Технологическая карта урока литературы на тему «Образ Демона в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова»
Технологическая карта урока литературы на тему «Образ Демона в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова»
Предметные результаты: познакомить учащихся с историей создания поэмы Лермонтова «Демон», с историей Демона в христианской мифологии; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; сравнивать художественное произведение с произведением изобразительного искусства: анализ картин Врубеля; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций, репродукций картин); обогащать словарный запас; развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения и одного героя в рамках прозведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям (к образу Демона), способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.
Метапредметные результаты:
– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;
– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;
– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применять знания в жизни.
Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.
Оборудование: телевизор; фильм-опера «Демон» (1960г.), портреты М. Лермонтова и М. Врубеля, репродукции картин Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», иллюстрации к поэме «Демон».
Предварительная исследовательская работа:
История создания поэмы «Демон»
История образа Демона в христианской мифологии.
Образ Демона в творчестве М. Врубеля (групповая работа)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный. Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала. | Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы. - Каким было домашнее задание? | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность. | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками; регулятивные: саморегуляция. |
2. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока). | - Дома вы читали поэму Лермонтова. Какие впечатления оставила у вас поэма? - Кто главный герой? Какая будет тема? - Сформулируйте цель нашего занятия. | Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь. | коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения; регулятивные: целеполагание; познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации. |
3. Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». | Организует проверку знаний. Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах: - В каких произведениях русской литературы идет речь о демонах и демонической силе? - Одинаково ли писатели и поэты трактуют эту тему? - Давайте вспомним, как интерпретируется образ Демона в христианской мифологии | Сообщение ученика «Образ демона в христианской мифологии» (индивидуальная домашняя работа учащегося) | личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; познавательные: умение работать с разными источниками информации; регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами. |
4. Первичное усвоение новых знаний. | - Перед тем, как мы начнем анализировать поэму и рассматривать образ Демона, необходимо обратиться к предыстории создания поэмы «Демон». | Сообщение ученика «История создания поэмы «Демон» (индивидуальная домашняя работа учащегося) | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
5.Метапредметные связи. Работа с репродукциями картин | - Лермонтовский «Демон» волновал многих критиков, поэтов, художников. Своё представление о Демоне имел и Врубель, который знал поэму наизусть. Его он отразил в иллюстрациях: «Демон сидящий», «Голова Демона», «Демон у стен монастыря», «Пляска Тамары», «Тамара в гробу», « Тамара и Демон», «Летящий Демон» и других. Репродукции этих картин будут сопровождать сегодняшний урок. | Исследовательская групповая работа: Образ Демона в творчестве М. Врубеля. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации; коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, личностные: умение выражать своё отношение к событиям; регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность. |
6. Проблемное объяснение нового в форме учебного диалога | Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания. - В жизни Лермонтова значительное место занимал Кавказ. Не обошёл стороной эту тему Лермонтов и в поэме «Демон». Каким представлен Кавказ? - А как Демон относится к красотам Кавказа? - Кто привлек Демона? Сравнение с иллюстрацией: Танец Тамары - В тексте дан великолепный портрет Тамары. Какая она? В чём особенность портрета? -Тамара удивительно хороша. Даже дух изгнания обратил на нее внимание. Как об этом сказано в поэме? - Как изменился Демон после встречи с Тамарой? - Что делает Демон во имя своей любви? - Как это характеризует Демона? - Что стало с Тамарой, когда узнала о смерти жениха? - В каком образе Демон впервые предстает перед Тамарой? Анализ 2 части поэмы - Почему Тамара просится в монастырь? - Нашла ли спасение Тамара в монастыре? - Что нового в образе Тамары открывает 6 строфа? - Как преобразился Демон? - Что разозлило Демона, всколыхнуло его темные силы? - Почему Ангел покидает Тамару? | Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют. | коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение); участие в дискуссии; высказывание о героях и их поступках; познавательные: поиск и выделение в тексте необходимой информации. личностные: умение выражать своё отношение к событиям; формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания; формирование навыков развернутого анализа. |
7. Первичная проверка понимания через медиаресурсы | Организует работу по просмотру отрывка из оперы «Демон». Ставит учебную задачу. - Чтобы лучше понять образ Демона, необходимо услышать его голос. Какие интонации вы слышите? - Почему Тамара верит Демону? - Сравните чувства Тамары и Демона. - Что же случилось дальше? – Сравните 2 эпизода: Демон-видение при жизни Тамары и настоящий Демон после ее смерти. - Почему Бог прощает Тамару, а её душа попадает в рай? | Обсуждение, анализ и сравнение | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи; коммуникативные: умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; личностные: умение выражать своё отношение к событиям; |
8. Первичное закрепление материала через составление синквейна | Организует самостоятельную работу | Поиск решения, представление результатов. | познавательные: поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные: умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей; личностные: формирование навыков систематизации знаний. |
9. Итоги урока. Оценки. Рефлексия. Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и группы | Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Подводит итоги урока. Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке. – Почему образ Демона привлекателен для людей? | Осуществляют самооценку работы. | регулятивные: формирование навыков рефлексии. коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; познавательные: сравнение, оценивание. |
10. Домашнее задание Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала. | Информирует учащихся о домашнем задании | Записывают домашнее задание. | коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление. |
Селиванова Галина Геннадьевна