Технологическая карта урока «Итоги и значение Великой французской революции»
Технологическая карта урока
ФИО педагога: Колычева Екатерина Ивановна
Должность: учитель истории
Полное наименование ОУ: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 22»
Тема, вид: Итоги и значение Великой французской революции
Возраст детей: 13-14 лет (8 класс )
Цель: раскрыть основные изменения, проведенные в годы революции в сферах экономики, политики, социальных отношений, религии и культуры, давать оценку их значениям.
Планируемые достижения результатов:
Личностные результаты:
- умения проявлять познавательный интерес к изучаемой теме;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- развитие умения аргументировать и отстаивать свое мнение;
- осознавать успешность своей деятельности;
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД (принимать участие в учебных действиях, определять личную значимую цель в рамках учебного занятия, развивать умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией)
- познавательные УУД (умение извлекать информацию из разных источников, устанавливать причинно-следственные связи, оперировать понятиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах, формулировать и обосновывать итоги и значения)
- коммуникативные УУД (готовность к продуктивному сотрудничеству с учениками, групповой работе, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию)
Предметные результаты:
- объяснять смысл ключевых понятий Великой французской революции
- умение работать с основными видами современных источников исторической информации (учебник, научно-популярная литература и др.;
- извлекать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию, содержащуюся в исторических документах;
- раскрывать существенные изменения, произошедшие в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизни французского общества в период революции;
- формирование толерантного отношения к истории зарубежных государств, формирование умений применять исторические знания;
- оценивать значение исторического события во всемирной истории;
Средства, оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебник, раздаточный материал (кейсы с информацией), рабочие листы, ватманы, фломастеры, клей, ножницы.
Этапы урока, цель этапа | Планируемый результат этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Интерактивная модель (У-О, О-О, ООО-ООО) |
Организационный этап | Создать условия для возникновения внутренней потребности, включения в учебную деятельность | Приветствует класс, проверяет готовность к уроку. Напоминает правила работы в группе. | Слушают учителя, проверяют готовность к уроку. | У-О |
Мотивационный этап | Организовать учащимися выполнение учебного действия. Мотивировать учащихся к учебному действию. Определить тему, цель и задачи урока. | Создает проблемную ситуацию: демонстрирует фото мальчика, на фото закрыты два объекта. Учащиеся должны предположить, что закрыто на фотографии. (презентация. Слайд 1) Беседует с учащимися о роли газет в жизни людей. Учитель зачитывает отрывок статьи из газеты – это задание на определение темы, о которой шла речь на предыдущих уроках. Демонстрирует на экране фрагмент стихотворения: Задает учащимся вопрос: - О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии? Просит зафиксировать тему урока в рабочие листы и проблемный вопрос. Прием «Ассоциации» Предлагает ученикам составить ассоциации со словом «Революция» Фиксирует на доске ответы учащихся. | Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. Учитывают позиции других учеников. Определяют из прочитанной статьи и фрагмента стихотворения, о чем пойдет речь на уроке. Отвечают на вопрос, высказывают свои предположения, определяют тему и цель урока. Записывают тему и проблемный вопрос в рабочие листы. Выполняют задание в рабочих листах. Озвучивают свои ассоциации. | У-О, О-О О-О |
Содержательно-деятельностный этап (Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Решение проблемной ситуации. Представление результатов решения проблемы) | Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке в рабочем листе. | Организует погружение в проблему, создает учебную проблемную ситуацию. Прием «Выбери вещь» Предлагает одному из группы подойти к столу и выбрать один предмет (Конституция, деньги, книга, шапка) -Каждый предмет имеет отношение к одной общественной сфере? Какой? Работа с кейсами Нацеливает учащихся на самостоятельную работу, поясняет задание. Напоминает о правилах работы в группах. Обозначает время работы в группе. Контролирует работу над выполнением проблемного задания. Оказывает консультативную (по необходимости) помощь. Просит зафиксировать результаты своей работы в таблице в рабочем листе. Учитель организует выступление групп, следит за выступлением, задает вопросы. - Все ли согласны с выступлением группы? Возникли ли у вас какие-либо вопросы к коллегам (журналистам)? Если выясняется, что группа выбрала не верно информацию, создает условия для исправления ошибок. Подводит обучающихся к выводу о том, что революция повлияла на все сферы общественной жизни. Просмотр видеофрагмента, определение, о чем идет речь в фрагменте (какое значение имела французская революция для французов и для мирового сообщества?) Организует беседу по просмотренному видеофрагменту: - Какое значение несла революция для жителей Франции? Повлияла ли она на жизнь европейского и мирового общества? - Что сейчас во Франции напоминает о революции? Или это событие осталось в истории? | Определяют какую проблемную задачу им предстоит решить. Соотносят предмет с одной из общественных сфер. Работают группой над решением проблемной задачи, изучают материал кейсов, анализируют и систематизируют, отбирают необходимый для них материал. Размещают отобранный материал на листе в виде статьи в газету. Продумывают название статьи. Подводят итоги Великой французской революции в соответствии со своей задачей. Записывают итоги в свои рабочие листы. Определяют, кто от группы будет представлять работу. Выступают и представляют результаты работы группы. Формулируют общий итог революции во Франции. Смотрят видеофрагмент из кинофильма «Годы ужаса» . Определяют, о чем идет речь в фрагменте из кинофильма. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы. Определяют значение французской революции для общества Франции и мира в целом. Выявляют связь событий 18 века с современной жизнью во Франции. | У-О, ООО-ООО ООО-ООО У-О |
Рефлекторно-оценочный этап | Организовать рефлексию учащихся по поводу мотивации своей деятельности. | Организует беседу по вопросам - Какие существую пути решения проблем, возникших в обществе? - Можно ли другим путем решать возникшие проблемы в обществе? Прием «Займи позицию» Проведение соц.опроса: за революцию или за реформы? (использование стикеров) Организует оценивание работы группы и самооценку учащихся. | Высказывают все мнение. Делают индивидуальный выбор. Приклеивают стикеры на доску в соответствии со своим выбором. В рабочих листах проводят самооценку и оценку работы других участников группы. | У-О, О-О |
Домашнее задание | Объяснить домашнее задание | Объясняет выполнение домашнего задания | Записывают домашнее задание | У- О |
Приложение: образцы выполнения упражнений, заданий, тестов, наглядный материал.
Рабочий лист к уроку
Тема урока:___________________________________________________________________________________
Проблемный вопрос:___________________________________________________________________________
Итоги Великой французской революции
Политическая сфера | Экономическая сфера | Социальная сфера | Духовная сфера |
| | | |
Таким образом…. |
Решение проблемного вопроса:_______________________________________________________________________
Рефлексия урока: Самооценка _____________________
Оценка моей работы участниками группы:__________________________
Материал кейса
«Генерал Бонапарт в Совете пятисот». Ф. Бушо
Ликвидация внутренней таможни, введение единой денежной системы, системы мер и весов.
Создание условий для развития капиталистического хозяйства и промышленного переворота.
Уничтожение остатков сеньориальных отношений в деревне, отмена сословий.
Ликвидация пережитков феодального строя, что поспособствовало быстрому развитию капиталистических отношений;
Установление республиканского строя, основанного на демократических принципах;
Окончательная консолидация французской нации;
Формирование органов власти, формируемых на основе избирательного права;
Принятие первых конституций, положения которых гарантировали гражданам равенство перед законом и возможность пользоваться национальными богатствами;
Решение аграрного вопроса;
Ликвидация монархии;
Был сделан шаг вперед в развитии высшего образования, созданы Политехническая и Педагогическая школы, школы Восточных языков и Здравоохранения;
Принятие Декларации прав человека и гражданина, в этом документе были реализованы идеи всеобщего равенства, изложенные некогда французскими просветителями. Это способствовало распространению идей всеобщего равенства и свободы по всему миру.
Окончательное уничтожение старого порядка, изменение структуры общества;
Разрушались церкви, уничтожались памятники, архивы, полотна великих художников, книги;
Завершение формирования французской нации как политической общности государства;
Преобразование финансовой системы (отмена сословного характера налогов, введение принципа всеобщности налогов и пропорциональности доходам или имуществу);
Рождение нового государственного устройства – парламентской республики;
Гарантом равных прав для всех граждан выступало государство;
Французы на равных основаниях стали владеть землей, были уничтожены привилегии сеньоров, появились новые собственники земли;
Во времена террора погибли просветитель М.С.Кондорсе, Лавуазье, поэт А.Шенье.
Революционные события нарушили эффективную внешнюю торговлю, привели к обесцениванию денег, ухудшили положение ремесленников и рабочих;
В годы революции была написана «Марсельеза», гимн Франции.
Premier couplet: Allons enfants de la Patrie, | Первый куплет: Сыны Отечества, вставайте, |
Refrain : Aux armes, citoyens, | Припев: К оружью, гражданин! |
Couplet 2: Que veut cette horde d’esclaves, | |