Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Род имён существительных»
Найданова Любовь Валентиновна,
учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 8»,
г. Шадринск, Курганская область.
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык » в 5-ом классе на тему «Род имен существительных»
Тип урока: |
Открытие новых знаний |
Авторы УМК: |
Русский язык. 5 класс. Учебник в 2 ч. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. |
Цели урока: |
сформировать представление о грамматической категории рода существительных; возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных; уметь определять род имен существительных; правильно употреблять в речи, находить и формировать представление о грамматической категории рода существительных; возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных; |
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): |
Личностные: - ценностное отношение к процессу определения рода существительного; - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ; - осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; - осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные: умение принимать и сохранять цель урока; умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке. Предметные: - знание о постоянных признаках существительного, о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных - умение применять знания в жизненных ситуациях; - умение определять род существительных, согласовывать глаголы в прошедшем времени с существительными, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных |
Оборудование: |
компьютер, мультимедийный проектор |
Образовательные ресурсы: |
http://www.gramota.ru - справочно-информационный портал «Русский язык»; http://window.edu.ru/recommended/6 |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность учащихся |
Формиреумые умения (универсальные учебные действия) |
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация детей к уроку. - Прозвенел звонок наш в срок. Вы готовы начать урок? Все ль на месте? Всё в порядке? Учебник и тетрадка? Каждый хочет отвечать и оценки получать? Все ли тут хотят учиться? Значит, можно всем садиться.
- А начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». (слайд) - Как вы ее понимаете? - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня на уроке нам понадобится этот сундучок. - Запишите число – 4 марта. Классная работа. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. |
Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку. Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места. |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
-- Скажите, какой раздел в русском языке мы сейчас изучаем? - Что является основной единицей морфологии? - На какие две группы делятся все части речи? - Чем различаются сам-е и служ-е части речи?
- Отгадайте загадку и определите, чему будет посвящен наш сегодняшний урок: Эта часть речи предмет означает И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. - Действительно, мы продолжаем изучать большой раздел «Имя существительное» и знакомиться с тайнами этой интереснейшей части речи. - Давайте вспомним, что мы уже знаем об имени существительном. (слайд)
- У вас на столах листки знаний. В течение урока вы будете оценивать свои знания. - Давайте вспомним, какого рода бывают имена существительные? - Перед вами слова. Карандаш, кольцо, ручка. - Определите род существительных. Как вы это будете делать?
- Как вы определили род? - Правильно. Значит, мы можем определить род существительного по местоимениям он, она, оно и окончаниям существительных. Таблица (на доске) - А теперь попробуйте применить этот алгоритм определения рода к таким существительным: Кофе, тюль, бра. - Попробуйте составить с ними словосочетания. Получается? - А почему не получается? Так как правильно сказать: вкусный кофе или вкусное кофе, красивый тюль или красивая тюль? А вы слышали, как говорят люди вокруг вас? А как говорите вы? - Всегда ли возможно определить род имени существительного по окончанию и местоимению? Подходит этот способ для определения рода существительных кофе, тюль, бра? - Значит, что вы не умеете?
- А чему будем учиться сегодня на уроке? Какова наша цель?
- Какова тема урока?
Тему урока «Род имен существительных»(Слайд ) - Запишите тему урока. |
отвечают - женский, мужской и средний. - Ручка, она моя, ж. р., окончание а По окончанию и местоимению.
- нет - не умеем
- не всегда
-определять род имён существительных - нам надо найти способ определения рода у имен существительных, - правильно согласовывать слова с существительными в роде - учиться правильно употреблять существительные в речи. - род имен существительных |
Личностные УУД: умение видеть и признавать свои ошибки. Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Предметные УУД: Знания о частях речи, их признаках. Личностные УУД: умение видеть, формулировать цель , проблему, тему урока. Метапредметные УУД: целеполагание Предметные УУД: затруднение в определении рода существительного |
|||||||||||||||||||||||
III. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. |
- Так что же делать? Как же мы можем определить род имен существительных тюль, бра, кофе? К чему мы обращаемся, если возникают сомнения? - А вы знаете, что обозначают эти слова? - Посмотрите на таблицу. (слайд) Таблица
Работа с карточками. - Укажите род существительных. Выделите окончание прилагательных. Горяч… кофе, стар… рояль, красив… тюль, городск… молодежь, син… лента, белоснежн… простыня, весенн… солнце, вкусн… повидло, хрустальн… бра. - Проверьте по эталону. (слайд с правильными ответами) - Отметьте в листке знаний, справились вы с заданием или нет. - Какие окончания у прилагательных м. р., ж. р., ср. р.? - Прилагательное согласуется с существительным в роде? - Можем сказать, что окончание имени прилагательного указало на род имени существительного? - Как мы определили род имен существительных? Определение рода имени существительного по признаку
Работа в парах. - А теперь поработаем в парах. - Сейчас мы будем выполнять творческое задание. Перед вами предложения. Но необычные: пропущены окончания глаголов. Поставьте глаголы в прошедшее время. Согласуйте их с существительными. (слайд) Запишите. Картофель (зазеленеть). Молодежь (петь). Солнце (садиться). Полотенце (висеть). Рояль (стоять). - Укажите род существительных, выделите окончания глаголов. - Сверьте с эталоном Листок знаний. - Какое окончание у глагола, который относится к существительному женского рода? Мужского рода? Среднего рода? -Зная род имени существительного, можно определить окончание глаголов прошедшего времени? - Глаголы прошедшего времени согласуются с существительными? - Мы можем сказать, что окончание глагола прошедшего времени указало на род имени существительного? - Так как мы еще можем определить род имени существительного? Таблица (Слайд) Определение рода имени существительного
- Как мы определяли род? Какими способами? Назовите. - А для чего нам нужно правильно определять род имен существительных? ФИЗМИНУТКА -Я называю слова, если им. сущ. м. р., то встают мальчики, если ж. р. – девочки, а если ср. р. – то встают все вместе. Лист, вода, бра, небо, птица, ветер, дерево, капель, март, солнце, ручей, облако, пение, берёза, кофе. |
- по словарю - Кофе – напиток, изготавливаемый из жареных зерен кофейного дерева. Тюль – легкая прозрачная сетчатая ткань. Бра – настенный светильник.
Выполняют
- ый, -ий – м. р., -ая, -яя – ж. р., -ое, -ее – ср. р. - Да
- По окончанию прилагательного
М. р. – нулевое, Ж. р. – а, ср. р. – о. - да
- да - да - По окончанию глаголов в прошедшем времени. - называют - Чтобы грамотно говорить. |
Личностные УУД : умение выбирать действия по достижению цели Метапредметные УУД : приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно Предметные УУД : умение применять знания на практике |
|||||||||||||||||||||||
IV. Первичное закрепление. (по эталону) |
- Ребята, на улице, в магазине, прислушиваясь к речи окружающих, очень часто я замечала, что при определении рода некоторых существительных нарушаются литературные нормы. А вы замечали? - И готовясь к сегодняшнему уроку, я подготовила вам задание. - Перед вами сложная задача – вы редакторы. Сейчас я прочитаю предложения, в которых нарушены нормы литературного языка. Необходимо на слух определить ошибки, исправить, соблюдая нормы литературного языка, верно записать словосочетание. (проблемная ситуация). 1. Продается старая рояль. Недорого. (из объявления). 2. Кофе 3 в 1 – 15 руб, Черное кофе – 10 руб. (из меню кафе). 3. На огороде зазеленела картофель. - Сверьте по эталону Листок знаний - А теперь давайте поработаем по учебнику. Упр. 506 - Вставьте словосочетание «яблочное повидло» в предложения, соблюдая литературные нормы.
- Объясните пропущенные орфограммы. - Выполните синтаксический разбор первого предложения. Листок знаний
|
- отвечают Яблочное повидло – хорошая начинка для пирожков. У яблочного повидла хороший вкус. На полке стояла банка с яблочным повидлом. В буфете продавались пирожки с яблочным повидлом. |
Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. Метапредметные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Предметные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации, самостоятельно планируют необходимые действия, работают по плану. |
|||||||||||||||||||||||
V. Итог урока. VI. Рефлексия. |
- Ребята, мы научились правильно употреблять в речи существительные, находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом имен существительных. -- Какими способами это можно сделать? - Давайте проверим. (работа в группе) На слайде слова солнце, мама, праздник. - Первая группа определяет род по местоимению и окончанию. Вторая – по признаку. Составляют словосочетание прилаг. + сущ. Третья – по окончанию глагола в прошедшем времени. К данным словам подбирают глагол в прошедшем времени. Листок знаний. - Молодцы! - Ребята, открыли вы новые знания сегодня? –Какова была цель урока? - Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали? - Какой способ вам понравился больше? - Сегодняшний урок вам прибавил частицу мудрости? - Как вы оценили себя на уроке? Мне все понятно (зеленая карточка) Есть трудности (желтая карточка) Ничего не понятно (красная карточка) |
-да - работают в группе - оценивают свои знания |
Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе. Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; Предметные УУД: предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты. |
|||||||||||||||||||||||
VII. Домашнее задание. (на выбор) |
Упр. 507 Выписать из словаря по 5 слов мужского, среднего, женского рода, в которых трудно определить род. Составить с ними словосочетания. Составить текст из 5 предложений на тему «Весна», используя существительные разного рода. |
- записывают домашнее задание |
Белкина Надежда Владимировна
Найданова Любовь Валентиновна