Технологическая карта урока математики в 5 классе по УМК Н.Я. Виленкина
Технологическая карта урока
Предмет | Математика |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Технология построения урока | Проблемно-диалоговая. |
Тема | Измерение углов. Транспортир. |
Цель | создание условий для овладения обучающимися знаниями о градусной мере угла и способе её измерения. |
Основные термины, понятия | Транспортир, величина угла, градус, градусная мера угла. |
Планируемый результат | |
Предметные умения иметь представление о понятиях "величина угла", "градусная мера угла"; знать единицу измерения угла – «градус»; уметь измерять величину угла разными способами (на глаз, наложением); уметь измерять величину угла с помощью транспортира; уметь строить в тетради угол заданной величины. | Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности, ее мотивом и её результатом; определять общие для всех правила поведения в коллективе и в группе; оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей). Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять и формулировать цель деятельности на уроке; составлять инструкцию и формулировать правила; высказывать свое предположение на основе учебного материала; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Познавательные УУД: осуществлять сравнение и классификацию, указывая на её основание; уметь использовать компьютерные технологии для достижения своих целей; строить логически обоснованные рассуждения; самостоятельно составлять инструкции и планы и уметь по ним работать. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе и коллективе; отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, прислушиваясь к мнению других. |
Организация пространства | |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция Математика: учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др.- М.; Мнемозина, 2013 Технические средства обучения ПК и МД проектор с презентацией Power Point по теме. |
Дидактические задачи этапов урока
№ п/п | Этапы урока | Дидактические задачи (цель этапа) |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность. |
2 | Актуализация знаний и пробное учебное действие | Активизировать соответствующие мыслительные операции (анализ, обобщение, классификация, сравнение) и познавательные процессы (внимание, память). |
3 | Выявление места и причины затруднения | Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения и выявить место затруднения. |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Создать условия для формулировки цели урока и постановки учебных задач, определить средства достижения цели. |
5 | Реализация построенного проекта | Реализовать построенный проект в соответствии с планом, зафиксировать новое знание в речи и знаках. |
6 | Первичное закрепление | Организовать усвоение учениками нового способа действия. |
7 | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Создать условия для выполнения самостоятельной работы. |
8 | Включение в систему знаний и повторение | Обеспечить усвоение новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Выявить качество уровня овладения знаниями; проанализировать и оценить качество полученных знаний. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||
Мотивация к учебной деятельности | Регулятивные: самоконтроль; организация учебного места Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог | Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку. Что должно находиться на вашем рабочем месте сегодня, на уроке? Почему? Французский писатель XIX века Анатоль Франц однажды заметил, что: «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать эти знания, нужно поглощать их с аппетитом». Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету. Будем активны, будем поглощать знания с большим желанием, потому что они пригодятся вам в дальнейшей жизни. | Дети проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. | ||
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Предметные: - правильно называть геометрические фигуры; - сравнивать фигуры способом «наложения» Метапредметные (УУД): познавательные: - выполнять классификацию; - обосновывать основание для классификации; - выполнять анализ; регулятивные: - осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. | 1) Какую геометрическую фигуру мы проходили на прошлом уроке? 2) Дайте определение угла. 4) Какой угол называется развернутым? прямым? 5) Какие еще бывают углы? 6) Придумайте вопрос по рисунку и задайте кому-либо из класса. | Учащиеся воспринимают информацию учителя, отвечают на его вопросы, вспоминают понятия прошлых занятий. | ||
Выявление места и причины затруднения | Предметные: - выполнять изменения свойства фигуры в зависимости от указанного признака. Метапредметные (УУД): познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); регулятивные: -высказывать свое предположение; коммуникативные: -точно и полно выражать свои мысли | Какой из углов, изображенных на рисунке наименьший? Кто знает, как называют прибор для измерения углов? Задание: измерьте с помощью транспортира эти углы. Давайте сравним полученные результаты измерений. Почему они получились разные? В чем проблема? Как решить эту проблему? (Нужно создать общий алгоритм измерения углов при помощи транспортира).
| Учащиеся предлагают свои решения. Отвечают на вопросы. Работают в группе: Учащиеся выполняют решение предложенной задачи и многие понимают, что необходимо знать алгоритм измерения углов с помощью транспортира. | ||
Построение проекта выхода из затруднения | Личностные: выражение своих мыслей, познавательная мотивация; Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, создание алгоритма действий Коммуникативные: постановка вопросов, умение их задавать; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Можете сформулировать тему урока? Тема урока: «Измерение углов. Транспортир». Цель урока: Научиться измерять углы с помощью транспортира. Задачи: - научиться пользоваться транспортиром; - научиться измерять углы; - научиться откладывать углы. Оказывается, угловая мера возникла много тысяч лет тому назад в древнем Вавилоне. Предполагают, что это было связано с созданием первого календаря. Древние математики нарисовали круг и разделили его на столько частей, сколько дней в году. Но они думали, что в году не 365, а 360 дней. Поэтому круг, обозначающий год, они разделили на 360 равных частей. Такое изображение было очень полезным, на нем можно было отмечать каждый прошедший день, и видеть, сколько дней осталось до конца года. Каждой части дали название – градус. Градусная мера сохранилась и до наших дней. Возраст транспортира составляет около 3400 лет. А теперь вернемся к измерению наших углов. Так как же правильно пользоваться транспортиром? Теперь сравним ваши ответы с алгоритмом (на экране). Правило: 1.Приложить центр транспортира к вершине угла; 2.Совместить линейку транспортира с одной из сторон угла; 3.Отсчитать от отметки 00 количество делений до второй стороны; 4.Записать, чему равна величина угла. | Отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, цель и задачи. Делают предположения. | | |
Реализация построенного проекта | Предметные: уметь измерять углы с помощью транспортира; уметь строить угол заданной величины. Метапредметные (УУД) регулятивные: работать по плану; познавательные: осуществлять сравнение и анализ учебного материала; коммуникативные: уметь организовать учебное сотрудничество; - уметь аргументировать своё мнение. | А теперь еще раз измерьте углы пользуясь алгоритмом и запишите результаты. Задание 1. Отложите угол равный 1350 . Учитель выполняет построения на доске по правилу. А
О В | Обучающиеся предлагают варианты шагов для выполнения построения, формулируют правило. Правило: 1.Начертить луч ОВ; 2.Приложить к началу луча центр транспортира, совместив со стороной угла ОВ; 3.Найти отметку 1350 и поставить точку; 4.Соединить данную точку с началом луча О; 5.Отметить точку А и выделить угол. | | |
Первичное закрепление | Предметные: уметь сравнивать углы «наложением»; уметь измерять углы с помощью транспортира; Метапредметные (УУД) регулятивные: уметь проводить сравнение и анализ; познавательные: осуществлять сравнение и анализ учебного материала; коммуникативные: уметь организовать учебное сотрудничество в паре. | Задание 2. Измерьте углы, представленные на экране и запишите результаты в тетрадь.
Задание 3. Работа в парах по плану. На каждую парту выданы 6 шаблонов углов, вырезанных из красной, желтой и зеленой бумаги (по три пары равных). Данные шаблоны в дальнейшем будут использованы для рефлексии. План работы: 1.Сравните углы наложением. 2.Разбейте на две группы. 3.Выполните измерение своих трех углов. 4.Сравните результаты с напарником. 5.Оцените работу напарника и себя. Учитель подводит итоги, выявляет пробелы для коррекции на следующем этапе. | Обучающиеся выполняют практическое задание самостоятельно и по плану. | | |
Физкультминутка | Личностные: осознание ценности здоровья. | Покажите руками угол 90°, 180°. Покажите руками острый угол, тупой угол. Покажите рукой, где вокруг нас есть прямые углы. Повернитесь на 180°. А теперь на 90°. | Выполняют физические упражнения. | | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Предметные: умение строить угол, измерять угол; Метапредметные: регулятивные: уметь проводить сравнение и анализ; Личностные: активность при решении математических задач | В ыполняют самостоятельную работу по готовым чертежам. Далее стр.251. №1649,1650. | Выполнение самостоятельной работы по алгоритму. Результаты записывают в тетрадь. Далее проверяем по экрану. | | |
Включение в систему знаний и повторение | Личностные: умение вносить коррективы в свои вывод Метапредметные: умение представлять результаты своей работы в устной форме. | Ответьте на следующие вопросы: - С какой темой познакомились на уроке? - Для чего служит транспортир? - На сколько делений разделена шкала транспортира? - Что такое градус? Как его обозначают? - Сколько градусов содержит прямой угол? - Сколько градусов содержит развёрнутый угол? - Расскажите, как измеряют углы транспортиром. | Отвечают на вопросы, делают выводы. | | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Личностные: устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Метапредметные (УУД): регулятивные: осуществлять самоконтроль; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ? У вас на столах лежат ваши макеты углов, которые вы измеряли. Они разных цветов: красный, желтый и зеленый. Оцените с помощью этих фигур результат урока: - если вы всё поняли, и научились всему вышесказанному, поднимите зелёный уголок; - если вы не всё поняли – желтый; - если вы ничего не поняли и ничему не научились – красный. | Обучающиеся оценивают свою работу на уроке, анализируют полученные знания, сопоставляют с поставленными задачами и оценивают свою работу на уроке. | | |
Информация о домашнем задании | коммуникативные: умение слушать | п.42 (читать, учить определения) № 1682,1683. Творческое задание: сочинить сказку про транспортир. | Записывают домашнее задание в дневник. | |