Технологическая карта урока математики на тему «Прямоугольник» (2 класс)
Технологическая карта урока
Предмет: математика
Класс: 2Б
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Тема | Прямоугольник. |
Цель | Создать условия для организации исследовательской деятельности для успешного ознакомления с прямоугольником. |
Задачи | Образовательные: - обеспечить усвоение понятия «прямоугольник»; - сформировать умения и навыки находить отличительные признаки прямоугольника от других геометрических фигур; -систематизировать и расширить представления детей о геометрических фигурах; -помочь учащимся овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, в частности, для измерения углов и их сравнения; - формировать познавательный интерес к математике; -показать отличие и сходство прямоугольника и квадрата, сформировать навык определения фигур по сторонам и углам, совершенствовать навык устного счета. Развивающие: -развивать пространственное мышление, навык устного счёта, образное мышление, внимание, память, умение наблюдать, сравнивать и обобщать; -развить коммуникативные умения; - формирование у учащихся новых учебных и познавательных умений и навыков; Воспитательные: -воспитывать любовь к предмету, чувство сотрудничества, аккуратность; - воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга. |
Технологии, методы, приёмы | Технология сотрудничества, проблемно-поисковая технология, здоровьесберегающая технология. |
Основные понятия термины | Прямоугольник. Свойства прямоугольника. Периметр прямоугольника. Стороны прямоугольника. |
Планируемые результаты | |
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность. Предметные: знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи, отличительные особенности прямоугольника; геометрические фигуры; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; записывать задачу кратко; определять геометрические фигуры по их отличительным признакам; определять вид угла при помощи модели прямого угла. Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): - регулятивные: формулируют учебную задачу урока; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний; определяют последовательность действий; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу; осознают качество и уровень усвоения; способны к саморегуляции; - познавательные: формулируют познавательную цель; выделяют необходимую информацию; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; создают алгоритм деятельности; строят логическую цепочку рассуждений, анализируют, сравнивают, делают выводы; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности; - коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнеров; правильно выражают свои мысли в речи; аргументируют свою точку зрения, при этом уважают в общении и сотрудничестве как партнеров, так и самих себя; взаимно контролируют деятельность друг друга. | |
Формы работы | Фронтальная, работа в паре, индивидуальная, групповая. |
Оборудование | Для учителя: Презентация по теме урока (Приложение 1), проектор, интерактивная доска, видеоролик (приложение 2). Для учащихся: раздаточный материал, геометрические пазлы, лист исследования, смайлики для оценивания. Литература: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова и др. Математика. Учебник для 2-го класса общеобразовательной школы, в 2 частях, часть 2, Москва: Просвещение, 2012.- 2. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И.Моро и др. 2 класс.- М.: ВАКО, 2012.- 400с.- (В помощь школьному учителю). С.И Волковой «Математика. Устные упражнения. Пособие для учителя» Дидактический материал. 2 класс. Авт. Голубь. М.: «Экзамен»,2012г. |
Ход урока
Этапы | Обучающие и развивающие компоненты, | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формы организации | Формируемые умения (универсальные |
1.Самоопределение к деятельности. (организационный момент) | Создание условий для положительной мотивации учащихся. Активизация внимания. | -Улыбнись с утра щенку, И росинке, и цветку, Пестрой бабочке в лугах, Солнцу в легких облаках. И тогда увидишь ты, Сколько в мире красоты! Обменявшись добротой, Будет мир дружить с тобою. -Доброе утро, ребята! Улыбнитесь друг другу! -С маленькой удачи начинается большой успех! (Слайд 2) -Прочитаем хором: Чтоб хорошо учиться. И знания получать, Учиться будем весело, И дружно отвечать! (Слайд 3) -Повторим правила работы на уроке. 1.Мы серьезны и внимательны. 2.Мы любим сами добывать новые знания и умения. 3.Вместе: думаем, выбираем, обсуждаем, решаем. (Слайд 4) -Покажите, какое у вас сейчас настроение. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Слушают стихотворение. Улыбаются друг другу. Хором читают стихотворение. Повторяют правила работы на уроке. С помощью веера показывают свое настроение (зеленый -отличное, я уверен, желтый -хорошее, но сомневаюсь, красный – не уверен). | Фронтальная. | Личностные: -вырабатывать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Регулятивные: -контролировать свои действия; -самостоятельно организовывать своё рабочее место; -планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией; -настраиваться на продуктивную работу; Коммуникативные: -уметь слушать; -планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений. | Устный счет и демонстрация презентации. | -У меня тоже настроение хорошее. И сегодня на уроке я помогу вам разгадать математические тайны. Мы обязательно постараемся открыть новое, ещё не известное нам правило. -Мы с вами великие ученые – математики и сегодня на уроке разгадаем тайны математики. -Положите лист перед собой. -Как он называется, давайте прочитаем. -Скажите, пожалуйста, что обозначает слово «исследование»? -Свои результаты, добытые в течение урока, будем записывать на этом листе. -Напишите фамилию, имя на полях. -Кто-нибудь слышал о таком городе, название которого - Геометрия? -А кто в этом городе может жить? -Сегодня мы познакомимся поближе с жителями этого города, но для этого мы должны будем решить примеры (Слайд 5) Игра «Найди ответ». Устно, по цепочке. Начинает 3 ряд. 21 + 56= 63+ 27= 7 + 34= 77 – 14= 90 – 70= 20 – 13= 77, 63, 90, 20, 41, 7, 21 -Посмотрите внимательно и назовите лишнее число. -Почему? (Стираю 7). (Слайд 6) -А теперь такое задание. -Пропустите клетку вниз и запишите эти числа (щелкаю) в порядке убывания под этими числами. -У доски ученик записывает числа в порядке убывания. (Щелкаю) (90, 77, 63, 41, 21, 20). -У всех так. Согласны? -Следующее задание: расставить числа в порядке возрастания. -На некоторых партах лежат карточки с числами. У кого эти числа, возьмите карточку и выйдите к доске. (20, 21, 41, 63, 77, 90). -Проверьте. Согласны? -Сейчас мы узнаем, как зовут жителей города Геометрия, переверните ребята карточки и хором прочитаем слово, которое получилось. -Как вы понимаете это слово – фигура? (Слайд 7) | Слушают учителя, размышляют. Отвечают на вопросы. -Лист исследования и открытия. -Открытие нового. Рассказывают то, что знают о городе Геометрия. Рассуждают, высказывают свое мнение. Играют в игру "Найди ответ". Устно, по цепочке решают примеры. Смотрят внимательно на ряд получившийся ответов, называют лишнее число, объясняют, почему оно лишнее. -7. -7-однозначное, а остальные двузначные. Записывают числа в порядке убывания под записанным рядом чисел. Один ученик записывает числа на доске. -90, 77, 63, 41, 21, 20 Сравнивают полученную запись, обсуждают. Расставляют числа в порядке возрастания. У кого лежат карточки с числами - выходят к доске. Выстраиваются в ряд в порядке возрастания. -20, 21, 41, 63, 77, 90 Сравнивают числа, делают выводы. Ребята поворачивают карточки, все остальные хором читают слово, которое там написано. -Фигуры. -Объясняют смысл значения слова "фигура", анализируют. | Фронтальная. Индивидуальная. | Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу; -осуществлять контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректировать собственную деятельность и деятельность одноклассников. Познавательные: -владеть математическими терминами: уменьшить, увеличить, прибавить, вычесть, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность; -владеть различными приемами устного счета. Коммуникативные: -участвовать в диалоге; -уметь слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения. Личностные: -иметь мотивацию -стремиться развивать наблюдательность, мышление. |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Формирование умений ставить цели и прогнозировать результат своей деятельности. Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала. | -Рассмотрите чертёж. С кем дружат фигуры? - На какие группы можно разделить эти углы? -А где мы можем встретить углы? -С помощью какого инструмента можно определить прямой угол или нет? -Под какими цифрами спрятались прямые углы? (Слайд 8) -Посмотрите на рисунок. Что изображено? -Назовите их? (Слайд 9, щелкаю, и фигуры распределяются на группы). -Посмотрите, пожалуйста, и назовите признак, по которому геометрические фигуры распределились на группы? -Сколько групп геометрических фигур получилось по цвету? (Слайд 10) -Здесь как распределились фигуры? -Сколько групп получилось? (Слайд 11) -Что здесь заметили? Назовите признак этих фигур? -Сколько групп геометрических фигур по размеру получилось? (Слайд 12) -Что здесь вы увидели интересного? -Сколько по наличию углов получилось групп? (Слайд 13) -Перед вами на партах лежат геометрические фигуры, а у меня на доске эти же фигуры. -Внимательно посмотрите и покажите фигуру, которая здесь лишняя. -Почему именно эта фигура? -Уберите ее в сторону. Скажите, а есть еще лишняя фигура. Какая? -Покажите. Уберите. -А еще есть лишняя фигура? -Какая? Покажите. Уберите ее. -Посмотрите на геометрические фигуры, которые остались на доске. -Чем они похожи? -Кто докажет, что углы прямые? -А есть еще лишняя фигура? Какая? -Какие фигуры остались? -С какой темой мы познакомимся на уроке. -Какую цель вы поставите перед собой по данной теме? (Слайд 14) -Прочитаем цель и задачи. | Рассматривают чертеж. Отвечают на вопросы. -С углами. -Прямые и непрямые. -Дают разные варианты, где можно встретить углы. Рассуждают. - С помощью треугольника -Фигуры. - Ромб, круг, треугольник, квадраты. -По цвету. -4 группы. -По форме. -5 групп. - Фигуры распределились по размеру. -2 группы - Геометрические фигуры распределились по наличию углов. -2 группы -Круг. -Она не имеет углов. -Треугольник. Учащиеся убирают треугольник, так как это фигура, имеет три угла, а все остальные по четыре. -4 стороны, 4 угла, все углы прямые. Ученик выходит к доске и при помощи модели прямого угла доказывает ответ. Учащиеся убирают квадрат. -Прямоугольники. -Тема нашего урока-"прямоугольник". -Узнать, какая фигура называется прямоугольником и т.д.). Читают цель и задачи со слайда, сверяются со своими. | Фронтальная. Групповая. Индивидуальная. | Регулятивные: -под руководством учителя формулировать учебную задачу урока. Познавательные: -выделять и формулировать познавательные цели; -осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: -уметь слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса. Личностные: -понимать значение знаний для человека и принимать его; -иметь желание учиться; -проявлять интерес к изучаемому предмету. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | Обеспечение усвоения новых знаний. Исследовательская деятельность по теме урока. Знакомство с прямоугольником и его свойствами. | (Слайд 15) -Какие фигуры остались? -Возьмите оранжевый прямоугольник и покажите мне. - Внимательно рассмотрите свой прямоугольник. Сколько углов у прямоугольника? - Как вы думаете, от каких слов образовалось слово прямоугольник? -Давайте убедимся в этом. С помощью какого инструмента мы можем доказать, что у прямоугольника прямые углы? -Измерим все углы при помощи угольника. -Сколько сторон у прямоугольника? -Раз 4 стороны, как по-другому можно назвать? -Как называются стороны, которые лежат друг против друга? -Давайте измерим их длину. -Что вы скажете? -Измерьте две другие стороны. -Так что можно сказать о противоположных сторонах прямоугольника? -Возьмите в руки наш лист исследования. Покажите мне его. Что можно сказать о противоположных его сторонах? С помощью какого инструмента докажите, что они равны? Значит наш лист, на какую фигуру похож? -А как еще можно убедиться, что у прямоугольника противоположные стороны равны не измеряя их? -Молодец! -Кто знает, как называется большая сторона у прямоугольника? -А меньшая? -Как вы думаете, почему назвали длина? Ширина? -А теперь внимательно посмотрите на прямоугольник и квадрат. -Сравните их. В чем сходство? -Раз квадрат является прямоугольником и они так похожи, я смею утверждать, что прямоугольник тоже является квадратом? -У прямоугольника 4 прямых угла, 4 стороны, он многоугольник. Все как у квадрата. -Кто может возразить? -Как проверить можем? Вывод: – Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. – У прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные. Значит он не квадрат. -Молодцы! (Слайд 16) -Давайте обобщим наши исследования о прямоугольнике. Прямоугольник: • четырёхугольник; • все углы прямые; • две противоположные стороны равны; • большая сторона – длина • меньшая сторона - ширина -Вот какая интересная фигура – прямоугольник. | Показывают, какие фигуры остались. Внимательно рассматривают свой прямоугольник, готовятся отвечать на вопросы. -Четыре. -Прямой угол. - С помощью угольника. Один из учеников демонстрирует, как можно измерить прямой угол (с помощью чертёжного угольника, прямого листа). -Четыре. -Четырехугольник. -Противополож ными. -Они равны. -Они тоже равны. -Делают выводы о противоположных сторонах прямоугольника. Берут в руки лист исследования. Рассуждают и делают выводы о его противоположных сторонах. Рассказывают, с помощью какого инструмента можно доказать, что стороны равны. -Лист похож на прямоугольник. -С помощью наложения сторон друг на друга. -Большая сторона прямоугольника -длина. -Меньшая сторона - ширина. -Рассуждают, дают разные ответы о том, почему стороны так назвали, анализируют. Внимательно смотрят на прямоугольник и квадрат, сравнивают их. Ищут сходства и различия, рассказывают. Анализируют их и делают вывод о том, что это две разные фигуры. – Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны. – У прямоугольника равны не все стороны, а только противоположные. Значит он не квадрат. Обобщают исследования о прямоугольнике, делают выводы. | Фронтальная. | Познавательные: -формирование навыков поисковой, исследовательской деятельности; - соотносить информацию, представленную в разных формах; -извлекать необходимую информацию из текста; -ориентироваться в своей системе знаний; -анализировать, сравнивать, делать выводы; Коммуникативные: -строить монологическую и диалогическую речь; -строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; -слушать и понимать речь других; -с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; -осуществлять работу в группе; Регулятивные: -сознательно организовывать свою познавательную деятельность; -выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; -делать выводы по результатам работы; |
5.Физкультминутка. | Активное изменение деятельности детей. Снятие усталости и напряжения, эмоциональный разряд. | Включает на интерактивной доске видеоролик "Математическая физминутка". Вместе с учениками выполняет её. | Смотрят видеоролик, повторяют движения, танцуют. | Фронтальная. | Личностные: -установка на здоровый образ жизни. Регулятивные: -осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителя; -самостоятельная оценка правильности выполнения действия. |
6.Первичная проверка понимания. | Организовать усвоение построения прямоугольника по алгоритму. Развить умение находить периметр прямоугольника. | -Сейчас мы с вами начертим прямоугольник на нашем листке. -Какие инструменты потребуются, чтобы начертить прямоугольник? (Слайд 20) -Посмотрите алгоритм выполнения чертежа прямоугольника. -Всем понятно? А сейчас начертим прямоугольник. -Возьмем листок исследования. Поставим в углу клетки точку и от точки по краям клеточек начертим линию в 9 см, от этой точки чертим линию в 6 см, от этой точки чертим опять линию в 9 см, соединим стороны и вот у нас получился …. прямоугольник. -Найдем периметр. Что такое периметр? -Как найдем периметр? -Обменяйтесь тетрадями и проверьте, правильно ли решил ваш товарищ. | Слушают задание. Отвечают на вопрос. - Линейка, простой карандаш. Смотрят алгоритм выполнения чертежа, запоминают его. По алгоритму чертят прямоугольник. Слушают задание и выполняют его. Ставят в углу клетки точку и от точки по краям клеточек чертят линию в 9 см, от второй точки чертят линию в 6 см, от третьей точки чертят линию в 9 см, соединяют все стороны. -У нас получился прямоугольник. - Периметр – это сумма всех длин сторон. Рассуждают, как найти периметр. Ищут периметр прямоугольника. Обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга. | Фронтальная. Индивидуальная. | Познавательные: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно отбирать информацию из различных источников, используя ее для решения поставленной задачи; Коммуникативные: - строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; - оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные: - осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - планировать своё действие; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
7. Первичное закрепление. | Построение других фигур с помощью листа. Самостоятельное выполнение заданий из учебника. Тест для закрепления полученных знаний. | -Возьмите наш исследовательский лист, какую фигуру он вам напоминает? -Представьте, что наш лист - это поверхность парты. -Сколько углов у парты? -Какие углы? (Слайд 21) -И вот один угол отпилили. -Согните угол вот так. -Сколько останется углов, если этот угол отпилить? (Слайд 22) -Теперь лист согните вот так, теперь, сколько углов получилось? (Слайд 23) -А сейчас согните по такому образцу, кто скажет, сколько углов получилось. -А теперь самостоятельно выполните задание 2 на стр.14, задание 6 на странице 17. (Слайды 24 - 28) Проверим знания тестом. Игра «Светограмма». №1. Закончи правило. Прямоугольник – это - фигура, у которой четыре угла. - четырёхугольник, у которого два угла прямые. - четырёхугольник, у которого все углы прямые. №2. Рассмотри рисунок. В какой группе перечислены только прямоугольники?
№3 Решение задач а) К празднику Марина вырезала 20 флажков прямоугольной формы, треугольной формы на 4 больше. Сколько флажков треугольной формы вырезала Марина? 20 – 4 = 16 (20 + 4) +20 = 44 20 + 4 = 24 (фл.) б) К празднику Марина вырезала 20 флажков, а Петя 36 флажков. Насколько меньше флажков вырезала Марина, чем Петя? 36 – 20 = 16 (фл.) 36 + 20 = 56 36 + (36 – 20) = 52 в) Марина вырезала 8 треугольников, а прямоугольников на 12 больше. Сколько всего геометрических фигур вырезала Марина? (12 - 8) + 12 = 16 8 + 12 = 20 (8 + 12) + 8 = 28 (фл.) -Молодцы. -Соедините фигуры. -Перед вами лежит зеленый конверт, в нем части геометрической фигуры, ваша задача соединить их и сказать какая фигура получилась. Чья команда закончит работу, взявшись за руки, поднимают вверх. -Проверим. (Слайд 29) | Берут исследовательский лист, отвечают на вопрос. -Прямоугольник. -4 угла. -Углы прямые. Работа с листом. Сгибают угол, получают модель пятиугольника. Потом еще раз сгибают по образцу и получают четырехугольник, потом треугольник. Сравнивают, доказывают, делают вывод. -Может остаться 5 углов, 4 угла или 3 угла. Это зависит от того, как отпилить угол стола. Используя полученную информацию на уроке самостоятельно выполняют задания. Играют в игру "Светограмма". Выполняют задания, записывают ответы в тетрадь. -четырёхугольник, у которого два угла прямые. - - 20 + 4 = 24 (фл.) - 36 – 20 = 16 (фл.) - (8 + 12) + 8 = 28 (фл.) Работают в группах. Соединяют фигуры. Отвечают, какая фигура получилась. | Фронтальная, индивидуальная, групповая. | Познавательные: - использовать новую информацию для решения учебных заданий; - осуществлять действие по образцу и заданному правилу; - самостоятельно использовать информацию из различных источников, используя ее для решения поставленной задачи; Регулятивные: - осуществлять взаимоконтроль; - работать по плану, сверяя свои действия с целью. - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; |
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. | Объяснение домашнего задания. Задания на отработку и закрепление пройденного материала. | -Дома вы должны будете начертить 4 разных прямоугольника, найти их периметр. После этого нужно записать все свойства прямоугольника в тетрадь. Выполнить задание 1, 2 и 8 на странице 33. | Слушают информацию о домашнем задании, запоминают, как выполнять. Записывают задания в дневник. | Фронтальная. | Регулятивные: - выделение и осознание того, что нужно усвоить. Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью, - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: -постановка вопросов, умение слушать, вступать в диалог. |
9.Рефлексия (Подведение итогов занятия) | Организация по осмыслению, анализу, самоанализу. Оценка условий и результатов деятельности. | (слайд 30) -Над какой темой урока мы сегодня работали? -Что нового узнали? -Удалось ли нам достичь поставленных целей и задач? -Чему научились? -Было ли вам интересно? -Что понравилось / не понравилось? -У вас на столах лежат смайлики. Оцените с их помощью свою работу на уроке. Зеленый- кто все понял, в посторонней помощи не нуждается Желтый- понял, но еще нуждается в посторонней помощи. Красный- ничего не понял. - Подойдите к доске и приклейте смайлик. | Подводят итоги урока. Отвечают на вопросы, анализируют, делают выводы. Слушают друг друга. Оценивают свою деятельность на уроке с помощью смайликов. Выходят и приклеивают их на доску. | Фронтальная. | Познавательные: -систематизи ровать, обобщать изученное, делать выводы. Коммуникативные: -строить монологическое высказывание; - оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Регулятивные: - соотносить цели урока с результатом работы; - соотносить цели и результаты собственной деятельности; - анализировать и осмысливать свои достижения; - осуществлять самоконтроль; - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; |