Технологическая карта урока математики в 4 классе по теме "Решение задач на встречное движение"
Предмет: математика
Класс: 4
Тип урока: открытия нового знания
УМК: Школа России
Учитель:
Технологическая карта
Решение задач на встречное движение | | ||||||
Цель | Учить решать задачи на движение, строить модели, различать понятия «скорость сближения», « скорость» | | |||||
Задачи | | | |||||
Формируемые УУД | Личностные: уметь преобразовывать модели, понимать значение материала в повседневной жизни, аргументировать свою точку зрения Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу, организовывать и контролировать работу в парах, анализировать правильность выполнения заданий, оценивать собственную деятельность Познавательные: выбирать прием вычислений, проверять гипотезы, моделировать практическую ситуацию при решении задач Коммуникативные: уметь конструировать высказывание, планировать сотрудничество с учителем и учениками, приводить примеры, используя математические термины. | | |||||
Основные понятия | Движение, скорость, общая скорость, время, расстояние, встречное движение | | |||||
| | ||||||
Этап урока | Деятельность учителя | Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | | | ||
| |||||||
1.Мотивационно-целевой этап 1.1 Создание мотивационной основы учебной деятельности 1.2 целеполагание | Предлагает материал для наблюдения, вопросы, практические задания, результатом выполнения которых будет осмысление цели урока Предлагает найти общий признак у объектов: лошадь, самолет, человек, велосипед, автомобиль, поезд. -Движение. Задает вопросы. Организует обсуждение. -Вы двигаетесь вперед в своем развитии, узнаете новое, достигаете целей – это тоже движение. Предлагает расположить карточки со стрелками в разных вариантах. | -Рассмотрите изображения на доске -Что может объединять эти объекты? Какое действие? -Движение нас сопровождает всю жизнь, не только, когда мы двигаемся на транспорте или идем пешком. А где еще? -Что такое движение? (перемещение объекта в определенном направлении) -В каком направлении? Как могут двигаться объекты по отношению друг к другу? -Покажите на карточках – стрелках, которые лежат у вас на партах. -Назовите, что это за буквы и как они связаны с движением? Какие величины обозначают? S t V -Какие задачи сегодня будем учиться решать? | Взаимодействуют с учителем. Отвечают на вопросы. Называют, что все они могут двигаться. Отвечают на вопросы Работают в парах с карточками, показывая разное направление (в одном направлении, навстречу друг другу) Делают вывод. Отвечают на вопрос (скорость, время, расстояние) Пытаются сформулировать тему и цель | ||||
2. Актуализация знаний | Устный счет 1)Организует работу по повторению правила нахождения скорости, времени, расстояния 2)Предлагает решить цепочку примеров и составить слово 3)работа с сигнальными карточками –нет – да -Помним, если мы ошибаемся, то легко можно исправиться. Следуем девизу наших уроков: Смог ошибиться, сможешь исправиться! | -Вспомните, как взаимосвязаны эти величины. Сформулируйте (дополните) правило: Чтобы найти скорость, надо… Чтобы найти время, надо… Чтобы найти расстояние, надо… -Решите примеры и найдите карточку с ответом. На обратной стороне карточки написана буква. Если вы правильно решите, то получится слово. 32*4 Д 720:8 В 800:100 И 56*20 Ж 26*5 Е 810:81 Н 36*5 И 480:3 Е -Работаем с сигнальными ладошками -Верно или неверно: -В 1 часе 60 минут? - В 1 метре 1000 сантиметров? -Скорость измеряется в км/ч? -В 1 километре 1000 метров? -В 1 минуте 100 секунд? | Формулируют правило. У доски составляют пары из карточек S= V * t t= S:V V= S:t Решают примеры, составляют слово ДВИЖЕНИЕ Анализируют Определяют истинное или ложное высказывание | ||||
| | | | ||||
3. Открытие новых знаний 4. Первичное закрепление. Применение знаний для решения учебно-практических задач | Организует практическую работу и разбор задачи. Задает вопросы. Организует работу по чтению чертежа к задаче. Объясняет, что такое скорость сближения. Комментирует, что общая скорость-это сумма двух скоростей. Вызывает двух учеников Организует самостоятельную работу учеников, поясняет, если необходимо, способ решения | Работа над задачей стр.16 № 61 -О ком говорится в задаче? (о лыжниках) -Что известно? -Что знаем о времени движения? -Как движутся лыжники? В одном направлении? (навстречу друг другу) -Это задачи на встречное движение, новый вид, которые сегодня научимся решать. -Кто придет быстрее к месту встречи? Почему? -Как на чертеже показать, какое расстояние прошёл первый лыжник? Второй? -Можем сразу ответить на вопрос задачи? -Что узнаем каждым действием? 2)Решение задачи другим способом -Наглядно покажем, как двигались лыжники. -Сколько раз сближались лыжники? - На сколько км сблизились? Это скорость называется скоростью сближения (общая скорость). -Как ответить на главный вопрос задачи? По какой формуле находим S? Запишите решение задачи. -Каким способом удобнее решать, почему? -Что такое скорость сближения? Аналогичная работа с задачами № 61(2), 61(3)- по рядам. Решают разными способами. -Как решить другим способом? -Каким способом для вас удобнее и быстрее решить? | Читают задачу про себя, вслух. Анализируют и читают чертеж. Отбирают необходимую информацию, отвечают на вопросы. У доски показывает учащийся Записывают решение и пояснения Пара показывает движение лыжников. Делают вывод. Читают карточку на доске. Скорость сближения Объясняют способы решения. Выбирают формулу. S= V * t Записывают решение: 1способ 1)12*3=36(км) - прошел первый лыжник 2)14*3=42(км) – прошел второй лыжник 3)36+42=78(км) - расстояние между посёлками Ответ:78 км 2способ 1)12+14=26(км/ч)- скорость сближения лыжников 2)26 *3=78(км)- расстояние между посёлками Ответ:78 км Записывают решение самостоятельно 1)12+14=26(км/ч) - скорость сближения лыжников 2)78:26=3 (ч) - время встречи Ответ: через 3 часа встретятся лыжники. | ||||
| Организует деятельность по применению новых знаний в соответствии с алгоритмом решения. Организует индивидуальную помощь ученикам, испытывающим затруднение. | Самостоятельная работа в печатной тетради № 30 | Самостоятельное решение задачи. Самоконтроль | ||||
5. Включение новых знаний в систему знаний и повторение | Организует работу по карточкам Предлагает решить познавательные задачи на движение о животных. Предлагает вариант ответов для самоконтроля. Обращает внимание на бережное отношение к животным | Индивидуальная работа по карточкам -Реши познавательную задачу, найди скорость движения животных. -Посмотри на изображение животного на доске, проверь свой ответ. Задачи: -Касатка развивает скорость до 55км/ч. Какое расстояние проплывет касатка за 6 часов? -Волк двигался со скоростью 48 км/ч, а гепард навстречу ему со скоростью120 км/ч. Они встретились у водопоя через 12 часов. Какое расстояние пробежал каждый из них? -Тигр преодолел расстояние 240 км за 3 часа, а зебра - за 4 часа. С какой скоростью двигались животные? -Назовите, какие животные из них находятся под охраной? (тигр, в том числе Амурский, гепард, некоторые виды зебр, касатка) Работа по учебнику -найди значение выражение стр. 64 | Выполняют индивидуальную работу по карточкам. Решают задачи. Сравнивают ответ с эталоном на доске. Самоконтроль 330км 14 км 80 км/ч 60 км/ч Записывают решение в тетрадь | ||||
6. Рефлексия | Организует работу по анализу деятельности учащихся с использованием рефлексивных сигнальных карточек. Задает вопросы, помогающие осмыслить достижение целей учебной деятельности, использования материала урока в реальной жизни На доске карточки – ладошки, напоминает: Красная ладонь с изображением мусорного бака - знания не пригодятся, ничего не понял. Желтая с изображением компьютера – понял, но надо еще потренироваться, испытывал трудности. Зеленая с изображением чемодана – все понял, возьму в свой багаж знаний, пригодится в жизни | -Какую цель мы ставили в начале урока? -С каким новым понятием при решении задач на движение познакомились? -В какой ситуации в жизни нам можно применить умение решать такие задачи? -Выберите сигнальную ладошку и поясните, что удалось на уроке? -Поняли или нет? -Что вызвало наибольшее затруднение? | Отвечают на вопросы. Определяют и анализируют собственную работу на уроке. Поясняют, почему выбрали именно такую сигнальную ладошку. Отмечают, что получилось, что вызвало затруднение. | ||||
7.Домашнее задание | Предлагает одно задание на выбор | Выбирают предложенное задание: Составить свои 2 задачи на встречное движение и решить их. Выполнить задания в учебнике № 62 стр.16 | Записывают домашнее задание по выбору | ||||
8.Оценка деятельности учащихся на уроке | Оценивает работу, выставляет отметки | | |