Технологическая карта урока литературы в 9 классе "Нравственность есть правда"
Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме «Нравственность есть правда»
(Образ главного героя в рассказе В.М. Шукшина «Чудик»)
Цель урока:
обеспечить в ходе урока знакомство учащихся с личностью писателя, отрабатывать навыки характеристики героя произведения, умение видеть авторскую позицию;
воспитывать нравственные качества в детях;
развивать монологическую речь, навыки работы с текстом произведения.
Тип урока:
Задачи с позиции УУД
Предметные: уметь анализировать художественное произведение, давать характеристику герою литературного произведения, понимать авторскую позицию посредством анализа языковых особенностей произведения, строить аргументированное высказывание на основе прочитанного.
Метапредметные: воспринимать учебное задание, понимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя, в группе с одноклассниками, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность в процессе выполнения задания.
Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, принимать внутреннюю позицию одноклассников в соответствии с положительным отношением к уроку.
Ход урока:
Эпиграф к уроку: Хочешь быть мастером, макай свое перо в
Правду. Ничем больше не удивишь.
В.М.Шукшин
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Организационный момент | Обеспечивает организационное начало урока, психологически подготавливает учащихся на работу | Приветствуют учителя |
2 этап. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание. | Эмоционально настраивает обучающихся на работу с произведением писателя. Вступительное слово учителя. Начать наш урок мне хотелось бы с таких слов: Самая страшная болезнь на свете – черствость души. Я думаю, вы со мной согласитесь. Еще А.П.Чехов говорил: «Спешите делать добро». Ведь если мы не будем обращать внимание на чужое горе, будем закрывать глаза, убеждать себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то мы убьем в себе самое ценное качество – способность делать добро, после чего происходит неминуемая потеря нравственности. А что такое нраственность? Если мы утратили эти качества, то мы убьем в себе человека. И поэтому неудивительно, что большая часть произведений современных писателей посвящена этой проблеме – проблеме нравственности. Авторы призывают нас быть добрее, душевнее друг с другом. Одним из таких авторов является В.М.Шукшин. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью, судьбой этого удивительного человека, нашего земляка, познакомися с одним из его рассказов, узнаем о жизненных ценностях, проблемах героев Шукшина. Мне хочется, чтобы сегодня на уроке и после урока каждый из вас задумался над теми проблемами, о которых говорит В.М. Шукшин, над той Правдой, о которой писал Шукшин с большой буквы. Итак, запишите число, тему, эпиграф. | Слушают учителя, выражают согласие с мнением учителя. Отвечают на поставленный вопрос, выражают свое мнение [внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек: доброта, справедливость, гуманность, сострадание и т.д.] Оформляют работу в тетради |
3 этап. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания | Слово учителя: Дома вы подготовили сообщения о В.М.Шукшине. Предлагает обучающимся заслушать подготовленные сообщения и подумать над вопросом: Каким человеком вы увидели В.М.Шукшина? | Обучающиеся выступают с индивидуальными заданиями: о селе Сростки; о матери писателя; о фильмах В.М.Шукшина. Просматривают фрагмент из кинофильма «Калина красная» и отвечают на вопрос учителя. |
4 этап. Первичное усвоение материала | Слово учителя: Вот таким необыкновенным человеком, умеющим радоваться жизни, был В.М.Шукшин – один из выдающихся русских писателей, актеров, режиссеров, а главное, простой русский человек, выходец из народа. И именно ему удалось воплотить на страницах рассказов характеры простых людей. Шукшин искренне верил, что именно народ несет в себе исконную, вечную мудрость и доброту. Герои писателя – это люди, которые всем нам очень нужны и которые готовы бороться за Правду, как и сам Шукшин. Поэтому заповедями жизни и творчества Шукшина были: «Нравственность есть Правда»; «Надо человеком быть»; «Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла»; «Народ всегда знает Правду» | Слушают учителя, делают записи в тетради, комментируют «заповеди Шукшина». |
5 этап. Осознание и осмысление учебного материала | Слово учителя: Этим заповедям следуют и герои рассказов В.М.Шукшина. Сегодня мы поговорим об одном из рассказов. Он называется «Чудик». Нам необходимо будет рассмотреть образ главного героя рассказа, пользуясь планом характеристики героя: Что вы узнали о главном герое рассказа? В чем «необычность» его? Чем интересно описание портрета героя? Каково отношение к Чудику других героев? Понимают ли люди его? Как автор относится к своему герою? Почему герой рассказа назван Чудиком? Почему Шукшин проводит границу между городским и сельскими людьми? Что является главным в жизни героя рассказа Шукшина? Организует обсуждение результатов работы в группах | Обучающиеся работают в группах, опираясь на план характеристики героя литературного произведения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Участвуют в обсуждении, делают выводы, обобщения после рассмотрения каждого вопроса. |
6 этап. Проверка уровня усвоения знаний и умений | Организует обсуждение вопроса: Итак, каков же нравственный идеал человека, по мнению Шукшина? Сделайте вывод. Слово учителя: Свою главную заповедь «Нравственность есть Правда» В.М.Шукшин ни разу не нарушил в своем творчестве. Он говорил Правду, какой бы подчас горькой она ни была. И мы с вами в этом еще сможем убедиться на следующем уроке, когда продолжим изучение рассказов Шукшина. | Высказывают свое мнение, выслушивают точки зрения одноклассников, записывают в тетради выводы самостоятельно. [Показывая таких героев, Шукшин заставляет нас поверить в добро, в силу добра, помогает воспитывать нравственные качества людей своими правдивыми произведениями] |
7 этап. Домашнее задание | Прочитать рассказы «Обида», «Микроскоп», «Ванька Тепляшин», ответить на вопрос: «Почему героев этих рассказов можно отнести к разряду «шукшинских чудиков»? | Записывают домашнее задание |
8 этап. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует комментирование индивидуальных достижений и затруднений обучающимися посредством вопросов: -Удалось ли достичь поставленной цели? -Что получилось на уроке? -Над чем предстоит поработать? | Выстраивают высказывания в устной форме. Дают адекватную оценку своей деятельности на уроке. |
Селиванова Галина Геннадьевна