Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе: «Ашик – Кериб» турецкая сказка
Урок литературного чтения.
Класс: 4
Программа «Школа России»
Учебник: «Литературное чтение» Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий
Тема: М. Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб» турецкая сказка.
Тип урока: усвоение нового знания
Урок построен по Технологии Развития Критического Мышления (ТРКМ). Нацелен на формирование читательской грамотности школьников.
Цель: познакомить с содержанием турецкой сказки «Ашик-Кериб». На примере сказки обсудить понятие «верность».
Предметные УУД: анализировать повествовательное произведение, составлять рассказ о героях
Личностные УУД: понимает чувств героев и сопереживать им.
Познавательные УУД: Создать условия для развития познавательной активности учащихся, умения понимать прочитанное, сравнивать, рассуждать, делать выводы.
Регулятивные УУД: составлять рассказ о герое по плану.
Коммуникатитвные УУД: соблюдать правила работы в группе.
Технологическая карта урока.
Этапы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность обучающегося. | ||||||||||||
1.Вызов Прием «Викторина». | Проверяет домашнее задание. Дети составили вопросы к статье А. Шан – Гирея о М. Ю. Лермонтове (с. 60) | Вопросы написаны на листочках. Листочки сложены вчетверо и находятся в небольшой коробке. Дети по очереди берут листочек, отвечает на попавшийся вопрос и т.д. | ||||||||||||
Прием «Дерево предсказаний». | Объявляет тему урока. -Познакомимся с турецкой сказкой «Ашик – Кериб». -В 1837 году он написал сказку «Ашик-Кериб». После смерти Лермонтова эта сказка про странствующего певца была обнаружена среди его бумаг, оставшихся в Петербурге. В 1846 году она появилась в литературном альманахе В. А. Соллогуба «Вчера и сегодня», под заглавием: «Ашик-Кериб. Турецкая сказка». -Определите по названию, о чем будет сказка? | Записывают на листочках свои предположения и приклеивают к дереву, нарисованному на доске. | ||||||||||||
Прием «ЗХУ». | Определение цели урока. -Заполните таблицу «ЗХУ».
| Заполняют столбики «Знаю», «Хочу узнать». Высказываются. | ||||||||||||
2.Осмысление. Словарная работа. | -В тексте встретятся незнакомые слова.
| Работают в парах. Знакомятся с таблицей. Обсуждают. Задают вопросы. | ||||||||||||
Прием «Чтение со стопами». | Чтение сказки. Делает остановки и задает вопросы. 1-ая остановка. До слов «… стала его спрашивать и утешать». (с. 61) -Что Магуль-Мегери хотела выяснить у него? 2-ая остановка. До слов «Переправившись, глядь назад – о горе!» (с. 62) -Что он мог увидеть? 3-я остановка. До слов «Куршуд-бек привез его одежды; ты свободна». (с. 63) -Что ответила Магуль-Мегери? 4-ая остановка. До слов «… она выйдет замуж за другого». (с.64) -Как поступит Ашик-Кериб? 5-ая остановка. До слов «Рашид (храбрый), - отвечал он». (с. 67) -Почему он обманул свою мать? -Как бы вы поступили в этой ситуации? | Читают текст сказки отрывками по очереди до остановки учителя. Отвечают на вопросы. | ||||||||||||
Анализ произведения. | -Чем занимался Ашид-Кериб? -Почему люди относились к нему с уважением? -Как к нему относитесь вы? -В чем ему помог Хадерилиаз? | Отвечают на вопросы. | ||||||||||||
| -Назовите героев сказки. -Составьте схему взаимоотношения героев. Вам помогут слова на карточке.
| Работают в группах. Составляют схему. Каждая группа защищает свою работу. Объясняет связь героев друг с другом. Указывают мотивы их поступков. -Герои сказки: Ашик-Кериб, Магуль-Мегери, Куршуд-бек, Хадерилиаз, мать, сестра, паша.
| ||||||||||||
| -Выберите героя сказки и составьте рассказ о нем по плану. План. Как зовут героя. Портрет (внешний вид). Род занятий. Семья. Какие поступки совершает. Мое отношение к герою. | Составляют рассказ о герое самостоятельно. Зачитывают. Обсуждают. Редактируют составленные тексты. | ||||||||||||
3.Рефлексия. Прием «Шесть шляп» | Красная - Что ты чувствуешь по отношению к герою? Желтая - Что хорошего ты можешь взять из произведения для себя? Черная - Что хорошего или плохого в поступках героев? Синяя – Дай совет герою. Белая – Чему следует научиться у героя? Зеленая – Составь синквейн. | Выбирают шляпу по цвету. Выполняют задания после небольшой подготовки. Вопросы и задания написаны на шляпе. | ||||||||||||
Прием «ЗХУ». | -Заполните столбик «Узнал» в таблице «ЗХУ». | Заполняют и проговаривают вслух. | ||||||||||||
Домашнее задание. | -Какое задание можно выполнить дома по сказке? | Предлагают варианты заданий. |