Технологическая карта урока математики в 5 классе «Прямоугольный параллелепипед»
Дата урока: 27.12 Конспект урока №79
§ 22. Прямоугольный параллелепипед
Организационная структура урока
№ | Этапы проведения урока | Форма орг. УД | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
| Орг.момент | Проверка учащихся по списку. Сдаем домашние работы на проверку. Запись домашнего задания в дневники: № 607, 609, доп. № 616. | |
| Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | ||
| Проверка д/з | Ф | № 600, 601, 603 |
№600. Найдите сумму длин всех ребер прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 13 см, 16 см, 21 см. | №600 13 · 4 + 16 · 4 + 21 · 4 = 4 · (13 + 16 + 21) = 4 · 50 = 200 (см) – сумма длин всех ребер прямоугольного параллелепипеда. | ||
№601. Найдите площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда, измерения которого равны 9 м, 24 м, 11 м. | №601 S = 2 · 9 · 24 + 2 · 9 · 11 + 2 · 11 · 24 = 2 · 216 + 2 · 99 + 2 · · 264 = 432 + 198 + 528 = 1158 (м2) – площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда. | ||
№603. Найдите сумму длин всех ребер и площадь поверхности куба, если его ребро равно 7 см. | №603 1) 7 · 12 = 84 (см) – сумма длин всех ребер; Ответ: 294 см2. | ||
| Актуализация знаний | Ф | Устно: № 3, 4, с. 150 |
№3. Вычислите: 1) 13 · 4 · 25; 2) 4 · 5 · 78 · 5; 3) 125 · 943 · 8. | №3 1) 13 · 4 · 25 = 1300; 2) 4 · 5 · 78 · 5 = 7800; 3) 125 · 943 · 8 = 943000. | ||
№4. Упростите выражение: 1) 3а · 16b; 2) 4m · 9n · 5k; 3) 7a · 2b · 50c · 8d. | №4 1) 3а · 16b = 48ab; 2) 4m · 9n · 5k = 180mnk; 3) 7a · 2b · 50c · 8d = 5600abc. | ||
| Закрепление изученного материала | Ф | №608, 610 |
№608. Высота прямоугольного параллелепипеда равна 20 см, что на 5 см больше его ширины и в 3 раза меньше его длины. Вычислите площадь поверхности параллелепипеда. | №608 1) 20 − 5 = 5 (см) − ширина прямоугольного параллелепипеда; (см2) Ответ: 4800 см2. | ||
№610. Прямоугольный параллелепипед и куб имеют равные площади поверхностей. Длина параллелепипеда равна 18 м, что в 2 раза больше, чем его ширина, и на 8 м больше, чем его высота. Найдите ребро куба. | №610 1) 18 : 2 = 9 (м) - ширина пр. параллелепипеда. = 2 · 90 + 2 · 162 + 2 · 180 = 180 + 324 + 360 = 864 (м2) - площадь поверхности пр. параллелепипеда, а значит и куба. 4) 864 : 6 = 144 (м2) - площадь грани куба (так как у куба 6 граней). 5) 144 : 12 = 12 (м) - ребро куба (так как у куба 12 ребер). | ||
| Изучение нового материала | Ф | Теоретический материал § 22, с. 147 |
Прямоугольный параллелепипед, у которого все измерения равны, называют кубом (рис. 157). Поверхность куба состоит из шести равных квадратов. Если коробку, имеющую форму прямоугольного параллелепипеда, открыть (рис. 158) и разрезать по четырем вертикальным ребрам (рис. 159), а затем развернуть, то получим фигуру, состоящую из шести прямоугольников (рис. 160). Эту фигуру называют разверткой прямоугольного параллелепипеда. С помощью развертки можно изготовить модель прямоугольного параллелепипеда. Это можно сделать, например, так. Начертить на бумаге его развертку. Вырезать ее, согнуть по отрезкам, соответствующим ребрам прямоугольного параллелепипеда (см. рис. 159), и склеить. Прямоугольный параллелепипед является видом многогранника − фигуры, поверхность которой состоит из многоугольников. На рисунке 162 изображены многогранники. | |||
| Первичное закрепление нового материала | Ф | № 606 |
№606. На рисунке 173 изображена развертка прямоугольного параллелепипеда. 1) Из скольких прямоугольников состоит развертка? 2) Сколько пар равных прямоугольников содержит развертка? 3) Какова площадь этой развертки, если измерения параллелепипеда равны 10 см, 7 см и 3 см? | №606 1) развертка состоит из 6 прямоугольников; 2) 3 пары равных прямоугольников содержит развертка; 3) S = 2 · (10 · 7) + 2 · (10 · 3) + 2 · (7 · 3) = 2 · 70 + 2 · · 30 + 2 · 21 = 140 + 60 + 42 = 242 (см2) - площадь развертки. | ||
| Физ.минутка | Ф | |
| Повторение | И | № 613 |
№613. Из листа картона можно вырезать шесть одинаковых квадратов. Сколько листов картона надо для того, чтобы вырезать 50 таких квадратов. | №613 50 = 6 · 8 + 2, следовательно, потребуется 9 листов. | ||
| Рефлексия учебной деятельности на уроке | И | Продолжите высказывания об уроке. 1. Знания, полученные на уроке, мне необходимы … . 2. Я получил(а) полезную информацию о том, что … . |
4