Технологическая карта урока истории. 5 класс. Тема "Восстание Спартака"

2
0
Материал опубликован 30 August

Технологическая карта урока истории, 5 класс

Тема урока

Восстание Спартака.

Место и роль урока в изучаемой теме

третий урок в в теме XV. Гражданские войны в период Римской Республики

Цели урока

формирование у учащихся представления о восстании рабов под руководством Спартака как о самом масштабном и организованном восстании рабов Древнего Рима, о значении его образа в мировой культуре;

- развитие умений оценки исторического события; умения решать проблемные задачи;

- воспитание представления о свободе как о высшей ценности, за которую необходимо бороться

Задачи

способствовать формированию навыков получения информации от исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.

развивать интерес к истории, мотивацию к учению;

- акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости;

Оборудование:


учебник: Михайловский Ф.А. . «История Древнего мира». Просвещение, 2018 г.

компьютер,

-использование ресурса платформы МЭО «Всеобщая история. Занятие 5. ИУ№5,6

Тип урока

комбинированный

Характеристика видов деятельности

Исследование: раскрытие содержания иллюстрации, работа по карте , решение заданий в МЭО

Планируемые предметные результаты

Научатся рассказывать о восстании Спартака, опираясь на историческую карту


Структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.(2 мин)

Цель:

-содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Мы продолжаем знакомиться с историей Древнего Рима. Наш урок открытый, здесь присутствуют учителя нашей школы, поприветствуем их. Желаю быть активными, внимательными, желаю каждому из вас проявить свои способности.

Приветствуют учителя и гостей.




2.Актуализация знаний(15 мин)

Цель:

-установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания;


Организация работы по карте, с понятийным аппаратом

1. Покажите и поясните территорию Римского государства в 8- 6 вв до н.э

2. Покажите территорию Римского государства к 3 в. до н.э

3. Покажите территорию Римского государства к середине 2 в. до н.э

4. Работа с понятийным аппаратом. Напомните, как называются все захваченные вне Италии земли

5. Покажите и назовите римские провинции

2. Беседа с классом

1.Назовите причины, по которым Рим победил государства и превратил их в провинции

2.Мы помним, что проблема римской армии волновала братьев Гракхов. Что они предложили для усиления армии

3. Со смертью братьев разорение крестьян продолжалось, и это вновь угрожало армии. Кто предложил новую реформу армии. Как понимаете слово реформа

3. Решение проблемное задания Выберите мероприятия реформы Гая Мария (приложение 1)

4.Решение заданий в МЭО. Занятие 12, ИУ6.( на правой панели задание с открытым ответом: Историческое обещание.)

Известным полководцем был и Сулла, которого римляне за свои заслуги провозгласили диктатором.

1. Работают по карте, объясняют положение., объясняют понятия.

1.(Рим и его окрестности)

2.( Весь Апеннинский п-ов)

3.( все Средиземноморье)

4.(провинции)

5.( Сицилия, Сардиния, Корсика Азия, Африка, Предальпийская Галлия, Испания, Македония)


2. Участвуют в беседе. 1.(сила армии,флот, умелые полководцы, слабость других стран, принцип разделяй и властвуй, дисциплана в армии)

2. .( земельный закон, по которому излишки земли изымались у крупных землевладельцев и раздавались бедноте, потому что бедняков не брали в армию и в легионы некого стало набирать)

3. ( Гай Марий, полководец) (изменение)

3. Решают пр. задание (ответ 1,4,5,:6)


4. Работают с ресурсом МЭО.

3. Создание проблемной ситуации.(5 мин)

Цели:

-подведение детей к формулированию темы и проблемы урока;

-организовать составление совместного плана действий


Проблемный вопрос: что было главной добычей римлян в ходе войн (рабы)

В одном источнике я нашла стихотворение. (приложение 3) Это песня – рабов. Прочтите ее внимательно.

-В каких словах заключен главный смысл песни. С чем же будем знакомиться сегодня.

Совместно с обучающимися формулирует тему и проблему урока.

Понятно ли вам слово востание. назовите ассоциации .(бунт, мятеж, выступление)

Могло ли восстание Спартака закончиться победой?

Что надо узнать, чтобы решить проблему?

1.Рабство в Риме.

2. Рабы - гладиаторы

3.Личность Спартака.

2. Дата, место, причины восстания.

3. Ход восстания.

4. Итог восстания.

Решают проблемный вопрос.







Формулируют тему урока, ставят цели.

Высказывают предположения


4. Открытие нового знания.

Цели:

- обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала

- содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

- обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Организация работы с заданиями ресурса МЭО. Занятие 12. ИУ 5.

Работаем с рубрикой «Изучаем как жили рабы».

Зад: Пробегите глазами текст. Какие источники рабства здесь названы. Найдите источники рабства, присущие Риму.

Работаем с рубрикой «Изучаем схему»

Как продавали рабов. Чем отличается отношение к рабам в Риме от Греции ( их называли «говорящие ОТ»)

Кого продавали

Мог ли раб получить свободу: Как? ( вновь действует принцип «разделяй и властвуй)

Как жили рабы?

3.Работаем с рубрикой «Чем занимались рабы»

Зад: Пробегите текст рубрики «Чем занимались рабы» и скажите, что нового о занятиях рабов вы узнали:

Мирмиллон - морская рыбка

Ретнарий- буквально « человек- сеть», гладиатор с сетью

Самнит- гладиатор в вооружении экипировки воина из Самнии ( меч, щит, поножа, шлем. Поножа- щиток для ног, количество их регламентировалось)

4.Возвращаемся к рубрике(выше) заданием с открытым ответом( Сколько рабов , столько и врагов)

5.Работа с рубрикой «Изучаем восстание Спартака»

Зад: Перед вами 3 предмета. Определите, какое отношение они имеют к восстании.(кухонный нож, веревка, пиратский флаг)

Учитель: 74 г.до н.э – бегство гладиаторов из школы в г.Капуя. Восставшие покинули город и организовали лагерь на горе Везувий близ Капуи. Испугало ли бегство рабов римлян? Нет, пока к рабам Спартака не стали присоединяться рабы окрестных имений. Пока воины Спартака не стали ковать себе оружие. Римляне послали войско к подножию Везувия, перекрыв единственный спуск с вулкана. Воины Спартака сплели из виноградных лоз веревки и спустились с Везувия. Именно отсюда начинается захватывающее приключение Спартака и его сторонников

6 Организация работы с картой. Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путями, которыми прошли восставшие.

Зад: прочитайте карту

7. Решение логического задания:

1.предположите по карте, чем закончилось восстание Спартака?

2.Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение?

8. Значение восстания:Это было крупнейшее в Древнем мире восстание рабов за свою свободу.

Римляне, напуганные размахом восстания, старались смягчить свое отношение к рабам.

Работают с ресурсом МЭо.


Работают с текст рубрик.

Читают текст, отвечают на вопросы.










Запись понятия:

Гладиаторы- рабы, которых заставляли сражаться насмерть для развлечения публики.

Школа гладиаторов-

Амфитеатр-( правая панель, Словарь)


Причины восстания:

1. Недовольство рабов своим положением.

2. Насильное обучение военному делу.

3. Несправедливое отношение хозяина.
















Отвечают на поставленный вопрос:

Восстание закончилось поражением.

Высказывают предположения

1. Неопытность воинов армии Спартака.

2. Отсутствие чёткого плана действий восставших.

3. Обман пиратов.

5. Выражение решения проблемы

Цели:

-обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Могло ли восстание Спартака завершиться успехом?

(Выслушиваются ответы учащихся)


Высказывают предположения.

6. Контроль

Решение задания ресурса МЭО


7.Рефлексия, оценивание



8. Домашнее задание.

Цель:

-обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание и способы его выполнения. Составить рассказ от имени участника восстания.

Записывают задание в дневник.

Приложение 1.

Решение творческого задания .Выберите мероприятия реформы Гая Мария

Набор в армию бедняков.

Служить должны были все.

Служба продолжалась 1 год

Служба продолжалась 16 лет

За службу в армии платили жалование

Армия стала профессиональной.

После окончания службы ветеран получал участок общественной земли.

Ответ: 1,4,5,6

Приложение 2

Физкультминутка

Понятия

Определения

1.Консул

А)Захваченная Римом территория

2.Республика

Б)Способ управления государством (от латинского «общественное дело»)

3.Провинция

В)Высшая должность в республике, военный руководитель

4.Диктатор

Г)Организационная единица римского войска

5.Легион

Д) Человек, к которому в случае крайней опасности переходила вся власть в Риме, как к царю, но не белее чем на полгода

Приложение 3.

Песня воинов- рабов

Свобода! Свобода» Богиня богинь!

……………………………………….

Когда нападут легионы врагов, -

В мечи превратишь ты оковы рабов!

И в странах позора, где царствует гнет,

Пусть самый ленивый оружье берет!

Свобода! Свобода! Богиня богинь!

Тебя призывая, мы рвемся к мечам!

К оружью, товарищи, смерть палачам.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.