12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Галина Павлова17
Саха (Якутия) респ.
2

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Природа в лирике М.Ю.Лермонтова»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Природа в лирике М.Ю.Лермонтова»

Цель урока -обучение анализу лирического произведения (по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

Тип урока- урок открытия новых знаний



Задачи:

1) продолжить работу по изучению пейзажной лирики, рассмотреть этапы анализа поэтического текста;

2) формировать навыки выразительного чтения;

3) углубить представление о средствах выразительности и их роли в тексте художественного произведения;

4) обсудить алгоритм анализа стихотворения;

5) углубить представления о понятиях пейзаж, пейзажная лирика, средства выразительности, лирический герой, авторская позиция;

6) формировать навыки монологической речи.

Планируемые результаты

Предметные:

знать особенности стихотворной речи, ее отличия от прозаической;

выразительно читать, анализировать стихотворение, опираясь на мировоззрение автора, на понимание его нравственных убеждений, объясняя значение художественных образов, ключевых слов и понятий;

знать определение лирики, понятия лирический герой, пейзажная лирика, ритм, рифма, строфа; формулировать связные ответы.



Метапредметные:

регулятивные:

понимать смысл и цель анализа лирического произведения;

анализировать собственные действия для достижения результата;

анализировать качество собственного ответа;

коммуникативные:

участвовать в коллективном обсуждении;

связывать информацию, обнаруженную в произведении, со знаниями из других источников, композиционно грамотно формулировать высказывание в соответствии с заданной темой;

различать в устном ответе вид и цель высказывания: тезис - доказательство-вывод

Личностные:

проявлять познавательный интерес к цели и способам решения учебной задачи;

стремиться самостоятельно приобретать знания;

совершенствовать навыки выразительного чтения и комментирования художественного произведения, сопоставления его с личным

опытом;

совершенствовать речевые умения, стремиться проявлять творчество в решении

поставленной задачи;

объективно оценивать результат труда;

совершенствовать культуру речи;


Межпредметные связи: МХК (репродукции картин русских художников классиков и современная живопись), русский язык (соблюдение грамматических, речевых норм при построении устных высказываний)

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний

-Ребята, вспомните лирические произведения, посвященные родной природе. Чем они интересны для вас?

-Как вы думаете, почему русские поэты всегда обращались к теме природы?

-Известно ли вам, как называются стихи, в которых описываются картины природы?

- Как в известных вам стихах описывается взаимосвязь человека и природы? Процитируйте известные вам строки.

Вспоминают известные им стихотворения, их авторов; рассказывают, чем интересно каждое из названных стихотворений. Отвечают, почему писатели обращаются к теме природы. Вспоминают термин «пейзаж», «пейзажная лирика», «лирический герой».

Высказывают своё понимание того, как поэты описывают взаимосвязь человека и природы, цитируют запомнившиеся стихотворные строки.

Мотивация познавательной деятельности

Сегодня мы познакомимся с лирическим произведением известного вам русского поэта М.Ю.Лермонтова, продолжим формировать умение анализировать поэтические тексты. Как вы считаете, для чего современным школьникам понадобится это умение?

Что нужно знать, чтобы уметь грамотно и глубоко проанализировать лирическое произведение?

Какие вопросы обязательно должны рассматриваться при анализе лирического произведения?

Вникают в цель и задачи урока, определяют виды деятельности, предлагают план действий.

Принимают участие в обсуждении вопроса о значимости умения анализировать поэтический текст

Ведут диалог с учителем, рассказывают о своём понимании того, какие вопросы следует рассматривать при анализе лирического произведения.

Целеполагание

А теперь рассмотрите план анализа лирического произведения у вас на столах. (Приложение 1) С какими пунктами плана вы еще незнакомы? Что вам показалось особенно интересным?

Предположите, что предстоит нам сегодня узнать нового, чему научиться?

Самостоятельно знакомятся с планом анализа лирического произведения. Отмечают, какая информация им пока неизвестна, указывают, какие пункты плана показались особенно интересными.

Высказывают свои предположения о том, чему они сегодня научатся.

Организация познавательной деятельности

Послушайте стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива» в исполнении известного российского актера театра и кино, Народного артиста РСФСР Эдуарда Марцевича и попытайтесь определить настроение стихотворения. (Во время чтения демонстрируется презентация с картинами русских художников, тематически связанных с содержанием стихотворения)


Прочитайте стихотворение еще раз самостоятельно и скажите, какие картины возникли в вашем воображении при чтении этого стихотворения?

Какие образы рисует автор в первой строфе?

Какие чувства передал М.Ю. Лермонтов в этом стихотворении?

При помощи какого средства выразительности?



Какой образ изображен во второй строфе?

Каким настроением проникнут образ ландыша во 2 строфе?

Отличается ли по настроению студёный ключ в 3 строфе?

Какие слова помогли вам почувствовать их настроения?

Какими звуками наполнена природа? Какой изобразил Лермонтов природу?

Какими мыслями хотел поделиться поэт? О чем это стихотворение? Какие средства выразительности помогли автору нарисовать картину?

Ответы аргументируйте примерами из текста.

Какие эпитеты и олицетворения употребляет автор? Нарисуйте словами картину, изображенную в каждой из строф стихотворения. Меняется ли настроение стихотворения от первой к последней строфе? Как вы думаете почему?

Продолжите предложение: В этом стихотворении поэт размышляет о…….. А каким вы представляете рассказчика, который делится с нами своими чувствами? Что чувствует лирический герой, когда наблюдает природу, любуется ею? Пользуясь примерами из стихотворения, докажите, что М.Ю.Лермонтов, создавая яркие образы русской природы, умел отразить самые сложные душевные переживания, присущие человеческой душе








.

Слушают стихотворение в исполнении актера, рассматривают произведения живописи.

Читают стихотворение самостоятельно, делятся впечатлением о прочитанном стихотворении. Определяют настроение автора.

Описывают то, что приводит лирического героя в состояние счастья: ветер в прохладном лесу, слива, прячущаяся в зелени сада, качающийся ландыш, играющий холодный родник. «Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка;». Также указывают, что для изображения настоящей красоты природы Лермонтов пользуется различными средствами художественной выразительности. Например, создавать атмосферу загадочности и тайны помогают эпитеты («Какой-то смутный сон», «В час златой», «Румяным вечером»).

Отмечают, что картины природы оживают с помощью олицетворений ландыш «приветливо кивает головой», «Прячется в саду малиновая слива», «волнуется желтеющая нива»,ключ лепечет «таинственную сагу». Приходят к выводу о том,что Природа у Лермонтова живет. Он пишет о ней как о человеке. )

Отмечают,что поэт добавляет к картинам природы свою душу, свои чувства. Делают вывод о том, что Поэт наблюдает природу, любуется ее красотой, дружит с ней, перестает думать о чем-то грустном, находится точно во сне)

Представляют свое мнение о том, каким увидели лирического героя.

Указывают на чувства лирического героя «смиряется душа», «расходятся морщины», «счастье я могу постигнуть», «в небесах я вижу Бога»)


Слушают чтение стихотворения, рассматривают картины на презентации. Во время обсуждения стихотворения читают каждую из строф вслух, а затем рассказывают об изображенном. Отмечают средства выразительности, указывают их роль в стихотворении.



Делают вывод о тесной связи переживаний человека и настроения природы, отмечают мастерство М.Лермонтова в изображении обычных событий в жизни природы, в изображении чувств человека.

Подведение итогов урока

Прошу рассказать о том, что нового вы узнали сегодня на уроке. Что особенно удалось, а над чем нам предстоит еще работать?

Захотелось ли вам прочитать другие стихотворения М.Лермонтова? Почему?

Осмысливают свои действия, оценивают, насколько удалось выполнить анализ лирических произведений, называют действия, без которых нельзя правильно выполнить задание (пользуясь приложением )


Проектирование дифференцированного домашнего задания

Какую домашнюю работу вам захотелось выполнить после нашего урока?

Предлагаю вам, ребята, и свои варианты:

1) Написать сочинение-миниатюру «Какой изображена природа в стихотворении М.Ю.Лермонтова»

3) Сочинить стихотворение или прозаическую миниатюру, изображающую какое-либо явление природы.

Предлагают варианты домашней работы, обсуждают то, что захотелось сделать после урока.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.