Технологическая карта урока математики «Обобщение и систематизация знаний по теме "Решение уравнений"» (6 класс)
Урок математики в 6 классе
Тема: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Решение уравнений»».
Цели урока:
образовательные:
- систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Решение уравнений»;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- активизировать познавательную деятельность.
развивающие:
-расширять кругозор учащихся;
-формировать целостное отношение учащихся к предмету, к процессу познания путём разнообразных методов и приёмов;
- развивать логическое мышление;
-развивать навыки рефлексии
- развивать навык самооценки.
воспитательные:
- развивать коммуникативные компетенции;
- формировать умения мыслить системно, находить творческий подход в своей работе;
- формировать умение действовать в нестандартных ситуациях;
- прививать любовь к предмету, мотивировать на его дальнейшее изучение.
-воспитывать умение работать в парах ,выслушивать точку зрения партнера и принимать общее решение;
-врспитывать умение доводить дело до конца
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, маршрутные карты, задания, медали
Организация пространства: фронтальная работа ,парная работа, самостоятельная индивидуальная работа.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать правила раскрытия скобок, правила выполнения действий с рациональными числами, алгоритм решения уравнений,
метапредметные: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, уметь осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желать приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат взаимодействия |
Органи-зационный ( 2 мин.)
|
Мотивация к учебной деятельности: уточнить тип урока, определить его цели, создать благоприятный психологический настрой на работу. |
-Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас совершить путешествие. Мы все любим смотреть телевизор и нам нравятся различные программы. Приглашаю вас совершить путешествие в телецентр, в конце которого каждый из вас будет назначен на определенную должность согласно приложенным усилиям (слайд 1). -Кто из вас знает, что это такое телецентр? -Вы сегодня будете выступать в необычной для вас роли: в качестве зрителей, игроков, участников передач, режиссёров различных программ. Право главного режиссёра я оставляю за собой. Только я буду строгим начальником: буду наказывать за любую провинность работе -шум, крики, подсказки, неверные ответы. -Прочитайте афоризм (слайд 1). Как вы его понимаете? -Над какой темой мы завершили работу? Каковы же наши цели? Путешествие редко бывает без трудностей ,но я уверена, мы всё преодолеем, если правильно спланируем свои действия (слайд 2). |
Готовятся к восприятию информации, определяют тему урока, цель деятельности, записывают число и тему урока в маршрутном листе.
. |
Включение в учебный процесс
Определение темы, цели и задач |
II.Актуализация знаний ( 3 мин.)
|
Актуализация опорных знаний через домашнее задание: повторить изученный теоретический материал по теме
|
Первая программа, как и положено с утра, это «Прогноз погоды» (слайд 3) ваших ошибок на …. (дата проведения урока). (Графический диктант. Взаимопроверка )
|
Выполняют графический диктант, проверяют (слайд 4). Заносят свои баллы в маршрутные листы |
Фиксация имеющихся предметных учебных знаний. Организация активной мыслительной деятельности.
|
III.Целеполагание и построение выхода из затруднения ( 5 мин.) |
Цель: повторить и систематизи-ровать знания по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» через решение развивающих заданий. |
-Прогноз погоды мы узнали и отправляемся на съёмки программы «Умники и умницы» (слайд 5). Вам предстоит стать редакторами этой программы. Итак, внимание на экран. Найдите значения выражений. (Взаимопроверка. Выставление оценок за работу) -С какой целью мы побывали на этой передаче? Мы хорошо отредактировали программу, вспомнили правила сложения и вычитания рациональных чисел.
|
Выполняют предложенные задания, проверяют (слайд 5) Заносят свои оценки в маршрутные лист. Высказывают свои мнения, учитель подводит итог.
|
Активизация умственных процессов; систематизация полученных знаний; умение слушать собеседника и формулировать собственное мнение.
|
IV Повторение и закрепление знаний в новой ситуации (проблемные задания). (15 мин.) |
Выявить в процессе индивидуальной работы уровень усвоения материала |
-Дома, смотря телевизор, вы выбираете любимые программы. Я предлагаю вам побывать на программе « В гостях у сказки». Наша сказочница просит помочь в решении задачи. Вам необходимо по условию задачи составить и решить уравнение (слайд 6). (Взаимопроверка, выставление оценок). Молодцы!!! А теперь переходим на следующую программу «Спортивное обозрение». Вам необходимо раскрыть скобки и упростить выражение. Не пропустите гол!! (слайд 8) (Взаимопроверка, выставление оценок). Отправляемся дальше. В программе «Слабое звено» найдите ошибки в вычислениях, исправьте их. (слайд 10) (Взаимопроверка, выставление оценок). Молодцы. Я не могу вам сказать : «Вы- самое слабое звено».
|
Дети отрабатывают знания, применяют их в практической деятельности; заполняют таблицу , составляют уравнение по условию задачи и решают его, находят ошибки в вычислениях, корректируют их делают заметки и записывают выводы; заносят баллы в маршрутные карты (слайд 7,9,11) |
Решение задач в зависимости от конкретных условий; коррекция,контроль и оценка результатов деятельности. |
V.Физкульт- минутка (2 мин.) |
Смена деятельности |
-Вы хорошо поработали, а сейчас давайте отдохнем, разомнемся и вместе посмотрим спецвыпуск «История в деталях» (слайд12,13) (сообщение об истории отрицательных чисел) |
Учащиеся выпол-няют упражнения |
|
VI.Самостоятельная работа с самопроверой по образцу (5 мин) |
Выявить в процессе индивидуальной работы уровень усвоения материала |
- На съемках программы «Фигурное катание» вам надо быть предельно внимательными и осторожными. Одно неловкое движение и можете получить травму. Найдите корни уравнений(слайд 14). (Самопроверка, выставление оценок).
|
Выполняют самостоятельно задание. Осуществляют самопроверку по образцу (слайд 15), заносят баллы в маршрутную карту |
Решение задач в зависимости от конкретных условий; коррекция, контроль и оценка результатов деятельности. |
VII. Подведение итогов работы (3 мин.) |
Подведение итогов, определение уровня выполнения поставленных задач |
- Наше путешествие продолжается. В математике, как и в литературе, тоже можно писать стихи, но не с помощью слов, а с помощью чисел. В программе «Вести недели» это научное открытие было широко освещено. (слайд 16) (Чтение стихов.) -И последняя наша программа - интеллектуальная « Что? Где? Когда?», где вам предстоит ответить на ряд вопросов. (слайд 17) - Что мы сегодня повторили? -Где можно применить наши знания и умения? -Когда вы сможете применить эти знания в ближайшее время? (Подведение итогов , выставление оценок за урок) |
Читают веселые и грустные стихи.
Подводят итоги, считают баллы, выставляют оценки и сдают свои маршрутные карты учителю, на основании которых учитель распределяет должности (слайд 18) |
Формирование умений самоанализа, самокритики, умения делать выводы. |
VII.Домашнее задание (3 мин.) |
Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания |
-Сформулируйте, какие умения вы будете тренировать дома. Обязательное задание: повторить правила, алгоритмы по теме «Решение уравнений», подготовиться к контрольной работе. Творческое задание на выбор: -Придумать стихотворение, состоящее из цифр . -Составить синквейн, используя слова «решить», «уравнение». -Найти интересные события, факты об уравнениях. Творческое задание можно выполнить индивидуально или коллективно, распределив обязанности в группе или в парах |
Выбирают уровень выполнения домашнего задания. (слайд 19) |
Умение делать выбор.
|
VIII. Рефлексия (2 мин.) |
Мотивация собственной деятельности |
-Какие чувства вы сейчас испытываете? -Выберите передачу из трех предложенных, которая вам наиболее близка: -«Зов джунглей» (Я ничего не понял, заблудился в джунглях математических понятий и терминов) -«Человек и закон» ( Есть непонятые моменты, некоторые правила необходимо повторить) -«КВН» (Мне все понятно, было легко, интересно и весело) (слайд 20) Молодцы, ребята! Спасибо за работу! (слайд 21) |
Оценивают умения, выбирая для этого один из предложенных вариантов (слайд 20) |
Рефлексия способов и условий действий, понимание причин успеха и неудач, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. |
Таким образом, я ответила на вопрос, как использовать игровые технологии обучения, адекватные содержанию и учебным целям в предложенном проекте урока по математике с использованием игры.
Задача учителя состоит не только в передаче знаний, но и в удовлетворении интересов учащихся . Школа не должна быть для детей «скучным» местом, поэтому, я считаю, что в преподавание необходимо внедрять игровые технологии в разумных пределах и в нужный момент. Ведь именно в игре ребёнок возвращается в свою сущность, в свой мир и полностью раскрывает свои способности, при этом забывая чувства скованности, страха и нерешительности. Во время игры присутствует момент социального взаимодействия, формируются установки профессиональной деятельности и самооценки.
Использованная литература:
Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 336 с.
Сазонова О. Ю. Использование игровых технологий на уроках математики и во внеклассной работе [Электронный ресурс] / О. Ю. Сазонова. – Режим доступа к статье : http://www.26206s014.edusite.ru /188aal.html.
Сафенкова Е. Н. Игровые технологии на уроках математики [Электронный ресурс] / Е. Н. Сафенкова. – Режим доступа к статье : http://nsportal.ru/shola/algebra/library/igrovye-tehnologii-na-urokax-matematiki.
Синквейн –это https://www.kakprosto.ru/kak-914060-chto-takoe-sinkveyn-i-kak-ego-sostavlyat
Титаренко Т. Л. Игровые технологии обучения математики в старших классах [Электронный ресурс] / Т. Л. Титаренко. – Режим доступа к статье : http://festival.1september.ru/articles.
Учитель математики МБОУ / Н.В.Марковская/
«Покурская общеобразовательная средняя школа»
Нижневартовского района
Приложение 1
Маршрутная карта_________________________________________________________________ класс ______
фамилия, имя учащегося
1. «Прогноз погоды»
2. «Умники и умницы»
А) -2,36+ 0,49 =
Б) -17+ (-45)=
В) =
Г) =
Д) =
3. « В гостях у сказки»
У Василисы Прекрасной 2 ведерка живой воды. В первом ведерке в 3 раза больше живой воды, чем во втором. Если из первого ведерка перелить 20л во второе ,то живой воды в ведерках станет поровну. Сколько живой воды было в каждом ведерке первоначально?
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. « Спортивное обозрение» Раскройте скобки и упростите:
х-(2х-7)=
12-(8-5а)=
3у-(5+2у)=
15-(2п+5)=
4+(2-у)=
5. «Слабое звено» . Найди ошибки и исправь их:
-18*(-5)-10=80
-78: (-13)+ (-6)=-22
-54:9+ (-14)=20
14*(-5) +33=37
-25*4+1000:10=0
96:16-15*4=-55
6. «Фигурное катание» . Решите уравнения
6x – 12 = 5x + 4 7а = – 310 + 3а
– 4· ( – z + 7) = z + 17 (30-7а)*8=352
Приложение 2
Карта успеха ____________________________________________________________________________________
(фамилия имя ученика)
«Прогноз погоды» (графический диктант) |
Работа в паре «Умники и умницы» |
Работа в паре «В гостях у сказки» |
Работа в паре «Спортивное обозрение» |
Работа в паре «Слабое звено» |
Индивид. работа «Фигурное катание» |
Твоя само-оценка |
||||||||||
Принимал активное участие в поиске решения |
Справились с заданием, не получив замечаний |
Принимал активное участие в поиске решения |
|
Справились с заданием, не получив замечаний |
Принимал активное участие в поиске решения |
Справились с заданием, не получив замечаний |
Принимал активное участие в поиске решения |
Справились с заданием, не получив замечаний |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Екатерина Николаевна
Белянина Светлана Николаевна
Синяк Татьяна Ивановна