Технологическая карта урока математики в 4 классе "Действия с величинами"

0
0
Материал опубликован 27 May

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Янгелевская средняя общеобразовательная школа»





Технологическая карта

урока математики

по теме «Действия с величинами»

4 класс


Дата проведения: ______________



Разработала:

Авозьян Ольга Владимировна,

учитель начальных классов.





п. Янгель

2024 г.


Пояснительная записка к уроку математики по теме: «Действия с величинами»

1.

Класс

4

2.

Тема урока

«Действия с величинами»

3.

Тип урока

Урок повторения предметных знаний

4.

Учебные цели и задачи

Цель урока: создание условий для закрепления обучающимися умений решать практико-ориентированные задачи по теме «Величины».

Задачи урока:

Дидактические: повторить правило нахождения площади, соотношения между величинами, учить применять их при решении практико-ориентированных задач (математическая, финансовая грамотность), находить верный способ решения задач; анализировать данные и отношения.

Развивающие: развивать правильную, четкую связную математическую речь, пространственное воображение, познавательный интерес к предмету; самостоятельность в выборе способа действия; учить понимать свои ошибки.

Воспитательные: воспитывать такие черты характера, как уверенность в себе и любознательность; содействовать нравственному, экономическому воспитанию, учить бережно относиться к деньгам.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

Учащиеся узнают: как решать текстовые задачи в 1—3 действия, выбирать при решении подходящие способы вычисления, сочетая устные и письменные вычисления, оценивать полученный результат по критериям.

Учащиеся научатся: выполнять действия с величинами, использовать единицы величин для решения задач; решать практические задачи, связанные с повседневной жизнью; находить и оценивать различные способы решения.

Личностные результаты:

-осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям;

-применять правила совместной деятельности со сверстниками;

-применять математику для решения практических задач в повседневной жизни;

-оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей. 

Метапредметные:

Познавательные:

-устанавливать связи и зависимости между математическими объектами;

- применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение;



-представлять текстовую задачу, её решение в виде арифметической записи в соответствии с предложенной учебной проблемой;

-понимать и адекватно использовать математическую терминологию: различать, характеризовать, использовать для решения учебных и практических задач;

-применять изученные методы познания (моделирование, перебор вариантов).

Коммуникативные:

- использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ;

-комментировать процесс вычисления, построения, решения;

- ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить.

Работа с информацией: представлять информацию в разных формах.

Регулятивные:

- формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

-определять последовательность учебных действий; 

-осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их;

-находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

- оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.

Совместная деятельность:

-участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы; согласовывать  мнения в ходе поиска выбора рационального способа, анализа информации.

5.

Формы работы учащихся на уроке

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, самостоятельная.

6.

Оборудование

Компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, макеты домов, недоделанные проекты дачных поселков, рабочие листы.

7.

Методы и приемы обучения

Словесный, наглядный, практический, самооценка результатов работы.

Активные методы обучения: групповая работа, применение ЦОР (интерактивное задание), метод «Живые цифры», метод «Найди ошибку», метод «Творческое задание». Прием «верю-не верю».

8.

Цифровые образовательные ресурсы

https://learningapps.org/watch?v=pq4syfj1v24





Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Проверьте готовность к уроку. Садитесь. Посмотрите видеообращение ваших родителей. (прием: психологическая установка на урок). ВИДЕОРОЛИК.

Здравствуйте, ребята. Знания математики нужны в медицине, строительстве, науке, торговле, в быту. Математика учит решать жизненные проблемы и помогает лучше понимать окружающий мир. Это очень важная наука. Поэтому будьте внимательны на уроке, старайтесь выполнять задания верно. Ждем вас с хорошими отметками.

Уверена, что вы прислушаетесь к советам родителей, и все у вас сегодня получится.

Проверяют готовность к уроку. Садятся на места.

Слушают видеообращение от родителей, настраиваются на активную работу.

Личностные:

-осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям.

2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи (7 мин)







СЛАЙДЫ 2-6.

С чего начинается работа на уроке математики? Зачем это нужно? (активизировать познавательную деятельность).

1. Метод «Живые цифры»

Возьмите в руки таблички с цифрами. Я читаю задание. Вы поднимаете табличку с правильным ответом.

173●0+(10000 – 9996)= 4 (Сергей, Даниил)

-Сколько треугольников на картинке?

t1748327821aa.jpg

Ответ: 6 (Алиса, Артем)

-Масса бурого медведя 500 кг. Сколько это центнеров? Ответ: 5 (Полина, Саша)

- Сколько десятков второго класса содержится в числе 385 970?

Ответ: 8 (Савелий, Даша, Арина)

-Выберите верные высказывания для рисунка.

1) если фигура синего цвета, то это четырехугольник;

2) если фигура желтого цвета, то это не квадрат;

3) если фигура не закрашена, то это прямоугольный треугольник.

Ответ: 2 и 3 (Андрей, Ваня, Вадим, Соня)

-Молодцы, с этим заданием справились.

2. А сейчас выполните интерактивное задание и узнаете тему урока. Внимание на экран (ссылка). Даны числа: 10, 100, 1000, 10000. Вам нужно составить пазл, правильно вставив эти числа в соотношения. Выходите по одному поочередно от каждой группы, выбираете любое из данных чисел и нажимаете на нужный фрагмент пазла. Если ученик ошибся, у группы есть возможность ему помочь.

Пазл собрали, молодцы.

На какую тему было задание? (величины)

Как думаете, почему? (мы изучали эту тему последние уроки).

Какие действия можно выполнять с величинами? (решение задач, сравнение величин, умножение и деление величин).

Догадайтесь, какая сегодня тема урока? (НА ДОСКУ НА КАРТОЧКЕ). Определите цель?

Внимание на фото. Перед вами фото недоделанного проекта дачного поселка. Чего не хватает? (домов). Выполняя предложенные задания в группах, вы будете получать домики, у вас появится возможность доделать проект.

Если группа справляется с заданием-получает 2 домика, если не справляется – не получает. Ребята, которые успешно справятся с заданием, могут помочь тем, у кого возникнут затруднения.

Вспомните по 1 важному правилу работы в группах.

Каждый будет оценивать свой вклад в работу группы. На рабочем листе есть изображение дома, у него 4 этажа – по количеству заданий. За каждое задание будете наклеивать блоки. Блок – это современный строительный материал. СЛАЙД 7

2 блока - выполнил верно, 1 блок – с ошибками, 0 блоков – не справился с заданием. Критерии тоже записаны у вас в рабочем листе.

Оцените свою устную работу – наклейте заработанное количество блоков на 1 этаж дома.

Итог: с устным этим справились. Вручение домиков.

Но в современном мире нужно не только уметь выполнять действия с величинами на уроке математики. Важно уметь использовать эти знания при решении задач, связанных с повседневной жизнью. В этом и заключается математическая грамотность человека.

Формулируют ответы на вопросы.




Выполняют предложенные задания устно.



















Выполняют интерактивное задание.

Определяют знания по теме.


Формулируют ответы на вопросы.

Формулируют тему урока

Формулируют цель урока.


Отвечают на вопросы.

продолжать выполнять действия с величинами.





Слушают учителя.



Повторяют правила совместной работы.









Проводят самооценку своей деятельности.


Познавательные:

-понимать и адекватно использовать математическую терминологию;

-устанавливать связи и зависимости между математическими объектами;

-применять базовые логические универсальные действия: сравнение, анализ, классификация (группировка), обобщение.

Коммуникативные: формулировать ответ; комментировать процесс вычисления.




Регулятивные:

формулировать тему и цель урока с помощью учителя; определять последовательность учебных действий;  осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их.


3. Работа по теме урока (10 мин)

Сядьте правильно. В рабочих листах запишите сегодняшнее число. Классная работа.

Подумайте, с чего начинается строительство дома? (с заливки фундамента). Кто знает, какие материалы необходимы для заливки фундамента? Фундамент бывает каменный (из природного камня и цемента) и бетонный (из щебня и цемента). (межпредметная связь с окружающим миром) СЛАЙД 8

Прочитайте задачу 1. (на отдельных листах по 2-3 на группу и на СЛАЙДЕ 9).

 При строительстве дачи можно использовать один из двух типов фундамента: каменный и бетонный. Для каменного фундамента необходимо 10 тонн природного камня и 10 мешков цемента. Для бетонного фундамента необходимо 8 тонн щебня и 50 мешков цемента. Тонна камня стоит 1600 рублей, щебень стоит 700 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 200 рублей. Сколько рублей будет стоить наиболее дешевый вариант для заливки фундамента?

Чтобы облегчить вам работу, я выделила данные по каждому виду фундамента на слайд. СЛАЙД 10.

Метод «Динамическая пара».

Для быстрого решения задачи предлагаю поделиться на подгруппы. 1 подгруппе предлагаю высчитать стоимость каменного фундамента, а 2 подгруппе – бетонного.

После обсуждения и выполнения расчетов на черновиках, в рабочие листы запишите только ответ.

СЛАЙД 11 Фронтальная проверка (каменный – 18000 р., бетонный 15600р.). У кого были сложности? Какие?

Вручение домиков.

Самооценивание деятельности – 2 этаж дома заполняем строительными блоками, соблюдая критерии.

Сделайте вывод: зачем нам нужно уметь решать практические задачи, связанные с жизнью?

Оформляют рабочую страницу.

Формулируют ответы на вопросы.





Читают и анализируют задачу.

Выполняют задание, комментируют свои действия.




Проводят самооценку своей деятельности.



Выполняют решение, оформляют работу письменно.



Выполняют проверку фронтально, зачитывают ответ задачи.

Проводят самооценку своей деятельности.


Формулируют вывод.

Личностные:

осознавать необходимость изучения математики; применять правила совместной деятельности; применять математику для решения практических задач; оценивать свои успехи, намечать пути устранения трудностей. 

Познавательные:

устанавливать связи и зависимости между математическими объектами; применять базовые логические универсальные действия; понимать и адекватно использовать математическую терминологию.

Коммуникативные: использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ; комментировать процесс вычисления, решения; ориентироваться в алгоритмах, воспроизводить.

Регулятивные: определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; находить ошибки в своей работе.

Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности.

4.Самостоятельная работа (10 мин)

Если будет время:

Прием «Верю - не верю». Каждой команде дается вопрос по теме «Величины».

Давайте поиграем в игру. Я читаю утверждение группам поочередно. Если вы верите, отвечаете «верим», если нет –«не верим».

-Верите ли вы, что площадь измеряется в линейных мерах? (не верим);

-верите ли вы, что площадь участка прямоугольной формы – это сумма всех сторон? (не верим)

-верите ли вы, что длину участка прямоугольной формы можно найти, поделив площадь на ширину? (верим)

-верите ли вы, что ширина прямоугольного участка – это частное площади и длины? (верим). Итог.

-Ребята, а вы знаете, как называется специалист, который руководит строительным коллективом? (прораб). Назначаю прорабами Алису и Артема. Вы будете оценивать работу ребят в следующем задании и выдавать каждому блоки.

Критерии оценивания:

1)высказывание своего мнения по теме задания (верные);

2)правильное письменное оформление задания в рабочем листе.

Обычно к дачному дому примыкает земельный участок. Для чего?

Прочитайте задачу 2 (СЛАЙД 12). Обсудите в группах, в рабочий лист запишите решение и ответ.

Участок прямоугольной формы примыкает к дому, длина которого 10 м. С трех сторон участок обнесен изгородью длиной 150 м. Чему равна площадь этого участка?

Проверка по образцу на слайде (СЛАЙД 13).

Оценка работы детей прорабами.

Оценка работы групп (справились с заданием?). Вручение домиков.

Итог. Нужно ли знать площадь земельного участка? Зачем? И еще раз мы убедились, что без математики в жизни не обойтись.
















Слушают учителя. Отвечают на вопросы.



В группах выполняют задание.








Выполняют проверку по образцу.



Выполняют оценку работ.

Личностные результаты:

осознавать необходимость изучения математики; применять математику для решения практических задач; оценивать свои успехи, намечать пути устранения трудностей. 

Познавательные: устанавливать связи и зависимости между математическими объектами; представлять текстовую задачу в виде арифметической записи; понимать и адекватно использовать математическую терминологию.

Коммуникативные: использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; формулировать ответ; комментировать процесс вычисления, решения; ориентироваться в алгоритмах: воспроизводить.

Регулятивные: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их.

Совместная деятельность: участвовать в совместной деятельности: распределять работу между членами группы; согласовывать  мнения в ходе поиска выбора рационального способа, анализа информации.

5.Включение в систему знаний. (10 мин)


Посчитайте, сколько домиков у каждой группы?

Метод «Творческое задание»

Настало время доделать проект дачного поселка. (выдать карту поселка). Вам пришло письмо от будущих жителей. Они написали свои пожелания по размещению домов. Нужно выполнить задание, заполнить карточки и с помощью карточек презентовать свой проект. Участвовать в работе должны все. (в презентации 2-3 чел.).

В выступлении каждой группе нужно показать (критерии):

1.правильность размещения домов (соблюдение условий письма)

2.определение количества жителей дачного поселка

3.красиво оформленный проект (эстетичность работы).

(критерии указать в письме).

Презентация проектов (несколько человек).

Оцените свой вклад в работу группы- 4 этаж дома. Самооценка.

Итог работы: Вы верно выполнили задание, доделали проект. Это результат вашей работы на протяжении всего урока. Важно, что вы показали, как умеете работать в команде, решать жизненные задачи, работать с текстом, выполнять расчеты.






Выполняют групповое творческое задание.










Презентуют работу.

Проводят самооценку своей деятельности.


Личностные результаты: применять правила совместной деятельности со сверстниками; оценивать свои успехи, намечать пути устранения трудностей. 

Познавательные: применять базовые логические универсальные действия; понимать и адекватно использовать математическую терминологию; применять изученные методы познания (моделирование, перебор вариантов).

Коммуникативные:

использовать текст задания для объяснения способа и хода решения математической задачи; комментировать процесс вычисления, построения, решения.

Работа с информацией: представлять информацию в разных формах.

Регулятивные: определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их.

Совместная деятельность:

участвовать в совместной деятельности.

6. Подведение итогов. Осуществление рефлексии учебной деятельности на уроке.

(5 минут)

Подсчитайте количество заработанных блоков и обведите отметку, которую заработали. Я соберу работы и проверю.

Люди какой профессии выполняют проекты домов и поселков? Кому понравилась эта работа?

Подведем итог работы.

Чему мы сегодня продолжали учиться? Какие задания выполняли? Где это пригодится?

Какие задания вызвали сложность? Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию?

Итог: ребята, мы хорошо поработали, мне хочется похвалить… Некоторым немного не хватило старания, но я верю, что у вас все получится.

Дома составьте задачу по теме «Величины», по выбору 2 задания в р.т. на с. …

Оценивают свою работу на уроке.

Подводят итоги работы.

Личностные: осознавать необходимость изучения математики для адаптации к жизненным ситуациям; оценивать свои успехи в изучении математики, намечать пути устранения трудностей. 

Регулятивные: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности, объективно оценивать их; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; оценивать рациональность своих действий, давать им качественную характеристику.













в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации