Технологическая карта урока математики «Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100. Повторение» (2 класс)
Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа г. Лузы Кировской области
Урок математики
по теме:
«Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100. Повторение. Решение задач.»
2 класс
Работу выполнила
Нехлюдова Ирина Анатольевна,
учитель начальных классов
Г. Луза, 2015 год
Предмет: математика
Класс: 2в класс
Учитель: Нехлюдова И. А., учитель начальных классов КОГОАУ СОШ г. Лузы
Авторы УМК «Школа России»: М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова «Математика».- М.: Просвещение, 2011 г.
Тип урока:урок систематизации и обобщения знаний и умений
Место урока в разделе: заключительный урок в теме «Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100»
Технологическая карта
Тема урока | Устные приемы сложения и вычитания в пределах 100. Повторение. Решение задач. | |||||
Цели урока | Образовательные: Формировать вычислительные навыки, умение решать задачи, сравнивать величины, строить ломаную линию. Способствовать развитиюсвязной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, мышления. Способствовать воспитанию интереса к математике. Формировать УУД: Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; -строить логическое рассуждение. Коммуникативные: -формировать умение работать в паре, находить общее решение, умение аргументировать своё предположение; -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; Регулятивные: -формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -уметь осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата; Личностные: -формировать способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | |||||
Планируемые результаты | Предметные: Знания:математических правил. Умения: решать задачи, строить ломаную линию, сравнивать величины. Навыки: устных вычислений в пределах 100, порядка выполнения действий в выражениях со скобками. Метапредметные: Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия и ответов одноклассников, осуществлять самоконтроль. Познавательные: использовать знаково-символические средства. Коммуникативные: формулировать ответ на вопрос, работать в паре. Личностные: проявлять интерес к математике, народным традициям. | |||||
Межпредметные связи | Окружающий мир | |||||
Оборудование (ресурсы) | - презентация к уроку - карточки для слабоуспевающих учеников: таблица соотношения величин, краткая запись к задаче. | |||||
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в паре, индивидуальная работа | |||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты | ||
Предметные | УУД | |||||
1.Организационный этап.Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: -актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность -уточнитьтип урока; | -приветствие, -проверка рабочего места, -эмоциональный настрой на работу | Оформление записи числа в тетрадях. Чтение стихотворения | Слайд 2 Добрый день, начнем урок, На нем мы подведем итог. Изученных глав проведем повторенье, Задачи решим на закрепленье. | Уметь оформлять записи в тетради (Познавательные УУД). | ||
2.Формулирование темы урока, постановка цели (2 мин) Цели: -организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | Организует формулирование темы урока обучающимися | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят цель урока, планируют работу. | Слайд 2 -Какой сегодня урок? Сформулируйте тему. -Чем будем заниматься на уроке? Слайд 3 -Назовите план работы. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). | ||
3.Актуализация знаний (5 мин) Цель: - организовать актуализацию знаний учащихся | Организует устный счет Оценивает работу класса | Выполняют задания устного счета. Отвечают на вопросы учителя: вспоминают математическую терминологию и правила. | Слайды4-5 -Назовите первый этап работы (устный счет) -Верно выполняя задания, мы украсим ель к празднику. Читать выражения с названием компонентов сложения и вычитания. Слайды 6-11 -Что повторили на устном счете? (устные приемы сложения и вычитания в пределах 100) -Сформулируйте правило, как выполняли сложение и вычитание. (дополнить- при сложении и убавить-при вычитании до круглого числа и прибавить или вычесть, что осталось). -Какие знания нам помогли в вычислениях? (состава числа) Слайд 12 | Знать математическую терминологию,алгоритм вычисления, состав чисел | Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД). | |
4.Обобщение и систематизация знаний (10 мин) Цель: - организовать работу по обобщению и систематизации знаний учащихся | Организует воспроизведение знаний и умений на новом уровне. Организует фронтальную работу и работу в паре, оценку работы детьми | Применяют знания и умения в новой ситуации: дети читают с использованием математической терминологии и записывают выражения в тетрадь, вычисляют, вспоминая правило о порядке выполнения действий со скобками. Формулируют правило вычисления выражений со скобками. Работа в паре. Записывают решение, делают чертеж ломаной линии в сантиметрах. Оценивают работу одноклассников: верное решение- хлопок в ладоши | Слайды 13-18 -Назовите следующий этап работы (решение выражений) -Правильно сосчитав, мы соберём гостей на праздник. -Какое правило вспомнили? Слайд 19-21 -Назовите следующее задание (геометрическая задача) Разные варианты решения зачитывают 2 пары | Знать математическую терминологию, правило порядка выполнения действий со скобками, состав числа 20 из трех слагаемых, уметь строить чертеж | Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь работать в паре (Коммуникативные УУД). | |
Физминутка(1 мин) | Ученик проводит физминутку | |||||
5.Самостоятельная работа (15 мин): Цель: - организовать самостоятельную работу, выполнение самопроверки, самооценки. Величины-5 мин Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Организует самостоятельную работу и самоконтроль. Если ученик испытывает затруднения, учитель предлагает ему в помощь карточку соотношения величин | Самостоятельно выполняют сравнение величин. Осуществляют самоконтроль: 4 ученика проговаривают по одной записи, все сверяют с эталоном и оценивают свою работу | Слайд 23 -Назовите следующий этап работы. Слайд 24 Слайд 25 (сверка с эталоном) Все верно-ставят на полях напротив записи «+», частично верно- «+ -« Неверно – «-« -Какой совет вы бы дали тем, кто испытывал затруднения. | Знать математическую терминологию, уметь сравнивать величины, решать задачи | Уметь ориентироваться в своей системе знаний(Познавательные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). | |
Задача-10 мин | Оказывает помощь: выдает карточки с краткой записью задачи ученикам, которые испытывают затруднения | Самостоятельно составляют краткую запись и решают задачу. Кто работает быстро – решает 2 способом. | Слайд 26 Самостоятельная работа над задачей (работу оценивает учитель после урока у всех учеников) | Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую(Познавательные УУД) | ||
6.Рефлексия (3 мин) Цель: -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности и всего класса в целом. | Организует рефлексию | Заканчивают высказывание | Слайд 27 -Продолжите предложение | Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | ||
7.Домашнее задание(2 мин) | Записывают домашнее задание | С. 95 №3, №4 |
Карточки для слабоуспевающих учеников:
Соотношение величин: 1 м = 100 см 1 м = 10 дм 1 ч = 60 мин | Краткая запись задачи: Приготовил- 7 п. и 8 п. Подарил- ? п. Осталось- 6 п. |
Конспект урока.
Ход урока:
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.(2 мин)
Учитель приветствует детей, читает стихотворение. Слайд 2
Добрый день, начнем урок,
На нем мы подведем итог.
Изученных глав проведем повторенье,
Задачи решим на закрепленье.
Запись числа в тетрадях.
2.Формулирование темы урока, постановка цели. (2 мин)
Слайд 2
Учитель: -Какой сегодня урок? Сформулируйте тему.
Дети: -Итоговый урок. Тема урока « Повторение».
Учитель: -Чем будем заниматься на уроке?
Дети: -На уроке будем думать, решать, повторять, обобщать и друг другу помогать.
Слайд 3.
Учитель: - Назовите план работы.
Дети зачитывают записи со слайда3.
3.Актуализация знаний.(5 мин)
Слайд4
-Назовите первый этап работы (устный счет)
Слайд 5
Дети читают и разгадывают загадку.
На Новый год ей каждый рад,
Хотя колюч её наряд.
Учитель: -Хотите нарядить ель к празднику? (да)
-Что для этого нужно сделать?
Дети зачитывают: -Чтобы ёлку нарядить, надо верно всё решить!
Слайды6-11. Учащиеся читают выражения с названием компонентов при сложении и вычитании, устно вычисляют выражения и украшают ель.
-Что повторили на устном счете?
(устные приемы сложения и вычитания в пределах 100)
-Сформулируйте правило, как выполняли сложение и вычитание. (дополнить- при сложении и убавить-при вычитании до круглого числа и прибавить или вычесть, что осталось).
-Какие знания нам помогли в вычислениях? (состава числа)
Слайд 12. Чтение слайда.
-Нравится вам елочка-красавица? Молодцы, это вы её украсили!
-Хотите собрать у ёлки гостей в дружный хоровод? Как это сделать? (важно правильно считать)
4.Обобщение и систематизация знаний. (10 мин)
Слайды 13
-Назовите следующий этап работы (решение выражений)
Слайды 14-18
Дети читают выражения с использованием математической терминологии, записывают и вычисляют выражения со скобками (фронтальная форма работы).
-Какое правило вспомнили? (Правило о порядке вычисления выражений со скобками)
Формулировка правила детьми хором.
-Правильно сосчитав, мы собрали дружный хоровод зверей и Деда мороза у ёлки.
Слайд 19-21
-Назовите следующее задание (геометрическая задача)
Слайд 20
Дети читают задания и отвечают на вопросы слайда.
Решение задачи дети выбирают и записывают, работая в паре.
Слайд 21
Выполнение чертежа детьми самостоятельно в сантиметрах.
- Какие знания вам помогли при решении геометрической задачи? (состав числа 20 из трёх слагаемых).Заслушиваютсяразные решения 2 пар, класс оценивает: верное решение-хлопок в ладоши.
-Почему получились разные решения? (число 20 можно набрать разными слагаемыми)
-У кого получились другие варианты решений? (дети поднимают руку, учитель сообщает, что собрав тетради, проверить их правильность)
Физминутка(1 мин)
Ученик проводит физминутку
5.Самостоятельная работа (15 мин)
Величины-5 мин
Слайд 23
-Назовите следующий этап работы. (Самостоятельная работа)
Слайд 24
Учащиеся самостоятельно выполняют сравнение величин. Если слабоуспевающий ученик испытывает затруднения, учитель предлагает ему в помощь карточку соотношения величин.
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Слайд 25 (сверка с эталоном)
Осуществляют самоконтроль: 3 ученика проговаривают по одной записи, все сверяют с эталоном, если допущены ошибки, то исправляют их и оценивают свою работу. Всё верно-ставят на полях напротив записи «+», частично верно- «+ -«, неверно – «-«.
-Какой совет вы бы дали тем, кто испытывал затруднения? (ответы детей)
-Вы хорошо поработали, и вам в награду ёлка засияла огнями.
-Продолжаем самостоятельную работу. Что будем делать дальше? (решение задачи)
Слайд 26
Самостоятельная работа над задачей (работу оценивает учитель после урока у всех учеников).
Ученики самостоятельно составляют краткую запись и решают задачу. Кто работает быстро – решает 2 способом.
Учитель оказывает помощь: выдает карточки с краткой записью задачи ученикам, которые испытывают затруднения.
6.Рефлексия(3 мин)
Слайд 2
-Продолжите предложение.(дети продолжают высказывание,формируют выводы по теме)
7.Домашнее задание(2 мин)
Слайд 28. Запись задания в дневник (с. 95 №3, №4)
Итог урока. Слайд 29. Поздравление с Новым годом.