую таблицу. Выполняют поиск различий. (Приложение 1) Находят отличия между картой и планом, пользуясь текстом учебника, картами атласа и планом местности на стр. 60 (П) 1 группа аргументирует сходства, 2 – различия. Делают вывод.(П) Сравнивают материал таблиц. (П) Выдвигают предположения о практическом использовании планов и карт в жизни. (П) Формулируют вывод.(П) Читают задания, определяют план решения учебной задачи. (Р) |
5 мин 5 мин 5 мин 3 мин |
4 |
Практикум |
2. Работа по чтению плана местности Учитель раздает дидактический материал. ( Приложение 2. План местности с заданиями) Формулирует задания для учеников в группе, корректирует их работу. Организует работу в группах по чтению плана местности (слайд 7) Проводит консультацию по группам. Задает вопросы на понимание: Где искали информацию? Что вызвало затруднение при работе? Как определяли направление по плану местности? Вводит понятие азимут. Знакомит с алгоритмом определения азимута. (слайд 10) Ставит задачу определить азимут: Определите азимут направления 1.От сарая до высоты 162, 3. 2. От лиственного леса до сарая. Проверяет полученный результат. Подводит к запоминанию алгоритма определения азимута. |
Анализируют план местности и выбирают необходимые сведения (П). Распределяют роли в группе. (К). Фиксируют ответы в карточках с заданием.(П) Знакомят с результатом работы по группам. (К) Высказывают суждения, делятся опытом работы. Слушают и запоминают. Закрепляют на практике алгоритм определения азимута по плану местности. (П) Повторяют алгоритм |
4 мин 3мин 6 мин 3 мин |
5 |
Закрепление |
Физминутка. Предлагает учащимся на интерактивной найти соответствие: условный знак – что он означает (Слайд 10) Проверяет усвоение нового материала в виде синквейна. Примерный синквейн План Подробный Мелкомасштабный Измерять Знакомиться Находить Помогает ориентироваться Изображение |
Находят соответствие. Демонстрируют знания (П), понимание причинно-следственных связей (Р). Составляют синквейны, используя полученные знания (Р) |
1 мин 3 мин |
6 |
Итог урока (рефлексия) |
Подводит итоги урока. Комментирует и выставляет оценки за урок. Объясняет д/з §16, Вопросы с.60. Творческое задание по выбору: Составить описание маршрута с указанием направлений по плану местности. Составить план местности участка |
Оценивают работу на уроке всего класса «смайликом» на доске (Л). Записывают домашнее задание в дневник, проверяют друг у друга запись в дневнике (К). |
2 мин |
Приложение 1
Заполните таблицу, сравнив план местности и карту.
Сравниваемые характеристики |
План местности |
Карта |
Как изображается рельеф местности? |
||
Какой масштаб используется? |
||
Какие условные знаки используются для обозначения географических объектов? |
||
Как обозначается абсолютная высота местности? |
||
Какие по размеру территории изображаются? |
||
Как обозначаются стороны горизонта? |
Приложение 2. Группа 1.
Чтение плана местности. Ответьте на вопросы, заполните таблицу
Напишите абсолютную высоту самой высокой точки. |
||
Как называется река, в каком направлении она течет? |
||
Как называется населенный пункт? |
||
В каком направлении от реки находится болото? |
||
Измерьте расстояние от отдельно стоящего дерева до лиственного леса |
||
Из каких пород деревьев состоит лес к северо-востоку от поселка Елагино? |
||
Определите азимут направления 1.от сарая до высоты 162, 3. 2. От лиственного леса до сарая. |
Приложение 2. Группа 2.
Чтение плана местности. Ответьте на вопросы, заполните таблицу
Напишите абсолютную высоту самой высокой точки. |
||
В каком направлении течет река? |
||
Что растет к северу от оврага? |
||
В каком направлении от сарая находится поселок Елагино? |
||
Измерьте расстояние от сарая до высоты с отметкой 162, 3. |
||
Река имеет приток. Определите направление течения притока? |
||
Определите азимут направления 1.от истока отдельно стоящего дерева до высоты 162, 3. 2. От лиственного леса до оврага к северу от поселка. |
Презентация к уроку
PPT / 625.5 Кб