Технологическая карта урока истории «Развитие городов и быт жителей» (6 класс)

2
1
Материал опубликован 6 June 2017

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Учитель истории Голицинского филиала МБОУ Никифоровской СОШ №2

Бекетова Оксана Викторовна

Предмет история России с древнейших времен до начала 16 века

Класс 6 класс

Тема урока Развитие городов и быт жителей

Тип урока Изучение нового материала

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

1) осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

2) формирование гражданственности и активной жизненной позиции

Предметные:

1)формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности,

2) развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность;

.3) формирование и умение выделять причины и последствия исторических событий

Метапредметные:

1) способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия, как в конце действия, так и по ходу его реализации;

2) владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией, различными логическими действиями (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей и др.);способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, и др.);

3) готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия школе и социальном окружении.

4) развитие навыков систематизации, умений работы с таблицей

Техники и технологии: технология критического мышления, проблемно-поисковый метод

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ)

1. Сайт Государственного исторического музея-http://www.shm.ru

2.Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России с древнейших времен до начала 16 века: учебник для 6 класса обш.орг./Е.В.Пчелов, П.В. Лукин: под ред. Ю.В. Петрова.- М.: ООО «Русское слово»- учебник, 2015

3. Гевуркова Е.В. Текуший и итоговый контроль по курсу «История России с древнейших времен до начала 16 века».6 класс:КИМ/Е.В. Гевуркова. – М.: ООО «Русское слово»-учебник.2016.

4. Интернет библиотека [Электронный ресурс] Режим доступа: Http://www. xliby. ru/

5.Мир и история [Электронный ресурс] Режим доступа: Http://mir-i-istoriya. ucoz. ru/

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Формы

оценивания

1. Мотивация к учебной деятельности.


 


 

Приветствие учащихся.

Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

– Откройте учебник на с. 76-77. Давайте предположим, что, с точки зрения авторов, мы должны выяснить?

Озвучивание темы урок

«Развитие городов и быт жителей Руси»

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку


 

Читают название параграфа.


 

Коллективное представление результатов задания.


 

Самоопределение

Целеполагание (принятие учебной задачи)

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

1. Определять главную тему, общую цель или назначение текста.

устный опрос

2.

Актуализация знаний

Скандинавские источники называют Русь «страной городов». В русских летописях IX—X в. упомя­нуто 25 городов, в летописях XI в.— 89. Расцвет древнерусских городов приходится на XI—XII вв. Древнерусский город состоял из крепости — детинца и городского посада, где жило торгово-ремесленное население и находился рынок — торг. (Рассмотрите схему древнерусского города)-С.75 Что вы видите на рисунке? Похож ли древнерусский город на средневековый город Западной Европы? В чем разница, почему? С.77 Предположите, что помогло историкам в реконструкции? 2.Город был связан с ближайшей сельской округой, продуктами которой он жил и население которого обслуживал ремесленными изделиями. В городах имелись рынки, на которых продавались продукты питания и ремесленные изделия, туда привозили товары иноземные купцы.

Какие новые знания вы получили из текстов?

Назовите самый известный торговый путь?


 


 


 


 


 


 


 

Учащиеся способны указать на основные элементы города


 


 


 

Учащиеся работают со схемой и иллюстрациями учебника и отвечают на вопросы учителя


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

2.Перед вами тексты о основных ремеслах в Древней Руси.


 


 

В коллективной беседе выясняется, что торговля играла важнейшее значение в жизни древнерусских городов.


 

Учащиеся высказывают предположения с какими странами торговали на Руси.


 

Запись в тетради

Формулируют главный вопрос урока: Какую роль в древнерусском государстве играли города?

1.Формирование выраженной учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

1.Определять проблему в учебной деятельности.

2. Выбирать средства достижения цели.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Анализировать (выделять главное).

2.Определять понятия.

3. Ставить проблему.

Беседа

Работа с картой

3.Постановка проблемного вопроса

– Давайте вспомним, как жили древние германцы, восточные славяне?

- Опишите одежду бояр, их жилище, развлечения?

-Опишите одежду крестьян, их жилище, развлечения?

Учебник с.77-78

Заполнение таблиц, схем, иллюстраций


 

Обсуждение результатов работы.

1.Формирование устойчивого познавательного интереса

1. Выбирать средства достижения цели.

2.Работать по плану, сверяясь с целью

3.Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

1. Строить монологическое контекстное высказывание.

2. Вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.

1.Анализировать (выделять главное).

2. Находить в тексте требуемую информацию.

3. Обобщать, делать выводы.


 

беседа

4.Открытие нового знания.

-Выполите задания из рабочей тетради на с.


 

Фиксируем на доске:

Города были центрами ремесла, торговли, культуры, политическими центрами.

Основным занятием жителей Древней Руси была торговля и ремесло.


 

В коллективной беседе учащиеся делают выводы и записывают их в тетради.


 


 


 


 

Учащиеся выполняют кроссворд


 

 

Учащиеся делают свои предположения о различии в одежде бояр и крестьян

1. Освоение общемирового культурного наследия

1.Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

2.Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

3. Оценивать степень достижения цели в учебной ситуации.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2.Координировать свое мнение и позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

1. Ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

3. Использовать и понимать информацию, представленную в виде иллюстраций.

4. Обобщать, делать выводы.

беседа

работа с картой и иллюстрациями

5.Выражение решения проблемы.


 

– Как теперь мы можем ответить на главный вопрос урока?

Вы согласны с тем, что складыванию государства у восточных славян способствовали торговые пути, города, как центры власти, ремесла, центры объединения групп восточных славян?


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

-Поработайте в парах и сравните: что привозили на Русь и что вывозили?

Была торговля взаимовыгодной?

Предполагаемый вывод:


 

Наиболее крупными городами в Древней Руси были Киев, Новгород, Чернигов, Любеч, Смоленск, Полоцк и другие. Сюда стекались иноземные купцы и товары. Здесь шел торг, составлялись караваны с грузами, которые затем шли по торговым путям на хазарские и греческие рынки. Город был центром окружавшей его волости. В него устремлялись люди различных племен и объединялись по своим занятиям в иные сообщества: становились воинами, ремесленниками, торговцами. Сельские труженики ехали в города, чтобы продать плоды своего труда и купить что-либо необходимое в хозяйстве


 

Учащиеся обсуждают выгоды торговли. Записывают в тетрадь.

1. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


 

1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать.


 

1.Анализировать (выделять главное).

2. Делать умозаключения и выводы на основе аргументации, обобщать имеющуюся информацию.

работа в парах

беседа


 

6.Динамическая пауза


 


 

Ребята, давайте немного отдохнем. И поиграем. Игра называется: «Верю- не верю»

Слушая внимательно фразу учителя, предполагаете – правда это или нет. Если верите – поднимаете две руки вверх, если не верите – не поднимаете руки.

Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке

     

вербальное

7.Применение ноого знания.

– На твой взгляд, человека Древней Руси, какой он, как жил, чем занимался. Обсуди в парах.


 

Фиксируем на доске:


 


 


 


 

С помощью карточек оцените, довольны ли вы результатом урока (красный – «доволен», зеленый – «затрудняюсь»)

Учащиеся обсуждают в парах или выполняют задание 3. в тетради.


 


 


 

Учащиеся рассматривают иллюстрацию «Вече» и высказывают свое мнение.

 

Дети показывают карточки, что позволяет определить, состоялся ли урок эмоционально

1.Самостоятельно давать и объяснять оценки событий.

2.Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.


 

1. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

2.Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

1. Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами.

2. Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать.

3.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

1.Анализировать (выделять главное).

2.Строить логическое рассуждение.

3. Обобщать, делать выводы на основе аргументации.


 

работа в парах

работа с иллюстрациями

8.Рефлексия

Цель:

оценить результаты собственной .деятельности;

способ повторения нового знания

 

Что нового вы узнали ?

Поднимите руку, те из вас, кто уходит с урока с желанием узнать о древнерусских городах больще. Продолжите фразу:

«Я бы хотел узнать о …….

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?

Самооценка и оценка деятельности других участников образовательного процесса.

Смыслообразование (формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Понимание алгоритмизации деятельности, роли и места в структуре деятельности потребностей.

Умение выражать свои мысли (понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

Рефлексия (структурирование знаний, выдвижение гипотез и их обоснование)

вербальные

9.Домашнее задание.

Параграф 12

Подготовить рассказ о поездке в древнерусский город.

Расскажите о жизни разных слоев населения? Обоснуйте вашу мысль.

Поработайте с терминами

Запись д/з

   


 


 

опрос

тестирование

Карт1.Что включает в себя повседневная жизнь, из чего состоит?

- Питание

- Жилище

- Одежда

- Воспитание детей

- Развлечение

Быт – повседневная  жизнь человека, совокупность условий, в которых она проходит

Нравы - формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе

Карточка №2

Существует ли различие в повседневной жизни разных групп населения?

На какие группы можно разбить население Древней Руси?

- Знать (князь, бояре, дружина)

Простые жители:

- Горожане

- Крестьяне

Карточка №2

Быт одинаковый у разных групп населения Руси?

Что стало характерной чертой быта жителей Древнерусского государства в сравнении с повседневной жизнью сородичей в славянских племенах? 

Существенная ли разница между образом жизни верхушки общества (знатными людьми) и основной массой населения?

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Многое вспомнилось! Спасибо!

8 June 2017