План-конспект урока по истории Древнего мира по теме «Восстание Спартака» (5 класс)
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП №4 г. Саратова»
План - конспект урока
по истории Древнего мира
5 класс
«Восстание Спартака»
Разработала учитель истории и обществознания
высшей категории Растегаева Юлия Борисовна
апрель 2019 г.
Технологическая карта урока по истории древнего мира для 5 класса (ФГОС)
(к учебнику А.А. Вигасин., Г.И. Годер., И.С. Свенцицкая)
Урок « Восстание Спартака»
Автор разработки: Растегаева Юлия Борисовна
Цели урока |
Создать условия, при которых обучающиеся смогут сформировать представление о восстании Спартака как о самом массовом и самом организованном восстании рабов в Древнем мире. Способствовать изучению самого крупного в истории Древнего мира восстания рабов под предводительством Спартака, его значения в мировой истории и культуре; участвовать в формировании компетенций, позволяющих разбираться в причинах восстания, умении характеризовать личность Спартака, работать с картой; создать условия развития интереса к работе с историческими документами. |
Задачи урока
|
Образовательная\– способствовать формированию навыков получения информации из различных источников: исторической карты, умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию. Развивающая– развивать интерес к истории, мотивацию к учению; Воспитательная- акцентировать внимание на воспитании уважения к общечеловеческим ценностям – свободе, равенству, достоинству, справедливости; Здоровьесберегающая:обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
|
Тип и вид урока |
Урок комбинированного типа |
Планируемые Результаты (предметные) |
Формирование уважительного отношения к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни. Создание у обучающихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа, ознакомление обучающихся с важнейшими событиями всемирной истории, биографиями исторических деятелей прошлого.
|
Личностные результаты |
Формирование нравственной оценки происходящих событий у учащихся, чувства толерантности и уважения к историческому прошлому и культурному наследию других стран. формирование у обучающихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи. складывание представления о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого.
|
Метапредметные результаты |
В области регулятивных УУД:- прогнозировать (предвидеть будущие события и развитие процесса) осуществлять целеполагание, планировать пути достижения цели, самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, осуществлять саморегуляцию (адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами) В области познавательных УУД:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, владеть смысловым чтением,реализовывать исследовательскую деятельность, искать информацию,структурировать текст, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий,установливать причинно-следственные связи, анализировать В области коммуникативных УУД:участвовать в коллективном обсуждении проблем,уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
|
Основное содержание темы, понятия и термины |
Положение рабов. Восстание Спартака (73 - 71 гг. до н.э.): причины, силы сторон, основные события, походы восставших, поражение армии Спартака. Гладиаторы, Спартак, Красс, Помпей, Лукулл, географические понятия. |
Образовательные ресурсы |
Учебник Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История древнего мира. Учебник для 5 класса. - М., Просвещение, 2013. компьютер, интерактивная доска, презентация, карта «Восстание Спартака» Раздаточный материал |
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Методы и приёмы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1. Организационный момент Цель: -содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству. |
Фронтальная. |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Здравствуйте ребята! У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их. Я очень рада вас видеть сегодня на уроке. (учащиеся усаживаются) Мы с вами вновь отправимся в захватывающее путешествие по Древнему Риму и узнаем об одном из самых значимых событий в истории этого Великого государства Древности. Для меня сейчас важно знать, насколько вы готовы к работе. Проверьте свою готовность к уроку, сядьте ровненько. Я вижу, что вы готовы к познанию нового. |
Приветствуют учителя и гостей. Проверяют готовность к уроку. |
Личностные УУД: Смыслообразование (создание условий, при которых ребёнок задумается, зачем ему изучать данную тему) |
2. Актуализация знаний. Цели: -установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; -устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствуя при этом ЗУН. |
Фронтальная. Словесный, проблемный, проблемные вопросы |
Проблемное задание. Давайте определимся с темой урока.
Для этого вспомним то, что нам уже известно: 1) Слайд №2 Римский учёный Варрон однажды сказал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие - …, мычащие - быки, немые – повозки, лопаты, плуги». Вопрос: - Кого он подразумевал под говорящими орудиями труда? 2).Сегодня нам предстоит употреблять в речи новые исторические понятия. Давайте вспомним их значение. Учащимся раздаются карточки с понятиями. (карточка №1) (слова демонстрируются на слайде№3, правильное соответствие) Учитель выборочно просит учащихся дать определение каждого понятия.
3) Каковы были источники рабства? Как человек мог стать рабом? Вывод: В Римском государстве было очень много рабов, 2 млн. в основном иноземцы, захваченные в результате войн. 4) Где использовали труд рабов? Демонстрируется презентация (слайды№ 4,5,6: в имениях, в доме, в амфитеатрах)
Работа со слайдом №6 5) Кого мы видим на трибунах? 6) Как решалась судьба побежденного? 7) Нравится ли публике то , что происходит на арене? Что мы можем сказать об отношении к рабам, о римском обществе? 9.Как вы относитесь к рабству? Ребята, мы с вами живем в демократическом, свободном государстве. Основной, самый главный закон нашего государства - Конституция защищает наши права на жизнь, свободу и свободный труд. (демонстрируется брошюра с текстом Конституции, презентация слайд№7 Конституция Р.Ф. В современном обществе рабство запрещено законом, а ведь когда-то существовало рабовладение, грубейшим образом нарушались права человека.
Ни в одной стране мира не было такого числа рабов и такой жестокой эксплуатации как в Древнем Риме. Проблемный вопрос: Подумайте, к какому результату может привести такое бесчеловечное отношение к рабам? Итак, тема нашего урока: «Восстание Спартака». Обращается внимание на Эпиграф: «Лучше умереть за свободу, чем убивать друг друга для забавы римлян» Спартак |
Высказывают свои предположения (рабы)
С помощью стрелок соединяют понятия и их определения. Раб Рабовладелец Гладиатор Амфитеатр (Самопроверка по слайду)
Отвечают на вопросы: 3)Источники рабства: Война, пиратство, дети рабынь, долговое рабство 4) в имениях, в доме, в амфитеатрах (кратко объясняют, что делали рабы)
5) Мужчины, женщины, дети 6) Жестом 7) Нравится, все трибуны заполнены 8) Жестокие, безжалостные 9) Отрицательно
Слушают учителя, смотрят на слайд.
Высказывают предположения: Бегству, неподчинению, заговорам, восстаниям. Запись темы урока |
Регулятивные УУД: Прогнозирование (предвидение будущих событий и развития процесса) Коммуникативные УУД: - организация учебного сотрудничества со сверстниками, определение функций участников, способов взаимодействия - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимой взаимопомощи. Познавательные УУД: Общеучебные: умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме Логические: установление причинно-следственных связей. |
3. Целеполагание. Цели: -подведение детей к формулированию темы, цели и постановке задач урока; -организовать составление совместного плана действий; |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы |
Совместно с обучающимися формулирует цель и задачи урока. Какова цель нашего урока? Что мы должны узнать? Узнать о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме и выяснить почему восстание закончилось поражением. задание на урок. Проблемный вопрос «Почему восстание закончилось поражением?» записывается на доске Мы ответим на него в конце урока. Мы знакомимся с первым восстанием в ходе изучения истории, для характеристики восстаний существуют памятки Перед нами простая памятка Карточка 2 (раздается учащимся) 1. Дата восстания 2. Причины 3. Руководитель 4. Ход восстания 5. Итоги восстания
По какому плану мы будем знакомиться с восстанием? Давайте прочитаем этот план. 1. Дата восстания 2. Причины 3. Руководитель 4. Ход восстания 5. Итоги восстания
Учитель на доске записывает 1 вопрос плана |
Участвуют в постановке цели и задач урока. Высказывают предположения
Знакомятся с планом
Прочитывают пункты по одному, каждый ученик.
Записывают 1 пункт в тетрадь 1. Дата восстания. |
Регулятивные УУД - осуществление целеполагания - планирование путей достижения цели. |
4. Открытие нового знания. Цели: - обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала - содействовать усвоению обучающимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению) - обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. |
по источнику знаний: - словесные (объяснение, беседа); - наглядные (демонстрация презентации); - практические (работа с картой, работа с историческими документами, работа с текстом) по характеру познавательной деятельности: - объяснительно – иллюстративный по принципу распределения знаний: - восприятие нового материала; по характеру движения мысли: - дедуктивный (от общего к частному). методы мотивации: - эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов). - познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).
|
Рассказ учителя, предлагает учащимся открыть карту на с.249 Учитель на слайде№ 8 показывает место восстания Восстание началось в школе гладиаторов в г. Капуя , затем распространилось по всей Италии. Слайд №9 Восстание продолжалось с 73-71г. до н.э.(3 года) Учитель записывает даты на доске (запись: 73-71 г. до н.э.)
Учитель записывает пункт плана№2 на доске. Причины восстания 1.Определяет задачу для обучающихся и способы её решения. 1.Причины восстания. Теперь вы выступите в роли исследователей и, изучив исторический документ Плутарх «Марк Красс» Крушкол Ю. С. Хрестоматия по истории Древнего мира. — М., 1987.— С. 211—212. , определите причины восстания и его руководителя. На доске выписаны( на карточках) имена Плутарх-древнегреческий историк Марк Красс-полководец Карточка 3 Вопросы к документу. 1.Почему началось восстание рабов в городе Капуя? (абзац 1)
Запись на доске: недовольство рабов 2.Сколько рабов собиралось бежать из школы? (200рабов, но сбежали только 78.),(абзац 2) 3.Чем были вооружены восставшие рабы? 4. Кого выбрали своим предводителем восставшие рабы? (абзац 3) 5.Что рассказывает Плутарх о Спартаке? Дополнение учителя: Спартак (слайд №10 с изображением Спартака) Спартак родился во Фракии (современная Болгария). Он сражался против римлян, попал в плен, смертная казнь, предписанная законом, была заменена ему службой гладиатором. Спартак превосходил своих соперников по силе и ловкости, участвовал более чем в ста боях и ни разу не был серьезно ранен. Спартак заслужил себе великую славу во всех амфитеатрах Италии. Запись плана: Руководитель-Спартак
6.Как вы думаете, какую цель преследовали восставшие?
Физминутка
Прежде, чем познакомиться с ходом восстания, давайте немного отдохнем, соберемся с силами и проведем динамическую паузу.(учащиеся встают, потягиваются вверх и в стороны, сидя выполняют упражнения для глаз и кистей рук)
3.Ход восстания: Учитель: Восставшие покинули город и организовали лагерь на горе Везувий близ Капуи. Именно отсюда начинается восстание Спартака. Давайте и мы с вами совершим путешествие теми путями, которыми прошли восставшие. Нам поможет карта. Работа с презентацией -картой и картой учебника с. 249. Находим г.Везувий на карте с.249. Слайд №11 Рабы на Везувии Вначале в Риме не придали большого значения восстанию. Но вскоре к Спартаку сбегаются рабы со всей округи и численность восставших быстро растет. Римский сенат принимает решение послать против восставших рабов трехтысячный отряд, который расположился у единственной узкой тропы, ведущей на вершину Везувия. Римляне решили дождаться когда рабы сами от голода и жажды спустятся вниз. Что было делать восставшим? Неужели действительно они попали в ловушку? А между тем склоны потухшего вулкана в изобилии поросли диким виноградом. Слайд №12 Это обстоятельство не подскажет выход? Как вы думаете, что они придумали? Спартак осуществил невероятный по дерзости план. Рабы сплели из лозы лестницы и темной ночью спустились с противоположной от лагеря обрывистой стороны вулкана. Лестницы раскачивались от ветра, ударялись об острые каменные выступы. Страшно пугала высота – ведь в темноте подножия вулкана не было видно. А потом рабы внезапно напали на ничего не подозревающих римлян и разгромили отряд. Спартак уводит рабов к югу ( слайд с картой №13) Под началом Спартака оказались десятки тысяч рабов-греков, галлов, фракийцев.(70 тыс человек) Необходимо было создавать войско. Как вы думаете, легко ли это было сделать?
Спартаку удалось создать войско. Оно было построено по римскому образцу: пехота, конница, разведка.
Слайд- карта №14 .Спартак решил пробиваться с боями на север Италии, чтобы пройдя Альпы, вырваться на свободу. Часть отрядов не захотела идти с ним, вскоре они были разбиты римлянами. Рим посылает против восставших войско под командованием двух консулов. О чем свидетельствует этот факт? (Войско восставших представляло серьезную опасность – двух консулов посылали в исключительных случаях). Римское войско было разбито на две части: одна часть войска опередила Спартака и оказалась у него на пути, другое войско преследовало восставших сзади. Неожиданно Спартак развернулся и обрушился на преследователей, не ожидавших удара. Римляне были разгромлены. Потом восставшие напали на вторую часть римского войска Путь к Альпам был свободен. Слайд – карта №15 Но…покинули Италию лишь часть армии, У реки По восставшие неожиданно повернули на юг. Почему? Почему – мы не знаем. Версии: поднять восстание рабов на Сицилии и только потом сокрушить Рим; остаться в богатой Италии. Пройдя весь полуостров, войско Спартака оказалось на юге, у пролива. Восставшие попытались переправиться на Сицилию. С этой целью они сговорились с пиратами о том, что пираты перевезут восставших на своих кораблях. Но взяв обещанное золото, пираты обманули и не выполнили обещания. Слайд №16 А с севера уже подошли войска под командованием Марка Красса. Красс приказал вырыть огромный ров длиной в 55 км, а противоположный берег рва был укреплен деревянной стеной. Спартак оказался в ловушке. Рабы попытались переправиться на наспех сооруженных плотах, но их разметала начавшаяся буря. Слайд № 17 Пришлось войскам Спартака штурмом брать римские укрепления. Прорвались только 1/3 часть воинов Спартака. Осознавая опасность, римский сенат вызывает из Испании войска Помпея, а из Македонии – войска под командованием Лукулла. ( на доске на карточках крепятся имена Помпей, Лукулл) Учитель просит зачитать имена вслух.
Запись пункта плана: Итоги восстания
Слайд №18 Последнее сражение между войском Спартака и римскими армиями было самым ожесточенным. Работа с учебником Прочитаем п.5 учебника и ответим на вопросы. Вопросы после самостоятельного изучения: Как закончилось последнее сражение? Что стало со Спартаком в последнем сражении? Итак, как закончилось восстание Спартака? Восстание закончилось поражением. Давайте попробуем ответить на проблемный вопрос нашего урока.(на доске) Вопрос Как вы думаете, почему восставшие потерпели поражение?
Запись на доске –потерпело поражение Демонстрируется Слайд №19 После битвы 6 тысяч попавших в плен рабов были казнены вдоль Аппиевой дороги. Они умирали под палящими лучами солнца медленной мучительной смертью от ран и жажды. Так в 71 г. до н. э. завершилось самое крупное восстание рабов Древнего Рима.
Однако, в то время рабство считалось нормой и в положении рабов ничего не изменилось. |
Учащиеся на карте учебника, с. 249 Находят место восстания. Записывают в тетрадь Учащиеся записывают даты
(запись: 73-71 г. до н.э.)
Учащиеся записывают следующий пункт плана 2. Причины восстания
Прочитывают имена
Ребята внимательно читают текст Плутарх «Марк Красс» по выделенным абзацам(1,2,3) и вопросы к нему. Находят ответы в тексте документа. Работают с карандашом. Определяют причины восстания. 1.Причины восстания: 1. недовольство рабов своим положением 2. насильное обучение военному делу 3. несправедливое отношение хозяина
Запись: недовольство рабов 2. 200рабов, но сбежали только 78. 3.Кухонными ножами, вертелами. 4.Предводителей было выбрано 3 человека, Спартак ,Эномай, Крикс, но первым из них был Спартак. 5.Спартак из Фракии, смелый, сильный.
Запись плана: Руководитель-Спартак
6. Свобода; Возвращения рабов домой; Борьба против Рима; Освободиться от рабства
Выполняют упражнения
Учащиеся записывают следующий пункт плана 3. Ход восстания
Находят г.Везувий на карте с.249. Работают с презентацией.
Работают с иллюстрацией. Отвечают на поставленный вопрос: (сплели лестницы из лозы и спустились вниз)
Учащиеся находят на своих картах путь Спартака. Карта с.249
Рассматривают презентацию, карту учебника Трудности: (неорганизованная масса рабов, говорили на разных языках, верили в разных богов)
Учащиеся находят на своих картах путь Спартака. Карта с.249
Рассматривают презентацию, находят путь на картах учебника Отвечают на вопрос: серьезная опасность
Слушают рассказ, рассматривают презентацию, карту с. 249. Обдумывают ответ
Дети прочитывают имена
Запись пункта плана: Итоги восстания
Читают п.5 учебника Отвечают на вопросы Читают учебник и отвечают на вопросы.
Высказывают предположения Восстание закончилось поражением: 1. Преимущество римлян в численности войск и их вооружении. 2.Стихийный характер восстания, отсутствие четкого плана ведения восстания. 3. Обман пиратов. Запись в тетрадь –потерпело поражение Работают с презентацией.
|
Познавательные УУД: Общеучебные: - владение смысловым чтением - реализация исследовательской деятельности - поиск информации - структурирование текста, умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий Логические: - анализ - выделение причинно- следственных связей Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Личностные УУД: Нравственно-этическое оценивание Регулятивные УУД: - самостоятельный анализ условий достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале - самостоятельный контроль своего времени |
5. Применение нового знания. Рефлексия Цели: -обеспечить усвоение обучающимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. |
Фронтальная. Объяснительно-иллюстративный, практический. Рассказ учителя, работа с картой, слайдами, иллюстрациями, беседа. |
Проверим полученные знания: Что узнали на сегодняшнем занятии? Познавательные задания на слайдах № 20,21 выполните тест.( при наличии времени) |
Работают с презентацией. Отвечают на вопросы. |
Коммуникативные УУД: - участие в коллективном обсуждении проблем - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности - осуществление взаимного контроля и оказание в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Цели: - выявление качества и уровня усвоения обучающимися знаний и способов действий; -выявить недостатки в знаниях и способах действий обучающихся; -обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям. |
эмоциональные (поощрение). |
Память об этом крупнейшем восстании и его мужественном руководителе жива и в наши дни. 1.Как связано со спортом имя Спартака? Московский футбольный клуб «Спартак». Стадион в Саратове. 2.Память о Спартаке сохранилась в художественном творчестве. Балет А. Хачатуряна «Спартак». книги, фильмы, игры, посвященных этому событию. Таким образом, мы видим, что память об этом крупнейшем восстании и его мужественном руководителе жива и в наши дни. Обобщение информации, анализ деятельности учеников на уроке. Общая характеристика работы класса и каждого учащегося, показать успешность каждого ученика, выставление оценки за урок.
|
Самооценка и взаимооценка деятельности на уроке. |
Регулятивные УУД: саморегуляция (адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами) |
7. Домашнее задание. Цель: -обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
|
Объясняет домашнее задание и способы его выполнения. Слайд № 22 Составить 3-5 вопросов по теме (вопрос, тест, кроссворд)
|
Записывают задание в дневник. |
|
Карточка №1
Раб– это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.
Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.
Гладиа́тор- боец в Древнем Риме, который сражался с подобными себе на забаву публики на специальных аренах
Амфитеа́тр— постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши.
раб |
боец в Древнем Риме, который сражался с подобными себе на забаву публики на специальных аренах
|
рабовладелец |
постройка для разнообразных массовых зрелищ (гладиаторских боёв, звериной травли и т. д.), представляющая собой круглый театр без крыши
|
гладиатор |
человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца
|
амфитеатр |
собственник, хозяин рабов
|
Карточка №2 Работа с документом
Плутарх. Марк Красе, 8—11
1....Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.
Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы и фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов.
2. Двести из них сговорились бежать; заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь человек, заранее узнавшие об этом, все же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились.
3.Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей.. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии — человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени.
Карточка №3 Тест
1.Укажите дату восстания рабов под руководством Спартака
а) 73-70 год до н.э.
б) 73-71 год до н.э.
в) 72-70 год до н.э.
2. Восстание Спартака началось:
а) в крупном имении на острове Сицилия
б) в гладиаторской школе Капуи
в) в Риме
3. Найдите лишнее. По мнению историков, Спартак выделялся:
а) отвагой
б) физической силой
в) коварством и хитростью
4.Восстание Спартака закончилось
а) победой Рима
б) победой рабов под предводительством Спартака
ПЛУТАРХ- ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПИСАТЕЛЬ
МАРК КРАСС-ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ
ПОМПЕЙ- ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ
ЛУКУЛЛ- ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ
Кияйкина Наталья Федоровна
Hfcntuftdf >kbz <jhbcjdyf