12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шакирова Венера Римовна40
Россия, Башкирская респ., с. Серафимовский

Технологическая карта урока по предмету русский язык


Класс: 5

УМК: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.

(Программа: «Русский язык. Сборник примерных рабочих программ. 5—11 классы. Предметная линия учебников Т.  А.  Ладыженской, М.  Т.  Баранова, С.  Г.  Бархударова и др. 5—9 классы.  — М.: Просвещение, 2021;

учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Т. А. Ладыженская и др.]. — М.: Просвещение, 2020).

Тема урока: Графика. Алфавит

Цели урока:

1.Деятельностная: показать значение знания алфавита в повседневной жизни, повторить правильное название букв русского алфавита.

2.Предметно-дидактическая: дать понятие о графике и алфавите, кратко познакомить с историей графики.

Задачи:

Образовательные: помочь учащимся осознать различие между буквами и звуками; повторить правильное название букв русского алфавита; познакомить с историей создания русского алфавита.

Развивающие: развивать навыки логического мышления, сообразительности.
Воспитательные: способствовать развитию интереса к русскому языку.


Планируемые образовательные результаты урока:

1. Личностные: формирование познавательного интереса, навыков анализа, взаимопроверки и самопроверки.

2. Метапредметные:

Регулятивные:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа и обобщения.

Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.

3. Предметные:

- формирование умения применять полученные теоретические знания в практических условиях, знать алфавит и уметь им пользоваться.


Тип урока

1. По ведущей дидактической цели: урок открытия новых знаний;

2. По способу организации: комбинированный

3. По ведущему методу обучения: проблемный, репродуктивный

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, словесный

Средства обучения: проектор, ноутбук, колонки, экран, карточки.






Ход урока:


Этапы

урока


Методы

обучения


УПЗ урока

Формируемые УУД

Методы

оценки, самооценки

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности


- Здравствуйте, ребята. Я рада сегодняшней нашей встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе доставить вам радость, будет интересным и полезным.

Приветствуют учителя.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.




2. Актуализация и пробное учебное действие

Беседа, опрос

- Какой раздел науки о языке вы изучали на предыдущих уроках? (Фонетика)

- Что изучает фонетика? (Звуки речи)

- На какие подгруппы делятся согласные звуки? (звонкие и глухие, твердые и мягкие)

- Назовите пары согласных по звонкости/глухости (б-п, г-к, д-т, з-с, ж-ш)

- Как обозначаются звуки речи на письме? (Буквами)

Отвечают на вопросы

Познавательные: способны систематизировать информацию

Личностные:

Имеют мотивацию к учебной деятельности




Устный опрос

3.Выявление места и причины затруднения

Беседа

- А зачем нужны буквы? (чтобы писать и читать)

- Кто знает, как называется наука, которая изучает начертание письменных букв и знаков?

Угадайте по аналогии

Фонетика (от греч. Фоне – звук)

А что за слово образовано от греч. Графо – пишу, черчу (графика)

А теперь отгадайте загадку.

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называется все …. (алфавит)

Отвечают на вопросы, отгадывают загадку

Личностные:

Имеют желание осознать свои трудности и стремятся их преодолеть



4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения


- Какова же тема нашего урока? (Графика. Алфавит)

Сформулируйте, пожалуйста, задачи нашего урока.  Что бы вы хотели узнать, что нам необходимо вспомнить? в чем разобраться?

(- вспомнить алфавит и названия букв;

- подробнее узнать историю русского алфавита;

- где используется алфавит)

- Запишите число, классная работа и тему урока.

Формулируют тему и цель урока

Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.


5.Творческая практическая деятельность по реализации учебных задач

Работа с книгой







Демонстрация



Беседа






















Работа с учебником













Дидактическая игра


















Демонстрация


- Сейчас я предлагаю познакомиться с теоретическим материалом п. 54 с.146-147.

- Запишите в тетради значение слова графика.

(Графика – пишу, черчу)


Просмотр видеосюжета о графике.

(РЭШ)


- Где мы можем увидеть все буквы, расположенные по порядку?

(В алфавите.)

- Запишите в тетради значение слова алфавит

(это совокупность букв, расположенных в установленном порядке, стр. 299).

- Почему возникла необходимость в алфавите?

-Знаете ли вы, как возник алфавит?

Просмотр видео об истории создания русского алфавита или чтение теоретичексих сведений, стр. 148


-Теперь вы знаете, как появился русский алфавит.

- В учебнике на стр. 149 размещен алфавит. Рассмотрите его внимательно. Прочитайте название букв русского алфавита. Постарайтесь запомнить названия букв в алфавитном порядке.


- В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и две буквы – ъ и ь, которые не обозначают звуков.


- Ребята, у вас на столах находятся карточки с буквами. Каждому по очереди необходимо будет встать и произнести ту букву, которая у него на карточке. Произносить необходимо в алфавитном порядке. Я начинаю. Буква А…

t1643828262aa.jpg

- Где размещают слова в алфавитном порядке?

(В словарях, классных журналах, в картотеках и т.д.)

- Очень скоро, 4 февраля состоится открытие Зимних Олимпийских игр в Пекине. А знаете ли вы, что представление команд происходит в алфавитном порядке.

Всем известно, что в 2014 году Олимпийские игры проходили у нас в России и одним из самых интересных моментов Олимпиады стало представление в её начале русского алфавита, ведь для большинства гостей Сочи, кириллица очень трудна для понимания. Организаторы решили объяснить гостям значение букв, вызвав у них ассоциации с русскими достижениями. 

(Видеоролик «Олимпийская азбука»)

Читают теоретический материал



Записывают значение слова

Смотрят видеосюжет



Отвечают на вопросы




















Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.


Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.



6. Физкультминутка


Раз уж мы с вами заговорили об Олимпийских играх, то не будем отставать от наших спортсменов и проведём физминутку.

Вы, наверное, устали?

Встали, руки вверх подняли,

потянулись высоко и вздохнули глубоко,

опустили плавно руки.

На уроке не до скуки!

Теперь за парты сели дружно,

поработать ведь нам нужно.

Выполняют упражнения

Личностные:

осознают необходимость заботы о здоровье


7. Включение в систему знаний и повторение

Практическая работа



































































Работа со словарём

1) На доске представлены знамёна некоторых стран участниц Олимпийских игр. Давайте попробуем расставить их по алфавиту.

(Аргентина, Великобритания, Германия, Канада, Китай, Россия, Швеция, Япония).


2) - А теперь самое время познакомиться со спортсменами, которые будут представлять команду из Башкортостана. Их 13 участников и 1 запасной.

В биатлоне это Эдуард Латыпов и Антон Бабиков (запасной), бобслее – Юлия Беломестных, Ростислав Гайтюкевич, Александр Третьяков, шорт-треке – Семен Елистратов.

В состав женской сборной команды по хоккею вошли семь представительниц хоккейной команды «Агидель»: Вероника Коржакова, Илона Маркова, Мария Печникова, Мария Сорокина, Анна Шибанова, Ольга Сосина и запасная Полина Лучникова.

В состав мужской сборной команды по хоккею запасным включен игрок хоккейного клуба «Салават Юлаев» Александр Кадейкин.


А давайте представим, что нам необходимо заполнить страничку справочника под названием «Спортсмены из Башкортостана - участники Олимпийских игр в Пекине». А раз это справочник, значит, фамилии должны как стоять?

Совершенно верно, в алфавитном порядке. Попробуйте самостоятельно выполнить это задание, а потом вместе проверим.

Бабиков,

Беломестных,

Гайтюкевич,

Елистратов,

Кадейкин,

Коржакова,

Латыпов,

Лучникова,

Маркова,

Печникова

Сорокина,

Сосина,

Третьяков,

Шибанова.

3) Выпишите из орфографического словаря учебника на стр. 193-195 слова, связанные со спортом в алфавитном порядке.

1 вариант находит и записывает слова на буквы от А до эН, второй вариант – на буквы от эС до Я.

(арена, баскетбол, велогонки, велосипед, гимнастика, матч, ….соревноваться, состязаться, спартакиада, спортсмен, стадион, тренер, тренироваться, футбол, хоккей)


- Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания.

Взаимопроверка.


4) Дополнительное задание (при наличии времени)

1) Выполнение упражнений.

305, 306 и 309.

Расставляют знамена по алфавиту









Слушают учителя














Выполняют задание

















Записывают фамилии спортсменов в алфавитном порядке


















Проверяют свою работу


Выписывают слова

Проверяют работу соседа по парте






Познавательные:

Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные:

Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

Личностные: понимают в чем значение знаний для человека


Познавательные:

Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки





Самостоятельная работа











































Самостоятельная работа, самооценка






















Взаимопроверка

8. Рефлексия (итог урока)

Беседа

Ребята, скажите, пожалуйста, всё ли вам было понятно?

- Что вы узнали нового на уроке?

- Где можно применить новые знания?

- Понравился ли урок?

- Какое настроение у вас сейчас?

Если урок понравился, и всё было понятно, поднимите золотую медаль, если остались вопросы – серебряную, а если урок не понравился – бронзовую.

Отвечают на вопросы

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации


Домашняя работа


1.Выполнить упр. 310

2.Придумать лингвистическую сказку о буквах (по желанию).

СПАСИБО всем, кто участвовал сегодня на уроке!

Слушают и записывают задание на дом




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.