Технологическая карта урока на тему «Словосочетание. Простое предложение» (Русский язык, 6 класс)

2
0
Материал опубликован 5 September 2021

Технологическая карта урока

Учитель: Новичкова Ольга Викторовна

Класс: 6

Тема: «Словосочетание. Простое предложение»

Тип урока: открытие нового знания

Учебник: Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2ч. / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2018

Задачи: создание условий для повторения изученного в 5 классе материала; развитие у обучающихся познавательных психических процессов; содействие воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные: знать о номинативной функции словосочетания, уметь самостоятельно составлять словосочетания из предложенных слов; применять на письме основные правила орфографии и пунктуации

Метапредметные познавательные: переработка информации и создание нового продукта; регулятивные: работа по составленному плану; использование дополнительных средств; уметь соотносить свои действия с планируемым результатом; коммуникативные: доносить свою точку зрения до других, владеть приёмами монологической и диалогической речи; принимать точку зрения другого; использовать речевые средства в соответствии с поставленной коммуникативной задачей для выражения собственных мыслей; владеть формами устной и письменной речи

Личностные: речевое совершенствование; приобретение достаточного объёма словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при составлении словосочетаний и предложений





Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося

Формируемые способы деятельности

Мин.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок.


Здравствуйте, ребята! Рада приветствовать вас!

Поднимите, пожалуйста, смайлики, соответствующие вашему настроению. Настроены ли вы получать новые знания?

Обучающиеся здороваются, присаживаются на свои места и слушают учителя.

Умение настраиваться на учебное занятие.

1

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебной деятельности.

Внимание на экран.

На доске написан текст. В нём отсутствуют знаки препинания. Вам необходимо их расставить в соответствии с мыслями, сформулированными в каждом из них. Прочитайте текст вслух.


Текст

После долгих поисков я нашёл наконец подходящий участок для постройки жилища это была небольшая гладкая полянка на скате высокого холма от вершины до самой полянки холм спускался отвесной стеной, так что я мог не опасаться нападения сверху







Из какого произведения взят отрывок?

Молодцы, быстро догадались!

Докажите, что это текст. Какие наименьшие единицы языка мы можем выделить в этих предложениях?


Что мы будем делать на уроке?



Тема формулируется и записывается в тетради.


Вспомните, пожалуйста, что вы помните о словосочетании?

Какие его основные признаки знаете?

Значит, чему мы должны сегодня научиться? Какова главная цель нашего урока? Как мы будем достигать цели?




Один обучающийся выходит к доске и расставляет знаки препинания, меняет строчные буквы на прописные.

Текст

После долгих поисков я нашёл наконец подходящий участок для постройки жилища. Это была небольшая гладкая полянка на скате высокого холма. От вершины до самой полянки холм спускался отвесной стеной, так что я мог не опасаться нападения сверху.


Даниель Дефо «Робинзон Крузо»

Слова, словосочетания и предложения.


Работать со словосочетаниями и предложениями.

Записывают число и тему в тетради.



Ответы обучающихся.

Закрепить знания о словосочетании и предложении.


После долгих поисков, для постройки жилища, гладкая полянка.



Регуляция учебной деятельности.
















Умение строить логические цепочки.











Умение объяснять языковые явления, процессы.


3








3




















5

3. Выявление места и причины затруднения.

Поработаем с нашими предложениями. Вычлените три словосочетания из предложений.


Что такое словосочетания?

Как связаны слова в словосочетании?

Почему нам сложно ? Недостаток информации.

Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Приведите примеры.


Дети отвечают. Не все помнят, как вычленять словосочетания.



Формирование интереса к способу решения и общему способу действия.

2

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Что нужно сделать? Цель - устранение затруднения. План достижения цели. Способ и средства. Поиск информации.


Словосочетание состоит из двух частей: главной и зависимой. Зависимое слово связывается с главным по смыслу и грамматически. От главного слова можно задать вопрос. Например, интересная книга. Книга (какая?) интересная.

Выполните синтаксический разбор найденных словосочетаний.


Чем словосочетание отличается от слова и от предложения?

Переходим к предложению. При помощи предложений мы выражаем мысли и чувства, просьбу, совет. Главные члены предложения составляют его грамматическую основу. Для предложения характерна интонация завершения.

Вспомним, какие виды предложений вы знаете? Какие знаки препинания ставятся в конце каждого из них?


Самостоятельное изучение схемы на стр. 26. Рассказ о простых предложениях. Примеры.


Составление алгоритма нахождения в тексте слова, словосочетания и предложения.


Какие у вас есть вопросы ко мне? Что-то осталось неясным?

Формулируют план восполнения недостающей информации.


Задают вопросы.





Один обучающийся у доски письменно разбирает словосочетание.

Ответы детей.










Работа с учебным материалом.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Умение планировать свои действия и прогнозировать

предстоящую

работу.







Формирование умения самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

4

5. Реализация построенного проекта.

Эталон. Устно и письменно УУД фиксируются в форме образца в тетради. Отрабатывается совместно.


Алгоритм. См. Приложение 1.


Записывают примеры в тетради.



Умение выявлять орфограмму и правильно её обозначать, умение строить логические цепочки рассуждений.

5

6. Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи.

Проговаривание вслух нового алгоритма УУД и решение типовых заданий.

Закрепляем знания. У доски 1 обучающийся записывает под диктовку предложение.

Осенью в лесу не услышишь пения птиц.


Разбираем 1-2 словосочетания и предложение.


Физкультминутка.

Один обучающийся (по желанию) выходит к доске и проводит разминку.



Обучающийся проговаривает вслух условия выбора орфограмм.




Выполняют разминку.


Садятся на места.


Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Корректировать свои действия.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.




Здоровьесбережение.

5












7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Проверим, как мы с вами усвоили тему.

Работа с сигнальными карточками: словосочетание - зелёные; предложение - оранжевые.

Шёл он по тайге, пометы на деревьях, зарубка на дереве, отойдёт он немного, за этим человеком, люди собьют каблуками мох с валежин, притопчут траву, лесные тропинки, тропинки зарастают со временем.


Какое произведение классической русской литературы вам напомнили эти словосочетания и предложения? («Васюткино озеро» В.П. Астафьев)


Самостоятельная работа: 3 уровня сложности. Ситуация успеха.

Работа с учебником: упр. 44. Устно определяем основную мысль текста и доказываем, что восклицательные знаки поставлены в соответствии с пунктуационными правилами.

1 уровень. Спишите текст, обозначьте орфограммы.

2 уровень. Спишите текст, обозначьте орфограммы и выполните фонетический разбор слова «всякую».


На интерактивную доску выводится эталон выполнения упражнения (для 1 уровня). Устно проверяется фонетический разбор.


Взаимопроверка (работа в парах).

Сравнивание с образцом.

Выставление отметок: 0 ошибок - «5», 1-2 ошибки - «4», 3-4 ошибки - «3». Выставление отметок.


ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ: упр. 45. Проверяется отдельно.


Обучающиеся поднимают карточки в соответствии с типом единиц языка.















Работают с текстом.













Двое сильных обучающихся работают с упражнением.


Умение воспринимать,

осмысливать,

запоминать

учебный

материал.










Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.




Саморегуляция как

способность к мобилизации

сил и энергии, к волевому

усилию и к преодолению

препятствий.



Умение корректировать свои действия.


Умение эффективно сотрудничать с одноклассниками и учителем.

5
















7
















8. Включение в систему знаний и повторение.

Цифровой диктант: да - 1, нет - 0. Согласны ли вы с утверждениями?

Словосочетание наиболее полно, чем слово, описывает предмет.

Грамматическая основа предложения состоит из главного слова и зависимого.

«Морозный и свежий» – это словосочетание.

«Люблю читать» – вопросительное предложение.

В слове «участвовать» две буквы «в»?


Выставление дополнительных оценок (по желанию детей): 1 правильный ответ – 1 балл.


Какую работу мы с вами сегодня провели?

Уточняются особенности приобретённых УУД.








Ответ: 10001







Делают выводы. Проговаривают правило.



Умение систематизировать материал, проговаривать его во внешней речи.

3

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке как итог.

Чего мы достигли на уроке?

Продолжите предложения:

На этом уроке я узнал…

Мне было интересно…

Меня удивило…

Мне было легко…

Мне было трудно…

На доску цветочки или смайлики.

Обучающиеся дают ответы.

Умение адекватно оценивать свои действия и

воспринимать оценку

учителя, рефлексировать.

2

10. Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру «Пейзаж за окном» и выполнить синтаксический разбор одного словосочетания или составить 5 словосочетаний и с двумя из них составить предложения об осени (письменно).








Приложение 1.

Алгоритм.

Перед нами предложение.

Лес уже сбросил листву.

«Лес» - это слово, «лес сбросил» - это грамматическая основа. Лес (что сделал?) сбросил. Подлежащее выражено именем существительным, а сказуемое – глаголом. «Сбросил листву» - это словосочетание: сбросил (что?) листву. Грамматическая связь выражена окончанием – «у». Главное слово – «сбросил», выражено глаголом, зависимое – «листву», выражено именем существительным. Это глагольное словосочетание. Зависимое слово стоит в единственном числе, в винительном падеже. «Уже сбросил» - словосочетание: сбросил (когда?) уже. Главное слово – «сбросил», выражено глаголом, зависимое – «уже», выражено наречием. Грамматическая связь отсутствует, т. к. наречие – это неизменяемая часть речи. Это глагольное словосочетание. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации