12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Проскурина Вера Леонидовна3574
Россия, Орловская обл., Орел
2

Технологическая карта урока литературы на тему «Образ Демона в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова»

Технологическая карта урока литературы на тему «Образ Демона в одноименной поэме М.Ю.Лермонтова»

Предметные результаты: познакомить учащихся с историей создания поэмы Лермонтова «Демон», с историей Демона в христианской мифологии; формировать умение анализировать текст художественного произведения (проблематика, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов); развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; сравнивать художественное произведение с произведением изобразительного искусства: анализ картин Врубеля; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстраций, репродукций картин); обогащать словарный запас; развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя (умение видеть мир чувств и переживаний) и навыки сравнения героев произведения и одного героя в рамках прозведения; формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям (к образу Демона), способствуя развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения; развивать умение обобщать изученное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению, воспитание правильного отношения к чувствам другого человека; развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применять знания в жизни.

Методы: эвристический, частично-поисковый, метод самостоятельной работы с текстом, метод мотивации учебной деятельности.

Оборудование: телевизор; фильм-опера «Демон» (1960г.), портреты М. Лермонтова и М. Врубеля, репродукции картин Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», иллюстрации к поэме «Демон».

Предварительная исследовательская работа:

История создания поэмы «Демон»

История образа Демона в христианской мифологии.

Образ Демона в творчестве М. Врубеля (групповая работа)









Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный. Цель: создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Психологический настрой учащихся на урок. Проверка готовности необходимой к уроку литературы.

- Каким было домашнее задание?

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Мотивация учебной деятельности. Постановка учебной задачи, целеполагание (формулировка темы урока).

- Дома вы читали поэму Лермонтова. Какие впечатления оставила у вас поэма?

- Кто главный герой? Какая будет тема?

- Сформулируйте цель нашего занятия.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация имеющихся знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания».

Организует проверку знаний. Обсуждает с учащимися ранее изученное, делает акцент на основных моментах:

- В каких произведениях русской литературы идет речь о демонах и демонической силе?

- Одинаково ли писатели и поэты трактуют эту тему?

- Давайте вспомним, как интерпретируется образ Демона в христианской мифологии


Сообщение ученика «Образ демона в христианской мифологии»

(индивидуальная домашняя работа учащегося)

личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4. Первичное усвоение новых знаний.

- Перед тем, как мы начнем анализировать поэму и рассматривать образ Демона, необходимо обратиться к предыстории создания поэмы «Демон».


Сообщение ученика «История создания поэмы «Демон»

(индивидуальная домашняя работа учащегося)

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5.Метапредметные связи. Работа с репродукциями картин


- Лермонтовский «Демон» волновал многих критиков, поэтов, художников. Своё представление о Демоне имел и Врубель, который знал поэму наизусть. Его он отразил в иллюстрациях: «Демон сидящий», «Голова Демона», «Демон у стен монастыря», «Пляска Тамары», «Тамара в гробу», « Тамара и Демон», «Летящий Демон» и других. Репродукции этих картин будут сопровождать сегодняшний урок.


Исследовательская групповая работа: Образ Демона в творчестве М. Врубеля.


познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

6. Проблемное объяснение нового в форме учебного диалога


Проводит эвристическую беседу по проблемному объяснению нового знания.

- В жизни Лермонтова значительное место занимал Кавказ. Не обошёл стороной эту тему Лермонтов  и  в поэме «Демон». Каким представлен Кавказ?

- А как Демон относится к красотам Кавказа?

- Кто привлек Демона?

Сравнение с иллюстрацией: Танец Тамары

- В тексте  дан великолепный портрет Тамары.  Какая она? В чём особенность портрета? 

-Тамара удивительно хороша. Даже дух изгнания обратил на нее внимание. Как об этом сказано в поэме?

- Как изменился Демон после  встречи с Тамарой?

- Что делает Демон во имя своей любви?

- Как это характеризует Демона?

- Что стало с Тамарой, когда узнала о смерти жениха?

- В каком образе Демон впервые предстает перед Тамарой?

Анализ 2 части поэмы

- Почему Тамара просится в монастырь?

- Нашла ли спасение Тамара в монастыре? 

- Что нового в образе Тамары открывает  6 строфа?

- Как преобразился Демон? - Что разозлило Демона, всколыхнуло его темные силы?

- Почему Ангел покидает Тамару?

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, формулируют собственное мнение, анализируют.


коммуникативные: основные виды речевой деятельности (слушание, чтение, говорение);

участие в дискуссии; высказывание о героях и их поступках;

познавательные: поиск и выделение в тексте необходимой информации.

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

формирование нравственной позиции учащихся на основе сопереживания; формирование навыков развернутого анализа.

7. Первичная проверка понимания через медиаресурсы

Организует работу по просмотру отрывка из оперы «Демон». Ставит учебную задачу.

- Чтобы лучше понять образ Демона, необходимо услышать его голос. Какие интонации вы слышите?

- Почему Тамара верит Демону?

- Сравните чувства Тамары и Демона.

- Что же случилось дальше?

Сравните 2 эпизода: Демон-видение при жизни Тамары и настоящий Демон после ее смерти.

- Почему Бог прощает Тамару, а её душа попадает в рай?

Обсуждение, анализ и сравнение

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

8. Первичное закрепление материала через составление синквейна

Организует самостоятельную работу






Поиск решения, представление результатов.


познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

личностные: формирование навыков систематизации знаний.

9. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и группы

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Подводит итоги урока.

Организует рефлексию обучающихся по поводу их эмоционального состояния, деятельности на уроке.

Почему образ Демона привлекателен для людей?

Осуществляют самооценку работы.

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.


10. Домашнее задание

Цель: Включение новых знаний в систему изученного материала.

Информирует учащихся о домашнем задании

Записывают домашнее задание.


коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.




Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 08.05.23 в 13:14 0Ответить Пожаловаться
спасибо! Хороший ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.