Технологическая карта урока музыки на тему «Арлекин и Пьеро» (4 класс)
Технологическая карта урока музыки в 4 «В» классе.
Учитель МОУ СОШ №28 г.Сочи
Кравсун Елена Витальевна
Тема: Арлекин и Пьеро.
Цель: Различать настроения, чувства, характер человека, выраженные в музыке. Повышение творческой активности, заинтересованности, восприимчивости каждого ребенка, формирование умения мыслить.
Задачи:
Сформировать понятие народного танца – шествия «карнавал», его персонажей Арлекина и Пьеро.
Воспитать любовь к зажигательным мелодиям и ритмам, умение выражать себя в движении.
Развить вокально – хоровые навыки исполнения: чувство сопричастности к разным музыкальным интонациям.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик узнает новые знания о интонационной сущности немецкой музыки; о музыкальных произведениях, о их содержании; ученик научится определять настроение и характер немецкой музыки; получит возможность научиться слушать музыку; исполнять и инсценировать песню.
Метапредметные: овладение способностью реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем; размышление о роли интонационной выразительности и изобразительности в немецкой музыке и в жизни человека; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.
Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении немецких музыкальных произведений, развитие мотивов музыкальной и учебной деятельности, уважительного отношения к немецкой музыкальной культуре.
Основные понятия: выразительность и изобразительность немецкой музыки.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, музыкальный инструмент(фортепиано).
Иллюстрации: «Карнавал», П. Сезанн « Пьеро и Арлекин», К. Сомов «Карнавал»; портрет композитора.
Музыкальный материал: Р.Шуман «Арлекин», «Пьеро», слова Ю. Энтина, музыка А. Рыбникова песня «Буратино»,
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент |
- Ребята, меня зовут Елена Витальевна!. - Хочу поприветствовать Вас, а Вы поприветствуйте друг друга и меня. (1 слайд - Приветствие) - Ребята, обычно ли я сейчас выгляжу? (Ответы детей) -А что необычного во мне? Какая деталь одежды необычная? (Ответы детей) -Может ли человек в обычной жизни, одеваться именно так, как одета я? (ответы детей) - А почему? Куда и когда можно одеваться так? Как вы думаете? (Ответы детей) - Отгадайте загадку: Во дворце огромный зал: В нем горят лампады, свечи И послы глаголют речи, А зимой, в морозный вечер, Те, кого король позвал, Нанеся на лица краски, Облачась в костюмы, маски, Все придут на ….(Карнавал) - Что такое карнавал? ( 2, 3, 4 слайд –Карнавал) (Ответы детей, если затрудняются ответить задавать наводящие вопросы) - Карнавал – это народный танец – шествие. История карнавала начинается в Италии. Король устраивал карнавалы, в которых участвовали люди, только в красочных костюмах и масках. - Карнавал – это веселье и радость, море красок, обилие зажигательных мелодий и ритмов. Для чего прятали лица под масками на карнавале? (ответы детей) - Какие были маски на карнавале? Как вы думаете? (ответы детей) (веселые и грустные, забавные и унылые) -Привычными гостями итальянских карнавалов были любимые народные комедийные персонажи, которые давали представление, смешили и развлекали народ. - Сегодня мы с вами остановимся на двух персонажах. Он — актёр у Карабаса. Он грустит, но он не плакса. А для грусти есть причина — Нравится ему Мальвина. Даже больше! Он влюблён. Ей стихи слагает он, Взяв бумагу и перо. Как поэта звать? …(Пьеро) Посмотрите на экран… ( 5 слайд – видео с Пьеро) - Охарактеризуйте Пьеро. (ответы детей) - Сейчас послушаем пьесу «Пьеро». (6 слайд – Пьеро 53 секунды) Слушание пьесы «Пьеро» - Какими словами Вы охарактеризовали музыкальный портрет «Пьеро». - Какой он в пьесе? (ответы детей) Грустный, плаксивый, печальный. - Цветовые краски музыки? (белые, печальные.) - Есть еще один персонаж. Хоть рубаха вся в заплатах, ( 7 слайд – видео Арлекин) - Нарисуйте словесно портреты Арлекина (ответы детей) (8 слайд – Арлекин 44 секунды) Слушание пьесы «Арлекин» - Раскройте музыкальный портрет «Арлекина» - Какой он в пьесе? - Цветовые краски музыки?(яркие, красные, черные.) (9 слайд – портрет Р. Шумана) -Немецкий композитор Роберт Шуман, свой фортепианный цикл «Карнавал» посвятил любимой девушке. Только такой большой выдумщик, как Роберт Шуман, мог подарить девушке целый карнавал. (10 слайд – Фортепианный цикл Карнавал) Вывод: музыка может нарисовать музыкальные портреты героев – персонажей. |
Дети приветствуют учителя, друг друга. Отвечают на вопросы учителя. Слушают музыку, анализируют и отвечают на вопросы учителя. |
Личностные: формирование умения цели к обучению. Познавательные: формирование умения выполнять танцевальные движения. Познавательные: Умение воспринимать музыкальное произведение на слух. Умение выделить настроение и характер |
2.Постановка цели и задач урока. Первичное усвоение новых знаний. |
(11 слайд - Арлекин и Пьеро) - Тема нашего урока сегодня «Арлекин и Пьеро» и цель нашего урока различить настроения, чувства и характер человека, выраженные через музыку. (12 слайд – Вопросы) -Можно ли считать пьесы «Арлекин и Пьеро» музыкальными портретами? - Какими показаны персонажи этих пьес? |
Дети вместе с учителем ставят цель урока. Определяют характер и настроение. Беседуют, отвечают на вопросы. |
Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя. Познавательные: умение ставить цель урока. Умение давать образную характеристику музыки. Умения высказываться. |
3. Первичное усвоение новых знаний. |
- Ребята, а похожи ли персонажи с которыми мы с Вами познакомились, на музыкальные лады? (ответы детей) Как их зовут? (ответы детей) (13 слайд – Мажор, Минор) Немного поиграем. Девочки – это веселые клоуны, а мальчики грустные клоуны. (14 слайд – игра) |
Слушают песню, выполняют движения. Определяют характер и настроение. Беседуют, отвечают на вопросы. Разучивают песню. |
Познавательные: умение эмоционально исполнять музыкальное произведение. Умение давать образную характеристику музыки. Умения высказываться. |
4. Актуализация знаний. |
- А кто является зазывалой, затейником карнавала? (клоуны) - Посмотрите на экран. (15 слайд – Петрушка) В разных странах по разному называли весельчаков и балагуров. У нас в России Петрушка, в Норвегии Кашперле, во Франции Полишинель, в Италии Пульчинелла, а Англии Панч. |
Анализируют, отвечают на вопросы учителя |
Познавательные: Умение выделить настроение и характер. |
5. Обобщение. |
- Ребята, скажите, в каком фильме мы с Вами одновременно встречаем и Пьеро и Арлекино? (Ответы детей) - А кто же главный персонаж в этом фильме? Песня Буратино (16 слайд – песня Буратино) |
Поют вместе с учителем. |
Познавательные: умение эмоционально исполнять музыкальное произведение. |
6. Контроль. |
Дома задание: Ребята я раздаю Вам конверты- сюрпризы в которых находится главный атрибут карнавала. Вы должны выразить свои эмоции от урока, на этом атрибуте. Послушайте еще раз дома эти музыкальные пьесы. |
Получают домашнее задание. |
Регулятивные: умение оценивать результат своей деятельности. |
7. Рефлексия. |
- Прочитайте тему нашего урока. - Что нового мы узнали на уроке? - Понравился ли вам урок? - Встали. (17 слайд – Спасибо за внимание) |
Читают тему урока, отвечают на вопросы учителя и выходят под музыку из класса. |
Личностные: формирование адекватной самооценки. Регулятивные: самоконтроль. |