Технологическая карта урока математики на тему «Единицы времени. Час. Минута» (2 класс)
Демина Елена Васильевна
учитель начальных классов,
высшая квалификационная категория
МАОУ гимназия № 6
г. Новороссийска Краснодарского края
2 класс. Урок № 70. Тема: «Единицы времени. Час. Минута» Тип и особенности: урок освоения новых знаний с помощью наблюдения и экспериментирования. Метод организации учебно-познавательной деятельности − метод взаимной проверки, временная работа в парах и группах.Дидактическая цель: познакомить с новой величиной.
Методы:
По источникам знаний: практические, наглядные; По степени взаимодействия учитель-ученик: игровая форма организации учебной деятельности; Относительно дидактических задач: закрепления умений; Относительно характера познавательной деятельности: частично-поисковый. Место проведения: учебный кабинет Оборудование: компоненты УМК «Школа России» М.И.Моро, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика 2», рабочие тетради учащихся, проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД), на каждом столе учащихся индивидуальные карточки с заданием.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
1.Организационный этап |
Дорогие мои Любознатики! Мы начинаем урок … (МАТЕМАТИКИ) ! Пусть сегодня для нас всех, На урок придёт успех! Пожелайте всем удачи, И везения в придачу! -Улыбнитесь друг другу, и подарите хорошее настроение. - Даром время не теряем и работать начинаем! - Давайте откроем тетрадь. Запишите число, классная работа. |
Оценивают свою готовность, настрой на работу |
Личностные: самооценка готовности к уроку
Метапредметные: учебно-познавательный интерес, организация рабочего места |
2.Актуализация знаний |
Как всегда в начале урока устный счет 1. Вставь пропущенные числа: 5 + 8 = 7 + _ 12 – 7 = 7 - _ 17 – 9 = 13 - _ 2. Запиши только ответы 17 – 3 = 68 – 8 = 23 – 3= 87 – 80 = 19 + 2 = 45 – 5 = 3. Решить задачу: 1) Бабушка испекла 12 блинов, после обеда осталось только 4 блина. Сколько блинов съели за обедом? 2) После того как 7 булочек съели, на блюде осталось 3 булочки. Сколько было булочек сначала? 4. Логические задачи: 1) Сегодня 7 октября, пятница. А у Маши день рождение через неделю. Когда день рождение у Маши? 2) В село к бабушке приехали в одно и то же время внук и внучка на велосипедах. Кто выехал из города раньше, если внучка ехала медленнее брата Возьмите карточку с зеленым кружком. Работать будем в паре. Вспомните правила работы в паре и сравните с образцом на доске Решив примеры, ответы надо расположить в порядке возрастания. (я) 10+9=19 (в) 12-7=5 (м) 8+9=17 (р) 18-9=9 (е) 11+ 0=11
(с) 8+9=17 (ч) 8+4=12 (а) 9+5=14
(н) 8+4=12 (т) 8+8=16 (м) 6 - 0=6 (у) 10+4=14 (а) 9+9=18 (и) 15-7=8 |
Воспринимают задание, наблюдают, анализируют
6 2 5
(14, 20, 21, 60, 7, 40)
8 б. (12 – 4 = 8 (б.))
10 б. (7 + 3 = 10 (б.))
В неделе 7 дней. Значит через 7 дней у Маши день рождение. 7+7=14 октября в пятницу ее день рождение.
внучка
Работа в паре с разноуровневыми карточками
число 5 9 11 17 19 буква в р е м я
число 12 14 17 буква ч а с
число 6 8 12 14 16 18 буква м и н у т а |
Личностные: умение видеть и признавать свои ошибки
Метапредметные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения
Предметные: знание представлений «раньше», «позже», совершенствование вычислительных навыков
|
3. Постановка учебной задачи. |
- Ребята, любите ли вы сказки? - Что же произошло с Золушкой после бала. - Так что же важно знать и уметь? - С помощью чего же люди ориентируются во времени? - Чем же мы сегодня будем заниматься на уроке? -Что узнаем? -Чему научимся?
|
Это сказка Шарля Перро «Золушка»
Золушка должна была уехать в 12 часов ночи, но опоздала. нет Ориентироваться во времени. С помощью часов
Будем знакомится с новой величиной измерения - время. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час. Познакомимся с единицами измерения времени; Узнаем об измерительных приборах, которыми измеряют время; Научиться определять время по часам |
Личностные: умение формулировать цель, проблему, тему урока.
Метапредметные: целеполагание
Предметные: понятие величины «время»
|
4. Физми нутка |
Громко тикают часы (Ходьба сидя.) Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.) В школу нам пора идти, (Ходьба сидя.) Тик-так, тик-так. (Наклоны головы вправо-влево.) Мы учебники собрали, (Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.) Тик-так, тик-так. (Повторить наклоны головы, руки на поясе.) В школу дружно зашагали, (Ходьба на месте.) Тик-так, тик-так. (Наклоны головы.) |
Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание. |
Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни |
5. Первич ное усвоение новых знаний |
Сегодня у нас очень интересный урок. Мы с вами научимся определять время? - С помощью какого измерительного прибора измеряют время? -Поднимите руку, кто уже умеет определять время? Вы будете моими помощниками. -Как Вы думаете, всегда ли часы выглядели так, как мы привыкли их видеть? -Ребята, может быть кто-нибудь знает откуда произошли часы? Как древние люди узнавали время? -Сядьте поудобнее и приготовьтесь слушать. Приглашаю моих помощников.
Вот вы и узнали о самых первых и древних часах. -А в наше время с какие существуют часы?
Часы бывают разные. Но все же они чем-то похожи? Как вы думаете, чем?
Две сестрицы друг за другом Пробегают круг за кругом. Коротышка только раз, Та что выше, каждый час. -О чем идет речь? -У всех часов есть 2 стрелки: длинная и короткая. -Как называется короткая стрелка? -А длинная как называется? - Как двигается часовая стрелка?
-А что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? -Кто знает сколько таких черточек на циферблате? -Поставьте минутную стрелку на цифру 12, а часовую - на цифру 1. Какое время показывают часы? - Обойдите минутной стрелкой один круг. Сколько времени прошло? -На какую цифру встанет часовая стрелка? -А теперь поставьте минутную стрелку на цифру 1. Сколько времени прошло? -Назовите время. -Минутная стрелка стоит на цифре 2. Сколько это минут? -Передвиньте минутную стрелку еще на 5 мин. На какую цифру поставили стрелку? -За сколько времени минутная стрелка сделает круг? -Так сколько в часе минут? Учитель делает запись на доске, а учащиеся — в тетрадях 1 ч = 60 мин |
Часы
1 ученик Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу. Встало солнце, люди тоже вставали и принимались за свои дела. Поднялось солнце выше, прошло полдороги по небу – люди отдыхали и обедали. А спряталось солнце за леса, за горы, за море – люди заканчивали работы и шли домой. 2 ученик Первые часы назывались солнечными. Родиной принято считать Древний Египет. Жрецы-мудрецы наблюдали за тем, как каждый день солнце перемещается по небу. Они заметили, как колонны храма отбрасывают тень то в одну сторону, то в другую, причем плавно, будто бы по кругу. Жрецам пришла в голову идея создания солнечных часов. 3 ученик И в другом древнем государстве - Вавилоне много тысяч лет тому назад каждый день от восхода до заката солнца наверху старинной башни находился дежурный мудрец и наблюдал за движением солнечной тени от вершины столба. Стоило тени коснуться очередной линии, как он громко оповещал: «Знайте, свободные и рабы, миновал ещё один час после восхода Солнца!» 4 ученик На смену солнечным часам пришли водяные. В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливали воду. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. 5 ученик Водяные часы были очень популярны в Древнем Риме, где по ним определялась длина ораторского выступления. В Древнем Китае и Древней Индии также эти часы имели популярность. Благодаря тому, что можно наблюдать, как вода уходит из сосуда, появилось выражение «время истекло». В современном мире используют такие часы в популярной телеигре «Форт Боярд». 6 ученик Песочные часы одно из самых древних изобретений человечества, но точная дата, к сожалению, не известна. Однако по данным, которые сохранились, можно сделать вывод, что принцип, использующийся в песочных часах, был известен в Азии задолго до возникновения нашего летоисчисления. Несмотря на то, что в наше время активно развиваются часовые механизмы, песочные часы до сих пор активно используются. Например, песочные часы присутствуют в зале суда, ими пользуются на телефонных станциях.
Будильник, наручные часы, настольные, напольные, карманные, уличные, настенные, электронные, башенные Все эти часы имеют одно устройство – циферблат.
Стрелки
. Часовая Минутная От одной цифры до другой. От одной большой черточки до другой большой черточки. От одной маленькой черточки до другой маленькой черточки.) 60
1 ч.
1 ч.
2
5 мин
2 ч 5 мин
10 мин
3
Час
60 мин
|
Личностные: умение удерживать учебную задачу
Метапредметные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, анализировать и сравнивать, высказывать свою точку зрения
Предметные: понятия «час», «минута», умение применять знания в жизненной ситуации |
6. Первич ная проверка понимания |
-А как вы думаете, многое ли можно успеть сделать за минуту? Давайте проверим. Возьмите лист бумаги с красными кружком. Посмотрите на него, внимательно послушайте задание: - В течении 1 минуты Вам нужно решить как можно больше примеров. - Я переворачиваю песочные часы, а вы по сигналу начинаете работать. - Кто справился с заданием полностью? Поднимите руки - Кому осталось решить три примера? (поднимают руки) - Кто решил только половину примеров? (поднимают руки) Какой вывод можем сделать? |
За минуту многое можно успеть |
Познавательные: умение извлекать информацию из текста и иллюстрации. Регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы материала учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
|
7. Физминутка |
Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). |
Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание. |
Личностные: ценностное отношение к здоровому образу жизни |
8. Первичное закрепление. |
«Сейчас я буду вам говорить время, а вы тихо, не выкрикивая ответа, будете на часах показывать это время. Чья пара сделала, поднимаем часы вверх. Работаем в парах.» (на слайде по очереди: 6 ч 20 мин, 3 часа 55 мин, 1 час 30 мин, 9 часов 5 мин) Настало время поработать в группе. Вспомните правило работы в группах. Возьмите листочки с желтым кружком. Вам необходимо написать под каждыми часиками время, которое они показывают. Чья группа справится с заданием, поднимают руки. Технология уровневой дифференциации Самостоятельная работа: Знайки выполняют № 3, стр.31 учебника Кто хочет сегодня быть Умником выполняют № 4, стр. 31 учебника Давайте проверим, какой ответ получился у Умников? А теперь Знайки скажут свой ответ |
Знакомятся с заданием. Выполняют, опираясь на алгоритм действий, данный в задании.
Выбирают задания по своим возможностям и желанию и выполняют его
|
Личностные: умение выбирать действия по достижению цели
Метапредметные: приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно
Предметные: умение применять знания на практике |
9.Информация о домаш нем задании. |
Домашнее задание будет творческим: придумать и нарисовать самые необычные часы |
|
Метапредметные: анализ своих знаний и оценивание своих возможностей |
10. Рефлексия. Оценивание. |
-Давайте подведем итог урока и оценим наши достижения. Какие цели мы ставили? Достигли мы целей? Познакомиться с Узнать о ………
Научиться определять время по часам… РЕФЛЕКСИЯ -Пригодятся ли вам эти знания? -Проанализируйте свои ответы и то как вы поняли материал. -Кто считает, что поработал сегодня отлично? -У кого были небольшие недочеты? -Кому на уроке было трудно и новый материал он усвоил плохо?
Значит время на уроке мы провели с пользой и не потеряли его. Берегите свое и чужое время! |
Высказываются. Оценивают свою работу.
Единицами измерения времени….. Измерительных приборах, которыми измеряют время …..определять время по часам
Обучающиеся рисуют смайлик на полях
|
Личностные:осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные: умение сравнивать, делать выводы
Предметные: применение новых знаний в жизненных ситуациях;
|
Используемая литература:
https://multiurok.ru/blog/kartinki-shkol-nikov.html - картинка школьников
https://www.yandex.ru/search/?text=%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B0%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B5%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&lr=970 – мальчик и девочка на велосипедах
https://fhd.multiurok.ru/c/3/0/c309ca93e1dfeda59b64a43b4b1c62287732e93f/img8.jpg - работа в парах
https://www.yandex.ru/search/?text=%D0%B7%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B4%20%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0&lr=970 – заход солнца
https://xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/priboryi/solnechnyie-chasyi.html - солнечные часы
https://yandex.ru/search/?text=%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%8F%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%8B&lr=970 – водяные часы