Технологическая карта урока литературы в 7 классе: Использование приёма противопоставления в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

0
0
Материал опубликован 22 November 2020 в группе

Технологическая карта урока литературы в 7 классе

Учитель: Гаврилкина Валентина Алексеевна урока в КТП: 7 Автор УМК: Литература, 7 класс, Меркин Г.С.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний, 2 урок в теме

Оборудование урока: учебник, презентация, раздаточный материал.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке: противопоставление, контраст, бинарные оппозиции.

Тема: Использование приёма противопоставления в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Основная дидактическая цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.

Образовательная цель: выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.


Задачи:

Предметные

УУД (метапредметные)

Личностные

-осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

-выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

Познавательные:

-совершенствовать компетенции, необходимые для обоснования своей мысли;

-устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом произведении;

-поисковое чтение и структурирование текста;

сознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные:

-умение выполнять задание в соответствии с поставленной задачей, отвечать на вопрос;

-сознательно планировать свою деятельность в рамках учебного предмета.

Коммуникативные:

- формулировать высказывание, мнение в рамках учебного диалога;

-формировать компетенции осмысленного чтения и адекватного восприятия;

ысказывать и обосновывать свою точку зрения.

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения;

спользовать адекватные языковые средства для отображения своих мыслей и чувств.


- быть способным к объективному самооцениванию и взаимооцениванию учебных результатов;

-работать индивидуально и в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;

-совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

-формирование уважения к личности, доброжелательного отношения к окружающим.


Межпредметные связи: литература, история.

Формы работы: фронтальная, в группах, индивидуальная

Этапы

Задачи

Ход урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап (2мин)

Настроить детей на успешную работу

Рефлексия на начало урока. (см. слайд 1)

Слушают, настраиваются на успешную работу

Регулятивные УУД:

-волевая саморегуляция;

II этап (4 мин.)








Расширение и обобщение новых знаний

Вспомнить прием контраста







-Ребята, давайте вспомним произведения, которые построены на приёме контраста, противопоставления?




Оказывается, в теории литературы есть еще один термин, который основан на противопоставлении, он называется- бинарные оппозиции. (слайд 2)


Бинарная оппозиция — универсальное средство рационального описания мира, где одновременно рассматриваются два противоположных понятия, одно из которых утверждает какое-либо качество, а другое — отрицает.


- Мы вновь обращаемся к произведению древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?


Перечисляют произведения, построенные на приёме контраста.























Формулировка темы урока

Познавательные УУД:

-структурировать знания;

-активизировать мыслительные операции и познавательные процессы (внимание. память)

Коммуникативные УУД:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

-умение принимать мнение другого.

Предметные УУД:

-повторение пройденных произведений.

III этап (3 мин)

Актуализация и пробное учебное действие

Обеспечить восприятие, осмысление новой темы;

подвести учащихся к самостоятельной формулировке темы урока и поставке познавательной цели.


-Что же мы с вами будем искать в повести «Повести…»?


Итак, тема урока: Использование приёма противопоставления в «Повести о Петре и Февронии Муромских». (слайд 3)


Какова цель нашего урока?

Учащиеся рассуждают и формулируют тему урока, определяют цель






Познавательные УУД:

1. Анализировать, строить логически обоснованные рассуждения, доказательства.

Коммуникативные УУД:

1.Умение выражать свои мысли.

2.Умение понимать позицию другого.

IV этап

Реализация выстроенных действий. Самостоятельная работа с текстом.

(14 мин)







Развитие умения решать учебно-познавательные задачи.










Использование приёма «бинарных оппозиций» диктует необходимость понять и описать, из каких элементарных составляющих построен художественный мир текста.

-Подумайте, какие образы можно противопоставить в «Повести...»










-Как построим раскрытие нашей темы с помощью приёма бинарных позиций (противопоставления)?

-Каждая группа работает по примерному плану:

Тезис-обращение к тексту-комментарий (мини-вывод).

-На столах у вас лежат Правила работы в группе, давайте их соблюдать. (Приложение 1.)








Предлагают варианты:

1.Князь Пётр и крестьянка Феврония;

2. Добро и зло;

3. Реальное и фантастическое;

4.Петр, Феврония и бояре



Ребята делятся на 6 групп, определяют эксперта в группе (каждая группа выписывает противопоставления и ищет подтверждения из текста)

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе имеющихся знаний.

2.Высказывать цели учебной деятельности

Познавательные УУД:

-представлять информацию в разных формах (тест).

Коммуникативные УУД:

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

-осваивать культуру общения, умение слушать другого.

Регулятивные УУД:

-контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.


V этап

Итоги работы (вывод). Взаимная оценка работы учащихся на уроке

(12 мин)

Развивать способности адекватной оценки работы на уроке участников группы


-Что необходимо сделать, чтобы завершить работу и подвести итог?








Дать слово экспертам в группах











Монологический ответ учащегося по примерному плану.


Учащиеся выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затрудения. Делятся мнением о своей работе на уроке.

Учащиеся самостоятельно оценивают работу (самооценка, взаимооценка).




Коммуникативные УУД:

1.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

2.Аргументирование своего мнения.

3.Умение слушать другого, принимая его мнение.

Познавательные УУД:

1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.

2.Уметь сравнивать, группировать, формирование логических действий.

Предметные УУД:

1.Развитие умений анализа текста

2.Совершенствование умения подбирать цитаты для подтверждения.

Регулятивные УУД:

1.Контроль выполнения задания в соответствии с поставленной задачей.


VI этап

(3 мин)

Организовать рефлексию по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками

Пользуясь слайдом, провести рефлексию (см. слайд 4)




Коммуникативные УУД:

-умение строить монологическое высказывание.


VII этап

(2 мин)


Дифференцированное домашнее задание

(на выбор)


Выдать домашнее задание

1.Нарисуйте образы Петра и Февронии, подберите речевые характеристики.

2.Почему же образы Пётра и Февронии, говоря современным языком, вновь оказались востребованными обществом? (письменный ответ)

(см. слайд 5)


Учащиеся слушают, внимательно смотрят презентацию.





Личностные УУД:

1.Умение слушать другого.

2.Самоорганизация.











































Приложение 1.

Правила работы в группе:

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Говори спокойно ясно, только по делу.

3. Уважай мнение других.

4. Записывай идеи.

5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

6. В группе равные возможности успеха.

7. Не бери всю инициативу на себя.

8.Помогай товарищам, если они об этом просят.

7.Точно выполняй возложенную на тебя роль.

9. Не жди подсказки.

10. Успех команды зависит от каждого.


Правила работы в группе:

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Говори спокойно ясно, только по делу.

3. Уважай мнение других.

4. Записывай идеи.

5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

6. В группе равные возможности успеха.

7. Не бери всю инициативу на себя.

8.Помогай товарищам, если они об этом просят.

7.Точно выполняй возложенную на тебя роль.

9. Не жди подсказки.

10. Успех команды зависит от каждого.


Правила работы в группе:

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Говори спокойно ясно, только по делу.

3. Уважай мнение других.

4. Записывай идеи.

5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

6. В группе равные возможности успеха.

7. Не бери всю инициативу на себя.

8.Помогай товарищам, если они об этом просят.

7.Точно выполняй возложенную на тебя роль.

9. Не жди подсказки.

10. Успех команды зависит от каждого.


Правила работы в группе:

1.Думай, слушай, высказывайся.

2. Говори спокойно ясно, только по делу.

3. Уважай мнение других.

4. Записывай идеи.

5.Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.

6. В группе равные возможности успеха.

7. Не бери всю инициативу на себя.

8.Помогай товарищам, если они об этом просят.

7.Точно выполняй возложенную на тебя роль.

9. Не жди подсказки.

10. Успех команды зависит от каждого.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации