Технологическая карта урока литературы в 8 классе «Философия зла в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар»
Технологическая карта урока
Учебный предмет: Литература
Класс: 8
Тема урока: «Философия зла в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель урока: на примере стихотворения Пушкина выяснить, как происходит зарождение зла, что есть свобода для человека
Задачи
Обучающие: анализировать поэтический текст, опираясь на личный читательский и жизненный опыт.
Развивающие: развивать монологическую связную речь учащихся; развивать творческое мышление; развивать умение планировать последовательность действий, формулировать выводы.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся; воспитывать любовь к лирике; вызвать интерес к творчеству А.С.Пушкина.
Метапредметные: развитие умения отбирать и систематизировать материал на определенную тему, сохранять и передавать информацию в устной речи; развитие умения сотрудничать в группе.
Образовательные ресурсы: Презентация, толковые словари, учебник по литературе ( учебник под редакцией В.Я.Коровиной), текст произведения.
Этап урока |
Ход урока |
Деятельность ученика |
||||||||
1.Орг. момент.
2. Вступление. Слайд 2 Слайд 3 Новая цитата на слайде
3. Формулировка темы и цели урока. Слайд 4
4. Восприятие нового материала. Слайд 5
5.Знакомство с историей создания стихотворения Слайд 6, 7 Слайд 8
6. Работа с текстом. Слайд 9, 10
Работа в группах
7. Анализ стихотворения. Слайд 11-14
Слайд 15 Рефлексия
Домашнее задание
Слайд 16 |
Здравствуйте, дорогие ребята. Проверьте, пожалуйста, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник, читательский дневник? А хорошее настроение? -Добро и зло творить всегда Во власти всех людей. Но зло вершится без труда, Добро творить трудней (Восточная мудрость) Следовать добру - взбираться на гору, Следовать злу - скользить в пропасть (Русская пословица)
- Какая тема объединяет данные высказывания? (Тема добра и зла) - Вы уже догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (О добре и зле) -Давайте уточним эти понятия. Что для вас добро (доброта)? Какие ассоциации возникают, когда вы слышите это слово? Запишите. Прочитайте, что у вас получилось. Дети зачитывают свои ассоциации со словом ДОБРО (мамины руки, красивая природа, улыбки друзей и т.п.) - Как вы понимаете, что такое зло? Что является для вас злом? Запишите, какие ассоциации возникают. Прочитайте, что записали. Дети зачитывают свои записи. - О добре и зле люди размышляют веками. Накоплен огромный опыт о том, что есть добро и зло, как противостоять злу, нужно ли это делать. Большую часть этого человеческого опыта хранит литература. Поэт в России – больше, чем поэт, В ней суждено поэтами рождаться Лишь тем, в ком бродит Гордый дух гражданства, Кому уюта нет, покоя нет. (Е.Евтушенко) - Как вы понимаете смысл этих строк? (Поэт должен быть, прежде всего, гражданином – человеком, заботящимся о благе общества, о процветании своей страны. Поэтом может быть человек неравнодушный ко всему, что происходит вокруг него, тот человек, который не находит покоя, если видит несправедливость). Именно таким человеком был великий русский поэт А.С.Пушкин. Его стихи – это утверждение добра, свободы и любви. «Пушкин – это всегда открытие и всегда тайна». (С. Гейченко) - Как вы думаете, размышлял ли А.С.Пушкин о проблеме добра и зла? (Да) .Пушкин жил в 19 веке, а мы в 21. Почти 200 лет разделяют нас. Это довольно большой срок. Как вы думаете, возможно ли в литературе 19 века найти ответы на наши сегодняшние вопросы? Почему? ( Да. Литература 19 века – классика, образец, лучшие произведения) - Как называется лирика, посвященная раздумьям о смысле жизни, о вечных человеческих ценностях? (Философская) - Ответить на наши вопросы поможет философское стихотворение А.С. Пушкина «Анчар». Запишем тему нашего урока. «Философия зла в стихотворении А.С.Пушкина «Анчар» - Как вы думаете, что нам необходимо будет сделать, чтобы найти в стихотворении ответы на волнующие вопросы, чтобы понять их? ( сделать анализ стихотворения ,прочитать, разобрать, узнать историю создания и т.п.) Давайте познакомимся с этим стихотворением. Чтение учителем или аудиозапись чтения стихотворения. Вопросы на первичное восприятие: 1.Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? (возмущение, боль, жалость и т.п.) 2.Если бы вам предложили цветом изобразить настроение, какие бы это были краски? (черный, серый) 3.Где происходит действие стихотворения? Где разворачивается сюжет? ( в пустыне, постоянно упоминается жар, зной, безводность) 4.Какое примечание сделал Пушкин к названию этого стихотворения? (Древо яда) 5.Как вы думаете, есть ли такое дерево на самом деле? Учитель: Обратимся к материалам, относящимся к истории создания этого стихотворения. Прочитайте текст на следующем слайде. В журнале «Детское чтение для сердца и разума» в 1786 году появилась переведённая с английского языка заметка голландского врача Ост-Индийской компании Ф.П.Фурша «О некотором ядовитом дереве, находящемся на острове Ява, в Ост-Индии». Фурш писал: «Он окружён со всех сторон пустыми холмами и горами. Окрестная земля на 4 или 5 часов около сего дерева суха и не производит никаких плодов. Не видно также никакого дерева, никакого кустарника и даже никакой травки. (…). За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали. (…). Когда же какая-нибудь птица подлетит к дереву, то падёт на землю и умирает». Когда к дереву посылают преступников, то «советуют им наблюдать рачительно, с которой стороны ветер веет, и идти так, чтоб ветром всегда относило от них испарения дерева». Заметки о ядовитом дереве появлялись и позднее в различных газетах и журналах. Сведения о нём поэтически перерабатывали некоторые зарубежные писатели. А в 1828 году к этому сюжету обратился и А.С.Пушкин. Композиция. Еще раз прочитайте стихотворение. 1.Сколько в нем частей? (2).Найдите границы 2.Почему описание пустыни и дерева занимают пять строф-четверостиший, а повествование – четыре, т.е. меньше? 3.Каким словом соединяются две части? Почему такой союз употребляет поэт? (в природе ещё понятно, а как может человек так хладнокровно убивать себе подобных?!). Задание: Первая группа выписывает в таблицу слова, характеризующие пустыню и анчар, а вторая выписывает в таблицу слова, характеризующие первого человека и второго.
- Где происходит действие? Какая это пустыня? Какое ощущение вызывает? - Это дерево природа породила в день гнева. Как понимаете? Какое зло несёт анчар? Это начало зла. Чтение обучающимися описания анчара, подчёркиваем ключевые слова. - Охарактеризуйте первого человека, каким вы его себе представили? Кто такой владыка? Докажите, что он владыка. Как показано бесчеловечие княжеской власти? Почему князю не понадобилось ни единого слова, чтобы послать раба на верную смерть? В четырёх последних строфах есть два однокоренных слова, найдите их. Что это, поэт не может подобрать другие слова? (усиление: всё послушно и подвластно владыке). Как понимаете последнюю строчку: «К соседям в чуждые пределы» (с соседями не хочет жить дружно, в согласии, они ему чужие, он хочет быть единым властителем, значит, другим – несвобода, зависимость). - Как вы себе представили раба? Зачем владыка послал раба за ядом? Как ведёт себя раб? Что значит потёк? Как он потёк? Почему? Автор называет раба бедным – это жалость или что-то другое? Что почувствовали? (да, жалость, но и негодование!). Раб – свободен? Что для вас есть свобода? Поразмышляйте над содержанием 1 строфы. 1 строфа: - Прочитайте 1 строку стихотворения, какой образ возникает? (образ пустыни — тема одиночества) - Какие эпитеты использует Пушкин? (эпитеты одушевленности: чахлая и скупая). Они наделяют пустыню человеческой волей, активностью. Поэтому мы воспринимаем ее как злое существо. - О чем говорится во 2 строке? Сухая, раскаленная зноем почва- это мертвая почва, бесплодная. Земля в поэзии всех стран и народов на протяжении веков – образ матери, создающей жизнь. При этом указывается на её влажность: «Мать-сыра земля». Пушкин создает образ мира зла, антимира, где все наоборот. - Прочитайте последние строки строфы. Какой образ вы видите? Образ космического пространства – один во всей Вселенной! Для поэзии Пушкина это не характерно, гораздо чаще поэт воспевает братство, дружбу. - В каких строчках мы видим, что Анчар-символ опасности? («как грозный часовой»). Вывод: 1 строфа стихотворения привела нас в мрачный мир вселенского зла. 2 строфа: - Каков основной образ второй строфы? — образ Анчара, нелюбимого, нежеланного сына, вызывающего ненависть своей матери. В первой строфе говорилось о бесплодии пустыни, во второй природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. «Природа жаждущих степей…» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы — «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождает анчар. В сказках многих народов существуют рассказы о том, как злое существо — ведьма — в минуту гнева порождает чудовищное дитя, которое сама ненавидит. Она наделяет его способностью причинять людям зло и нести несчастья. - Какими дарами награждает мать свое дитя? (они противоестественны): И зелень мертвую ветвей И корни ядом напоила. И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который соединяет несоединимое. - Слово «зелень» что подразумевает? (жизнь). Сочетание «зелень мертвая» воспринимается как чудовищное нарушение норм природы. Именно потому, что Пушкин очень любил лес и дерево, для него эти образы всегда связывались с жизнью, сочетание дерева и смерти казалось ему особенно противоестественным. 3 строфа - Какие глаголы и деепричастия передают движение смертоносного яда? (каплет, застывает, растопясь). 4 строфа - «Как ведут себя птица, тигр и почему? Кому угрожает анчар? Что охраняет?» Сравним две редакции автора: И тигр в пустыню забежав, В мученьях бьется, издыхает. Паря над ней орел, стремглав Кружась, безжизненный, спадает. Поэт вел кропотливую работу в поисках нужного языкового материала, в первоначальный текст внес более 200 исправлений. - Почему А.С.Пушкин перечеркнул безжалостно всю строфу? Что принципиально новое он внес во второй редакции? Поэту важно было устранить все приметы жизни в зоне зла. Если орел и тигр сами вошли в эту зону и погибли, то в новой редакции поэт выразил другую мысль: в природе все живое в сгусток зла по собственной воле не идет, избегает его. Живая природа разумна и нравственна, потому что сторонится зла, игнорирует его, не способна к нему. Слово «птица» в оценочном отношении нейтрально, но «тигр» устойчиво связывается с идеей хищничества; переход от птицы к тигру дает нарастание зла: даже злое в природе убегает от анчара. - Назовите Стихии природы, которые, приходя с Анчаром в соприкосновение, делаются разрушительными. Ветер, сталкиваясь с деревом смерти, получает страшное название «вихорь черный» и, пролетая мимо него, становится носителем зла. Прослушаем звукопись 4 строфы: К нему и птица не летит И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный. Слышны: рык, рев, гром, шум, скрежет, шипенье. - Что значит слово «тлетворный»? Оно из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен (разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). 5 строфа - А каким становится дождь, соприкоснувшись с деревом смерти? Ядовитым. Обратите внимание: В стихотворении нагнеталось значение жажды — «раскаленный», «чахлый», «жаждущий» и др. В пятой строфе появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от мук жажды. Но в искаженном мире зла и дождь становится источником смерти: Схема «Губительная сила анчара» (все живое избегает смерти, анчар один как грозный часовой). Посмотрите: зло находится как в замкнутом круге. - Есть ли в первой части признаки мыслей и чувств лирического героя? Почему? Герой никак себя не проявляет, потому что он нравствен, следует природному закону и тоже сторонится зла. Вывод: «Зло всем угрожает и охраняет себя, зло огромное, вселенское, зло заключается в себе самом, зло существует в природе». Закон природы: все живое избегает зла. Анализ 2 части - А что происходит во второй части стихотворения? Человек заставляет другого человека идти к дереву яда. 2 часть с союза но. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части. 6 строфа Но человека человек Послал к анчару властным взглядом. - В представлении Пушкина царь – человек? А раб- человек? Да. Почему один человек может другого послать на верную смерть? Смысл выявляется в последующих строках, где один человек именуется «раб», а другой — «царь». Перед лицом природы оба человека равны между собой, но в человеческом обществе один из них — владыка, а другой — раб. 7 и 8 строфы - Обратите внимание на фигуру раба, нарисованного пером поэта. Случайно ли она появилась в черновике? Почему Пушкин, например, не нарисовал царя? Поэту гораздо важнее было изобразить послушного раба, чтобы читатель подумал о его роли в сюжете стихотворения. Не случайно раб изображается уже как мертвый: «потек» — это не пошел, это что-то (не кто-то!), влекомое чужой волей, вода, текущая от дуновения ветра. - Какие старославянизмы и архаизмы использует поэт при описании раба? (хладный, ветвь, чело) придают строфе трагическое звучание: вернувшийся раб смертельно болен. - Какие глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба? Принес, ослабел, лег, умер. - Сравните две редакции – чернового и чистового варианта – закрепляет сделанный выше вывод. Пушкин вычеркивает образ раба, проявляющего активность, кричащего, создается образ еще страшнее, это раб, молчаливо соглашающийся с тем, что он должен погибнуть ради злой воли и, более того, согласен принести гибель другим. Именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла. - С помощью каких однокоренных слов это подчеркивает Пушкин? раб «послушно в путь потек», царь разослал «послушливые стрелы» не губительные, не догадливые. 9 строфа - Докажите, что для Пушкина рабство и война связаны и что человек-распространитель зла. Царь — убийца послушного раба, … гибель разослал К соседам в чуждые пределы. Синквейн «Анчар» Правила написания синквейна: 1 строчка – существительное 2 строчка — два прилагательных к теме 3 строчка — глагола, описывающие действия к теме синквейна 4 строчка — фраза, с помощью которой ученик высказывает свое отношение к теме. 5 строчка — это слово-резюме, которое позволяет выразить к ней личное отношение. ЧТЕНИЕ синквейнов. Давайте вернемся к нашим размышлениям о проблеме зла, где же больше зла – в природе или в обществе? Исправляем. Человек сам порождает зло. И у кого ему учиться быть нравственнее, добрее? (У природы) Главное, к чему призывал нас Пушкин: чтобы мы не забывали, что каждый человек имеет право на жизнь и свободу. Поэтому наш урок я закончу словами поэта: И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал. Достигли вы целей, которые ставили перед собой в начале урока? 1. Выучить наизусть стихотворение; По выбору: 2. Найти материал о том, как жил и работал Пушкин в 1828 году (год написания «Анчара»); 3. Познакомиться с другими стихотворениями А.С.Пушкина на свободолюбивую тему: «Вольность», «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд», «Деревня» — и сравнить их со стихотворением «Анчар». 4. Письменное рассуждение на тему «Откуда берётся зло?» |
Отвечают на вопросы. Дают определение понятиям «добро» и «зло»
Формулируют тему урока, работают в тетради.
Слушают стихотворение.
Знакомятся с историей создания стихотворения.
Отвечают на вопросы, делают записи в тетрадях.
Работа в группах
Отвечают на вопросы, используя текст стихотворения.
Работают в тетрадях Работа с текстом
Индивидуальная работа |
Шаблон презентации: http://portfoliobib.ucoz.ru/blog/fon_s_perom/2013-05-19-81/data/files/c1488978042.mp3 (аудиофайл стихотворение "Анчар")