Технологическая карта урока "Нахождение процента от числа"
Технологическая карта урока
Ф.И.О педагога Люкина Елена Аликовна
Должность учитель математики
Полное название ОО (с указанием муниципального образования) Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Предмет Математика
Класс: 5 - А
Учебник (УМК, программа): А.Г. Мерзляк «Математика – 5», общеобразовательная.
Тема урока: «Нахождение процента от числа»
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Оборудование: ноутбук, видеопроектор
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
Учащиеся владеют:
регулятивными УУД: определяют и осознают цель урока, планируют и прогнозируют результат (1 уровень); осуществляют самооценку (1 уровень);
познавательными УУД: определяют способы решения проблем с помощью учителя (1 уровень); выдвигают гипотезы, выделяют необходимую информацию (1 уровень);
коммуникативными УУД: эффективно сотрудничают в паре, осуществляя взаимопомощь и взаимооценку (1 уровень); высказывают свою точку зрения по инициативе учителя (1 уровень); ведут диалог (1 уровень);
личностными УУД: осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы (1 уровень)
У учащихся недостаточно сформированы:
коммуникативные УУД: вступать в диалог, задавая вопросы, давая обоснования;
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Решение задач на нахождение процентов от числа | 1 – 2 уровень - выполнение действий по алгоритму под управлением учителя, частично – решение после подсказки учителя. |
Умение представлять десятичные дроби в виде процентов и проценты в виде десятичных дробей | 2 - 3 уровень - понимание, адекватное употребление при решении задач, частично – решение после подсказки учителя. | |
Умение выполнять арифметические действия с десятичными дробями | 2 - 3 уровень - понимание, адекватное употребление при решении задач, частично – решение после подсказки учителя. | |
Регулятивные | Определяют тему урока | 1 - 2 уровень – выполнение задания совместно с другими учащимися |
Составлять план действий необходимый для достижения цели | 2 уровень – выполнение задания совместно с другими учащимися | |
Осуществляют контроль правильности своих действий и корректировку их по ходу урока | 2 уровень – выполнение действий по алгоритму под управлением учителя | |
Оценивают свою деятельность | 2 уровень – выполнение действий по алгоритму под управлением учителя | |
Познавательные | Самостоятельно формулируют тему урока | 2 уровень – совместные (групповые) действия |
Извлекают необходимую информацию из учебника | 2 уровень – совместные (групповые) действия | |
Умеют осознанно строить высказывание в устной форме | 2 уровень – совместные (групповые) действия | |
Коммуникативные | Осуществляют рефлексию и оценивание своей деятельности | 2 уровень – совместные (групповые) действия |
Слушают и понимают речь учителя, одноклассников, | 2 уровень | |
Умеют вести диалог, используя математические термины, дают совет | 2 уровень | |
Умеют выполнять роль в паре, высказывать своё мнение, выслушать мнение партнёра | 2 уровень – совместные (групповые) действия | |
При необходимости задают вопросы учителю для нахождения нужной информации; высказывают своё мнение | 2 уровень | |
Личностные | Принимают учебные цели | 2 уровень |
Имеют мотивацию к учебной деятельности | 2 уровень | |
Принимают роль активной личности | 2 уровень | |
Умеют представлять результат своей деятельности | 2 уровень |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД и предметные действия |
1 этап. Организационный этап (2 мин) | Обеспечение внешней благоприятной обстановки для работы, психологическая подготовка учащихся к общению на уроке. | Беседа | Фронтальная | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Создает положительный настрой на продуктивную работу. | Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности рабочих мест обучающихся. Включение в деловой ритм урока. | Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; строить устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей; договариваться с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Личностные: умение настроить себя на рабочий лад, соблюдение моральных норм. |
2 этап. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) | Обеспечение включения учащихся в совместную деятельность по определению и принятию целей учебно-познавательной деятельности. | Беседа | Фронтальная | Зачитывает задачу: «У Медведя в огороде росло 25 морковок. Зайчик съел 32 % всех морковок. Сколько морковок съел зайчик?» В ходе беседы ставятся цели урока: научиться решать задачи на нахождение процентов от числа. | Участвуют в фронтальном опросе. С помощью учителя учащиеся формулируют цели урока. В тетрадь записывают тему урока: «Нахождение процента от числа». | Предметные: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); формулировать проблему; определять цель учебной деятельности; выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их. Регулятивные: планировать свою деятельность на уроке; планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя. Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. Личностные: формирование потребности в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств. |
3 этап. Актуализация знаний (5 мин). | Актуализировать опорные знания и способы деятельности. Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Устная работа, письменная работа | Фронтальная, индивидуальная | Проверяет знание правил деления чисел на 100 и умножения десятичной дроби на натуральное число. Проверяет умение делить числа на 100 и умножать десятичную дробь на натуральное число. | Проговаривают правила деления чисел на 100 и умножения десятичной дроби на натуральное число. Выполняют предложенные упражнения устно, ответы записывают в тетрадь (графический диктант). Осуществляют взаимопроверку. | Предметные: умение определять и формулировать проблему. Регулятивные: фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии; оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; оценивать работу друг друга. Коммуникативные: слушать, наблюдать, объяснять результат полученного в задании ответа. Личностные: учатся поддерживать друг друга в неудаче, сотрудничество, правильное выстраивание межличностных отношений. |
4 этап. Открытие учениками нового знания. (5 мин) | Применить полученные ранее знания в новой ситуации | Метод проблемного изложения | Фронтальная | Организует обсуждение решения задачи: «У Медведя в огороде росло 25 морковок. Зайчик съел 32 % всех морковок. Сколько морковок съел зайчик?» Записывает решение задачи на доске. 1) 25 : 100 = 0,25 (м.) - это 1% 2) 0,25 .32 = 8 (м.) - сорвала Маша Ответ: 8 морковок Организует обсуждение алгоритма решения задач на нахождение процентов от числа. | Принимают участие в обсуждении способов решения задачи. Записывают решение задачи в тетрадь. Формулируют алгоритм решения задач на нахождения процентов от числа. | Предметные: умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ результатов Регулятивные: умение проверять правильность собственных умозаключений Коммуникативные: умение сотрудничать в поиске и сборе информации, умение выслушивать мнение других Личностные: учатся поддерживать друг друга в неудаче, сотрудничество, правильное выстраивание межличностных отношений. |
5 этап. Этап закрепления знаний и способов действий (22 мин). | Обеспечение закрепления знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации. Обеспечение повышения уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения. Создание условия для выявления индивидуальных способов закрепления материала. | Беседа Письменная работа | Фронтальная | Организует обсуждение решения задачи №2: «Маша запланировала поздравить с Новым годом 45 зверей. Сколько зверей получили подарки, если она успела поздравить только 60% всех зверей?» Приглашает одного из учеников к доске для оформления решения задачи. Просит сформулировать алгоритм решения задач на нахождение процентов от числа. | Обсуждают решение задачи. Оформляют решение задачи в тетради. 1) 45 : 100 = 0,45 (зв.) - это 1 %. 3) 0, 45 . 60 = 27 (зв.) – получили подарок. Ответ: 27 зверей Формулируют алгоритм решения задач на нахождение процента от числа, записывают его в рабочий лист. | Предметные: формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности; анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщить изученное; анализировать, синтезировать и сравнивать информацию. Регулятивные: работать по плану; выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль; действовать по алгоритму, правилу. Коммуникативные: строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; слушать и понимать речь других; высказывать и обосновывать свою точку зрения. Личностные: умение оценить собственный успех, причину неудачи. |
Физкультминутка | Фронтальная | Предлагает выполнить физкультминутку «В гостях у Машеньки» под музыку из мультфильма. | Выполняют упражнения физкультминутки | |||
Письменная работа, беседа | Работа в парах | Предлагает обсудить решение задачи №3 «Дед Мороз простудился, и Маша заварила ему 400 г крепкого чая с малиной. А ещё Маша положила туда мёд. Сколько мёда положила девочка в чай, если мёда было 6% от всего объёма кружки?» с соседом по парте, сформулировать план действий. Организует обсуждение путей решения задачи всем классом. Просит записать решение задачи в тетради (комментирование с места одного из учеников). | Обсуждают с соседом по парте решение задачи. Обсуждают решение задачи всем классом. Записывают решение задачи в тетрадь. 1) 400 : 100 = 4 (г) - это 1% 2) 4 . 6 = 24 (г) – меда положила Маша в чай. Ответ: 24 г. | |||
6 этап. Этап контроля и самоконтроля (5 мин). | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами деятельности. Определение недостатков в знаниях и способах деятельности учащихся, определение их причины. Обеспечение развития у учащихся способности к оценочным действиям. | Письменная работа. Беседа | Индивидуальна. Фронтальная | Предлагает самостоятельно решить задачу №4 «Медведь в магазине для пингвиненка купил 16 рыбок. Пингвиненок съел 25% всех рыб. Сколько рыбок съел пингвиненок? Приглашает одного ученика к доске для оформления решения задачи (на обороте доски). Предлагает сравнить свое решение с решением на доске. | Решают задачу. 1) 16 : 100 = 0,16 (р.) - это 1% 2) 0,16 . 25 = 4 (р.) – съел пингвиненок Ответ: 4 рыбки Сравнивают свое решение с решением на доске. | Предметные: систематизировать, обобщать изученный материал, делать выводы. Регулятивные: оценивать свою работу; самостоятельно контролировать время при выполнении задания; осуществлять самоконтроль. Коммуникативные: высказывать свои суждения, доказывать правоту; аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала; выступать публично; строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей. Личностные: развитие внимания, стрессоустойчивости в условиях ограниченного времени. |
7 этап. Рефлексии (2 мин). | Инициировать рефлексию деятельности, эмоционального состояния учащихся, их взаимодействия с учителем и одноклассниками. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества. | Беседа | Фронтальная | Задает детям вопросы: - Какая тема урока была? - Какую цель ставили? -Достигли цели? Просит оценить свою деятельность на уроке. Просит продолжить предложение: Я научился… Было трудно… Сегодня я узнал… У меня получилось… Теперь я могу… | Отвечают на вопросы учителя. Делают самооценку своей деятельности в раздаточном листе. По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли. | Регулятивные: соотносить цели и результаты собственной деятельности; анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке. Коммуникативные: строить монологическое высказывание; оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других. Личностные: формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия, формирование границ собственного «знания «и «незнания». |
8 этап. Информация о домашнем задании (1 мин). | Выучить алгоритм решения задач на нахождение процентов от числа. Придумать и решить две задачи на нахождение процентов от числа Спасибо всем! | Записывают домашнее задание. |