Технологическая карта урока математики по теме «Наибольший общий делитель», (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Урок математики в 6 классе по теме "Наибольший общий делитель" показывает реализицию системно-деятельностного подхода в обучении математике. В качестве приложения - презентация к уроку.
ФИО: Боровских Светлана Владимировна
Место работы: МБОУ СШ №35 г. Липецка
Должность: учитель математики
презентация к уроку
PPT / 2.01 Мб
Предмет: математика
Уровень образования: общеобразовательный класс
Тема: "Наибольший общий делитель"Тип урока: открытие нового знания
Класс: 6
Цели урока:
Образовательные:
- ввести понятие наибольшего общего делителя;
- формировать навык нахождения наибольшего общего делителя ;
- повторить сравнение, сложение, вычитание дробей с одинаковым знаменателем;
- развивать умение решать уравнения;
- продолжить работу над текстовыми задачами;
Развивающие:
- развитие познавательной деятельности учащихся;
- развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие умения анализировать, наблюдать, сравнивать, делать выводы;
- развитие логического мышления, памяти;
- развитие математического кругозора;
Воспитательные:
-формирование положительной мотивации;
-воспитание потребности в приобретении новых знаний.
Задачи урока:
Образовательные:
-познакомить учащихся со способами нахождения наибольшего общего делителя;
- способствовать приобретению необходимых умений и навыков;
Воспитательные:
-создать атмосферу для развития познавательного интереса учащихся к предмету;
-формировать у учащихся навыки организации самостоятельной работы.
Ресурсы урока: интерактивная доска, карточки для работы в парах, карточки с практическими заданиями по новой теме.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-групповая,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- формирование представлений учащихся о нахождении наибольшего общего делителя;
- развитие умений использовать способы нахождения наибольшего общего делителя при вычислениях;
Метапредметные:
- находить необходимую информацию в тексте;
- анализировать информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами;
Личностные:
- развитие активности, находчивости;
- умение общаться в коллективе и в паре;
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- делать проверку вычислений.
Литература:
Н. Я. Виленкин и др. Математика 6кл. М.: «Мнемозина» 2015.
Этап урока |
Содержание учебного материала. Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности
|
Приветствует учащихся, оценивает их готовность к учебной деятельности, поясняет, что сегодня урок открытия новых знаний, мобилизирует внимание, создает благоприятный психологический настрой на работу. (Слайд №1): Выясняет как ученики понимают данное высказывание. |
Включаются в деловой ритм урока: выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы.
Высказывают свои мысли по данному вопросу, рассуждают.
|
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками Личностные: мотивация учения Познавательные: умение извлекать информацию, обобщать, делать выводы.
|
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
|
Поработаем устно. Устный счет (Cлайд №2): 1.Если к числу прибавить 3, то полученное число разделится без остатка на 7. Чему равен остаток от деления первого числа на 7? 2. Какая цифра должна стоять вместо * в числе 23*5, чтобы оно делилось на 15? Проверка (Слайд №3): Т.к. 15 = 3∙ 5 , то наше число должно делиться на 3 и 5. Т.к. запись оканчивается цифрой 5, значит, оно делится на 5, а чтобы делилось на 3, надо, чтобы сумма цифр делилась на 3. Поэтому, * = 2,5,8 3. Найдите неизвестные , решив уравнения. Расположите ответы в порядке возрастания и прочитайте, какое слово получится (Слайд №4): 84:л = 14 л = 84: т = 7 т = 84: е = 21 е = 84: л = 4 л = 84: ь = 3 ь = 84 : д = 28 д = 84 : е = 6 е = 84: и = 12 и = Проверка (Слайд № 5): 84:л = 14 л = 6 84: т = 7 т = 12 84: е = 21 е = 4 84: л = 4 л = 21 84: ь = 3 ь = 28 84 : д = 28 д = 3 84 : е = 6 е =14 84: и = 12 и = 7 3 4 6 7 12 14 21 28 д е л и т е л ь. Дайте определение делителя натурального числа. |
Решают примеры ( результаты записывают в Лист самоконтроля ( Приложение 1))
Решают примеры , результаты записывают в Лист самоконтроля
Отвечают на вопрос.
Решают , результат записывают в Лист самоконтроля
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; построение своих высказываний, вывод на основе анализа. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация индивидуального затруднения, пути решения проблемы . Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, уважение чужой точки зрения
|
Выявление места и причины затруднения Постановка цели деятельности |
-Ребята, давайте сформулируем тему урока (Слайд №6). Исходя из темы, предлагает сформулировать цели урока ( Слайд № 7). - Давайте дадим определение наибольшего общего делителя (Слайд № 8): - Рассмотрим алгоритмы нахождения НОД (Слайды № 9, 10): |
Формулируют тему урока самостоятельно . Формулируют цели . |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
|
Построение проекта выхода из затруднения |
- Решите задание № 157(а). - Давайте попрактикуемся ( Слайд № 11): |
Записывают в тетради алгоритмы.
Решают задание , ответ записывают в Лист самоконтроля.
|
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, анализ объектов Регулятивные: формирование умений ставить личные цели деятельности, планировать свою работу, действовать по плану, оценивать полученные результаты Коммуникативные:формирование умений совместно с другими детьми в группе, находить решение задачи и оценивать полученные результаты |
Физкультминутка |
Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся , даёт рекомендации по выполнению. (Слайд № 12) |
Так же выполняют гимнастику для рук. |
Коммуникативные: умение работать по заданию Личностные: формирование ЗОЖ |
Реализация построенного проекта (закрепление формируемых знаний и умений) |
- Ответьте на вопрос(Слайд №13): - Найдите НОД чисел и соедините стрелками со значением из второго столбца: НОД(25;200) 28 НОД(32; 16) 9 НОД(27; 9) 18 НОД(28; 70) 25 НОД(18; 36) 16 7 Проверка (Слайд № 14): - Выполните №147 (устно). - Выполните №148(а-в). Проверка (Слайд № 15): а) НОД(12;18) = 2 ∙3 = 6 б) НОД(50; 175) = 5∙ 5 = 25 в) НОД(685; 875) = 3 ∙5∙ 5 = 75 |
Отвечают на вопросы.
Решают задание, результаты записывают в Лист самоконтроля.
Решают задание, результаты записывают в Лист самоконтроля, проверяют результаты. |
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Анализ и синтез объектов. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль и коррекция полученного результата, саморегуляция. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, работать в паре; учатся формулировать собственное мнение . |
Первичное закрепление во внешней речи |
Предлагает зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи(организует повторно работу с учебником: предлагает рассмотреть алгоритмы нахождения наибольшего общего делителя). |
Проговаривают понятия (фронтально, в парах). |
Познавательные: самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале. Регулятивные: контроль, коррекция |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
Предлагает выполнить самостоятельную работу (Приложение 2) с последующей проверкой (слайд № 16):
|
Выполняют самостоятельную работу по вариантам, сравнивают и записывают ответы в Лист самоконтроля.
|
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные:самоопределение; Коммуникативные: управление своим поведением Познавательные: анализ, синтез, использование общих правил |
Включение в систему знаний и повторение |
Предлагает решить задания по ранее изученному материалу с последующей проверкой: 1) Решите № 132(а-г) с последующей проверкой. 2) Решите № 142( а-в). 3) Решите № 162( а-в). 4) Решите задачу № 164(1). |
Решают задания и записывают ответы в Лист самоконтроля. Решают у доски и в тетрадях. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументация Личностные: осознание ответственности за общее дело |
11. Рефлексия учебной деятельности |
Предлагает ученикам закончить предложения (Слайд №17): -Сегодня на уроке я узнал ... -Я повторил … -Я закрепил… -Я научился… -Было трудно ... - Было интересно ... - Я смогу ... Предлагает оценить свою работу и результаты. (Слайд №18). |
Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели, озвучивают свои успехи и затруднения, которые появлялись в процессе работы.
Ученики показывают смайлики. |
Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке Коммуникативные: умение выражать свои мысли, аргументировать, планировать учебное сотрудничество Личностные: позитивная оценка результатам своей учебной деятельности |
Домашнее задание |
Учитель предлагает дозированное домашнее задание, дает комментарий по его выполнению. (Слайд №19) |
Учащиеся записывают в дневники домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы: № 169(а,б), 170(а,б), 173, 178. |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, понимание причин успеха и неудач. Регулятивные: адекватная оценка деятельности на уроке |
Приложение 1:
Лист самоконтроля
Вид задания |
Ответ, способ решения |
Шкала баллов |
Суммарный балл за задание |
Устный счет |
2 |
||
Формулировка темы урока |
1 |
||
Решение № 157 |
2 |
||
Давайте попрактикуемся |
2 |
||
Верно ли Незнайка сделал записи? |
2 |
||
Найдите НОД чисел и соедините его значение стрелками |
2 |
||
Решение № 148 |
1 |
||
Самостоятельная работа |
3 |
||
Решение задания №132 |
1 |
||
Решение задания №162 |
2 |
||
Решение задачи №164 |
2 |
||
Суммарный балл за работу |
20 |
Критерии отметок: 20-18б-"5"; 17-15б- "4"; 14-10б – "3"; меньше 10б- "2".
Приложение 2:
1вариант
1) Найдите НОД(65 ;165).
2) Найдите НОД(49;9).
3) Являются ли взаимно простыми числами 8 и 25.
2вариант
1) Найдите НОД(75 ;135).
2) Найдите НОД(16;25).
3) Являются ли взаимно простыми числами 4 и 27.