12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власенко Марина Ивановна7639
Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
​​​​​​​
П. И. Чайковский "Лето"
MP4 / 19.26 Мб

Урок музыки в 4 «А» классе (УМК «Школа России»)

Тема

«Мастерство исполнителя»

Педагогическая цель

Познакомить учащихся с великими исполнителями инструментальной и вокальной музыки, показать связь выразительности исполнения с содержанием и настроением исполняемого произведения.

Тип урока

Закрепление изученного

Планируемые результаты (предметные)

Научиться выделять чувства и эмоции человека, выраженные в музыке; осмысленно владеть способами певческой деятельности; проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней; эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление; понятно, точно, корректно излагать свои мысли; осознанно отличать звучания различных инструментов; оперировать терминами.

Личностные результаты

Проявлять стремление к красоте и гармонии; приобретают эстетический взгляд на мир; оценивать и сознательно выстраивать эстетическое отношение к себе, другим людям, Отечеству.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

регулятивные – развивать голос, слух, слушательскую культуру; выполнять действия в качестве слушателя, исполнителя; выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

познавательные: научиться слушать музыку, исполнять музыкальное произведение, характеризовать музыку; ставить вопросы, формулировать проблемы; осуществлять сбор информации; применять и представляют информацию;

коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии; уметь вести диалог, слушать собеседника; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; определять цели, функции участников, способы взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Методы и формы обучения

Словесная, фронтальная, индивидуальная, практическая.

Основное содержание темы, понятия и термины

Вокальная музыка, инструментальная музыка, исполнитель.

Образовательные ресурсы

Конспект, м/м презентация, учебник, музыкальный материал: Сюита «Шутка» Бах, Симфония №40 Моцарт, «Патетическая соната» Бетховен, «Утро» Григ.







Технологическая карта урока.

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

1.Приветствие учащихся, эмоциональный настрой учащихся, проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте ребята

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

-Проверим готовность к уроку. На партах у вас должны лежать пенал, учебник и рабочая тетрадь.

-Покажите мне, как должны сидеть настоящие ученики? Спинку мы держим ровно, ручки сложены на парте, ножки стоят на полу или на подставке.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание


Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II.Актуализация знаний.

Цель: закрепить знания, повторить учебный материал, пройденный ранее, развитие логического мышления.

1. Беседа

С каким композитором мы работали на прошлом уроке?

Какие музыкальные произведения прослушивали? (Революционный этюд, прелюдия 3 20)

Дайте им характеристику.

Что вам запомнилось из биографии Шопена?

Молодцы ребята, в очень хорошо запомнили тему прошлого урока, пора узнать, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.

Задает вопросы по ранее изученному материалу;

закрепляет знания учащихся.

Отвечают на вопросы учителя.

III. Целеполагание.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.


1.Проблемная ситуация.



2.Формулирование темы и целей урока


Скажите ребята, как называется человек, исполняющий песни? (певец).

Как называется человек, который пишет песни и музыку к ним? (композитор).

Как называется человек, который играет музыку? (МУЗЫКАНТ).

Откройте учебник на странице 118 и прочтите тему нашего урока.

Какие целы, мы поставим перед собой?

Сообщает уч-ся цель учебного занятия; показывает значимость изучаемого материала; создает проблемную ситуацию; актуализирует опыт уч-ся.

Принимают учебную задачу; используют имеющиеся знания; Слушают учителя; Отвечают на вопросы.

IV. Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение учащимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определённому выводу (обобщению)

Создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

1. Беседа о исполнителях










2. Работа с учебником на с 118-119










3. Знакомство с С.Я. Лемешевым









4.Прослушивание арии «Евгений Онегин» из оперы Ленского







5. Знакомство с С. Рихтер











6.Прослушивание пьесы «Весна» из цикла «Времена года»







7. Исполнение песни «Катюша»

Музыкант-исполнитель – настоящий творец. Он интерпретирует, т.е. по-своему истолковывает музыку, предлагает свое понимание произведения. Нотная запись – это схема, где все указания носят несколько условный характер, представляя исполнителю воплощать их по своему усмотрению. Можно играть или петь чуть громче или чуть тише, чуть медленнее или быстрее, чуть резче или чуть мягче, лиричнее или экспрессивнее. Все зависит от исполнителя – его понимания произведения, даже от его настроения. Практически невозможно одинаково исполнить одно и то же произведение.

А теперь, ребята, откройте учебники на стр.118-119. Как вы думаете. чьи это портреты? (ответы ребят) У нас на развороте учебника есть фотографии великих исполнителей. Это и инструменталисты, и вокалисты. Давайте познакомимся с великими исполнителями вокальной и инструментальной музыки.

Советский дирижер Борис Эммануилович Хайкин говорил о Сергее Лемешеве следующее: «Я встречался и выступал со многими выдающимися артистами разных поколений. Но среди них есть только один, которого я особенно люблю — и не только как товарища по искусству, но прежде всего, как артиста, озаряющего счастьем! Это — Сергей Яковлевич Лемешев. Его глубокое искусство, драгоценный сплав голоса и высокого мастерства, результат большой и упорной работы, — все это несет печать мудрой простоты и непосредственности, проникая вам в сердце, задевая сокровеннейшие струны. Где бы ни появилась афиша, извещающая о концерте Лемешева, заведомо известно, что зал будет переполнен и наэлектризован! И так на протяжении пятидесяти лет. Когда мы с ним выступали вместе, я, стоя за дирижерским пультом, не мог отказать себе в удовольствии украдкой посмотреть в боковые ложи, доступные моему взгляду. И я видел, как под воздействием высокого артистического вдохновения одушевлялись лица слушателей».

Я вам предлагаю послушать арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» в исполнении Сергея Лемешева и оркестра под руководством Бориса Хайкина. Запишите в тетрадь опера «Евгений Онегин» ария Ленского.

Какую особенность оперы мы можем выделить? (трудно воспринимается на слух).

А теперь я хочу, чтобы вы познакомились с еще одним исполнителем. На с. 118 облокотившись на рояль изображен Святослав Рихтер.  Это великий советский пианист. Кстати, в марте этого года исполнилось 100 лет со дня рождения этого замечательного пианиста. В Белгородской филармонии отмечали эту дату. Рихтер был не только выдающимся пианистом, но и носителем высочайшего артистического и нравственного авторитета, олицетворением современного универсального музыканта-просветителя. Огромный репертуар Рихтера, расширявшийся вплоть до последних лет его активной жизни, включал музыку разных эпох.

Теперь я предлагаю послушать пьесу из цикла пьес «Времена года» П.И.Чайковского. какое настроение нам передал композитор? Какой лад у этой песни? (минор). Темп?

советский пианист С.Т. Рихтер во время войны вёл активную концертную деятельность, выступал в Москве, гастролировал по другим городам СССР, играл в блокадном Ленинграде. Рихтер показал КАК ДÓЛЖНО поступать в ситуации, когда Родина находится в опасности, а народ уничтожают варвары. Знаете ли вы военные песни? Исполним песню «Катюша». Одной из первых исполнила её исполнила Лидия Русланова. (Слайд 11) Давайте послушаем великую и бесстрашную исполнительницу военного времени Лидию Русланову.

Рассказывает о происхождении музыкального жанра «кант»

Задает вопросы

Слушают и воспринимают новую информацию.

V. Закрепление изученного материала.

Цель: Систематизировать и закрепить учебный материал, изученный в течение урока.

1. Беседа

Ребята, какие музыкальные произведения мы с вами прослушали на уроке?

С какими выдающимися людьми вы познакомились?

Какие чувства хотел нам передать автор?

Задает вопросы, своевременно исправляет ошибки и неточности.

Отвечают на вопросы учителя.

VI. Подведение итогов урока.

Цель: 1.Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

2.Обеспечить усвоение учащимися внутри предметных и меж предметных знаний.

1.Обобщающая беседа.

3.Выставление оценок

- Подведем итоги сегодняшнего урока.

- С какими музыкальными жанрами вы сегодня познакомились?

- С какими пианистами и исполнителями мы сегодня работали?

Какое у вас настроение от прослушивания произведений?

Организует деятельность учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений




Осуществляют активную и продуктивную деятельность, отвечают на вопросы учителя, усваивают необходимые условия для выполнения домашнего задания



Учитель___________________




Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 03.08.22 в 13:58 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Ивановна, грамотный урок!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.