Технологическая карта урока по предмету русский язык «Графика. Алфавит» (5 класс)
Технологическая карта урока по предмету русский язык
Класс: 5
УМК: Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой.
(Программа: «Русский язык. Сборник примерных рабочих программ. 5—11 классы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, С. Г. Бархударова и др. 5—9 классы. — М.: Просвещение, 2021;
учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [Т. А. Ладыженская и др.]. — М.: Просвещение, 2020).
Тема урока: Графика. Алфавит
Цели урока:
1.Деятельностная: показать значение знания алфавита в повседневной жизни, повторить правильное название букв русского алфавита.
2.Предметно-дидактическая: дать понятие о графике и алфавите, кратко познакомить с историей графики.
Задачи:
Образовательные: помочь учащимся осознать различие между буквами и звуками; повторить правильное название букв русского алфавита; познакомить с историей создания русского алфавита.
Развивающие: развивать навыки логического мышления, сообразительности.
Воспитательные: способствовать развитию интереса к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты урока:
1. Личностные: формирование познавательного интереса, навыков анализа, взаимопроверки и самопроверки.
2. Метапредметные:
Регулятивные:
- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа и обобщения.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других.
3. Предметные:
- формирование умения применять полученные теоретические знания в практических условиях, знать алфавит и уметь им пользоваться.
Тип урока
1. По ведущей дидактической цели: урок открытия новых знаний;
2. По способу организации: комбинированный
3. По ведущему методу обучения: проблемный, репродуктивный
Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, словесный
Средства обучения: проектор, ноутбук, колонки, экран, карточки.
Ход урока:
Этапы урока | Методы обучения | УПЗ урока | Формируемые УУД | Методы оценки, самооценки | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята. Я рада сегодняшней нашей встрече. Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе доставить вам радость, будет интересным и полезным. | Приветствуют учителя. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. | ||
2. Актуализация и пробное учебное действие | Беседа, опрос | - Какой раздел науки о языке вы изучали на предыдущих уроках? (Фонетика) - Что изучает фонетика? (Звуки речи) - На какие подгруппы делятся согласные звуки? (звонкие и глухие, твердые и мягкие) - Назовите пары согласных по звонкости/глухости (б-п, г-к, д-т, з-с, ж-ш) - Как обозначаются звуки речи на письме? (Буквами) | Отвечают на вопросы | Познавательные: способны систематизировать информацию Личностные: Имеют мотивацию к учебной деятельности | Устный опрос |
3.Выявление места и причины затруднения | Беседа | - А зачем нужны буквы? (чтобы писать и читать) - Кто знает, как называется наука, которая изучает начертание письменных букв и знаков? Угадайте по аналогии Фонетика (от греч. Фоне – звук) А что за слово образовано от греч. Графо – пишу, черчу (графика) А теперь отгадайте загадку. Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит. И называется все …. (алфавит) | Отвечают на вопросы, отгадывают загадку | Личностные: Имеют желание осознать свои трудности и стремятся их преодолеть | |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | - Какова же тема нашего урока? (Графика. Алфавит) Сформулируйте, пожалуйста, задачи нашего урока. Что бы вы хотели узнать, что нам необходимо вспомнить? в чем разобраться? (- вспомнить алфавит и названия букв; - подробнее узнать историю русского алфавита; - где используется алфавит) - Запишите число, классная работа и тему урока. | Формулируют тему и цель урока | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. | ||
5.Творческая практическая деятельность по реализации учебных задач | Работа с книгой Демонстрация Беседа Работа с учебником Дидактическая игра Демонстрация | - Сейчас я предлагаю познакомиться с теоретическим материалом п. 54 с.146-147. - Запишите в тетради значение слова графика. (Графика – пишу, черчу) Просмотр видеосюжета о графике. (РЭШ) - Где мы можем увидеть все буквы, расположенные по порядку? (В алфавите.) - Запишите в тетради значение слова алфавит (это совокупность букв, расположенных в установленном порядке, стр. 299). - Почему возникла необходимость в алфавите? -Знаете ли вы, как возник алфавит? Просмотр видео об истории создания русского алфавита или чтение теоретичексих сведений, стр. 148 -Теперь вы знаете, как появился русский алфавит. - В учебнике на стр. 149 размещен алфавит. Рассмотрите его внимательно. Прочитайте название букв русского алфавита. Постарайтесь запомнить названия букв в алфавитном порядке. - В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и две буквы – ъ и ь, которые не обозначают звуков. - Ребята, у вас на столах находятся карточки с буквами. Каждому по очереди необходимо будет встать и произнести ту букву, которая у него на карточке. Произносить необходимо в алфавитном порядке. Я начинаю. Буква А… - Где размещают слова в алфавитном порядке? (В словарях, классных журналах, в картотеках и т.д.) - Очень скоро, 4 февраля состоится открытие Зимних Олимпийских игр в Пекине. А знаете ли вы, что представление команд происходит в алфавитном порядке. Всем известно, что в 2014 году Олимпийские игры проходили у нас в России и одним из самых интересных моментов Олимпиады стало представление в её начале русского алфавита, ведь для большинства гостей Сочи, кириллица очень трудна для понимания. Организаторы решили объяснить гостям значение букв, вызвав у них ассоциации с русскими достижениями. (Видеоролик «Олимпийская азбука») | Читают теоретический материал Записывают значение слова Смотрят видеосюжет Отвечают на вопросы | Познавательные: анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность. | |
6. Физкультминутка | Раз уж мы с вами заговорили об Олимпийских играх, то не будем отставать от наших спортсменов и проведём физминутку. Вы, наверное, устали? Встали, руки вверх подняли, потянулись высоко и вздохнули глубоко, опустили плавно руки. На уроке не до скуки! Теперь за парты сели дружно, поработать ведь нам нужно. | Выполняют упражнения | Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье | ||
7. Включение в систему знаний и повторение | Практическая работа Работа со словарём | 1) На доске представлены знамёна некоторых стран участниц Олимпийских игр. Давайте попробуем расставить их по алфавиту. (Аргентина, Великобритания, Германия, Канада, Китай, Россия, Швеция, Япония). 2) - А теперь самое время познакомиться со спортсменами, которые будут представлять команду из Башкортостана. Их 13 участников и 1 запасной. В биатлоне это Эдуард Латыпов и Антон Бабиков (запасной), бобслее – Юлия Беломестных, Ростислав Гайтюкевич, Александр Третьяков, шорт-треке – Семен Елистратов. В состав женской сборной команды по хоккею вошли семь представительниц хоккейной команды «Агидель»: Вероника Коржакова, Илона Маркова, Мария Печникова, Мария Сорокина, Анна Шибанова, Ольга Сосина и запасная Полина Лучникова. В состав мужской сборной команды по хоккею запасным включен игрок хоккейного клуба «Салават Юлаев» Александр Кадейкин. А давайте представим, что нам необходимо заполнить страничку справочника под названием «Спортсмены из Башкортостана - участники Олимпийских игр в Пекине». А раз это справочник, значит, фамилии должны как стоять? Совершенно верно, в алфавитном порядке. Попробуйте самостоятельно выполнить это задание, а потом вместе проверим. Бабиков, Беломестных, Гайтюкевич, Елистратов, Кадейкин, Коржакова, Латыпов, Лучникова, Маркова, Печникова Сорокина, Сосина, Третьяков, Шибанова. 3) Выпишите из орфографического словаря учебника на стр. 193-195 слова, связанные со спортом в алфавитном порядке. 1 вариант находит и записывает слова на буквы от А до эН, второй вариант – на буквы от эС до Я. (арена, баскетбол, велогонки, велосипед, гимнастика, матч, ….соревноваться, состязаться, спартакиада, спортсмен, стадион, тренер, тренироваться, футбол, хоккей) - Обменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания. Взаимопроверка. 4) Дополнительное задание (при наличии времени) 1) Выполнение упражнений. № 305, 306 и 309. | Расставляют знамена по алфавиту Слушают учителя Выполняют задание Записывают фамилии спортсменов в алфавитном порядке Проверяют свою работу Выписывают слова Проверяют работу соседа по парте | Познавательные: Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: Оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки Личностные: понимают в чем значение знаний для человека Познавательные: Приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки | Самостоятельная работа Самостоятельная работа, самооценка Взаимопроверка |
8. Рефлексия (итог урока) | Беседа | Ребята, скажите, пожалуйста, всё ли вам было понятно? - Что вы узнали нового на уроке? - Где можно применить новые знания? - Понравился ли урок? - Какое настроение у вас сейчас? Если урок понравился, и всё было понятно, поднимите золотую медаль, если остались вопросы – серебряную, а если урок не понравился – бронзовую. | Отвечают на вопросы | Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Коммуникативные: умение выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с заданием и условиями коммуникации | |
Домашняя работа | 1.Выполнить упр. 310 2.Придумать лингвистическую сказку о буквах (по желанию). СПАСИБО всем, кто участвовал сегодня на уроке! | Слушают и записывают задание на дом |