Урок математики в 5 классе на тему «Порядок выполнения действий»
Урок математики в 5 классе
Тема: Порядок выполнения действий.
Разработчик: Ляшко Анастасия Петровна.
Тип урока: урок изучения нового учебного материала и его первичного закрепления.
Общедидактическая цель:
- создать условия для усвоения материала по теме «Порядок выполнения действий», выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности;
- сформировать представление учащихся о Героях Отечества;
- содействовать воспитанию интереса к истории своего Отечества, своего города.
1.Образовательный аспект: способствовать повторению и закреплению знаний о порядке выполнения действий.
2. Развивающий аспект: содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности через самооценку и самоконтроль, рефлексивную деятельность;
3. Воспитательный аспект: создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию парной и фронтальной работы, воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- закрепить понятия о порядке действий;
- научиться правильно определять порядок выполнения действий в выражении;
- совершенствовать вычислительные навыки учащихся.
Метапредметные:
- уметь видеть важность использования правил порядка действии в окружающей жизни;
- уметь обрабатывать информацию;
- контролировать и оценивать процесс и результат своей деятельности;
Личностные:
- развитие активности, находчивости;
- умение общаться в коллективе и в паре;
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- делать проверку вычислений.
Этапы урока
I.Мотивация
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам математики.
II.Актуализация знаний
Познавательные:
- умение устанавливать причинно-следственные связи внутри математических действий;
- умение ориентироваться в своей системе знаний.
Регулятивные: выполнение учебных действий в устной и письменной форме.
III.Самоопределение к деятельности
Личностные:
- умение проявлять инициативу в учебно-познавательной деятельности;
- формировать способность высказывать суждение и давать им обоснование.
Регулятивные:
- умение определить цель и поставить задачи урока.
Коммуникативные:
- умение формулировать свои умозаключения.
Познавательные:
- умение найти выход из проблемной ситуации.
IV.Работа по теме урока
Регулятивные:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
- формировать коммуникативную компетентность учащихся в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- совместно договариваться при работе в паре.
Познавательные:
- умение ориентироваться в своей системе знаний;
- отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, раздаточный материал, лист самоконтроля.
Методы организации работы:
-словесные методы (эвристическая беседа, чтение),
-наглядные (демонстрация презентации),
-проблемно-поисковый;
-метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).
Формы организации работы:
-индивидуальная,
-парная,
-коллективная (фронтальная).
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организация начала занятия 2. Актуализация знаний. 3. Постановка темы, цели и задач урока. Постановка проблемы. Постановка учебной задачи. 4. Первичное усвоение новых знаний
6. Первичное закрепление 7. Итог урока. 8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению 9. Рефлексия | Приветствие, проверка готовности к уроку. Организация внимания детей. - Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас всех видеть! Вы готовы начать работать? Нам сегодня понадобятся тетрадь, дневник, учебник, ручка. Проверьте, пожалуйста, все ли готовы к уроку? Сегодня наш урок посвящен Дню Героев Отечества. Мы с вами понимаем и ощущаем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что за всё, что мы имеем - жизнь и праздник в нашей жизни, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. День Героев Отечества, который отмечается в нашей стране 9 декабря 2021 года, имеет давнюю историю. Подобный праздник существовал еще в царской России. 7 декабря (26 ноября по старому стилю) чествовали Георгиевских кавалеров. А сейчас мы воздаем почести Героям Советского Союза, Российской Федерации, а также кавалерам ордена Славы и ордена Святого Георгия. Тот, кто сегодня помнит прошлое своей страны, достоин будущего… Разминка на формирование навыка быстрого устного счета (слайд 2) - Выполните вычисления, заполните пропуски. Определите имена ребят. (Приложение 1). Лист самоконтроля (Приложение 5). 1б за каждую верно выполненную цепочку действий. - Ребята, кто знает, чьи это имена? (Пионеры-герои — советские пионеры, совершившие подвиги в годы Великой Отечественной войны). Просмотр видео «Пионеры-герои» (слайд 3-4) Лист самоконтроля. 1б в лист самоконтроля за определение темы. - Посмотрите на ДОСКУ: 25-5+2=22 8 – 2 + 5 = 11 25-5+2=18 8 – 2 + 5 = 1 - Что интересного вы заметили? Сравните выражения, чем они похожи? - А чем различаются? - Как же так получилось, примеры одинаковые, а ответы у них разные? Может быть здесь какая-то ошибка? Давайте проверим! Решим первый пример! - Саша, объясни, как ты решал пример. - А теперь, объясни Миша, как ты решал пример. - Посмотрите ребята! По логике, вроде, правы. Но ответы разные. Как такое может быть? - Какое действие Миша выполнял первым? - Так может быть во втором примере чего-то не хватает? Для того чтобы выделить сумму и показать, что первым действием в данном примере будет сложение. Как вы думаете? - Ребята! Кто-то из вас уже знает, какой знак нам нужен? - Поставим скобки там, где Миша выполнил 1 действие. - Посмотрите! Что у нас получилось? Мы выделили сумму. 8- (2+5) = 1 - Обратимся опять к нашему первому примеру. В нем есть скобки? Как мы выполняли вычисления? Сделаем вывод. - Обратимся к нашему второму примеру. В нем есть скобки? Как мы выполняли вычисления? Сделаем вывод. - Что показывают скобки? - Так от чего зависит результат вычисления? - Что же мы будем изучать сегодня на уроке? Давайте попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.(слайд 5) Итак, сегодня мы будем говорить о порядке выполнения действий, А какие цели вы поставите на урок? И наша цель сегодня – закрепить те знания, которые у вас уже есть и отработать их при решении примеров. - Для чего нам нужно знать порядок действий? - Давайте обратимся к учебнику и вспомним основные правила. Вы уже знаете, какие действия относятся к действиям первой ступени, а какие – к действиям второй ступени. Давайте вспомним это. Вы видите на доске 4 арифметических примера, давайте попробуем разделить эти примеры на группы, соответствующие правилам порядка выполнения действий. 1. 25 + 35 – 40 + 10 2. 36 – 3 • 2 + 4 • 8 3. 25 • 4 : 10 • 7 4. (25 + 15) – 17 Итак, мы выделили три группы, соответствующие трем правилам, давайте еще раз все повторим: 1. Если в примере содержатся действия только одной ступени, то они выполняются по порядку, слева направо. 2. Если в примере содержатся действия первой и второй ступеней, то сначала выполняются действия второй ступени, а потом действия первой ступени. 3. Если в выражении есть скобки, то сначала выполняют действия в скобках (учитывая при этом правила 1 и 2). - А теперь, ребята, немного отдохнем. Выполняем действия, указанные в песне. (Проигрывается песня «Защитники»)(слайд 6) /data/files/u1635842866.mp3 - Проверим, как вы усвоили правила. (Работа в парах). (Приложение 2) (слайд 7) Лист самоконтроля. 1б за каждое верно выполненное действие и 1б за верный ответ. 1. Выполните задание: Найдите верные утверждения. Из соответствующих им букв получите фамилию Героя Советского Союза, чей бюст установлен в центральной части Троицка, в сквере на улице Гагарина у мемориала "Клятва" - работайте в парах. Определите, кто будет делать 1 действие, кто – 2 действие, 3 и 4. Посовещайтесь и дайте ваш ответ. (Слайд 8-9) Максим Ильич Собко родился в 1908 году. В 30-х годах трудился на Бобровском кварцитовом карьере, а в 1941 году вместе с тысячами земляков ушел на фронт. Младший сержант Собко, командовавший одним из отделений 180-го отдельного саперного батальона, свой первый подвиг совершил во время форсирования Днепра в сентябре 1943 года. На лодке он переправился на правый берег Днепра в районе села Вышгород Киевской области и натянул канат для паромной переправы. Переправа была налажена, но во время одного из обстрелов паром был разбит, а две пушки затонули. М.И. Собко нырнул, сумел зацепить одну из пушек канатом и с помощью других бойцов вытащил на берег. За годы войны на личном счету Собко и его отделения было 10 переправ, свыше 10 тысяч обезвреженных мин и фугасов, из которых 1000 он обезвредил лично. В ходе операции по освобождению города Сумы отделение под командованием младшего сержанта Собко разминировало более 100 километров пути, более 20 дотов, уничтожило 5 вражеских пушек, 7 минометов и 8 открытых пулеметных площадок. В ноябре 1943 года М.И. Собко было присвоено звание Героя Советского Союза, а спустя полгода он погиб в бою. В селе Бобровка Троицкого района его именем названа одна из улиц. 2. «Город трудовой доблести» Приложение3. 1б за правильный порядок действий в каждом выражении. 1б за верные ответы в каждом выражении. - Выполнив задание, и правильно расположив числа в порядке возрастания, записав соответствующую букву, вы узнаете, какому городу Челябинской области 2 июля 2020 года Президент РФ Владимир Путин присвоил почётное звание «Город трудовой доблести». (Слайд 10) 2 июля 2020 года Президент РФ Владимир Путин присвоил Магнитогорску почётное звание «Город трудовой доблести» за значительный вклад жителей в Победу в Великой Отечественной войне. Сбор подписей проходил в дни голосования по вопросу внесения изменений в Конституцию РФ, а также путем интернет - голосования на сайте администрации города, на портале «Активный житель74». В поддержку инициативы было собрано 322 040 подписей, а это 97% от числа тех, у кого была возможность выразить свое мнение. В городах, которым присвоено звание «Города трудовой доблести», устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента о присвоении звания. - Подходит к завершению наш урок, пора подвести итоги. О чем мы сегодня говорили? Мы с вами увидели, что Героями могут быть и люди, и города. - Да здравствуют Отечества герои, Вы вражеские силы победили, Творческое задание на листочках: 1.Составить задачу о Героях Отечества с использованием изученного материала. Я попрошу вас на листе самоконтроля нарисовать одну из трех картинок, соответствующую вашей работе и настроению на этом уроке, а также настроению, с которым вы уходите с урока. (Слайд11) Сдайте мне, пожалуйста. Ваши листы самоконтроля. Урок окончен! Вы все молодцы! Спасибо за работу! | ответы детей. Слушают учителя, выполняют необходимые действия, демонстрируют готовность для работы. Решают примеры ( результаты записывают в лист ответа). Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию. Смотрят на экран. Отвечают на вопросы. Выходят к доске 2 ученика, решают примеры. Объясняют свое решение. - Они решали в разном порядке - сложение У: Я думаю, что надо что-то в пример дописать. Нужен какой-то знак, чтобы заметно было, что сначала выполняется сложение. - Скобки -Нет. - По порядку. Вывод: если в выражении нет скобок, действия выполняются по порядку. - Да - Сначала действие в скобках, потом вычитание. Вывод:если в выражении есть скобки, первыми выполняются действия в скобках. - Что первое действие нужно выполнять там, где скобки. - От порядка действий! Отвечают на вопросы. Формулируют цель и задачи урока. - Для того, чтобы правильно выполнять вычисления в выражениях. Открывают учебник, читают правила. Выполняют указания учителя. Делают выводы. Выполняют упражнения физминутки. Выполняют задание. Работа в парах. Отвечают на вопросы учителя. - Собко Слушают информацию Выполняют задание. Отвечают на вопросы учителя. Осуществляют взаимопроверку. Отвечают на вопросы учителя. Вспоминают, о чем говорили на уроке. Записывают домашнее задание. Рефлексия. Самооценка. |
Презентация к уроку
PPTX / 1.28 Мб
Приложение 1
Разминка:
А) Выполните вычисления:
ЗИНА
Б) Последние три вычислительные цепочки сделаны мальчиками. Узнайте и имена, если известно, что ответ в цепочке у Леонида наибольший. У Валентина ответ в цепочке такой же, как у Зины.
Имя третьего мальчика получите по буквам. Для этого решите примеры и заполните буквами таблицу, учитывая найденные ответы.
В оставшихся клетках таблицы напишите букву А. Дополните пример знаком математического действия, чтобы получился указанный ответ в таблице ответ:
Приложение 2
Задание.
Найдите верные утверждения. Из соответствующих им букв получите фамилию Героя Советского Союза, чей бюст установлен в центральной части Троицка, в сквере на улице Гагарина у мемориала "Клятва"
С
В первом действии ответ 34020;
М
Второе действие в примере – вычитание;
О
Во втором действии ответ больше 1000;
Е
Окончательный ответ в примере 39100;
Б
Последнее действие в примере – сложение;
К
Окончательный ответ в примере – «круглое» число;
А
Третье действие в примере – деление;
О
Во втором действии получается четырехзначное число.
Ответ____________________________________
Приложение 3
Задание.
Выполнив задание, и правильно расположив числа в порядке возрастания, записав соответствующую букву, вы узнаете, какому городу Челябинской области 2 июля 2020 года Президент РФ Владимир Путин присвоил почётное звание «Город трудовой доблести».
Расставьте в окошки действия и вычислите устно:
Г:
Н:
О:
Т:
С:
Г:
О:
Р:
И:
М:
А:
К: 250∙5:5+1750
Ответ_____________________________________________________
Приложение 4
Музыка - физминутка "Защитники"
Раз, два, дружно в ногу,
Три, четыре, тверже шаг.
На парад идут солдаты,
И чеканят дружно шаг!
(Дети маршируют
А теперь мы моряки:
Приседаем быстро, ловко,
Морякам нужна сноровка
Чтобы мышцы укреплять
И по палубе шагать
(Приседание, руки вперед, следить
за осанкой).
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет.
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед.
Раз, два, три, четыре,
Полетел наш самолет…
Приложение 5
Лист самоконтроля
Вид задания | Ответ | Шкала баллов | Суммарный балл за задание |
Устная разминка | 8б | ||
Постановка темы урока | 1б | ||
Задание «Герой Советского Союза» | 5б | ||
Задание «Город трудовой доблести» | 4 б | ||
Суммарный балл за работу | 18 б |
Критерии отметок:
17 - 18 б. -"5";
13 - 16 б. - "4";
9 -12 б. – "3";
меньше 9 б- "2".