Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное как часть речи» (5 класс)
Технологическая карта урока.
Учебный предмет: русский язык
Класс: 5
Автор УМК: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.
Тип урока: Урок изучение нового материала.
Цели урока: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки, роль в речи.
Задачи: - вспомнить, что такое имя прилагательное, значение имени прилагательного в речи;
- вспомнить грамматические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль;
- формировать умение учащихся в употреблении имён прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;
- научить видеть эпитеты в речи.
Критерии достижения цели урока: учащиеся умеют видеть, различать в тексте имена прилагательные от других частей речи; определять морфологические признаки прилагательного как части речи; определять синтаксическую функцию прилагательного в предложении; использовать имя прилагательное в устной и письменной речи; находить эпитеты в тексте.
Условия обеспечения учебной деятельности: учебник по русскому языку Т.АЛадыженская 5 класс II часть, презентация, раздаточный материал.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Самоопределение к деятельности Организационный момент. Цель этапа: включение учащихся в деятельность.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
3.Постановка учебной задачи Цель этапа: обсуждение ответов и затруднений, возникших во время выполнения задания.
4. Построение проекта выхода из затруднения в процессе решения задач урока
5. Самостоятельная работа
6. Динамическая пауза. Физкультминутка.
7. Построение проекта выхода из затруднения в процессе решения новой задачи урока
8. Самостоятельная работа
9. Рефлексия деятельности (итог урока)
10) Домашнее задание
|
Подготовка класса к работе. Проверяет готовность рабочих мест к началу урока. Желает всем хорошего настроения и успешной работы! Записывает дату, классная работа, предупреждает, что одну строчку надо оставить для темы урока.
Какой раздел науки о языке мы с вами изучаем? Что же он изучает? (слово как часть речи).
На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные, служебные).
Назовите, пожалуйста, самостоятельные части речи.
А с какой частью речи мы с вами закончили знакомиться? (имя существительное).
В начале урока проведем небольшую орфографическую зарядку в форме словарного диктанта. Молодежь, мяч, брошь, камышом, желтый, с товарищем, крыжовник, шёпот, капюшон, челка, с лисицей, роскошь, борщ, решётка, над гаражом.
Записи сверяют с ключом.
Какие орфограммы мы повторили при работе с презентацией? («Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных»; «Буквы Ё – О после шипящих в корне»; «Употребление Ь после шипящих на конце существительных»).
Сейчас я вам прочитаю текст, вы попробуете догадаться о какой птице идёт речь?
Как вы это определили?
К дереву летит небольшая птица, поменьше галки. Сама вся пёстрая, а на голове чёрная с красным бантиком шапочка. Сразу узнал я … . Летит, несёт в клюве сосновую шишку. Прилетел и уселся на осину. Да не на ветку как все птицы, а прямо на ствол, как муха на стену. Зацепился на кору острыми когтями, а снизу ещё хвостом подпирается. Перья у него в хвосте жёсткие, крепкие. (По Г.Скребицкому). Показывается рисунок с дятлом.
Какие средства языка помогут нам узнать птицу?
К какой части речи относятся слова, с помощью которых дано точное и выразительное описание птицы?
Так вот, ребята, ваши ответы и помогут нам сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.
Как она будет звучать, какие есть варианты?
Запись темы на доске и в тетрадях.
Какая орфограмма вам встретилась в названии части речи? (Буквы А-О в корне –ЛАГ- - -ЛОЖ – ).
Как вы думаете, какие цели стоят сегодня на уроке перед нами? Чем мы будем заниматься? (Мы должны повторить всё, что знаем об имени прилагательном, морфологические и синтаксические признаки этой части речи, выяснить роль имён прилагательных в речи).
Итак, сегодня у нас разговор об удивительной части речи. Что же обозначает имя прилагательное? Обращаемся к карточкам, которые лежат на парте. Прочитайте предложенные примеры и определите, на какие вопросы отвечают имена прилагательные. Предлагаю вам посовещаться в парах и прийти к единому мнению. И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зелёный дым одетый, Тёплых грёз нетерпеливо ждёт. (А. Толстой). Ночью темень, ночью тишь. Рыбка, рыбка, где ты спишь? Лисий след ведёт к норе, След собачий - к конуре. (И. Токмакова). 3. А как вы понимаете смысл названия имени прилагательного? ( Приложенное, добавленное к чему-либо). 4. Как вы думаете, к чему прилагается эта часть речи? (Согласуется с именем существительным). Что значит согласуется? Подобрать однокоренные слова. (Соглашение, согласен). А теперь в тетрадях выполните следующее задание. К существительным, подберите имена прилагательные, подходящие по смыслу, и составьте словосочетания прил. + сущ. Город; весна; деревья; дорога; музыка.
Обозначьте падеж и число существительных и прилагательных. Сделать вывод об изменении прилагательных 5. Каким членом предложения является имя прилагательное? (прилагательное-определение находится перед существительным, а прилагательное-сказуемое после существительного) На слайде предложения. Наступила ранняя весна. Весна ранняя. (Найти прилагательные и определить, каким членом предложения они являются). 6. Сделаем вывод об имени прилагательном как части речи. Воспользуйтесь схемой ответа. (на слайде) Имя прилагательное - это_______________ , которая отвечает на вопросы _____________, согласуется с именем существительным в __________ , в предложении является _______________. Прочитаем теоретический материал в наших учебниках. (стр. 85). Упражнение 566. Прочитайте задание. Выполните упражнение.
Откроем упражнение 567. Что нам необходимо сделать в этом упражнении? - Какие прилагательные помогают поэту образно нарисовать берёзку? Как называется такое средство выразительности речи? Подберите синонимы к слову грустный (безрадостная, тоскливая, печальная), а затем антонимы (весёлая, радостная). - Выпишите три словосочетания «прил.+ сущ.». Определите род, число, падеж прилагательных. От чего они зависят?
Учащийся выполняет у доски. Обмениваются тетрадями и исправляют ошибки.
Вставьте пропущенные слова в текст. Используйте слова для справок. Прочитайте готовые тексты.
«(...) тени лежат на сугробах. Вот с вершины (...) дерева упала (...) пылью и рассыпалась (...) шапка. С (...) свистом прилетели, закачались на шишках (...) клесты. (...) платочком перемахнул за стволами деревьев, сел на (...) вершину и пустил (...) трель (...) барабанщик-дятел. Потоки (...) света заливают (...) поляны. Высоко в небе застыли, не движутся (...) облака.»
Слова для справок: Лиловые длинные; высокого; белой; снежная; тихим; хлопотливые; Пестрым; высокую сухую; весеннюю звонкую; лесной; яркого солнечного; лесные; весенние прозрачные. Прочитаем получившиеся тексты. Определите стиль речи. Определите тип речи.
Понравилось ли вам сегодня на уроке? Поднимаем руки (всё ли понятно, своей работой сегодня вы довольны или остались некоторые вопросы, над которыми стоит подумать?) Вывод о прилагательном как части речи, его морфологических признаках и употреблении в речи.
Параграф 101, упражнение 572, 573. |
Приветствуют учителя, стоя у своих рабочих мест. Проверяют готовность рабочих мест. Записывают число, классная работа, одну строчку оставляют для темы урока.
Отвечают на поставленные вопросы
Орфографический диктант. Выполнение в тетрадях.
- Формулируют тему урока - Формулируют цели урока.
- Отвечают на поставленные вопросы
По схеме произносят определение.
Читают правило из учебника.
Несколько разбирают у доски. Оставшуюся часть задания выполняют самостоятельно.
Выполняют элементарные физические упражнения.
Выполняют упражнение в тетрадях. Учащийся у доски.
Проверяют тетради друг у друга. Исправляют ошибки.
Работают с текстом.
Отвечают на поставленные вопросы.
Отвечают на поставленные вопросы
. |
Доброжелательное отношение к окружающим. (Л) Уважение личности и ее достоинства. (Л) Позитивная моральная самооценка. (Л) Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. (К)
Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. (П) Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. (П)
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. (П) Умеют слушать и слышать друг друга. (К) Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К)
Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки). (П)
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. (К) Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. (П) Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. (К)
Выделяют и формулируют познавательную цель. (П) Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. (Р) Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. (Р) Определяют последовательность промежуточных задач с учетом конечного результата. (Р) Составляют план и последовательность действий. (Р) Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. (Р) Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К) Развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию. (К) Структурируют знания. (П)
Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. (П) С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. (К)
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. (П) Анализируют условия и требования задачи. (П) Определяют основную и второстепенную информацию. (П) Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи. (П)
Признание ценности здоровья, своего и других людей. (Л)
Сличают свой способ действия с эталоном. (Р) Восстанавливают предметную ситуацию, описанную в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста, с выделением только существенной для решения задачи информации. (П) Умеют заменять термины определениями. (П)
Выделяют обобщенный смысл и формальную структуру задачи. (П) Анализируют условия и требования задачи. (П) Определяют основную и второстепенную информацию. (П) Сличают свой способ действия с эталоном. (Р) Оценивают достигнутый результат. (Р) Учатся управлять поведением партнера - убеждать его, контролировать, корректировать и оценивать его действия. (К)
Любовь к природе. (Л) Ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля. (П) Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. (П)
Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. (К)
Осознают качество и уровень усвоения. (Р) Оценивают достигнутый результат. (Р) Умеют слушать и слышать друг друга. (К) Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. (П) Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений. (К)
|