Технологическая карта к уроку Краеведения на тему «Горные породы и минеральные богатства Тамбовской области», 6 класс

0
0
Материал опубликован 26 February 2017 в группе

Технологическая карта урока

Предмет

Географическое краеведение

Учитель

Баченина Татьяна Владиславовна – учитель географии

Класс

6

УМК

Учебник. Географическое краеведение Тамбовской области. 6 класс. С.Д. Аленина В.М. Байбакова А.И., В.В. Закомолдина. и др.

Атлас Тамбовской области.

Тип урока

урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Тема урока

Горные породы и минеральные богатства Тамбовской области

Цель урока

Организовать деятельность уч-ся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о разнообразии горных пород и минералов встречающихся в нашей области, их происхождении и практическом использовании в Тамбовской области

Задачи урока

(планируемые результаты)

формирование представлений о разнообразии горных пород и минералов, их происхождении , организация усвоения основных понятий по данной теме (предметный результат);

развитие умения работать в команде, формировать умение объяснять способы образования горных пород и минералов при работе с текстом учебника (метапредметный результат);

формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование интереса к физической географии, формирование мотивации постановки познавательных задач, раскрытия связи теории и опыта, развития внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения

проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

Индивидуальная, групповая,парная

Средства обучения

Атлас Тамбовской области, презентация, доска, проектор, ноутбук, план «Описание горных пород», коллекция горных пород и минералов

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осущест-вляемые учебные действия

Формиру-емые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Формируемые способы действий

Осущест-вляемые учебные действия

Формируемые способы действий

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

организация своего рабочего места.

Самоконтроль готовности к уроку

2. Постановка цели и задач урока

Звучит мелодия Э. Грига «В пещере горного короля».

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки - это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету-Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень, Не думай, что виной булыжник, И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу.

-Как вы думаете, о каких богатствах и секретах сегодня пойдёт речь?

-Как думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

-С чем мы сегодня познакомимся?

выделяют и формулируют познавательную цель

Формулиро-

вать познавательную цель

высказывают свои предположения, выражают свои мысли.

Выражать свои мысли

Самостоятельно обнаруживают и формулируют учебную проблему, определяют цель учебной деятельности.

умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

3. Актуализация знаний

- Как вы думаете, ребята, почему породы названы горными?

- Где еще можно встретить горные породы?

Сколько минералов может входить в состав горных пород?

- Что мы знаем о горных породах?

-Какие горные породы вы знаете?

-Что такое полезные ископаемые?

-Для чего людям полезные ископаемые?


 

ориентируются в своей системе знаний.

Подбор нужной информации

доносят свою позицию до других; оформляют свои мысли в устной речи с учетом своего жизненного опыта.

умение выражать свои мысли

оценка — выделяют и осознают то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить;

ставят учебные цели и задачи урока;

умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока;

4. Первичное усвоение новых знаний

1. На уроке географии в 5 классе вы уже знакомились с горными породами и минералами. Используя текст, определите, какая разница между понятиями «минералы» и «горные породы»?

– Где образуются (залегают) минералы, горные породы?

– Какая взаимосвязь между минералами и горными породами?

2. – Вспомним на какие группы делят горные породы по происхождению? магматические породы, осадочные породы, метаморфические породы.

3. – Выполнение практической работы.

- Сейчас мы отправимся в научную лабораторию по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности, надеюсь на сотрудничество. В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых  для исследования. Ваша задача: рассмотреть  полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2 . Определить цвет, прозрачность.

3. Твёрдость.

4. Блеск.

5. Где можно использовать, применить. На столах лежат образцы полезного ископаемого и план его описания: Задание: Заполнить таблицу, пользуясь коллекцией горных пород и минералов.

Фамилии, имена учащихся

 

Название минерала

 

Цвет

 

Твердость

 

Блеск

 

Использование в хозяйстве

 

Самостоятельное применение знаний

Работаем в группах

Обсуждение работы групп.

4.- Анализ карт:

Задание индивидуальное: Откройте геологическую карту и карту четвертичных отложений (стр. 4,6)атласа Тамбовской области.

Заполните таблицу «Минеральные богатства Тамбовской области»

п/п

Полезные ископаемые

Название

месторождения

Хозяйственное

использование

Хозяйственное использование

1

Пески силикатные

Красненькое

Изготовление

кирпичей

Производство кирпича

2

       


 

работают с текстом учебника, осуществляютпоиск нужной информации из учебного текста и схемы,

извлекают необходимую информацию из прослушанного текста; строят логические рассуждения

самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют факты и явления, делают выводы на основе обобщения знаний.

самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации; перерабатывают полученную информацию

структуировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.

Поиск и анализ информации

Поиск и анализ информации в атласах

сотрудничают с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных целей.

вступают в диалог, приводят аргументы

выражают свои мысли полно и точно; работают в парах.

выражают свои мысли полно и точно; работают индивидуально

умение выражать свои мысли

Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами.

умение выражать свои мысли полно и точно; умение работать в парах.

умение выражать свои мысли

Сверяют свои действия с целью и при необходимости исправляют ошибки самостоятельно.

отвечают на поставленные вопросы

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью

отвечают на поставленные вопросы

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью

5. Первичная проверка понимания

Задание: работа в паре распределить предложенные горные породы в соответствии с происхождением в 3 колонки:

Магматические осадочные метаморфические

Горные породы: торф, мрамор, известняки, фосфориты, пески формовочные, пески силикатные, Трепел и опоки, глинистые сланцы, мел, песчаник, сапропели, минеральные краски, цирконий, глина, песок, галька, пемза, щебень, гранит.

Какие из них встречаются у нас в области?

Рубрика Тамбовские географы – чтение и обсуждение

анализируют, сравнивают и обобщают факты, делают вывод

анализировать, сравнивать и обобщать факты

управляют поведением, формируют

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

управление поведением, контроль,

коррекция, оценка действий;

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.

контроль, оценка, коррекция знаний.

Объективно оценивать свои знания

6. Первичное закрепление

Мы с вами познакомились с разными полезными ископаемыми. А теперь попробуем ответить на вопросы


 

На какие группы по характеру использования можно разделить минеральные ресурсы, добываемые на территории области?

Назовите полезные ископаемые нашей области, из которых можно производить минеральные удобрения, строительные материалы.

Давайте на гипсометрической карте области найдем месторождения циркония, фосфоритов. Как вы думаете, почему в области не разрабатываются месторождения циркония?

Ответ – пострадают самые плодородные почвы - чернозем

анализируют, сравнивают и обобщают факты, делают вывод

анализировать, сравнивать и обобщать факты

Высказывают своё предположение

Умение ысказывать своё предположение

коррекция знаний.

коррекция знаний.

7. Домашнее задание

Параграф 4, задание № 1 стр.18

соотносят то, что уже известно и

усвоено

учащимися, и

того, что ещѐ

неизвестно.

постановка

учебной задачи на

основе

соотнесения того,

что уже известно и

усвоено

учащимися, и

того, что ещѐ

неизвестно.

8. Итог урока

 

1) Осадочные горные породы

а) песок,

б) мрамор,

в) гранит, г) базальт,

д) мел,

е) каменная соль

2) Магматические горные породы

 

3) Метаморфические горные породы

 
  1. Тестирование:

     

    1.Установите соответствие:


 

2.Отметьте правильные высказывания словом «Да», неправильные — словом «Нет».

1

 

По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы

2

 

На территории области имеются крупные запасы строительных песков

3

 

Осадочные горные породы в области представлены нефтью и газом?

4

 

Самым крупнейшим месторождением фосфоритов является Сосновское?

5

 

На территории нашего Токаревского района есть кирпично-черепичное сырье.


 

Сопоставляют , оценивают варианты ответов

Сопоставлять , оценивать

Принимают решение при выборе варианта ответа

управление поведением

контроль, анализ ответа учащегося.

самоанализ, самооценка

9. Рефлексия

Рефлексия

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я был удивлен…

Сегодня на уроке я открыл для себя…

Сегодня на уроке я пришел к выводу…

Сегодня на уроке я не понял…


 

 

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Выражают с достаточной полнотой и точностью свои мысли.

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.