12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тихонова Ольга Алексеевна92
Россия, Костромская обл., г. Мантурово
4

Технологическая карта урока окружающего мира "Кто такие насекомые?"



Технологическая карта урока

КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ?

Учитель:

Тихонова Ольга Алексеевна

Предмет

Окружающий мир

УМК

«Школа России»

Класс

1

Тема

Кто такие насекомые?

Цель

Формировать представления об отличительных особенностях строения насекомых

Задачи

Предметные:

создать условия для организации деятельности обучающихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о группах животных;

формировать представление о том, кто такие насекомые;

научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых;

получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять;

работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Познавательные:

развивать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

развивать освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

развивать логические действия сравнения, анализа, классификации по признакам.

Регулятивные:

развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;

развивать познавательный интерес к окружающему миру.

Коммуникативные:

развивать стремление находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач;

развивать способность излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.



Личностные:

формировать наличие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению;

формировать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Тип урока

Урок «открытия нового знания».

Жанр урока

Интегрированный

Оборудование

Основные:

А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1ч.

А.А. Плешаков. Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1.

А.А. Плешаков. Атлас - определитель. От земли до неба.

Дополнительные:

интерактивная доска,

презентация к уроку КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ

наглядно - дидактический материал.

Ход урока

Этапы урока

Ход урока

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

Формы
взаимодействия

УУД

Самоанализ урока

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент (2 мин.)

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

- Здравствуйте ребята. Встаньте пожалуйста. Меня зовут Ольга Алексеевна, подарите улыбки мне, соседу по парте. Сегодня мы отправимся в путешествие по царству природы, а помогать вам будут ваше внимание, сообразительность и дружная работа. Итак, начинаем урок окружающего мира.

Тихонько садитесь.


Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой

Осуществляют самооценку
готовности к уроку, настраиваются на урок.

Фронтальная

Личностные: Личностные: понимают значение знаний, имеют желание учиться, стремятся хорошо учиться.

1 минута


Включаются в урок, во взаимодействие с учителем, настраиваются на работу.

II. Актуализация знаний (4 мин.)

Постановка цели и задач урока.

Разгадывание загадок и беседа по теме «Кто такие насекомые?»

- К нашим помощникам Муравью Вопросику и Мудрой Черепахе сегодня пришли гости. Давайте отгадаем, кто это?

Презентация КТО ТАКИЕ НАСЕКОМЫЕ


СЛАЙД 2-3

- Сок цветов душистых пьет,

Дарит нам и воск, и мед.

Людям всем она мила.

А зовут ее ... (Пчела)


СЛАЙД 4-5

- У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела,

И большие-большие глаза.

Называют ее ... (Стрекоза)

СЛАЙД 6-7

- Заберется на пенек

И зажжет свой огонек.

Светит нам ночной порой,

Чтоб мы путь нашли домой. (Светлячок)


СЛАЙД 8-9

- Очень маленький на вид,

Надоедливо звенит,

Прилетает вновь и вновь,

Чтобы выпить нашу кровь. (Комар)


СЛАЙД 10-11

- Этот маленький скрипач

Изумрудный носит плащ.

Он и в спорте чемпион,

Ловко прыгать может он. (Кузнечик)


СЛАЙД 12-13

- Он большой, лохматый,

Жилет носит полосатый.

В норке под землей живет

И нектар цветочный пьет. (Шмель)


- Муравьишка говорит, что все они его друзья.

- Как одним словом мы можем их назвать? (Насекомые).

— Как по-другому мы можем назвать Муравьишку? (Насекомое.)


СЛАЙД 14-15

- Он строитель настоящий,

Деловитый, работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. (Муравей)


– А каких животных мы называем насекомыми? По каким признакам вы определяете, что это насекомое?


- Определите тему урока. (Кто такие насекомые?)

- Какую цель урока поставим? (Узнать, каких животных мы называем насекомыми.)

– Так кто такие насекомые?

Давайте поможем Вопросику и Мудрой Черепахе разобраться в этом вопросе.

Обеспечивает первичное

восприятие и осмысление новой темы с помощью загадок.

Разгадывают загадки,
отвечают
на вопросы.


Определяют тему и цель урока.

Фронтальная

Регулятивные: умение ставить цели и достигать их, принимать решения.

Познавательные: умение работать с информацией, навыки логического мышления.

4 минуты.


На данном этапе уточняются первичные знания детей.


Формулируются тема и задачи урока.

III. Изучение

нового материала (5 мин.)

Объяснение нового материала,

фиксация преодоления затруднения.


Учебник Окружающий мир. А.А. Плешаков. 1 класс.

— Прочитайте тему урока на с. 32 учебника. (Кто такие насекомые?)

— Прочитайте учебную задачу урока.


t1713432701aa.gif

- Рассмотрите рисунок на с. 32.

- Кто изображен?

- Как узнать какое из этих животных - насекомое?

- Для этого надо узнать признаки насекомых.

- Изучите по рисунку строение тела насекомого - бабочки.


СЛАЙД 17 «Строение бабочки»


t1713432701ab.png

- Кто сможет показать? (Выходят к доске и показывают)

- Рассмотрим бабочку. Находим и проверяем друг друга: голову, грудь, брюшко…

- Сколько крыльев у бабочки? (4)

- Сколько мы видим? (2) Почему?

Работа с иллюстрациями учебника.

Показывает и комментирует слайды презентации.





Отвечают

на вопросы.

Просматривают презентацию.




Фронтальная.





Познавательные:

общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации; осуществляют поиск нужной информации в учебнике

логические – дополнение и расширение имеющихся знаний

5 минут.


Формирование у учащихся конкретных представлений о внешнем строении насекомого.



Физкультминутка (2 мин.)


Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У цветка остановилась,

Над цветочком закружилась.

Проводит физкультминутку.

Выполняют упражнение

Индивидуальная.



IV. Этап усвоения и осмысления новых знаний на основе решения проблемной
ситуации (10 мин.)

Создать условия для самостоятельного поиска признаков насекомых.

– Посмотрите внимательно на рисунок в учебнике с.32. Найдите и сравните указанные части у стрекозы и божьей коровки.

t1713432701ac.gif

– Какие одинаковые части есть у всех этих животных? (Признаки рассматриваются по мере определения их детьми, на доску выставляются таблички с надписью признака.)

- Сколько ног у насекомых?

- Какие части тела вы увидели?

- Посмотрите, что есть на голове у насекомого?

- Усики, глаза – это органы чувств насекомых.

- Посмотрите, что крепится к груди?

- Ноги, крылья – это органы передвижения.

- Ещё одна часть насекомых – брюшко. В нём находятся внутренние органы.

– Значит, насекомые – это те животные, которые имеют крылья, усики, три части тела, 6 ног.

- Ребята, есть целая наука, которая изучает насекомых.

И называется она ЭНТОМОЛОГИЯ. (Вывешивается карточка «Энтомология» на доске) Повторите это новое слово!

- Как вы думаете, а как называют людей, которые изучают эту науку? 

(Вывешивается карточка «Энтомологи» на доске)

- Настоящие учёные никогда не верят просто слову, они всё проверяют путем опыта.  Но сначала ставят перед собой вопрос-предположение – «а правда, что…» Такие научные предположения называются гипотезами.

- Давайте проверим наши предположения – гипотезы. Нам нужно выделить самый главный признак, по которому можно определить насекомое.

Исследование первой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют крылья».

– Как вы думаете, зачем насекомым крылья?

- Крылья насекомые используют в основном для полёта. У большинства насекомых по четыре крыла, но некоторые отряды имеют лишь пару крыльев (комары, мухи).

Всем известно, что многие насекомые могут издавать звуки: одни жужжат, другие скрипят, свистят и даже поют...Очень многие насекомые умеют "разговаривать" крыльями, вибрируя ими с разной частотой.

Например СЛАЙД 18:

t1713432701ad.png

– бабочка махаон совершает 5-6 взмахов в секунду;

майский жук жужжит, совершая 45-50 взмахов крыльями в секунду;

божьи коровки в полете взмахивают крыльями до 100 раз в секунду;

пчелы работают крыльями еще активнее – до 450 взмахов в секунду.

Рекордсменами по "скороговорению крыльями" по праву считают комаров – 500-600, а у некоторых – до 1000 взмахов в секунду.

При такой частоте издаваемый звук становится неприятным для нашего уха.
Вспомните, как нас раздражает ночное зудение летающего комара.

– Но только ли у насекомых есть крылья? (Нет.)

– Значит, данный признак нельзя считать главным.

Исследование второй гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют усики». СЛАЙД 19:

t1713432701ae.png

– Ваши предположения, зачем насекомым усики? (Ответы детей)

Усики у насекомого – это органы чувств, которыми оно воспринимает запахи и различает вкус. Чем усики длиннее, тем они чувствительнее. Некоторые насекомые ощупывают усиками, как мы пальцами, окружающие предметы.

– Только ли у насекомых есть усики? (Нет)

– Значит, и этот признак нельзя считать главным.

Исследование третьей гипотезы: «Насекомые – это те, чьё тело состоит из трёх частей: головы, груди и брюшка».

– Но только ли у насекомых тело разделено на такие части?

У ракообразных и паукообразных голова и грудь соединены между собой, есть и брюшко.

СЛАЙД 20

t1713432701af.png

Исследование четвёртой гипотезы: «Насекомые – это те, кто имеют три пары ног». «6 ног»

– У разных видов насекомых лапки служат для различных целей.

Например:

– у пчелы на передних конечностях имеются специальные корзиночки, в которые они складывают пыльцу;

– водяной жук имеет на своих задних ногах некое подобие вёсел, на них отросли специальные волоски, которыми насекомое совершает гребные движения;

– богомолы используют передние лапки для охоты, зажимая ими свою жертву;

– кузнечики и блохи совершают мощные прыжки, спасаясь от врага.


- Вернёмся к рисункам животных на стр. 32 учебника. Теперь вы знаете, признаки насекомых.

- Кто же здесь насекомое?

- Кто знает, как называется это насекомое? (Богомол)

СЛАЙД 21

t1713432701ag.png

- Богомол обычно стоит на четырёх из шести лап, а передние держит сложенными впереди, как будто молится. Но на самом деле этот хищник поджидает в засаде насекомых, чтобы с быстротой молнии схватить неосторожную жертву. Богомол — насекомое юга. Древние греки в средние века его считали предсказателем погоды или вестником весны.

- Есть ли ещё животные с тремя парами ног? (Нет)

Значит, это главный признак насекомых?

– Так чем же отличаются насекомые, от других групп животных? (Наличием трёх пар ног.)

СЛАЙД 22 - 23

t1713432701ah.png

t1713432701ai.png

Организует работу с
информацией в учебнике стр.32.
Фиксирует внимание учащихся
на возникших противоречиях.
Предлагает
обсудить и вместе выделить
существенные признаки.
Знакомит с многообразием
мира насекомых и
необходимостью бережного
отношения к нему.

Осуществляет общий контроль
деятельности обучающихся.

Рассматривают иллюстрации

учебника, просматривают презентацию

извлекают из них

информацию, сравнивают части

тела различных животных и

делают вывод, выявляют

противоречия

Отвечают

на вопросы.


Фронтальная.





Познавательные УУД: общеучебные
– умение структурировать знания, выбор наиболее
эффективных способов
решения задания, умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.



Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу


10 минут.


Приобретение новых знаний

Физкультминутка (2 мин.)


Жу – Жу – Жу – жужжит пчела, (Дети расставляют руки в стороны)

Я лечу из далека. (Ритмично помахивают руками)

Зу -Зу - Зу – комар пищит, (Указательный палец выставляют вперед)

Укусить скорей спешит. (Делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед)

Уф - Уф - Уф – как паровоз, (Ритмично притопывают ногами)

Шмель пыхтит, пыльцу привёз.

Жук гудит: Гужу. Гужу. (Хлопают в ладоши)

Я любого разбужу.

Проводит физкультминутку.

Выполняют упражнение

Индивидуальная.



V. Первичное осмысление и закрепление.

(8 мин.)

Проверить усвоение обучающимися полученных знаний о представителях группы насекомых.

- Рассмотрите вместе с соседом по парте рисунки на с. 33. Назовите друг другу насекомых, которых вы узнали.

t1713432701aj.gif

- Кто узнал?

- Назовите. (Кузнечик, шмель, оса, комар, муха, клоп-солдатик)

- Приведите примеры других насекомых. Воспользуйтесь атласом-определителем (с. 128-159). (Ответы детей)

- Давайте придумаем и расскажем друг другу сказочные истории по данным в учебнике рисункам.

- I вариант рассказывает по первой картинке, II вариант – слушает.

- Я начинаю: Однажды Муравьишка спросил у Мудрой Черепахи: «Правда ли, что я насекомое? …

- Продолжаем (Высказывания детей)

- II вариант продолжает сказку по второй картинке. I вариант – слушает.

- Я начинаю: Однажды Муравьишка встретил прекрасную бабочку. «Чем ты так расстроена Бабочка? …

Важно, обратить внимание на то, сколько туфелек Муравьишка принёс бабочке.

t1713432701ak.gif

- Молодцы.

- Откроем рабочую тетрадь на стр.22.

- Какие насекомые здесь нарисованы? (Кузнечик, шмель)

- Почему окрашены по-разному?

- Докрасьте рисунок. Мальчики докрашивают кузнечика, девочки – шмеля.

t1713432701al.jpg

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания

Выполняют задания

Работа
в парах

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск нужной информации в учебнике, атласе-определителе;

логические – анализируют объект, выделяют главное.

Коммуникативные: принимают другое мнение, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: действуют
с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу

8 минут.

Первичное закрепление умения использовать на практике имеющиеся и полученные знания

VI. Итоги урока. Рефлексия.

(3 мин.) 

Способствовать выработке у учащихся способности к самоанализу.


- Итак, кто такие насекомые? (Животные)

- Как отличить насекомое от других животных? (У насекомых 6 ног)

- Теперь я знаю, что…. (Ответы детей)

-Теперь я смогу…. (Ответы детей)

- Покажите сигнальную карточку, по цвету которой я увижу кто понял эту тему, кто в себе пока не уверен, а кто не усвоил этот материал. (Дети показывают сигнальные карточки)

- На нашей планете существует около 2 млн. видов насекомых.

- Они живут в почве, на земле, в воздухе и даже в воде.

СЛАЙД 24.

t1713432701am.png

Все насекомые важны и нужны в природе, они являются пищей для других животных. Их нельзя убивать, потому что они живые, они – часть природы.

- Дома докрасьте жуков в рабочей тетради (с. 22-23)

- Урок окончен.

Проводит беседу по вопросам.


Отвечают
на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Устный опрос

Оценивание учащихся

за работу на уроке


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.