12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ольга Витальевна422 Россия, Удмуртская респ., п. Ува |
Технологическая карта урока информатики по теме «Цикл с заданным числом повторений»
Технологическая карта урока информатики
по теме «Язык программирования Паскаль. Цикл с заданным числом повторений.»
Автор: Павнежева Ольга Витальевна, учитель информатики
Школа: УР, п.Ува, МОУ «Увинская школа №1»
Предмет / Класс / Автор УМК: Информатика и ИКТ, 9 класс, УМК Босовой Л.Л.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: ПК для учеников, проектор, интерактивная приставка, раздаточный материал, презентация к уроку
Цель: научиться решать задачи с использованием цикла с заданным числом повторений.
Решаемые учебные задачи:
Образовательные:
Познакомить с понятием цикла с заданным числом повторений
Рассмотреть примеры, где встречаются данные циклы
Сравнить все виды циклов и принцип их работы при решении задач.
Сформировать умение записывать на языке программирования короткие алгоритмы с циклами.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес
Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать
Воспитательные:
Воспитывать информационную культуру, внимательность, аккуратность
Воспитывать стремление к получению новых знаний
Основные понятия: цикл, тело цикла, параметр цикла, программа
Виды планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные | получить новые навыки работы в среде программирования Паскаль иметь представление о технологии создания программ с использованием цикла с заданным числом повторений уметь отладить и запустить программу на исполнение представлять полученные знания на практике выявлять отдельные признаки, характерные для цикла с заданным числом повторений. уметь анализировать результаты сравнения всех видов циклов на ЯП Паскаль | Ученик научится: оперировать алгоритмической конструкцией «цикл» составлять программу с использованием циклов подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую определенной задаче определять значения переменных после исполнения циклических алгоритмов, записанных на ЯП Паскаль понимать правила записи и выполнения программы, содержащей цикл с параметром | |
Метапредметные | Познавательные УУД | владеть общепредметными понятиями «алгоритм», «цикл» и др. развивать ИКТ-компетентности; развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать знания; уметь осуществлять самооценку своей деятельности и оценивать деятельность другого. уметь выдвигать гипотезы, ставить вопросы к поставленным задачам осознать качества и уровня усвоения полученных ранее знаний по теме | владение общепредметными понятиями «алгоритм», «цикл», «исполнитель» и др. владение самостоятельно планировать свою работу, осуществлять контроль, корректировать свои действия в зависимости с изменяющейся ситуацией владение основными УУ информационного характера: выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение работать с разными формами представления информации |
Регулятивные УУД | уметь соотносить результаты работы с поставленной целью на уроке. осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | ||
Коммуникативные УУД | уметь слушать учителя и одноклассников, работать в сотрудничестве с участниками группы. владение формами устной речи - умение задать вопрос, привести довод при устном ответе уметь вести диалог "человек" - "техническая система" понимать факт многообразия языков, владеть языковой, лингвистической компетенцией в том числе языков программирования; владение ими на соответствующем уровне. | ||
Личностные | приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых заданий: уметь договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности формулировать собственное мнение и позицию. | Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем Формирование ценностей здорового образа жизни Готовность к повышению своего образовательного уровня с помощью средств ИКТ |
Технологическая карта урока
№ | Этап урока | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. | Орг. этап | Организация учащихся на уроке | Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место | Личностные УУД: самоорганизация | ||
2. | Мотивация к учебной деятельности 4 мин | Повторение основных математических и алгоритмических навыков | Устный счет | Индивидуальная работа Работа в парах | Раздает карточки с заданием для устного счета. Диктует правильные ответы. Проговаривает критерии оценивания | На индивидуальных карточках записывают ответы. Задания направлены на повторение таблицы умножения и работы алгоритма с ветвлением Обмениваются карточками, оценивают работу друг друга. | Предметные УУД: - уметь анализировать изменений значений величин при пошаговом выполнении алгоритма Познавательные УУД: - Умение осуществлять самооценку своей деятельности и оценивать деятельность другого. Коммуникативные УУД: - Умение работать в паре. Регулятивные УУД: - Способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. Личностные УУД: - Готовность к повышению своего образовательного уровня |
3. | Постановка цели, задач урока 5 мин | Создать условия для включения учащихся в активную познавательную деятельность | Мозговой штурм | Фронтальный опрос | Задает вопросы: 1. Возможно ли преобразовать данный алгоритм с ветвлением в алгоритм с циклом? Внесите изменения в блок-схему. 2. Сколько раз вы повторили данный алгоритм? 3. Сформулируем тему урока? (выслушивает мнение каждого ученика, готового ответить, записывая ответы на доске) | Отвечают на вопрос Дополняют блок-схему, объясняя свой выбор. Один ученик рисует свою схему на доске. Отвечают: 9 Формулируют тему урока | Предметные УУД: - Умение работать с разными формами представления алгоритмов Познавательные УУД: -Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к поставленным задачам Коммуникативные УУД: - Владение формами устной речи - умение задать вопрос, привести довод при устном ответе Регулятивные УУД: - Умение выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности - Умение вносить необходимые дополнения и изменения в алгоритмическую конструкцию Личностные УУД: - Планирование способов взаимодействия с учащимися и учителем
|
4. | Усвоение новых знаний 5 мин | Освоение основных понятий темы и принципов работы цикла | Объяснение | Демонстрация презентации | Знакомит с циклом «for» в ЯП Паскаль. Комментирует, акцентируя внимание на основных моментах при решении задач с циклами. | Записывают основные моменты, приводят примеры. | Предметные УУД: - Развитие алгоритмического мышления Познавательные УУД: - владение понятием «программа», «цикл» Коммуникативные УУД: - умение вести диалог с учителем Регулятивные УУД: - Работа по плану, инструкции Личностные УУД: - Умение слышать и слушать других |
5. | Первичное закрепление материала 5 мин | Формировать у учащихся собственное мнение по проблемному вопросу | Самостоятельное письменное упражнение | Индивидуальная работа Работа в парах | Предлагает решить задачу с использованием данного цикла, затем с помощью другого цикла и сравнить полученные решения. | Производят разбор задачи, пишут программу, параллельно сравнивая цикл с параметром с другими видами циклов. | Предметные УУД: - Формирование умений формализации Познавательные УУД: - Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения - Выбор наиболее эффективные решения поставленной задачи Коммуникативные УУД: - владеть языковой, лингвистической компетенцией в том числе ЯП Паскаль; владение им на соответствующем уровне. Регулятивные УУД: - умение решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий на формальных языках Личностные УУД: - формирование готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ |
6. | Динамическая пауза 1 мин | Здоровье сбережение | Показывает на слайде разминку для глаз. | Делают разминку | Личностные УУД: - Формирование ценностей здорового образа жизни | ||
7. | Закрепление пройденного материала. Практическая часть. 15 мин | Уметь применять новые знания на практике Уметь контролировать и оценивать правильность выполнения заданий | Самостоятельная работа за ПК | Индивидуальный практикум | Раздает карточки с разноуровневыми заданиями. Предлагает выбрать задачу, опираясь на свою самооценку, и написать программу решения этой задачи и протестировать ее на ПК. Консультирует учащихся в процессе работы на ПК. | Выбирают задание. Пишут и тестируют программу. Аргументированная самооценка. | Предметные УУД: - Развитие умений составить и записать программу - Формирование умений формализации -Умение анализировать ошибки в программе. Познавательные УУД: - Умение оценивать начальные данные и планируемый результат. - Умение планировать собственную деятельность. - Умение проводить анализ учебного материала Коммуникативные УУД: - Ведение диалога "человек" - "техническая система" Регулятивные УУД: - Опыт принятия решений определенных задач с помощью составленных для них программ Личностные УУД: - Умение с достаточной полнотой выражать свои идеи в соответствии с решаемой задачей |
8. | Домашнее задание 1 мин | Развитие потребности в самообразовании и саморазвитии | Фронтальная работа | Озвучивает и комментирует домашнее задание | Слушают и записывают домашнее задание. | Регулятивные УУД: - Осуществлять контроль и самоконтроль - Умение осуществлять самооценку своей деятельности Коммуникативные УУД: -Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли - Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, выслушивать мнения своих одноклассников. Личностные УУД: - Умение дать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке | |
9. | Рефлексия Итоги урока 2 мин | Рефлексия способности организовывать свою деятельность | Организует совместное обсуждение урока. Вопросы на экране: -сегодня я узнал…. -я выполнял задания… -я понял, что…. -я научился…. -теперь я могу…. -у меня получилось… -я попробую… | Анализируют свою работу, высказывают свое мнение. | |||
10. | Оценка учащихся 2 мин | Уметь контролировать и оценивать правильность выполнения заданий | Выставляет оценки учащимся в электронный журнал. Благодарит за урок | Учащиеся суммируют свои оценки, полученные в ходе урока, высчитывают среднюю, сообщают учителю. |
Источники:
Босова Л.Л. Информатика. Планируемые результаты. Система заданий. 7-9 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/-М.: Просвещение, 2017 г. – 144 с. – (Работаем по новым стандартам)
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса/ - М.: Издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015 г.
а | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
х |
Практическая работа на ПК
Оценка | Задание |
3 | Найти факториал числа N |
4 | Начав тренировки, лыжник в первый день пробегал 10 км. Каждый следующий день он увеличивал длину пробега на 10% от предыдущего дня. Определить в какой день он пробежит больше 20 км, в какой день суммарный пробег за все дни превысит 100км. |
5 | Напечатать столбиком: Все целые двузначные четные числа; Квадраты всех целых чисел от 20 до N (значение N вводится с клавиатуры; N>20) |