Технологическая карта урока математики для 5 класса «Правильные и неправильные дроби»
Технологическая карта урока
Учитель: Фролова Мария Викторовна, учитель математики МКОУ СОШ №26 с. Мельничное Красноармейского района Приморского края
Предмет: математика
Класс: 5
Учебник: А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир. Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.
Тема урока: «Правильные и неправильные дроби»
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цель урока: сформировать понятие правильной и неправильной дроби.
Задачи урока:
Образовательные: вывести определение правильной и неправильной дроби;
научить определять правильные и неправильные дроби, отмечать их на координатном луче;
формировать навыки сравнения правильных и неправильных дробей с единицей;
Развивающие: создать условия для развития мыслительной деятельности учащихся, умения анализировать. сравнивать, обобщать и делать выводы;
развивать логическое мышление, внимание, интерес к предмету, математическую речь учащихся;
развивать навыки самоконтроля и самооценки учащихся;
-воспитательные: воспитывать аккуратность, активность, усидчивость, дисциплинированность.
Формируемые результаты( УУД):
Предметные: формировать умение различать правильные и неправильные дроби.
Личностные: формировать ответственное отношение к учению, требовательное отношение к себе и своей работе ; формировать умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: регулятивные - формировать умение определять и формулировать цель урока с помощью учителя, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; определять средства для ее осуществления.
коммуникативные – формировать умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; вступать в диалог, формировать уважительное отношение к чужому мнению.
познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний ( отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания ( находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную от учителя).
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Задачи для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
1. Организа-ционный этап
|
Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку. Психологический настрой учащихся. эпиграф на доске: «Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе». Л. Толстой |
Настраиваются на работу |
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Учащиеся концентрируют внимание, включаются в деловой ритм урока.
|
2. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.
|
Формулирует цель урока. Создаёт условия для осознания учащимися целей урока. |
Ставят перед собой цель: «Что я хочу узнать на уроке?». С помощью учителя формулируют цель урока. Записывают в тетрадях тему урока. |
Вопросы: Как вы думаете, ребята, что нового вы узнаете сегодня на уроке? Сформулируйте цель нашего урока. |
Коммуникативные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. Регулятивные: целеполагание, умение самостоятельно определять цель своей учебной деятельности. Личностные: мотивация учения |
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
|
Организует фронтальную работу с классом для актуализации имеющихся знаний и умений, создаёт проблемной ситуацию, способствующую формулированию учащимися определений правильной и неправильной дробей.
|
Отвечают на вопросы учителя, выполняют записи в тетради. |
Вопросы: - Приведите примеры обыкновенных дробей. - Что показывает знаменатель дроби; числитель дроби? - Существуют ли дроби, у которых числитель больше знаменателя? - Прочитайте дроби. А) , , , , , . Б) , , , , , . В) ; ; ; . Г) А, С, Е - Сравните в каждой дроби числитель и знаменатель. На какие группы можно разделить эти дроби? |
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
4. Формирование новых знаний.
|
1) Организует фронтальную практическую работу с классом.
2)Организует работу с учебником и в парах. Организует фиксирование нового знания в речи и знаках |
Выполняют практическую работу, отвечают на вопросы учителя, обмениваются мнениями, выполняют записи в тетради.
Работа с учебником. Работа в парах.
|
- Возьмите 2 круга и разделите каждый из них на 4 равные части (сгибанием). - Сколько четвертых долей круга содержит 1 круг? Запишите соответствующую дробь. Значит, если числитель и знаменатель равны, то дробь равна единице. - Что значит пять четвёртых? Существует ли такая дробь? Покажите на ваших кругах. Закрасьте ещё одну четвёртую часть на втором круге. Запишите соответствующую дробь. - Сколько четвертых долей круга содержат 2 круга? Запишите соответствующую дробь. - На какие группы можно разделить дроби?
-Откройте учебник на странице 181, прочитайте приведенные там определения. Расскажите определения друг другу. -Ещё раз вспомним, какие дроби называют правильными, а какие – неправильными, как правильные и неправильные дроби сравнивают с единицей. -Как изобразить правильные и неправильные дроби на координатном луче?
|
Познавательные: анализируя и сравнивая задания, извлекают необходимую информацию для открытия нового понятия. Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной точностью. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
|
5. Физкульминутка |
Организовать смену деятельности, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. Шуточная разминка: История о том, как я ходил на рыбалку. Я встал пораньше, в четыре килограмма утра. Позавтракал плотно, выпил один километр молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до него не малое, пять градусов. Утром было прохладно, температура всего десять часов тепла. Поэтому я шел быстро, со скоростью шесть литров. Пришел, закинул удочки. Не прошло и двадцати сантиметров, как я поймал первую рыбу. Большущую – длиной пятьдесят минут и весом три километра в час. Отличная получилась уха. |
Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. |
Учащиеся хором исправляют ошибки учителя |
|
6. Первичное закрепление изученного |
Организует усвоение нового знания. Организует работу по выполнению упражнений с проговариванием во внешней речи. Осуществляет контроль за процессом решения задач |
Выполняют упражнения из учебника на доске и в тетрадях. |
1) Задания из учебника: № 719, 721, 727. 2) Отметьте на координатном луче точки, соответствующие дробям: 1. Сравните числа: 1) 1; 2) 1; 3) 1. |
Познавательные: совершенствование уменя осуществлять сравнение, выявлять объект, подходящий под данное определение. Личностные: развитие самооценки Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
7. Контроль и коррекция знаний |
Организует самостоятельную работу по закреплению изученного с последующей проверкой. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. |
Учатся применять полученные знания в процессе индивидуальной работы. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
№729, 731.
|
Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
8. Рефлексия учебной деятельности |
Организует фиксирование нового содержания, самооценку учебной деятельности. Предлагает оценить свою деятельность |
Отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, смогли выполнить. Оценивают свою учебную деятельность |
Притча. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу.» А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!» - Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. - Кто работал как первый человек? - Кто работал добросовестно? - Кто принимал участие в строительстве храма? |
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причину успеха ( неуспеха) Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
|
9. Информация о домашнем задании |
Обеспечивает понимание детьми содержания и способов выполнения домашнего задания. Дает комментарий к домашнему заданию |
Учащиеся записывают в дневники задание |
§ 26, стр. 180-182, №720,722, 728. |
|