Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе «Русская народна сказка «Петух и собака»
Технологическая карта
урока литературного чтения в 1 классе
(УМК «Школа России»)
Учитель: Мурашова Л.И.
Тема | Русская народна сказка «Петух и собака» |
Педагогическая цель. Цели деятельности учителя. | Познакомить с содержанием сказки «Петух и собака» как жанром фольклора, формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оценку), продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью. |
Тип урока | Открытие нового знания. На уроке использована «Технология продуктивного чтения» |
Планируемые результаты (предметные) | Научатся читать выразительно, плавно, целыми словами произведение устного народного творчества; отвечать на вопросы по содержанию произведения; получат возможность научиться: называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста. |
Личностные результаты | развивать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, оценивать поступки героев рассказа, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: определять и формулировать с помощью учителя цель деятельности на уроке, оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение Познавательные: находить необходимую информацию для выполнения учебных заданий, строить речевое высказывание в устной форме, составлять ответы на вопросы, устанавливать причинно-следственную связь. Коммуникативные: слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию, формировать умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в соответствии с поставленными задачами, формировать умения оформлять свои мысли в устной речи. |
Образовательные ресурсы. | Учебник «Литературное чтение» Л.Ф Климанова; В.Г.Горецкий; выставка книг с русскими народными сказками; презентация к уроку. |
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный момент | Приветствие учащихся. Прозвенел уже звонок Начинаем наш урок! -Вы любите уроки литературного чтения? За что? Я их очень люблю. А чего ждете сегодня от урока? Свой ответ начните словам: Сегодня на уроке мне хотелось бы … Мы нацелили себя на серьёзную работу, пусть у нас всё получится! | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Слушают, отвечают на вопрос учителя. | Личностные: ориентация на соблюдение морально-этических норм
|
I этап – Работа с текстом до чтения. 1)Антиципация 2) Постановка цели и задач урока 3) Словарная работа 4) Физкультминутка | - Каждый урок – это новые встречи с разными героями. Сегодняшний урок не исключение. - Ребята, посмотрите, перед вами представлена выставка книг: Русская народная сказка «Лисичка- сестричка и волк» Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух» Русская народная сказка «Лиса и тетерев» Русская народная сказка « Петух и собака» Русская народная сказка «Гуси- лебеди» -Что объединяет все эти книжки? Как можно назвать выставку книг? -Какие цели мы поставим для работы на уроке? Сформулируйте задачи нашего урока. Что мы на уроке будем делать? Какие качества нам нужно взять на урок? (внимание, память, дружбу, наблюдательность) -Ребята, сегодня мы с вами познакомимся еще с одной русской народной сказкой. Прочитайте название сказки. Что можем предположить по названию? - Что может с ними происходить? -Давайте посмотрим иллюстрацию к данному произведению. Предположите, что вам стало понятно? Мы выяснили, что героями произведения будут петух и собака. Мы предположили, какие события могут с ними происходить. А где можем это проверить? - Откроем страницу 54 и найдём произведение, которое носит наше название. - В тексте могут встретиться такие слова, значение которых нам нужно уточнить. Кто может объяснить значение первого слова? А где можно уточнить значение этого слова? Какой источник может нам помочь? - у меня в руках толковый словарь С. Ожегова. Он может объяснить значение любого русского слова. Я вам на слайде покажу статью из этого словаря. Давайте разберёмся, что они обозначают. Занялась заря- рассвело . Масленый праздник- праздник Масленицы. Припасла- заготовила про запас. Счастье привалило- появилось неожиданно. Дупло – пустота в стволе дерева. Мы почти готовы прочитать русскую народную сказку. -Давайте встанем и подышим, чтобы чтение было плавным, спокойным. Вот голодная лиса Грустно смотрим в небеса Тяжело вздыхает Садится, отдыхает. | Рассматривают и называют книги на выставке. Дают название выставке «Русские народные сказки» Сегодня мы будем читать и анализировать русскую народную сказку. Речь пойдёт о петухе и собаке.
Выдвигают свои предположения - В учебнике. В словаре. Читают по цепочке слова на слайде Выполняют действия: ходьба на носочках руки вверх глубокий вдох и выдох Садятся за парты | Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, объяснять смысл названия произведения, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями. Познавательные: сравнение различных произведений малых и больших жанров; умение находить общие и отличие. Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. Коммуникативные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; совершенствование речевых умений и навыков при определении жанра и особенностей тем произведений фольклора; умение высказывать свое отношение к персонажем произведений и оценивать высказывание партнера. |
II этап – Работа с текстом во время чтения 1)Приём «Цветопись» 2) Приём «Чтение вслух с остановками». 3) Работа с калькой | -Итак, ребята, сели ровно. Начнём читать сказку «Собака и Петух». - Какая беда грозила петуху? Выразите цветом, какое настроение было, когда вы слушали этот отрывок. После прочтения каждого абзаца, задаются вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий - Что может произойти с собакой и петухом дальше? -Что предложила петуху собака? Найдите в тексте и прочитайте её слова. -А как вы думаете, где они могли переночевать? Как петух навлёк на себя опасность? - Найдите в тексте и зачитайте, как лиса расхваливала петуха. Почему она это сделала? - Куда приглашала лиса петуха? -Чему обрадовалась лиса? Выразите цветом, какое настроение было, когда вы читали этот отрывок. -Удалось ли лисе перехитрить петуха? -Ребята прикройте рукой конец сказки. -Вы можете предположить чем закончится она? Проверим свои предположения. Найдите в тексте и прочитайте конец сказки. - Чему учит сказка? Выразите цветом, какое настроение было, когда вы читали последнюю часть сказки. Работа в парах. -Давайте сначала определим количество персонажей в данной сказке. -1 пара находит и подчёркивает действия петуха, 2 пара- действия собаки, 3 пара – действия лисы, 4 пара- действия старика и старухи. - Выполним проверку нашего задания. | Открывают учебник. Его хотели съесть старик со старухой. Предположения детей Они решили заночевать в лесу. Его песенку услыхала лиса, она захотела съесть петуха. Лиса расхваливала петуха, потому что хотела его съесть К себе в гости на масленый праздник Тому, что петух не один, а с товарищем. Она думала, что съест двух петухов. Дружбе. Петух, лиса, собака, старик и старуха Выходят по цепочке к доске, находят на листочке своего героя и прикрепляют к нему его действия | Регулятивные: развитие устойчивого внимания. Коммуникативные: высказывание своей точки зрения, развитие умения находить компромисс. Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями. |
III этап – Работа с текстом после чтения. 1) творческое задание «Невнимательный художник» Итог урока. Рефлексия. | - Обратимся снова к иллюстрации к тексту. Что художник пропустил в ней? Что бы вы нарисовали? Работа в группах. Прочитайте пословицы на стр. 56. Соедините пословицу с героем, к которому она относится. (Самопроверка по эталону.) -Сравните поступки собаки и лисы. Кто поступил, как настоящий друг, а кто наоборот? И почему? - Что могло случиться с петушком, если бы у него не было такого друга, как собака? -А нужно человеку иметь друзей? Зачем? - Можно ли собаку назвать настоящим другом? Мы учимся жить на поступках героев сказки, это поучительные истории В сказках отражается мудрость народа, его мечты и желания о лучшей жизни. -Посмотрите на слайд и пользуясь опорными словами расскажите свои впечатления об уроке. Сегодня на уроке: - Я узнал… - Мне было… - Мне захотелось… - Попробуйте оценить свою работу:
- Урок окончен. | Ответы детей - Выполняют задание. 1 группа: - Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг собака. Она с ним вместе и от стариков ушла и от лисы его спасла). 2 группа: - Не рой другому яму – сам в неё упадёшь. (К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла). Ответы детей Да. Самооценка
| Коммуникативные: высказывание своей точки зрения. Личностные: положительное отношение и интерес к урокам чтения; умение соотносить свои жизненные наблюдения с читательскими произведениями. Регулятивные: умение самостоятельно оценивать результат своих действий после их завершения, адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. |