Технологическая карта урока литературы в 9 классе "Нравственность есть правда"

2
1
Материал опубликован 3 January

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме «Нравственность есть правда»

(Образ главного героя в рассказе В.М. Шукшина «Чудик»)

Цель урока:

обеспечить в ходе урока знакомство учащихся с личностью писателя, отрабатывать навыки характеристики героя произведения, умение видеть авторскую позицию;

воспитывать нравственные качества в детях;

развивать монологическую речь, навыки работы с текстом произведения.

Тип урока:

Задачи с позиции УУД

Предметные: уметь анализировать художественное произведение, давать характеристику герою литературного произведения, понимать авторскую позицию посредством анализа языковых особенностей произведения, строить аргументированное высказывание на основе прочитанного.

Метапредметные: воспринимать учебное задание, понимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя, в группе с одноклассниками, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность в процессе выполнения задания.

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний, принимать внутреннюю позицию одноклассников в соответствии с положительным отношением к уроку.

Ход урока:

Эпиграф к уроку: Хочешь быть мастером, макай свое перо в

Правду. Ничем больше не удивишь.

В.М.Шукшин



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап.

Организационный момент

Обеспечивает организационное начало урока, психологически подготавливает учащихся на работу

Приветствуют учителя

2 этап.

Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание.

Эмоционально настраивает обучающихся на работу с произведением писателя.

Вступительное слово учителя.

Начать наш урок мне хотелось бы с таких слов: Самая страшная болезнь на свете – черствость души. Я думаю, вы со мной согласитесь. Еще А.П.Чехов говорил: «Спешите делать добро». Ведь если мы не будем обращать внимание на чужое горе, будем закрывать глаза, убеждать себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без того много забот, то мы убьем в себе самое ценное качество – способность делать добро, после чего происходит неминуемая потеря нравственности. А что такое нраственность?



Если мы утратили эти качества, то мы убьем в себе человека. И поэтому неудивительно, что большая часть произведений современных писателей посвящена этой проблеме – проблеме нравственности. Авторы призывают нас быть добрее, душевнее друг с другом.

Одним из таких авторов является В.М.Шукшин. И сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жизнью, судьбой этого удивительного человека, нашего земляка, познакомися с одним из его рассказов, узнаем о жизненных ценностях, проблемах героев Шукшина.

Мне хочется, чтобы сегодня на уроке и после урока каждый из вас задумался над теми проблемами, о которых говорит В.М. Шукшин, над той Правдой, о которой писал Шукшин с большой буквы.

Итак, запишите число, тему, эпиграф.

Слушают учителя, выражают согласие с мнением учителя.















Отвечают на поставленный вопрос, выражают свое мнение

[внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек: доброта, справедливость, гуманность, сострадание и т.д.]























Оформляют работу в тетради

3 этап.

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Слово учителя:

Дома вы подготовили сообщения о В.М.Шукшине.

Предлагает обучающимся заслушать подготовленные сообщения и подумать над вопросом: Каким человеком вы увидели В.М.Шукшина?

Обучающиеся выступают с индивидуальными заданиями:

о селе Сростки;

о матери писателя;

о фильмах В.М.Шукшина.

Просматривают фрагмент из кинофильма «Калина красная» и отвечают на вопрос учителя.

4 этап.

Первичное усвоение материала

Слово учителя:

Вот таким необыкновенным человеком, умеющим радоваться жизни, был В.М.Шукшин – один из выдающихся русских писателей, актеров, режиссеров, а главное, простой русский человек, выходец из народа. И именно ему удалось воплотить на страницах рассказов характеры простых людей. Шукшин искренне верил, что именно народ несет в себе исконную, вечную мудрость и доброту. Герои писателя – это люди, которые всем нам очень нужны и которые готовы бороться за Правду, как и сам Шукшин. Поэтому заповедями жизни и творчества Шукшина были:

«Нравственность есть Правда»;

«Надо человеком быть»;

«Не хвалитесь добротой, не делайте хоть зла»;

«Народ всегда знает Правду»

Слушают учителя, делают записи в тетради, комментируют «заповеди Шукшина».

5 этап.

Осознание и осмысление учебного материала

Слово учителя:

Этим заповедям следуют и герои рассказов В.М.Шукшина. Сегодня мы поговорим об одном из рассказов. Он называется «Чудик». Нам необходимо будет рассмотреть образ главного героя рассказа, пользуясь планом характеристики героя:

Что вы узнали о главном герое рассказа? В чем «необычность» его?

Чем интересно описание портрета героя?

Каково отношение к Чудику других героев? Понимают ли люди его?

Как автор относится к своему герою?

Почему герой рассказа назван Чудиком?

Почему Шукшин проводит границу между городским и сельскими людьми?

Что является главным в жизни героя рассказа Шукшина?

Организует обсуждение результатов работы в группах

Обучающиеся работают в группах, опираясь на план характеристики героя литературного произведения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.




















Участвуют в обсуждении, делают выводы, обобщения после рассмотрения каждого вопроса.

6 этап.

Проверка уровня усвоения знаний и умений

Организует обсуждение вопроса:

Итак, каков же нравственный идеал человека, по мнению Шукшина? Сделайте вывод.






Слово учителя:

Свою главную заповедь «Нравственность есть Правда» В.М.Шукшин ни разу не нарушил в своем творчестве. Он говорил Правду, какой бы подчас горькой она ни была.

И мы с вами в этом еще сможем убедиться на следующем уроке, когда продолжим изучение рассказов Шукшина.




Высказывают свое мнение, выслушивают точки зрения одноклассников, записывают в тетради выводы самостоятельно.

[Показывая таких героев, Шукшин заставляет нас поверить в добро, в силу добра, помогает воспитывать нравственные качества людей своими правдивыми произведениями]

7 этап.

Домашнее задание

Прочитать рассказы «Обида», «Микроскоп», «Ванька Тепляшин», ответить на вопрос: «Почему героев этих рассказов можно отнести к разряду «шукшинских чудиков»?

Записывают домашнее задание

8 этап.

Подведение итогов урока. Рефлексия

Организует комментирование индивидуальных достижений и затруднений обучающимися посредством вопросов:

-Удалось ли достичь поставленной цели?

-Что получилось на уроке?

-Над чем предстоит поработать?

Выстраивают высказывания в устной форме. Дают адекватную оценку своей деятельности на уроке.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за урок, Яна Владимировна!

3 January

Похожие публикации