Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Русская народна сказка «Петух и собака»

1
0
Материал опубликован 12 February 2020

Технологическая карта

урока литературного чтения в 1 классе

(УМК «Школа России»)

Учитель: Мурашова Л.И.

Тема

Русская народна сказка «Петух и собака»

Педагогическая цель.

Цели деятельности учителя.

Познакомить с содержанием сказки «Петух и собака» как жанром фольклора, формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку), продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью.

Тип урока

Открытие нового знания. На уроке использована «Технология продуктивного чтения»

Планируемые результаты (предметные)

Научатся читать выразительно, плавно, целыми словами произведение устного народного творчества; отвечать на вопросы по содержанию произведения; получат возможность научиться: называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста.

Личностные результаты

развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Универсальные учебные действия

(метапредметные)

Регулятивные:  определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке,

оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение

Познавательные:  находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий,

строить речевое высказывание в устной форме, составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь.

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию, формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами, формировать умения оформлять свои мысли в устной речи.

Образовательные ресурсы.

Учебник «Литературное чтение» Л.Ф Климанова; В.Г.Горецкий; выставка книг с русскими народными сказками; презентация к уроку.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент

Приветствие учащихся.

Прозвенел уже звонок

Начинаем наш урок!

-Вы любите уроки литературного чтения? За что?

Я их очень люблю.

А чего ждете сегодня от урока?

Свой ответ начните словам: Сегодня на уроке мне хотелось

бы …

Мы нацелили себя на серьёзную работу, пусть у нас всё получится!

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, отвечают на вопрос учителя.

Личностные: ориентация на соблюдение морально-этических норм 



I этап – Работа с текстом до чтения.

1)Антиципация














2) Постановка цели и задач урока
























3) Словарная работа


















4) Физкультминутка

- Каждый урок – это новые встречи с разными героями. Сегодняшний урок не исключение.

- Ребята, посмотрите, перед вами представлена выставка книг:

Русская народная сказка «Лисичка- сестричка и волк»

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

Русская народная сказка «Лиса и тетерев»

Русская народная сказка « Петух и собака»

Русская народная сказка «Гуси- лебеди»

-Что объединяет все эти книжки? Как можно назвать выставку книг?

-Какие цели мы поставим для работы на уроке? Сформулируйте задачи нашего урока. Что мы на уроке будем делать?

Какие качества нам нужно взять на урок? (внимание, память, дружбу, наблюдательность)

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся еще с одной русской народной сказкой. Прочитайте название сказки. Что можем предположить по названию?

- Что может с ними происходить?

-Давайте посмотрим иллюстрацию к данному произведению. Предположите, что вам стало понятно?

Мы выяснили, что героями произведения будут петух и собака.

Мы предположили, какие события могут с ними происходить.

А где можем это проверить?

- Откроем страницу 54 и найдём произведение, которое носит наше название.

- В тексте могут встретиться такие слова, значение которых нам нужно уточнить. Кто может объяснить значение первого слова? А где можно уточнить значение этого слова? Какой источник может нам помочь?

- у меня в руках толковый словарь С. Ожегова. Он может объяснить значение любого русского слова.

Я вам на слайде покажу статью из этого словаря. Давайте разберёмся, что они обозначают.

Занялась заря- рассвело .

Масленый праздник- праздник Масленицы.

Припасла- заготовила про запас.

Счастье привалило- появилось неожиданно.

Дупло – пустота в стволе дерева.


Мы почти готовы прочитать русскую народную сказку.

-Давайте встанем и подышим, чтобы чтение было плавным, спокойным. Вот голодная лиса

Грустно смотрим в небеса

Тяжело вздыхает

Садится, отдыхает.




Рассматривают и называют книги на выставке.











Дают название выставке «Русские народные сказки»

Сегодня мы будем читать и анализировать русскую народную сказку.








Речь пойдёт о петухе и собаке.



Выдвигают свои предположения





- В учебнике.










В словаре.





Читают по цепочке слова на слайде











Выполняют действия:

ходьба на носочках

руки вверх

глубокий вдох и выдох

Садятся за парты

Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.

Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общие и отличие.

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать свое отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнера.


II этап – Работа с текстом во время чтения


1)Приём «Цветопись»


2) Приём «Чтение вслух с остановками».








































3) Работа с калькой








-Итак, ребята, сели ровно. Начнём читать сказку «Собака и Петух».

- Какая беда грозила петуху?


Выразите цветом, какое настроение было, когда вы слушали этот отрывок.

После прочтения  каждого абзаца, задаются вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий

- Что может произойти с собакой и петухом дальше?

-Что предложила петуху собака?

Найдите в тексте и прочитайте её слова.

-А как вы думаете, где они могли переночевать?


Как петух навлёк на себя опасность?



- Найдите в тексте и зачитайте, как лиса расхваливала петуха. Почему она это сделала?


- Куда приглашала лиса петуха?



-Чему обрадовалась лиса?


Выразите цветом, какое настроение было, когда вы читали этот отрывок.


-Удалось ли лисе перехитрить петуха?

-Ребята прикройте рукой конец сказки.

-Вы можете предположить чем закончится она? Проверим свои предположения.

Найдите в тексте и прочитайте конец сказки.

- Чему учит сказка?


Выразите цветом, какое настроение было, когда вы читали последнюю часть сказки.

Работа в парах.

-Давайте сначала определим количество персонажей в данной сказке.

-1 пара находит и подчёркивает действия петуха, 2 пара- действия собаки, 3 пара – действия лисы, 4 пара- действия старика и старухи.


- Выполним проверку нашего задания.

Открывают учебник.


Его хотели съесть старик со старухой.





Предположения детей








Они решили заночевать в лесу.


Его песенку услыхала лиса, она захотела съесть петуха.



Лиса расхваливала петуха, потому что хотела его съесть



К себе в гости на масленый праздник


Тому, что петух не один, а с товарищем. Она думала, что съест двух петухов.













Дружбе.






Петух, лиса, собака, старик и старуха




Выходят по цепочке к доске, находят на листочке своего героя и прикрепляют к нему его действия

Регулятивные: развитие устойчивого внимания.


Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, развитие умения находить компромисс. Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями.


III этап – Работа с текстом после чтения.

1) творческое задание «Невнимательный художник»



















Итог урока. Рефлексия.


- Обратимся снова к иллюстрации к тексту. Что художник пропустил в ней? Что бы вы нарисовали?





Работа в группах.

Прочитайте пословицы на стр. 56.

Соедините пословицу с героем, к которому она относится.

(Самопроверка по эталону.)



-Сравните поступки собаки и лисы. Кто поступил, как настоящий друг, а кто наоборот? И почему?

- Что могло случиться с петушком, если бы у него не было такого друга, как собака?

-А нужно человеку иметь друзей? Зачем?

- Можно ли собаку назвать настоящим другом?

Мы учимся жить на поступках героев сказки, это поучительные истории

В сказках отражается мудрость народа, его мечты и желания о лучшей жизни.

-Посмотрите на слайд и пользуясь опорными словами расскажите свои впечатления об уроке.

Сегодня на уроке:

- Я узнал…

- Мне было…

- Мне захотелось…


- Попробуйте оценить свою работу:

 t1581505792aa.gif

 t1581505792ab.gif

t1581505792ac.gif

- Урок окончен. ​​​​​​​

Ответы детей







- Выполняют задание.

1 группа:

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг собака. Она с ним вместе и от стариков ушла и от лисы его спасла).

2 группа:

- Не рой другому яму – сам в неё упадёшь. (К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла).


Ответы детей


Да.



















Самооценка


Коммуникативные: высказывание своей точки зрения.

Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями. Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.






















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации