Технологическая карта урока «Обработка боковых срезов цельнокроеного фартука»
Технологическая карта урока «Обработка боковых срезов цельнокроеного фартука».
УМК:
Закон РФ от 29. 12. 2012 273-единый федеральный закон «об образовании в Российской федерации»
- АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
-Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – Москва «ВЛАДОС», 2012.
-Картушина Г.Б. Мозговая Г.Г. Швейное дело: учеб. Для 7 кл. спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида /Г.Б. Картушина. – Москва «Просвещение» 2017
Учитель | Колесникова Светлана Николаевна | Учебный предмет | Трудовое обучение (профиль: Швейное дело) | ||||
Класс | 7 класс для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | Тип урока | комбинированный | ||||
Задачи урока: | Цель урока | Обработать боковые срезы цельнокроеного фартука. | |||||
Образовательная: | Закрепить умения по выполнению шва вподгибку с закрытым срезом; закрепить умения по выполнению машинных швов; закрепить умения по выполнению машинной закрепки. | ||||||
воспитательная: | способствовать воспитанию интереса к учебному предмету; способствовать развитию эстетического восприятия учащихся; способствовать развитию самостоятельности и умения доводить начатое дело до конца. | ||||||
коррекционно-развивающая: | способствовать развитию связной устной речи посредством составления технологической карты, в ходе оценивания качества работы; способствовать развитию моторных навыков (точность движений, координация), навыков самоконтроля в ходе выполнения практической работы; способствовать развитию внимания, понятийного мышления, памяти, операций анализа и синтеза в ходе упражнений: «Зеркало», «Угадай шов», «Волшебный мешочек»; способствовать развитие непроизвольного внимания в процессе работы с карточками «Виды швов». | ||||||
Технологии | Технология коррекционно-развивающего обучения Худенко Е.Д.; Технология разно-уровневого обучения; Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). | ||||||
Опорные понятия, термины | Чертеж, верхний срез, нижний срез, бретель, боковые срезы. | Понятия, термины: | Шов вподгибку с закрытым срезом, закрепка. | ||||
Планируемый результат | |||||||
Предметный (ПР): | закрепят знания и умения по выполнению машинных швов; закрепят умения по выполнению машинной закрепки; научатся контролировать точность выполнения операций. | ||||||
Личностный (ЛР): | уважительное отношение к труду; овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством учителя; умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом обучающиеся имеют мотивацию к учебной и трудовой деятельности | ||||||
Регулятивные | принимать и сохранять учебную задачу, работать по технологической карте, контролировать точность выполняемых операций; находить необходимую информацию на чертеже, технологической карте, анализировать информацию, делать выводы; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
| ||||||
Коммуникативные | оценивать свои действия и действия других учеников, умений вносить корректировку в действия; умение взаимодействовать с одноклассниками при проведении контроля качества при пошиве фартука.
| ||||||
Организация пространства | |||||||
Ресурсы (основные, дополнительные) | Швейная мастерская. Оборудование: швейная машина. Инструменты: игла, нитки, наперсток, ножницы. карандаш, линейка. Дополнительные ресурсы: технологическая карта изготовления цельнокроеного фартука. Образец изделия - фартук, слайдовое сопровождение к уроку, мобильный интерактивный комплекс, индивидуальные карточки. |
Организация деятельности на уроке | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся ( задания, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов) |
ОРГМОМЕНТ. | Здравствуйте ребята. Посмотрите на доску. Вы видите отдельные слова. Составьте пословицу. Действительно самое главное в жизни каждого человека труд. Сегодняшний урок хочется начать с замечательных строк, зовущих к упорству, трудолюбию, важности выбранного трудового пути. Труд-основа нашей жизни Он любой украсит день. Нет стыднее укоризны, Что тебе трудиться лень. Труд любой нам очень важен, Постарайся все пройти, И душою будь отважен, Постигая труд в пути. | Обучающиеся из слов составляют пословицу. « Без труда не вытащишь и рыбу из пруда» |
ПОВТОРЕНИЕ. Учитель вводит обучающихся в тему урока | Учитель осуществляет фронтальный опрос об изделии, которое изготавливают обучающиеся: | Обучающиеся развернуто отвечают на поставленный вопрос: |
Вопрос 1. Скажите пожалуйста какое изделие мы шьем на уроке? | Примерный ответ. На уроке мы шьем цельнокроеный фартук. | |
Вопрос 2.К какому виду одежды относиться фартук? | Примерный ответ. Фартук относится к рабочей одежде. | |
Вопрос 3. На слайде вы видите виды фартуков в зависимости от кроя. 1.Отрезной фартук с нагрудником. 2.Цельнокроеные фартуки. 3. Фартук без нагрудника. Возьмите карточку №1на которой написаны виды фартуков. Посмотрите на следующий слайд и расставьте цифры, которые соответствуют видам фартуков на слайде. Вопрос 4. Какие цифры вы написали? | Обучающиеся смотрят слайды и вспоминают виды фартуков. Слабым ученикам помогает учитель.
Обучающиеся смотрят слайды и расставляют цифры в карточке. Слабым ученикам помогает учитель. Примерный ответ. (правильный ответ: 4231), | |
Учитель 5. Проверьте ваши записи на слайде. | Обучающиеся внимательно смотрят на слайд и проверяют записи в своей карточке. Обучающиеся осуществляют самопроверку. | |
Вопрос 6. Опишите наше изделие. Из каких деталей состоит фартук? Учитель: Давайте вспомним, что шерстяные ткани разделяются на чистошерстяные и полушерстяные. | Обучающаяся отвечает у доски показывая детали фартука на чертеже Примерный ответ. Фартук с нагрудником-это нагрудно-поясное изделие, которое держится на фигуре человека с помощью бретелей (на шее) и пояса (на талии). Фартук относится к рабочей одежде. Мы шьем фартуки для мастерских мальчиков из полушерстяной ткани. Полушерстяные ткани вырабатывают из шерстяной пряжи с добавлением химических волокон. Ткань шерстистая, без блеска, упругая, прочная, не мнется, хорошо держит складки. Фартук состоит из основной детали, бретели, пояса (2детали).
| |
Вопрос 7. Опишите свойства чистошерстяной ткани.
| Примерный ответ. Положительные свойства: чистошерстяные ткани натуральные, пропускают воздух, впитывают влагу, сохраняют тепло человека. Отрицательные свойства: шерстяные ткани пылеемкие, дают большую усадку после стирки, обладают сваливаемостью, имеют большую осыпаемость. | |
Учитель вводит обучающихся в тему урока. Комментарий учителя: На прошлом уроке мы изучили план пошива цельнокроеного фартука. Давайте вспомним его. Внимание на слайд (на карточке №2 в плане пошива фартука напишите в скобках виды швов) Проверьте на слайде, правильно ли вы написали виды швов Вопрос Какие технологические операции на прошлом уроке мы выполняли? | Примерный ответ. Воспитанники озвучивают план работы по пошиву фартука. 1.Обработать бретель и пояс (обтачным швом). 2.Обработать верхний срез фартука с одновременным втачиванием бретели (швом вподгибку с закрытым срезом). 3.Обработать боковые срезы с одновременным втачиванием пояса (швом вподгибку с закрытым срезом). 4. Обработать нижний срез фартука. (швом вподгибку с закрытым срезом) 5.Отутюжить готовое изделие, сложить. Примерный ответ. Мы выполняли следующие операции: 1.Обрабатывали бретель и пояс фартука. 2.Обрабатывали верхний срез фартука с одновременным втачиванием бретели. | |
Сообщение темы урока. | Вопрос. Посмотрите внимательно на план пошива фартука. Скажите какую технологическую операцию мы будем выполнять на этом уроке? Правильно запишите тему урока в тетрадь. Тема нашего урока: Обработка боковых срезов фартука. | Примерный ответ. Мы будем выполнять следующую операцию: Обработка боковых срезов фартука. Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь. |
ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ ПОЛУЧЕННЫХ РАНЕЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. | Вопрос. Посмотрите на чертеж и вспомните основные срезы нашего изделия? Подпишите на карточке №3 срезы изделия. Комментарий учителя. Проверьте на слайде виды срезов. | Обучающиеся подписывают на карточке №3 названия срезов. Один из обучающихся для проверки показывает срезы на чертеже у доски. |
Вопрос. Посмотрите внимательно на технологическую карту и скажите- каким швом мы обрабатываем боковые срезы?
Учитель: Давайте вспомним технологию выполнения шва вподгибку с закрытым срезом. | Примерный ответ. Боковые срезы мы обрабатываем швом вподгибку с закрытым срезом. 1.Учащиеся выполняют упражнение по памяти. 2.Слабые обучающиеся работают вместе с учителем. Обучающиеся слушают учителя, воспринимают материал с использованием слухового, зрительного анализаторов. | |
ОБЪЯСНЕНИЯ УЧИТЕЛЯ. Закрепление знаний о видах швов. | 1.Подогнуть боковой срез на изнаночную сторону на 5-7 мм, 2 Подогнуть срез вторично на изнаночную сторону на 7-10 мм, 3. Проложить машинную строчку на 1-2 мм от подгиба. 4. Приутюжить шов. | Обучающиеся по памяти составляют технологическую карту на стенде. |
Учитель. Сейчас мы поиграем в игру «волшебный мешочек» и вспомним виды швов, которые вы выполняли. | Учащиеся вытаскивают из мешочка различные образцы швов называя их. (Упражнение по памяти) Слабые обучающиеся работают вместе с учителем. | |
Закрепление знаний о шве. | Вопрос. Перед вами на интерактивной доске изображены схемы швов. Внимательно посмотрите и обведите на карточке №4 букву, соответствующую схеме шва вподгибку с закрытым срезом. (учитель демонстрирует на интерактивной доске схемы швов) | Примерный ответ. Учащиеся отмечают схему под буквой Д. Проверяют- используя изображение на экране. |
Критерии качества | Учитель. Вспомните, какое основное требование предъявляют к качеству выполнения шва? 1. Ширина шва равна7- 10 мм. 2.Строчка выполнена ровно на расстоянии на 1-2 мм от подгиба. 3. Закрепка выполнена в начале и в конце строчки. 4.Влажно-тепловая обработка выполнена качественно. | Обучающие запоминают основные критерии качества. |
Инструктаж по технике безопасности. | Учитель озвучивает правила техники безопасности при работе на швейной машине и правила ВТО. Учитель. При работе с иголкой, ножницами необходимо соблюдать правила техники безопасности. Давайте вспомним их. | Обучающиеся передают ножницы и называют правила техники безопасности по очереди. 1.Иголку хранят в игольнице. 2.Запрещено вкалывать иголку в одежду, брать в рот. 3.Если иголка сломалась необходимо сообщить учителю и завернуть иголку в бумажку. 4. Ножницы необходимо хранить в коробке. 5. Запрещено оставлять открытыми и класть на край стола. 6.Передают ножницы кольцами вперед. |
Учитель: Шов подгибку с закрытым срезом мы выполняли много раз, поэтому я желаю вам успехов в самостоятельной работе на сегодняшнем уроке. | | |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | осуществляет текущий инструктаж по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы; проверяет организацию рабочих мест и соблюдений безопасных условий труда; проверяет правильность выполнения приемов; технологической последовательности операций; осуществление учащимися самоконтроля и оказывает индивидуальную помощь слабым учащимся; за 12 минут до окончания урока учитель просит закончить работу по шитью | Обучающиеся, приступают к самостоятельной работе. |
ФИЗКУЛЬТМИУТКА | На 20 минуте самостоятельной работы учитель предлагает обучающимся отложить изделие, выйти в проходы, повторить некоторые физические упражнения для активизации работы групп мышц, которые не задействованы в ходе практической деятельности. (Игра «Зеркало») Зарядка для глаз по М. Норбекову. | Обучающиеся повторяют за учителем упражнения в разных темпах. |
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА | Учитель: Время самостоятельной работы на сегодняшнем уроке закончилось. Сейчас предлагаю вам оценить качество выполненной работы. И посмотреть на изделия, которые вы сшили. Обменяйтесь работами. Не забываем про критерии качества смотрим на слайд. | Обучающиеся передают сшитые изделия друг другу, оценивая работы. |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. | Вопрос. Какие срезы фартука мы сегодня обрабатывали? Вопрос. Каким швом мы обрабатывали срезы? Вопрос. Для кого мы шьем фартуки. | Ответ. Мы сегодня обрабатывали боковые срезы фартука. Ответ. Мы обрабатывали боковые срезы швом вподгибку с закрытым срезом. Ответ. Мы шьем фартуки для столярной мастерской мальчиков. |
РЕФЛЕКСИЯ | Учитель: Сейчас выберите цвет своего настроения. Выберите карточку и передайте мне. Если вы выбрали карточку желтого цвета-все понравилось, все получилось. Зеленую-настроение хорошее, но получилось не все. Красную- ничего не получилось. (Показывает карточку желтого цвета) Я выбираю желтый, солнечный цвет, значит у нас все получилось. | На партах у обучающихся находятся карточки. Красные, желтые, зеленый. Учащиеся выбирают карточку с цветом, соответствующим их настроению и передают учителю |
| Учитель озвучивает отметки за урок. | |
Приложение.
Карточка №1
Расставьте номер фартука в карточке в соответствии с фото на слайде.
№ п.п. | Виды фартуков по крою. |
| Фартук без нагрудника |
| Цельнокроеный фартук. |
| Цельнокроеный фартук. |
| Отрезной фартук с нагрудником. |
Карточка № 2.
План пошива цельнокроеного фартука.
(Напишите в скобках названия шва).
1.Обработать бретель и пояс (-------------------------------------).
2.Обработать верхний срез фартука с одновременным втачиванием бретели (-----------------------------------------).
3.Обработать боковые срезы с одновременным втачиванием пояса (------------------------------------------------------------------------------).
4. Обработать нижний срез фартука. (------------------------------------------------------------------------------------------)
5.Отутюжить готовое изделие, сложить.
Карточка № 3.
Чертеж цельнокроеного фартука.
Посмотрите на чертеж и вспомните основные срезы нашего изделия? Подпишите на карточке №3 срезы изделия.
Карточка №4
Обведите букву, которая соответствует схеме шва вподгибку с закрытым срезом на карточке. Запомните схему.
Использованная литература и интернет-источники:
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=cfda3de8ec72c1abfd7849cd72b0cd75-l&n=13
http://pedsovet.su/load/1197-1-0-48824 Презентация по технологии "шов в подгибку с закрытым срезом. Классификация. Основные виды"; 6 - 7 классы.
: учеб.пособие для учащихся 7 классов вспомогательной школы Г.Н./Мерсиянова Г.Б..Картушина. – Москва «Просвещение», 1992.
http://imgload.ru/soedinenie-na-shipahПостельное белье
https://www.youtube.com/watch?v=WRsa10ns4I0 Физкультминутка с мишкой Пандой.
Дедушка ГуРу