Технологическая карта урока истории «Развитие городов и быт жителей» (6 класс)
Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС
Учитель истории Голицинского филиала МБОУ Никифоровской СОШ №2
Бекетова Оксана Викторовна
Предмет история России с древнейших времен до начала 16 века
Класс 6 класс
Тема урока Развитие городов и быт жителей
Тип урока Изучение нового материала
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
1) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
2) формирование гражданственности и активной жизненной позиции
Предметные:
1)формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности,
2) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;
.3) формирование и умение выделять причины и последствия исторических событий
Метапредметные:
1) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
2) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, и др.);
3) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия школе и социальном окружении.
4) развитие навыков систематизации, умений работы с таблицей
Техники и технологии: технология критического мышления, проблемно-поисковый метод
Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)
1. Сайт Государственного исторического музея-http://www.shm.ru
2.Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала 16 века: учебник для 6 класса обш.орг./Е.В.Пчелов, П.В. Лукин: под ред. Ю.В. Петрова.- М.: ООО «Русское слово»- учебник, 2015
3. Гевуркова Е.В. Текуший и итоговый контроль по курсу «История России с древнейших времен до начала 16 века».6 класс:КИМ/Е.В. Гевуркова. – М.: ООО «Русское слово»-учебник.2016.
4. Интернет библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа: Http://www. xliby. ru/
5.Мир и история [Электронный ресурс] Режим доступа: Http://mir-i-istoriya. ucoz. ru/
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Формируемые УУД |
||||
Личностные |
Регулятивные |
Коммуникативные |
Познавательные |
Формы оценивания |
|||
1. Мотивация к учебной деятельности.
|
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой. – Откройте учебник на с. 76-77. Давайте предположим, что, с точки зрения авторов, мы должны выяснить? Озвучивание темы урок «Развитие городов и быт жителей Руси» |
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку
Читают название параграфа.
Коллективное представление результатов задания. |
Самоопределение |
Целеполагание (принятие учебной задачи) |
1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. |
1. Определять главную тему, общую цель или назначение текста. |
устный опрос |
2. Актуализация знаний |
Скандинавские источники называют Русь «страной городов». В русских летописях IX—X в. упомянуто 25 городов, в летописях XI в.— 89. Расцвет древнерусских городов приходится на XI—XII вв. Древнерусский город состоял из крепости — детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок — торг. (Рассмотрите схему древнерусского города)-С.75 Что вы видите на рисунке? Похож ли древнерусский город на средневековый город Западной Европы? В чем разница, почему? С.77 Предположите, что помогло историкам в реконструкции? 2.Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которого обслуживал ремесленными изделиями. В городах имелись рынки, на которых продавались продукты питания и ремесленные изделия, туда привозили товары иноземные купцы. Какие новые знания вы получили из текстов? Назовите самый известный торговый путь?
|
Учащиеся способны указать на основные элементы города
Учащиеся работают со схемой и иллюстрациями учебника и отвечают на вопросы учителя
2.Перед вами тексты о основных ремеслах в Древней Руси.
В коллективной беседе выясняется, что торговля играла важнейшее значение в жизни древнерусских городов.
Учащиеся высказывают предположения с какими странами торговали на Руси.
Запись в тетради Формулируют главный вопрос урока: Какую роль в древнерусском государстве играли города? |
1.Формирование выраженной учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. |
1.Определять проблему в учебной деятельности. 2. Выбирать средства достижения цели. |
1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
1.Анализировать (выделять главное). 2.Определять понятия. 3. Ставить проблему. |
Беседа Работа с картой |
3.Постановка проблемного вопроса |
– Давайте вспомним, как жили древние германцы, восточные славяне? - Опишите одежду бояр, их жилище, развлечения? -Опишите одежду крестьян, их жилище, развлечения? |
Учебник с.77-78 Заполнение таблиц, схем, иллюстраций
Обсуждение результатов работы. |
1.Формирование устойчивого познавательного интереса |
1. Выбирать средства достижения цели. 2.Работать по плану, сверяясь с целью 3.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. |
1. Строить монологическое контекстное высказывание. 2. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
1.Анализировать (выделять главное). 2. Находить в тексте требуемую информацию. 3. Обобщать, делать выводы.
|
беседа |
4.Открытие нового знания. |
-Выполите задания из рабочей тетради на с.
Фиксируем на доске: Города были центрами ремесла, торговли, культуры, политическими центрами. Основным занятием жителей Древней Руси была торговля и ремесло.
|
В коллективной беседе учащиеся делают выводы и записывают их в тетради.
Учащиеся выполняют кроссворд
Учащиеся делают свои предположения о различии в одежде бояр и крестьян |
1. Освоение общемирового культурного наследия |
1.Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. 2.Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. 3. Оценивать степень достижения цели в учебной ситуации. |
1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2.Координировать свое мнение и позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
1. Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию. 2. Устанавливать причинно-следственные связи. 3. Использовать и понимать информацию, представленную в виде иллюстраций. 4. Обобщать, делать выводы. |
беседа работа с картой и иллюстрациями |
5.Выражение решения проблемы. |
– Как теперь мы можем ответить на главный вопрос урока? Вы согласны с тем, что складыванию государства у восточных славян способствовали торговые пути, города, как центры власти, ремесла, центры объединения групп восточных славян?
-Поработайте в парах и сравните: что привозили на Русь и что вывозили? Была торговля взаимовыгодной? |
Предполагаемый вывод:
Наиболее крупными городами в Древней Руси были Киев, Новгород, Чернигов, Любеч, Смоленск, Полоцк и другие. Сюда стекались иноземные купцы и товары. Здесь шел торг, составлялись караваны с грузами, которые затем шли по торговым путям на хазарские и греческие рынки. Город был центром окружавшей его волости. В него устремлялись люди различных племен и объединялись по своим занятиям в иные сообщества: становились воинами, ремесленниками, торговцами. Сельские труженики ехали в города, чтобы продать плоды своего труда и купить что-либо необходимое в хозяйстве
Учащиеся обсуждают выгоды торговли. Записывают в тетрадь. |
1. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
|
1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. 2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. |
1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать.
|
1.Анализировать (выделять главное). 2. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации, обобщать имеющуюся информацию. |
работа в парах беседа |
6.Динамическая пауза
|
Ребята, давайте немного отдохнем. И поиграем. Игра называется: «Верю- не верю» |
Слушая внимательно фразу учителя, предполагаете – правда это или нет. Если верите – поднимаете две руки вверх, если не верите – не поднимаете руки. |
Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке |
вербальное |
|||
7.Применение ноого знания. |
– На твой взгляд, человека Древней Руси, какой он, как жил, чем занимался. Обсуди в парах.
Фиксируем на доске:
С помощью карточек оцените, довольны ли вы результатом урока (красный – «доволен», зеленый – «затрудняюсь») |
Учащиеся обсуждают в парах или выполняют задание 3. в тетради.
Учащиеся рассматривают иллюстрацию «Вече» и высказывают свое мнение.
Дети показывают карточки, что позволяет определить, состоялся ли урок эмоционально |
1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий. 2.Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
|
1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. 2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. |
1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать. 3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. |
1.Анализировать (выделять главное). 2.Строить логическое рассуждение. 3. Обобщать, делать выводы на основе аргументации.
|
работа в парах работа с иллюстрациями |
8.Рефлексия Цель: оценить результаты собственной .деятельности; способ повторения нового знания
|
Что нового вы узнали ? Поднимите руку, те из вас, кто уходит с урока с желанием узнать о древнерусских городах больще. Продолжите фразу: «Я бы хотел узнать о ……. |
Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок? Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса. |
Смыслообразование (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) |
Понимание алгоритмизации деятельности, роли и места в структуре деятельности потребностей. |
Умение выражать свои мысли (понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве) |
Рефлексия (структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование) |
вербальные |
9.Домашнее задание. |
Параграф 12 Подготовить рассказ о поездке в древнерусский город. Расскажите о жизни разных слоев населения? Обоснуйте вашу мысль. Поработайте с терминами |
Запись д/з |
|
|
опрос тестирование |
Карт1.Что включает в себя повседневная жизнь, из чего состоит?
- Питание
- Жилище
- Одежда
- Воспитание детей
- Развлечение
Быт – повседневная жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит
Нравы - формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе
Карточка №2
Существует ли различие в повседневной жизни разных групп населения?
На какие группы можно разбить население Древней Руси?
- Знать (князь, бояре, дружина)
Простые жители:
- Горожане
- Крестьяне
Карточка №2
Быт одинаковый у разных групп населения Руси?
Что стало характерной чертой быта жителей Древнерусского государства в сравнении с повседневной жизнью сородичей в славянских племенах?
Существенная ли разница между образом жизни верхушки общества (знатными людьми) и основной массой населения?
Евгения Георгиевна