Технологическая карта урока окружающего мира "Кто такие насекомые?"
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ?
Учитель: | Тихонова Ольга Алексеевна |
Предмет | Окружающий мир |
УМК | «Школа России» |
Класс | 1 |
Тема | Кто такие насекомые? |
Цель | Формировать представления об отличительных особенностях строения насекомых |
Задачи | Предметные: создать условия для организации деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о группах животных; формировать представление о том, кто такие насекомые; научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний. Познавательные: развивать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; развивать освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; развивать логические действия сравнения, анализа, классификации по признакам. Регулятивные: развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; развивать познавательный интерес к окружающему миру. Коммуникативные: развивать стремление находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач; развивать способность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Личностные: формировать наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; формировать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения. |
Тип урока | Урок «открытия нового знания». |
Жанр урока | Интегрированный |
Оборудование | Основные: А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч. А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1. А.А. Плешаков. Атлас - определитель. От земли до неба. Дополнительные: интерактивная доска, презентация к уроку КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ наглядно - дидактический материал. |
Этапы урока | Ход урока | Деятельность | Деятельность учащихся | Формы | УУД | Самоанализ урока |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Организационный момент (2 мин.) Эмоциональная, психологическая | - Здравствуйте ребята. Встаньте пожалуйста. Меня зовут Ольга Алексеевна, подарите улыбки мне, соседу по парте. Сегодня мы отправимся в путешествие по царству природы, а помогать вам будут ваше внимание, сообразительность и дружная работа. Итак, начинаем урок окружающего мира. Тихонько садитесь. | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой | Осуществляют самооценку | Фронтальная | Личностные: Личностные: понимают значение знаний, имеют желание учиться, стремятся хорошо учиться. | 1 минута Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу. |
II. Актуализация знаний (4 мин.) Постановка цели и задач урока. | Разгадывание загадок и беседа по теме «Кто такие насекомые?» - К нашим помощникам Муравью Вопросику и Мудрой Черепахе сегодня пришли гости. Давайте отгадаем, кто это? Презентация КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ СЛАЙД 2-3 - Сок цветов душистых пьет, Дарит нам и воск, и мед. Людям всем она мила. А зовут ее ... (Пчела) СЛАЙД 4-5 - У нее четыре крыла, Тело тонкое, словно стрела, И большие-большие глаза. Называют ее ... (Стрекоза) СЛАЙД 6-7 - Заберется на пенек И зажжет свой огонек. Светит нам ночной порой, Чтоб мы путь нашли домой. (Светлячок) СЛАЙД 8-9 - Очень маленький на вид, Надоедливо звенит, Прилетает вновь и вновь, Чтобы выпить нашу кровь. (Комар) СЛАЙД 10-11 - Этот маленький скрипач Изумрудный носит плащ. Он и в спорте чемпион, Ловко прыгать может он. (Кузнечик) СЛАЙД 12-13 - Он большой, лохматый, Жилет носит полосатый. В норке под землей живет И нектар цветочный пьет. (Шмель) - Муравьишка говорит, что все они его друзья. - Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые). — Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.) СЛАЙД 14-15 - Он строитель настоящий, Деловитый, работящий. Под сосной в лесу густом Из хвоинок строит дом. (Муравей) – А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое? - Определите тему урока. (Кто такие насекомые?) - Какую цель урока поставим? (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.) – Так кто такие насекомые? Давайте поможем Вопросику и Мудрой Черепахе разобраться в этом вопросе. | Обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью загадок. | Разгадывают загадки, Определяют тему и цель урока. | Фронтальная | Регулятивные: умение ставить цели и достигать их, принимать решения. Познавательные: умение работать с информацией, навыки логического мышления. | 4 минуты. На данном этапе уточняются первичные знания детей. Формулируются тема и задачи урока. |
III. Изучение нового материала (5 мин.) Объяснение нового материала, фиксация преодоления затруднения. | Учебник Окружающий мир. А.А. Плешаков. 1 класс. — Прочитайте тему урока на с. 32 учебника. (Кто такие насекомые?) — Прочитайте учебную задачу урока. - Рассмотрите рисунок на с. 32. - Кто изображен? - Как узнать какое из этих животных - насекомое? - Для этого надо узнать признаки насекомых. - Изучите по рисунку строение тела насекомого - бабочки. СЛАЙД 17 «Строение бабочки» - Кто сможет показать? (Выходят к доске и показывают) - Рассмотрим бабочку. Находим и проверяем друг друга: голову, грудь, брюшко… - Сколько крыльев у бабочки? (4) - Сколько мы видим? (2) Почему? | Работа с иллюстрациями учебника. Показывает и комментирует слайды презентации. | Отвечают на вопросы. Просматривают презентацию. | Фронтальная. | Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; осуществляют поиск нужной информации в учебнике логические – дополнение и расширение имеющихся знаний | 5 минут. Формирование у учащихся конкретных представлений о внешнем строении насекомого. |
Физкультминутка (2 мин.) | Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – полетела. У цветка остановилась, Над цветочком закружилась. | Проводит физкультминутку. | Выполняют упражнение | Индивидуальная. | ||
IV. Этап усвоения и осмысления новых знаний на основе решения проблемной Создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых. | – Посмотрите внимательно на рисунок в учебнике с.32. Найдите и сравните указанные части у стрекозы и божьей коровки. – Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми, на доску выставляются таблички с надписью признака.) - Сколько ног у насекомых? - Какие части тела вы увидели? - Посмотрите, что есть на голове у насекомого? - Усики, глаза – это органы чувств насекомых. - Посмотрите, что крепится к груди? - Ноги, крылья – это органы передвижения. - Ещё одна часть насекомых – брюшко. В нём находятся внутренние органы. – Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног. - Ребята, есть целая наука, которая изучает насекомых. И называется она ЭНТОМОЛОГИЯ. (Вывешивается карточка «Энтомология» на доске) Повторите это новое слово! - Как вы думаете, а как называют людей, которые изучают эту науку? (Вывешивается карточка «Энтомологи» на доске) - Настоящие учёные никогда не верят просто слову, они всё проверяют путем опыта. Но сначала ставят перед собой вопрос-предположение – «а правда, что…» Такие научные предположения называются гипотезами. - Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое. Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья». – Как вы думаете, зачем насекомым крылья? - Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи). Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой. Например СЛАЙД 18: – бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду; – майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду; – божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду; – пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду. Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду. При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха. – Но только ли у насекомых есть крылья? (Нет.) – Значит, данный признак нельзя считать главным. Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики». СЛАЙД 19: – Ваши предположения, зачем насекомым усики? (Ответы детей) Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы. – Только ли у насекомых есть усики? (Нет) – Значит, и этот признак нельзя считать главным. Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка». – Но только ли у насекомых тело разделено на такие части? У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко. СЛАЙД 20 Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». «6 ног» – У разных видов насекомых лапки служат для различных целей. Например: – у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу; – водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения; – богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву; – кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага. - Вернёмся к рисункам животных на стр. 32 учебника. Теперь вы знаете, признаки насекомых. - Кто же здесь насекомое? - Кто знает, как называется это насекомое? (Богомол) СЛАЙД 21 - Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но на самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол — насекомое юга. Древние греки в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны. - Есть ли ещё животные с тремя парами ног? (Нет) Значит, это главный признак насекомых? – Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.) СЛАЙД 22 - 23 | Организует работу с Осуществляет общий контроль | Рассматривают иллюстрации учебника, просматривают презентацию извлекают из них информацию, сравнивают части тела различных животных и делают вывод, выявляют противоречия Отвечают на вопросы. | Фронтальная. | Познавательные УУД: общеучебные Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу | 10 минут. Приобретение новых знаний |
Физкультминутка (2 мин.) | Жу – Жу – Жу – жужжит пчела, (Дети расставляют руки в стороны) Я лечу из далека. (Ритмично помахивают руками) Зу -Зу - Зу – комар пищит, (Указательный палец выставляют вперед) Укусить скорей спешит. (Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед) Уф - Уф - Уф – как паровоз, (Ритмично притопывают ногами) Шмель пыхтит, пыльцу привёз. Жук гудит: Гужу. Гужу. (Хлопают в ладоши) Я любого разбужу. | Проводит физкультминутку. | Выполняют упражнение | Индивидуальная. | ||
V. Первичное осмысление и закрепление. (8 мин.) Проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых. | - Рассмотрите вместе с соседом по парте рисунки на с. 33. Назовите друг другу насекомых, которых вы узнали. - Кто узнал? - Назовите. (Кузнечик, шмель, оса, комар, муха, клоп-солдатик) - Приведите примеры других насекомых. Воспользуйтесь атласом-определителем (с. 128-159). (Ответы детей) - Давайте придумаем и расскажем друг другу сказочные истории по данным в учебнике рисункам. - I вариант рассказывает по первой картинке, II вариант – слушает. - Я начинаю: Однажды Муравьишка спросил у Мудрой Черепахи: «Правда ли, что я насекомое? … - Продолжаем (Высказывания детей) - II вариант продолжает сказку по второй картинке. I вариант – слушает. - Я начинаю: Однажды Муравьишка встретил прекрасную бабочку. «Чем ты так расстроена Бабочка? … Важно, обратить внимание на то, сколько туфелек Муравьишка принёс бабочке. - Молодцы. - Откроем рабочую тетрадь на стр.22. - Какие насекомые здесь нарисованы? (Кузнечик, шмель) - Почему окрашены по-разному? - Докрасьте рисунок. Мальчики докрашивают кузнечика, девочки – шмеля. | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания | Выполняют задания | Работа Индивидуальная | Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе; логические – анализируют объект, выделяют главное. Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: действуют Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу | 8 минут. Первичное закрепление умения использовать на практике имеющиеся и полученные знания |
VI. Итоги урока. Рефлексия. (3 мин.) Способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу. | - Итак, кто такие насекомые? (Животные) - Как отличить насекомое от других животных? (У насекомых 6 ног) - Теперь я знаю, что…. (Ответы детей) -Теперь я смогу…. (Ответы детей) - Покажите сигнальную карточку, по цвету которой я увижу кто понял эту тему, кто в себе пока не уверен, а кто не усвоил этот материал. (Дети показывают сигнальные карточки) - На нашей планете существует около 2 млн. видов насекомых. - Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде. СЛАЙД 24. Все насекомые важны и нужны в природе, они являются пищей для других животных. Их нельзя убивать, потому что они живые, они – часть природы. - Дома докрасьте жуков в рабочей тетради (с. 22-23) - Урок окончен. | Проводит беседу по вопросам. | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Устный опрос Оценивание учащихся за работу на уроке |